bigpo.ru
добавить свой файл
1

Коржевский Лекция 5



Мы с вами рассматриваем пути спасения, или добродетели покаянного подвига.


Путешественник, когда собирается в далекое и опасное путешествие, не только изучает путь, но и заботится о приобретении соответствующих средств, чтобы обезопасить этот путь. Хотелось бы сегодня поговорить об одном из средств, помогающих на пути спасения. Этим средством святые отцы во все времена называли пост.

Его признавали основанием всех добродетелей. Много разных хороших эпитетов применялось к посту. У Иоанна Лествичника есть интересное высказывание. Он называл пост истреблением лукавых помышлений. «Пост есть чистота молитвы, светило души, хранение ума, дверь умиления, радостное сокрушение, удержание многословия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, врата рая и небесного насаждения» и так далее.

Вообще пост свойственен человеку, он вытекает из самой его природы. Посты можно увидеть не только в христианской религии, но и в других, у всех народов. Бывает такое состояние у человека, когда он в чем-то раскаивается, сокрушается, скорбит. Это состояние действует на тело таким образом, что теряется аппетит. Когда христианин предается усиленному подвигу молитвы, когда совесть напоминает ему о согрешениях, когда сердце исполнено сокрушения, то у него естественно, непринужденно возникает нежелание вкушать пищу, или пропадает аппетит, по тесной связи души с телом. И наоборот, можно через воздержание телесное способствовать образованию тех психологических явлений, то есть сокрушения сердца, молитвы, покаяния. Потому что, еще раз повторяю, дух, душа и тело тесно связаны между собой, хотя по природе противоположны и друг другу противятся. Интересно, что мозг, как орган мыслительной силы, противоположен желудку, как органу пототворения. В зависимости от состояния того или иного органа они действуют друг на друга. При усиленном пищеварении, говорят святые отцы, действие мозга ослабляется. И наоборот, при усиленной умственной деятельности теряется аппетит, позыв к пище. Это естественное состояние человека. Есть даже пословица: «Сытое брюхо к учению глухо».

Во все времена пост считался основной добродетелью. Он, говорят святые отцы, современен человечеству. Когда появился человек, тогда появился и пост. Когда Господь сотворил Адама и Еву, то единственное средство для сохранения блаженства дал им Бог – пост. Он запретил вкушать плоды от Древа познания добра и зла. Больше ничего от человека не требовалось. То есть установление поста идет от начала человеческого рода. В раю человек еще был не болен, не поврежден грехом, и то требовался пост. Тем более в нашем положении пост необходим. Если бы Адам и Ева постились, то сейчас нужды в посте не было бы.

Постились или ублажали пост в Ветхом Завете великие пророки, например, Моисей. Или патриарх Ной: за то, что не соблюл поста, оказался в неприглядном положении – упился вином. Моисей, напротив, когда постился, получил скрижали Завета – заповеди Божии. Это можно приложить и к нам: когда мы постимся, происходит пробуждение совести, и наша душа получает от Бога желание соблюдать заповеди. Кроме Моисея, пророк Илья постился сорок дней. Благодаря посту, он даже смог закрыть небо, которое не давало дождя три с половиной года. И заставил поститься весь народ. Сам был великим постником, питался в основном хлебом и водой. Вследствие такой добродетельной жизни он даже воскресил отрока. Царь Давид по временам постился. Когда он согрешил, то имел нужду в посте и молитве, покаянии. Яркий пример представляет собой Даниил, которого по наущению тайного советника Навахудоноссор опустил в яму со львами. У львов кисточки на конце хвоста, они ими машут, когда пытаются атаковать жертву. Когда Даниил спускался, то львы приготовились на него напасть. Если бы на его месте был кто-либо другой, львам удалось бы позавтракать. Но спустился Даниил, и произошло чудо. Они обоняли постника, и сами устыдились своей невоздержанности, хотя перед этим семь дней не кушали, но решили вместе с ним попоститься. Когда Навахудоноссор пришел, посмотрел внутрь и закричал: «Жив ли ты, Даниил?», тот отвечал: «Угождающий Богу будет жив вовек». Когда советников бросили в яму, они не успели даже до дна долететь, оказались в пасти этих львов. Видите, пост может даже действовать на окружающую природу, может покорять животных. Если у кого-то дома безобразничают животные, значит, хозяева не соблюдают пост. Не только телесный, пост означает собой большее.

