bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Содержание:

  1. Ведение

  2. Историческая справка

  3. Механизм открытия музея

  4. Деятельность Совета школьного музея

  5. Поисково-собирательская работа

  6. Фондовая работа

  7. Шифрование предметов

  8. Экспозиционно-выставочная работа

  9. Основные принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции

  10. Массовая и просветительная работа

  11. Хранение

  12. Основные правила хранения музейных предметов на экспозиции и в фондах

  13. Рекомендуемая литература

  14. Приложения (1-7)

введение

Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах и выполняют те же функции, что и государственные. Прежде всего, это хранилище подлинных памятников истории и культуры, природы и техники. Музей является исследовательским и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы.

Подлинные памятники, составляющие основной фонд школьных музеев, входят в состав Музейного фонда и Государственного архивного фонда Российской Федерации.

Созданию школьного музея предшествует поисково-собирательская работа, оформление собранного материала в тематические выставки и краеведческие уголки, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала, позволяющее в конечном счете создать музей.

Деятельность школьных музеев, так же как и государственных, включает фондовую, экспозиционно-выставочную, экскурсионную, массовую и просветительную работу. Однако специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников.

Но для оптимального использования возможностей школь­ного музея в учебно-воспитательном процессе необходимо заниматься всеми видами музейной деятельности. Следует помнить, что без исследования тем, представленных в экспозициях школьных музеев, без комплектования фондов, без обеспечения сохранности собранной коллекции невозможно построить экспозицию музея, подготовить лекцию или экскурсию.

историческая справка

Учебные музеи как кабинеты естествознания и истории существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в книге В.Я. Уланова “Опыт методики истории в начальной школе” (1914). С развитием школьного краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 50-х годов и особенно в 70-е годы под влиянием широкомасштабных акций, поводившихся комсомольской и пионерскими организациями.

Школьные музеи возникли как результат многолетней работы со школьниками по учебным предметам, как итог общей работы ученических коллективов.

Механизм открытия музея

Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с районными отделами образования и культуры, аттестационной музейной комиссией и оформляется приказом директора-школы.

В приказе директора школы об образовании школьного музея указывается профиль музея и его руководитель. Дата подписания этого документа считается датой основания музея.

Директор общеобразовательного учреждения и руководитель музея несут полную ответственность за сохранность фонда и деятельность музея.

Профиль школьного музея определяется педагогической направленностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы и т. д.

Как и государственные, школьные музеи могут быть разными по профилю: исторические (широкой тематики, включающие несколько тем, или по отдельным темам истории школы, истории района и т. п.), Боевой Славы, литературные и художественные, естественнонаучные (географические, охраны природы, геологические), этнографические, народного творчества, мемориальные и т. д.

Правильная организация деятельности музея возможна при наличии:

актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно – просветительную работу;

– руководителя-педагога, при активном участии в музейной работе педагогического коллектива школы;

– собранной и зарегистрированной в книгах поступлений музейной коллекции, дающей возможность создать музей определенного профиля;

– экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям; оборудования, обеспечивающего сохранность музейных предметов и соблюдение условий их показа;

-помощи администрации школы, всего педагогического коллектива и учащихся школы.

Деятельность Совета школьного музея

Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из учащихся школы выбирается орган ученического самоуправления – совет школьного музея. Численный состав совета определяется в зависимости от объема планируемой работы, от количества учащихся, принимающих участие в работе музея, от тех видов работ, которые необходимо осуществить при создании и в дальнейшей деятельности музея.

Совет школьного музея работает под руководством педагога-руководителя школьного музея. При совете создаются различные группы. Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности.

Для организации плодотворной работы музея из числа активистов могут быть созданы поисковая, фондовая, экскурсионная, лекторская (две последних можно объединить), экспозиционная, пропагандистская группы.

Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. Она разрабатывает перспективный и годовой планы поисково-собирательской работы по каждой конкретной теме, готовит краеведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций.

