bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
Малое предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активной части населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.


У государственной поддержки малого предпринимательства существует широкая нормативная база, основой которой является Федеральный закон от 24.07.2007 г.

№209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон №209-ФЗ).


В соответствии с этим Законом приняты постановления Правительства РФ, основополагающими из которых являются федеральные программы по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации. Нормативные акты по развитию малого предпринимательства и программы такого развития существуют также на региональном и местном уровнях.


Может создаться впечатление, что законодательные акты изобилуют всяческими преимуществами для малых предприятий. На самом же деле действующее законодательство далеко от того, чтобы способствовать реализации экономической инициативы граждан. Несовершенно налоговое законодательство, усложнены учет и отчетность субъектов малого предпринимательства, не отлажены механизмы финансово-имущественной поддержки, большинство правовых норм носит декларативный характер.


Одним из серьезных факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства, является усложненная административно-разрешительная практика в предпринимательской сфере. Существует множество бюрократических препятствий, связанных с лицензированием, сертификацией и пр.


Что такое малое предпринимательство


По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности.


Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.


Особенностью национальной поддержки малого бизнеса является наличие в законодательстве нескольких определений понятия "малое предприятие". Их можно разделить на три вида.


Во-первых, это определение, содержащееся в Законе N 209-ФЗ. Оно определяет субъектов малого предпринимательства, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.


Во-вторых, это определения малого предпринимательства, содержащиеся в законодательных актах субъектов федерации. На примере Москвы и Московской области можно сказать, что понятие малого предприятия в региональном законе может несколько отличаться от того, что содержится в Законе N 209-ФЗ. Региональное законодательство определяет малые предприятия как субъекты, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные субъектам малого предпринимательства региональным законодательством.


В-третьих, это определение субъектов малого предпринимательства, которые вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, а также определение субъектов малого предпринимательства, которые имеют право на льготы по налогу на прибыль. Хотя как в первом, так и во втором случае под малыми предприятиями понимаются субъекты, отнесенные к таковым в соответствии с Законом N 209-ФЗ, круг лиц, которые вправе воспользоваться упрощенной системой или могут использовать льготы по налогу на прибыль, значительно уже по сравнению с теми лицами, которые определены в Законе N 209-ФЗ.


При отнесении предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ).


Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.


Значит, в случае когда наибольшей долей в годовом объеме оборота обладает один вид деятельности (по ОКОНХ), а наибольшей долей в годовом объеме прибыли обладает другой вид деятельности, предприятие считается малым, если хотя бы по одному из этих видов оно удовлетворяет требованиям к предельной численности работников. То есть предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота или объем прибыли.


Однако в региональном законодательстве возможны случаи, когда власти субъекта федерации сами определяют, какую деятельность принимать для расчета многопрофильными предприятиями.


Средняя за отчетный период численность работников определяется с учетом работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени.


Что касается индивидуальных предпринимателей, то они признаются субъектами малого предпринимательства независимо от каких-либо условий, в том числе и от количества наемных работников.


В случае превышения малым предприятием предельной численности работников указанное предприятие лишается предусмотренных законодательством льгот на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.


Cистема мер государственной поддержки малого предпринимательства


Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.


В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат:


во-первых, соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основы такой поддержки. Так, на федеральном уровне это Закон N 209-ФЗ, на региональном уровне, например в Москве, это ЗАКОН г. Москвы от 26.11.2008 N 60 "О ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ"


во-вторых, соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства.


В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня.


Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. В свою очередь первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, и на льготы для субъектов малого предпринимательства, находящихся на обычной системе налогообложения (льготы по налогу на прибыль).


Какие законы регламентируют деятельность малых предпринимателей


Основным законодательным документом, регулирующим деятельность малых предприятий в России, является уже упомянутый закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» со всеми принятыми к нему изменениями и дополнениями. Данный закон «определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства».

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат статус, численность персонала предприятия и выручка.


Ограничение по статусу


Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %


Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),... доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);


Ограничение по численности работников


Число постоянных работников не должно превышать 100 человек


Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:


а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;


б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

[править]


Ограничение по выручке


С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей.


Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.


Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность


Законов, так или иначе, влияющих на деятельность предпринимателей очень много. В каждом виде деятельности, в каждой отрасли, в каждом субъекте федерации есть свои специфические нормативные акты, которые необходимо знать предпринимателю, чтобы действовать в "рамках закона".


Сделать это крайне сложно хотя бы потому, что у нас нет единого "окошка", где все эти законы можно посмотреть. Я попытаюсь представить основные документы, которые помогут вести свою деятельность, не нарушая закон, незнание которого, увы, не освобождает от ответственности.


Законы о деятельности власти


  • Закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"


Во всем мире подобные документы в народе именуют законами об общественном любопытстве. Такие нормы, принятые теперь и в России, - мощнейшее средство против коррупции. Вам интересно, во сколько обошелся ремонт в кабинете губернатора? Во сколько обошлась казне заграничная командировка мэра? Документ закрепляет право любого юридического и частного лица на получение информации из всех ветвей власти.



  • Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"


" Принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года Одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 года (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 N 3-ФКЗ, от 19.06.2004 N 4-ФКЗ, от 03.11.2004 N 6-ФКЗ, от 01.06.2005 N 4-ФКЗ, от 30.01.2007 N 1-ФКЗ, от 02.03.2007 N...



  • Федеральный Закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


Принят Государственной Думой 22 сентября 1999 года (в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ, от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ, от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 29.12.2004...



  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N...



  • Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года №649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"


(в ред. Указов Президента РФ от 28.07.2004 N 976, от 13.09.2004 N 1168, от 11.10.2004 N 1304, от 18.11.2004 N 1453, от 01.12.2004 N 1487, от 22.07.2005 N 855, от 05.09.2005 N 1049, от 03.10.2005 N 1158, от 11.05.2006 N 473, от 30.06.2006 N 658, от 05.02.2007 N 119, от 12.03.2007 N 320) В...



  • Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 5 ноября 2003 г. №8 "О перечне исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга"


(в ред. ПОСТАНОВЛЕНИЙ Губернатора Санкт-Петербурга от 04.12.2003 N 35, от 22.01.2004 N 47-пг, от 26.03.2004 N 269-пг, от 19.04.2004 N 379-пг, от 21.09.2004 N 836-пг, от 20.10.2004 N 883-пг, от 18.04.2005 N 207-пг, от 22.09.2005 N 254-пг, от 26.09.2005 N 255-пг, от 07.09.2006 N 66-пг, от...



  • Закон Санкт-Петербурга от 7 июня 2005 года №237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге"


Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 18 мая 2005 года (в ред. ЗАКОНОВ Санкт-Петербурга от 25.07.2005 N 411-68, от 26.12.2005 N 712-109, от 16.02.2006 N 31-9, от 09.10.2006 N 449-71, от 25.12.2006 N 589-99) Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с...




следующая страница >>