Часто говорят: можно поститься взрослым, хорош пост для стариков, но детям вреден, у них только начал развиваться организм. Хороший пример представляют собой три отрока: Ананий, Азарий и Мисаил, которые постились, и у них даже не изменился цвет лица, они не отличались от других людей бледностью или худосочностью. Наставник не хотел, чтобы они постились, но они его уговорили попробовать десять дней. По их прошествии они казались даже полнее тех, кто питался мясом. Их бросили в пещь огненную, и они остались целыми и невредимыми, пост их сохранил даже в огне.

В Новом Завете также есть постники. Иоанн Креститель питался акридами и медом и не имел жилища, роскошной трапезы и одежды. Сам Господь тоже показал пример поста – постился сорок дней перед началом своей проповеди, то есть перед началом важного дела нам тоже стоит держать пост. Это весьма мощное средство. Он им отразил бесов, когда дьявол искушал Его.

Если посмотреть историю христианства, там тоже много примеров. Антоний Великий – великий не только по душевным добродетелям, но и телесным. Он полностью воздерживался от еды и день, и два, и три, и недели. Были святые отцы, которые по примеру Господа могли воздерживаться от еды сорок дней. Примеров тому много. Единственное условие, которое ставит Господь постникам, - скрывать его. Когда наступает пост, Господь говорит, «помажь голову свою елеем и лице свое умый». Что это значит? Под елеем святые отцы разумеют милость, а под умытием лица – умывают лицо прежде всего слезами, а чтобы появились слезы, нужна милость к ближним, к себе, к своим грехам, после этого появятся слезы, которыми можно умыть лицо души и тела. Нельзя при этом помрачать лица своего, как делают лицемеры. Не нужно показывать, делать вид постнический.

Как проводить пост, и какой пост считается правильным? Фарисеи тоже постились, но их Господь не оправдал. А мытарь, который не постился и согрешал тяжко, вышел из храма оправданным. Почему? Видимо, пост характеризуется не только воздержанием тела, но и воздержанием души от грехов.

Само слово «пост» соответствует слову «пустота», указывает на пустоту желудка. Это с физической стороны. С внутренней стороны пост есть смирение души. Как говорит Иоанн Лествичник, пост есть воздержание чрева: «утесни свое чрево», через это человек приходит к смирению. В Священном Писании тоже пост связывают со смирением души.

Понятие говения еще больше подчеркивает суть поста. Это слово связано со словом «благоговение», что указывает на внутреннее содержание поста. Цель его – приобретение нужного состояния души. То есть пост нужен для души, он является средством, а не добродетелью сам по себе. Кассианин Римлянин называет пост серединой добродетели – «среднее дело». К таким делам еще святые отцы причисляют брак, имущество, уединение, бдение, чтение книг. Это дела, которые, если их опустить, не являются грехом, но помогают в стяжании добродетелей. Они бывают полезными, если их совершают для такой цели, и вредными, если они становятся самоцелью. Это лишь средство.

Василий Великий говорил: «Как черви, зарождающиеся во внутренностях у детей, уничтожаются каким-нибудь самым острым лекарством, так и грех, живущий в глубине человеческого существа, уничтожается в душе принятием поста». То есть он называет пост лекарством. То же говорит Иоанн Златоуст: «Пост есть лекарство, а лекарство полезно, если оно правильно применяется, и может быть вредным, если применяется неправильно». Нужно искусство, нужно изучить правило применения поста.