Члены поисково-собирательской группы должны уметь вести учет, описание находок, знать условия их хранения в полевых условиях, владеть навыками анкетирования, заполнения тетрадей с записями воспоминаний и рассказов, осуществлять текущее комплектование музейного собрания, вести переписку с ветеранами “другими частными лицами, архивами и музеями по вопросам комплектования музейного фонда.

Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея. Она осуществляет прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, организует научное определение и описание памятников, обеспечивает их сохранность и использование.

Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию – тематико-экспозиционный план экспозиции и школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж и охранно-топографические описи, организует монтаж экспозиции, ее художественное оформление. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.

Экскурсионная группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит экскурсии и лекции.

Группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

Поисково-собирательская работа

Комплектование фондов является начальной стадией созда­ния музея. Ведь не изучив определенной темы по истории или сегодняшнему дню своего края, не собрав памятники истории и культуры по теме, невозможно ни сформировать коллекции школьного музея, ни создать музейную экспозицию.

Таким образом, уровень экспозиционно-выставочной, фон­довой, учебной, массовой и просветительной деятельности музея во многом зависит от научного, методического и органи­зационного уровня поисково-собирательской работы. Поэтому очень важно научиться правильно организовывать и вести поисково-собирательскую работу, четко представлять цели и задачи комплектования музейного собрания.

К его основным целям и задачам относятся изучение событий и явлений местной истории, выявление и собирание памятников истории и культуры и сбор разносторонней ин­формации, наиболее полно отражающей взаимосвязь этих памятников и изучаемых исторических процессов и явлений. Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на четыре основных этапа: планирование, комплектования, подготовка к поисково-собирательской работе, выявление и сбор материалов, включение их в музейное собрание.

Планирование. В школьных музеях можно применять два вида планирования комплектования фондов – перспективное и текущее.

Перспективные планы разрабатываются на 2-3 года. В этих планах указываются комплексные темы, по которым намечено проводить поисково-собирательскую работу, ориентировоч­ные сроки ее проведения, а также отмечается, экспедиционные отряды каких классов будут привлечены к исследованию дан­ных тем, кто из членов совета музея отвечает за изучение темы, кто из педагогов руководит поисково-собирательской работой.

В текущем годовом плане комплектования фондов указыва­ются конкретные темы или задания по поисково-собирательской работе на предстоящий учебный год, населенные пункты, учреждения и частные лица, где и у кого будут проводиться поисково-собирательские работы, экспедиционный отряд, ра­ботающий по данной теме; количество учащихся в нем, коман­дир отряда; сроки завершения работы, руководитель темы.

Подготовка к поисково-собирательской работе. Прежде чем приступить к поисково-собирательской работе в полевых условиях, необходимо провести комплекс подготовительных ме­роприятий: оформить маршрутные и полевые документы, из­готовить специальное снаряжение и материалы для обеспече­ния сохранности собранных памятников (конверты различных размеров, картонные коробки, папки, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточную бумагу и т. д.). От тщательности подготовки к экспедиции зависит успех поисково-собирательской работы.

Выявление и сбор материалов. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является принцип комплект­ности. Следование ему подразумевает всестороннее изучение темы, установление достоверности получаемых сведений.

Необходимо установить роль отдельных лиц в исследуемых событиях, взаимосвязь выявленных памятников истории и культуры с этими событиями, их участниками и очевидцами; а также выяснить взаимные связи между выявленными памятни­ками, историю их создания и бытования, их назначение.

Следует помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных материалов, причем важно сохранить не только сам памятник, но и полученную информацию о нем: о его истории, связях с изучаемыми событиями, лицами и другими памятниками. Необходимо знать и строго соблюдать специ­альные законодательные и инструктивные требования, связан­ные со сбором и обеспечением сохранности памятников.

Школьные музеи не имеют права хранить изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти материалы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в отделение милиции или в государственный музей.

Нередко оружие, награды и т. п. неразрывно связаны с документальными памятниками: орденскими книжками, удо­стоверениями, грамотами. Такие документы не следует брать у их владельцев, чтобы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры.

При выявлении особо ценных документов по истории нашей страны о них необходимо сообщить в местные государ­ственные архивы или государственные музеи. И лишь с их разрешения юные краеведы могут принять эти документы на хранение в школьный музей.