Сколько нужно поститься? Пимен Великий в ответ на вопрос аввы Иосифа «Как нужно поститься?» сказал: «По моему мнению, нужно кушать каждый день». Современного человека такой ответ может привести в шок – а что, можно и не каждый день кушать? Он сказал, что святые отцы испробовали все виды поста, и сам он по два-три дня, по неделям не вкушал и пришел к выводу, что самое лучшее – вкушать каждый день понемногу. Сколько раз в день? - возникает вопрос. Игнатий Брянчанинов говорит, что для монахов святые отцы заповедуют вкушать однажды в день и не досыта. Если человек немощный телом, то допускают два раза в день. Один старец был в недоумении, сколько раз ему кушать. Он встретил мальчика и спрашивает у него: «Сколько раз я должен кушать?». Тот отвечает: «Как захочешь, так и поешь». – «А если я еще раз захочу?» – «Еще раз поешь». – «А если еще захочу?» – «Ну, ты что, осел?». И старец понял, что нужно кушать два раза в день и придерживался потом этого правила. Итак, святые отцы говорят, что нужно есть два раза в день. Медики признают достаточным для человека вкушать пищу три раза в сутки: в 7-8 часов утра, 12 часов – обед, 7-8 часов – ужин. В некоторых случаях, говорят врачи (в частности, доктор Платин), полезно употреблять пищу два раза в день: приблизительно в 11 часов утра и в пять часов вечера. В особенности это нужно лицам, страдающим болезнями пищеварения. А некоторые врачи даже рекомендуют есть один раз в день. Как-то к врачу пришел больной и начал жаловаться на свое здоровье и на то, что врачи не могут определить его болезни. Врач послушал его и ответил: «Я понял, чем вы больны. Вы страдаете отсутствием второго желудка». Врачи признают, что излишество в пище вредит здоровью. Об этом же говорят святые отцы. Иоанн Лествичник называет пост матерью здоровья. Если мы видим человека с выдающимся брюшком, одутловатым, красным лицом, это говорит не о здоровье, а скорее о его болезненном состоянии.

Старинная пословица гласит, что нужно прекращать прием пищи в тот момент, когда она кажется наиболее вкусной, когда разыграется аппетит. Тогда надо прекращать есть. Кто не пробовал, может попробовать, получит новые ощущения – легкость тела, бодрость, пропадет сонливость, появляется желание работать и учиться. Ведь мы получаем силы не от того, что едим. Один мудрый сказал: «Меня питает не то, что я ем, а то, что перевариваю». Человека питает не пища сама по себе, а пища переваренная, которая усваивается. Если мы даем лишнюю пищу желудку, то тем самым подвергаем желудок двойной нагрузке. Он начинает работать вхолостую и быстро изнашивается, появляются разные болезни. Пост способствует сокращению количества пищи. Люди, которые чрезмерно увлекаются употреблением пищи, сами себе роют могилу зубами своими. Действительно, преждевременно умерщвляют себя. Вспомните пророка Илью. Какой была его кончина? Он был вознесен на небо вместе с телом. Благодаря посту – своей основной добродетели.

Но нужно учитывать, какому человеку какое количество еды прилично. Не всем одинакова мера поста. Одному свойственно много есть по естеству, другому – мало. Один живет в жаркой стране, другой – на севере. У одного работа сидячая, у другого требует больших физических сил, затрат энергии. Зависит и от воспитания, от привычки, от навыка. Очень много факторов, которые не позволяют установить одну меру поста.