Для учета и описания собранных материалов служат полевые документы учета и описания. К. ним относятся полевой дневник, акт приема, полевая опись, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксаций и др.

Общие правила оформления и заполнения полевых документов

1. Все полевые документы должны быть снабжены заголо­вочными данными.

2. Для полевых документов (за исключением акта приема) выбираются тетради большого формата, в прочных переплетах, желательно с большим количеством листов.

3. Тетради по переплету следует прошить прочными нитка­ми, листы пронумеровать простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны.

4. Заполнение документов осуществляется только ответ­ственными за это лицами. Записи принято вести пастой черно­го, синего, фиолетового цвета.

5. Полевые документы хранятся так же бережно, как и собранные материалы.

Полевой дневник служит для описания всего хода экспедиции, ее маршрута, процесса выявления и сбора памятников истории и культуры. В заголовочных данных полевого дневника указывается:

– название экспедиционного отряда и его принадлеж­ность к конкретной школе или внешкольному учреждению;

– наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется;

– маршрут экспедиции и сроки ее работы;

– состав участников экспедиции и распределение обязан­ностей между ними;

– руководители экспедиции;

– ответственный за ведение полевого дневника;

– даты начала и окончания ведения дневника. В процессе проведения экспедиции в полевой дневник в хронологической последовательности заносится весь ход поисково-собирательской работы, даются сведения о местности, об условиях экспедиционной работы, отмечаются встречи и бе­седы с местными жителями, сотрудниками государственных и других учреждений и организаций, отмечается состояние со­хранности поступивших в фонд экспедиции материалов.

Дневник должен заполняться ежедневно. Каждая запись заверяется подписью лица, проводившего запись, и датой проведения записи. Полевой дневник не только помогает участникам экспедиции зафиксировать разностороннюю информацию о ходе собирательской работы, но и служит дополнительным источником для исследования данной темы, изучения и определения со­бранных материалов, описания среды их бытования.

Акт приема предметов на постоянное хранение является первичным периодическим документом государственного уче­та памятников истории и культуры. Он имеет форму, представленную в приложении 1.

В тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены в поле, старых забро­шенных зданиях и т. д., акты приема не составляются.

Полевая опись является основным документом учета и научного описания собранного материала.

В заголовочных данных кроме названия документа следует указать:

– название экспедиционного отряда и его принадлеж­ность к конкретной школе или внешкольному учреждению;

– наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется;

– фамилию руководителя экспедиции;

– фамилию ответственного за ведение полевой описи;

– даты начала и окончания ведения полевой описи.

Форма полевой описи представлена в приложении 2.

Опись подписывается руководителем экспедиции и лицом, ответственным за учет, описание и хранение собранных материалов.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов. В тетрадь записывают рассказы и воспоминания свидетелей исторических событий по изучаемой теме.

Запись беседы необходимо вести подробно, стремясь зафиксировать все детали рассказа. Любые исправления и допол­нения делаются только лицом, проводившим запись, и в соответствии с пожеланием информатора.

Записи рекомендуется вести на одной стороне листа, а запись каждой новой беседы начинать с новой страницы.

До начала беседы по теме необходимо записать следующие данные:

– место записи (полный почтовый адрес);

– данные о рассказчике (фамилия, имя, отчество, возраст, профессия, место работы);

– кем и когда (дата) запись проведена. Важно также предложить рассказчику подписать запись беседы, тогда она получает права подлинного документа.

Следует помнить, что исторические факты, сообщенные информатором, и особенно их оценка, носят субъективный характер. Кроме того, рассказчик может забыть или перепутать отдельные детали, не помнить точных дат, географических названий и т. п. Поэтому сообщения одного информатора следует проверять в беседах с другими.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов включается в основной фонд музея.

Включение памятников в фонд музея. Заключительный этап комплектования фонда школьного музея – включение в него выявленных и собранных памятников истории. Этот вопрос решается фондовой комиссией школьного музея. При положи­тельном решении собранные материалы заносятся в книгу поступлений основного фонда.



следующая страница >>