Приведу рассказ Чехова «Глупый француз». Клоун из цирка братьев Гинс Генри Пуркуа зашел в московский трактир позавтракать. Он француз по происхождению. «Дайте мне консоне», - приказал он поваренку. «Прикажете с пашотом или без пашота?», - спросил тот. – «Нет, с пашотом слишком сытно. Две-три гренки, пожалуйста, дайте». В ожидании пока подадут консоне, Генри Пуркуа занялся наблюдением. Первое, что бросилось ему в глаза, был полный благообразный господин, сидевший за соседним столом и приготовлявшийся есть блины. «Как, однако, много подают в русских ресторанах, - подумал француз, глядя, как сосед поливает блины горячим маслом. - Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?» Сосед между тем помазал блины икрой, разрезал их на половинки и проглотил за пять минут. «Человек, - обернулся он к половому, - подай мне еще порцию. Да что у вас за порции такие! Подай мне сразу десять или пятнадцать. Дай балык и семги, что-ли». «Странно, - подумал Пуркуа, рассматривая соседа, - съел пять кусков теста и еще просит. Впрочем, такие феномены не составляют редкость. У меня у самого был в Британии дядя Франсуа, который на пари съедал две тарелки супу и пять бараньих котлет. Говорят, что есть даже болезнь, когда много едят». Половой поставил перед соседом гору блинов, две тарелки с балыком и семгой. Благообразный господин выпил рюмку водки, закусил семгой и принялся за блины. К великому удивлению Пуркуа, ел он спеша, едва разжевывая, как голодный. «Очевидно, болен, - подумал француз, - неужели он, чудак, воображает, что можно все это съесть? Не съест и трех кусков, как желудок у него будет полный. А ведь придется платить за все».

«Дай еще икры, - крикнул сосед, вытирая масленой салфеткой губы, - не забудь зеленого луку!». «Ну, однако, половины горы уже нет, - ужаснулся клоун. – Боже мой, он всю семгу съел. Это даже неестественно! Неужели человеческий желудок так растяжим? Не может быть! Как бы ни был растяжим желудок, он не может растянуться за пределы живота. Будь этот господин у нас, во Франции, его показывали бы за деньги. Боже, уже нет горы!»

«Подашь бутылку Ньюи, - сказал сосед, принимая от полового икру и лук, - только погрей сначала». – «Что еще?» – «Пожалуй, дай еще порцию блинов. Только поскорей». – «Слушаю. А на после блинов что прикажете?» – «Что-нибудь полегче. Закажи порцию селянки или осетрины по-русски и…и…Я подумаю, ступай!»

«Может быть, мне это снится, - изумился клоун, откидываясь на спинку стула. – Этот человек хочет умереть. Нельзя безнаказанно съесть такую массу. Да-да, он хочет умереть. Это видно по его грустному лицу. Неужели прислуге не кажется подозрительным, что он так много ест? Не может быть». Пуркуа подозвал к себе полового, который служил у соседнего стола, и спросил шепотом: «Послушайте, зачем вы так много ему подаете?» – «То есть, они требуют-с. Как же не подавать-с?» – удивился половой. «Странно, но ведь таким образом он может до вечера сидеть здесь и требовать. Если у вас у самих не хватает смелости отказать ему, то доложите метротелю, пригласите полицию». Половой усмехнулся и отошел. «Дикари, - возмутился про себя француз. – Они еще рады, что за столом сидит сумасшедший самоубийца, который может есть за наличный рубль. Ничего, что умрет человек, была бы только выручка».

«Порядки, нечего сказать, - проворчал сосед, обращаясь к французу, - меня ужасно раздражают эти длинные антракты. От порции до порции можно ждать полчаса. Этак и аппетит пропадет, и опоздаешь. Сейчас три часа, мне к пяти надо быть на юбилейном обеде». – «Извините, - побледнел Пуркуа, - ведь вы уже обедаете?» – «Нет, какой же это обед? Это завтрак – блины». Тут соседу принесли селянку. Он налил себе полную тарелку, поперчил каинским перцем и стал хлебать. «Бедняга, - продолжал ужасаться француз, - или он болен, или не замечает своего опасного состояния, или же он делает все это нарочно, с целью самоубийства. Боже мой, знай я, что наткнусь здесь на такую картину, ни за что не пришел бы сюда. Мои нервы не выносят таких сцен». И француз с сожалением стал рассматривать лицо соседа, каждую минуту ожидая, что вот-вот с ним начнутся судороги, какие всегда были у дяди Франсуа после пари. «По-видимому, человек интеллигентный, молодой, полный сил, - думал он, глядя на соседа, - быть может, приносит пользу своему Отечеству и весьма возможно, имеет молодую жену, детей. Судя по одежде, он должен быть богат, доволен, но что же заставляет его решаться на такой шаг? Неужели он не мог избрать другого способа умереть? Как дешево ценит свою жизнь и как низок, бесчеловечен я, не идя к нему на помощь! Быть может, его еще можно спасти?» Пуркуа решительно встал из-за стола и подошел к соседу. «Послушайте, монсеньор, - обратился он к нему тихим, вкрадчивым голосом, - я не имею чести быть знакомым с вами, но тем не менее верьте – я друг ваш. Не могу ли я вам чем помочь? Вспомните, вы еще молоды, у вас жена, дети». – «Я вас не понимаю», - замотал головой сосед, тараща на француза глаза. «А, зачем скрытничать, монсеньор? Ведь я отлично вижу: вы так много едите, что трудно не подозревать…» – «Я много ем? – удивился сосед. – Я? Полноте. Как же мне не есть, если я с утра ничего не ел?» – «Но вы ужасно много едите» – «Да ведь не вам платить, что вы беспокоитесь? И вовсе я не много ем. Поглядите, как все!»

Пуркуа поглядел вокруг и ужаснулся. Половые, толкая, налетая друг на друга, носили целые горы блинов. За столами сидели люди и поедали горы блинов, семгу, икру с таким же аппетитом и бесстрашием, как и благообразный господин. «О, страна чудес, - думал Пуркуа, выходя из ресторана. – Не только…даже желудки делают у них чудеса. Вот страна чудес. Чудесная страна!»

Можно ли одинаковую меру поста назначить этому господину и французу? Конечно, если французу дать один блин, для него это будет достаточный пост, а господину, может, лишь на одну гору меньше. Оставить ему две-три горы, и для него это тоже будет пост.

Встречаются описания очень строгого поста. Если почитать жития святых: египетских отшельников или монахов. Они очень строго постились, могли не вкушать пищи по неделям, тем более не употребляли мясо, рыбу и другие жирные продукты. Это напрямую связано с климатом, и не нужно с точки зрения нашего климата рассматривать их подвиги, применять к себе. Жаркий климат содействует тому, что человек меньше ест. Летом всегда меньше хочется кушать. Холод заставляет употреблять больше пищи. Поэтому то, что считалось естественным для египетских отшельников, является неестественным для христиан, живущих на севере. У них другая мера поста. В этом отношении Иоанн Кассиан Римлянин северных монахов (в Галлии) призывает подражать не телесному посту, а душевному, больше подражать их добродетелям, чем такому строгому воздержанию. Мы ведь призваны умерщвлять не тело, а страсти. Тело может быть только оружием по свойству своему. Тело сотворено из праха, из земли и имеет свойства земли, то есть оно может произращать как сорняки, так и хорошие плоды, и требует возделывания вследствие этого. Как почва требует тщательного возделывания, так и почва нашего сердца требует того же. Но если мы хорошо возделаем землю, а ничего не посеем? Вырастут сорняки. Также если мы возделаем себя постом, подготовим себя, но не будем насаждать добродетели, тогда усилятся в нас страсти: тщеславие, зависть, осуждение, гордость, злопамятство. В последние времена святые отцы даже не советуют христианам держаться строгого поста по немощи естественной, потому что люди стали больны: и печенкой, и селезенкой, и гордынькой. Если человеку не давать пищи, получится нехороший результат. Ведь Богу, как говорит святой Иероним, не нужны ворчание наших внутренностей и пустота желудка, но без последних невозможно сохранить целомудрие. Цель поста – насадить нравственные качества, содействовать приобретению добродетелей. «К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти? Что за добродетель не пить вина, а пьянствовать гневом и злобой?», говорил один из святых отцов.

Иоанн Златоуст в одной из своих бесед говорит: «Ты постишься – докажи это своими делами. Какими? Если увидишь нищего, подай милостыню. Если увидишь врага, примирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй. Если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все части нашего тела». Как могут они поститься? Как могут поститься руки? Не делать злых дел. Ноги? Соответственно, если не будут ходить на совет нечестивых. Глаза? Если будут смотреть в землю. Уши? Если будут слушать то, что надо. А нос как может поститься? Если он в чужие дела не встревает. И так далее. Все органы могут поститься, не только желудок. Помните Ниневитию? Когда Господь разгневался, послал уже Ноя огласить царский приговор о преступлениях этого города, что они сделали? Прежде всего, обратились к посту, и не только сами постились, царь, жены, но даже дети, скот постился, то есть весь город, включая бессловесных животных. Сами ничего не ели и им не давали ничего кушать. Таким образом они как бы обращались к Богу с просьбой: если мы своими делами осквернили и погибаем за это, то пощади хотя бы скотину, которая ни в чем не повинна. И прежде всего они, конечно, прекратили делать греховные дела, поэтому Господь их и помиловал, хотя приговор уже был вынесен, секира занесена.

Важно при посте не только количество пищи, но и качество ее. Адам и Ева, когда жили в раю, были вынуждены разбираться в качестве пищи, а не в количестве. Не было же такого запрета, чтобы они ели три яблока и четыре огурца в день, а сказано было, чтобы не ели от Древа познания добра и зла. То есть ешьте, сколько хотите, но не все – указывалось на качество пищи. Оно имеет большое влияние. Как Адам и Ева, вкусив эту пищу, изменились, заболели, так и мы, если не будем разбираться в качестве пищи, то наш пост не будет постом. Хотя можно и, вкушая постную пищу, не поститься. Если много кушать или братьев-сестер своих «кушать».

… пишет: «Весьма важно качество пищи. Райский плод, хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно действовал на душу, сообщал познание добра и зла и тем уничтожал непорочность, в которой были созданы наши праотцы. И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина. Такое действие пищи основано на разнообразном действии ее на плоть и кровь, на том, что пары и газы желудка поднимаются в мозг и имеют влияние на ум». Об этом говорил и Василий Великий, и епископ Петр («Указание путей ко спасению»). Последний писал о важности качества пищи и необходимости диеты, которую не соблюли в раю Адам и Ева.

По качеству какую мы можем различить пищу? Есть понятие скоромная и не скоромная. Скоромная – пища животного происхождения. Когда она была позволена человеку? После потопа. Тогда впервые Господь разрешил вкушать мясо. Впервые после потопа Ной попробовал вино, он ранее не знал, какого оно свойства, и неумеренно выпил.

Мясо, по учению медицины, содержит в себе креатин, креатинин, молочную кислоту и фосфорно-кислотные соли, которые, несомненно, вредны, действуют на организм возбуждающим образом и особенно неблагоприятно влияют на нервы. Вред, приносимый мясной пищей, еще состоит в том, что она раздражает человека и дает позыв к новому приему пищи. Обычно после мяса хочется водички или чего-то другого, даже спиртного (пивка, вина). Одно раздражение влечет за собой другое. Ученые доказали, что мясная пища приводит в раздражение стенки желудка. Возбужденное состояние, испытываемое после приема мяса, бульона, спиртных напитков, ошибочно принимается за проявление силы, несмотря на то, что возбуждающее действие скоро проходит и возвращается обычная слабость. Человеку кажется, что он после того, как скушал шоколадку, стал сильнее, или поел мяса – и у него появилось много энергии. Это неправильное ощущение. Мясная пища, как и спиртное, возбуждает организм, но не сообщает ему энергии. Преимущественное питание мясом, говорят врачи, больше вредит человеку, чем приносит пользу. Причина появления кариозных зубов зависит главным образом от порчи соков, вызываемых употреблением мяса. Малокровие особенно вызывается этой пищей. Ряды нервнобольных, истериков, ипохондриков, меланхоликов и душевнобольных пополняются исключительно из приверженцев мясной пищи и спиртных напитков, а также табака, чая, кофе, шоколада и так далее. Физиологи доказали, что растительная пища наиболее приемлется желудком, то есть переваривается им. Мясная пища не переваривается, а разлагается в организме, поэтому есть любители мяса с душком, это облегчает пищеварение.

Игнатий Брянчанинов пишет о мясе: «Оно крайне утучняет плоть, доставляет ей особую дебелость, горячит кровь, пары и газы его очень отягчают мозг (то есть тяжело молиться, думать, слушать, размышлять), поэтому оно вовсе не употребляется монахами». Не употребляется не потому, что мясо оскверняет человека, а потому, что так действует на душу. Поэтому в российских монастырях монахи не употребляют мяса, хотя в других местах это допускается, даже в Греции. «Мясная пища – принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых усиленными телесными трудами, но и для них постоянное употребление ее вредно». Поэтому установлены посты. «Как? – воскликнул здесь мнимый умница. – Мясная пища разрешена Богом человеку, а вы ее запрещаете! Но отвечаем словами Апостола: «вся… суть (все мне позволено), но не все мне на пользу. Мы уклоняемся от употребления мяса не потому, что считаем его нечистым, а потому что оно производит особую дебелость во всем нашем составе и препятствует духовному преуспеянию».

По учению медицины, наиболее приемлемая пища для человека – растительная. Весь секрет состоит в том, чтобы правильно ее употреблять, то есть сообразно одно с другим и в нужных количествах. Игнатий Брянчанинов пишет: «Самая естественная пища – это та, которая назначена человеку Создателем немедленно после создания, пища из царства растительного. Сказал Бог праотцам нашим: «Всегдах дам вам всякую траву семену, сеющую семя….». Растительная пища – наилучшая для подвижников, она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть, пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, меньше действуют на него, наконец, она самая здоровая, как наименее производящая слизи в желудке. По этой причине при употреблении ее с особенной удобностью сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над человеком. При употреблении ее слабее действует страсти, еще более способны заниматься подвигами благочестия».

Еще одна причина запрета мяса в некоторые периоды, в частности в период Великого поста, - та, чтобы животные успевали вывести потомство.

Бобовые растения – горох, чечевица, бобы, фасоль. Ученые говорят, что по питательности они превосходят мясо, в то же время не содержат вредных, возбуждающих составных частей. Содержат много белковых веществ и в общей сложности на 10-15 процентов содержат больше питательных веществ, чем мясо. Хотя они трудно перевариваемы, но это зависит от неправильного приготовления. Если их правильно приготовить, они легко усваиваются даже человеком, ведущим сидячий образ жизни. Они хорошо влияют на человека, занимающегося физическим трудом. Если он будет употреблять бобовые, он будет иметь гораздо больше сил, чем от водочно-картофельно-кофейной диеты.

За бобовыми растениями по питательности идут хлебные растения: рожь, пшеница, рис, овес, ячмень и т.д. В них тоже содержатся в достаточном количестве белки, крахмал и растительная слизь. Важную роль играет хлеб. Это пища не только человека, но и пища ангельская. В Священном Писании, когда упоминается пища ангельская, то говорится, что это есть хлеб. Не говорится рыба ангельская, мясо ангельское, а хлеб. Но тот хлеб, который мы сейчас употребляем, - нехороший по своим свойствам, не соответствует тем качествам, которые должен иметь, потому что он неправильно приготовлен. Он больше вредит организму, чем питает. Лучше всего, говорят ученые, хлеб с отрубями – по свойству самого хлебного зерна. В зернах питательные вещества распределяются неравномерно. Пшеничное зерно состоит из центральной части и пяти покрывающих оболочек: три составляют наружный слой, две – внутренний. Верхнюю оболочку наружного слоя составляют в основном волокна древесины, под ней лежат белки (полезные для образования крови), фосфаты (для питания мозга и нервов), соли питательные, а сердцевина состоит преимущественно из крахмала. Когда приготовляют современный хлеб, остается практически один крахмал, остальные питательные вещества отсутствуют. Такой хлеб нежнее для вкуса и для желудка, но он бесполезен в отличие от хлеба с отрубями. Чтобы хлеб с отрубями хорошо переваривался, нужно его тщательно прожевывать. Вообще пищу нужно тщательно жевать, чтобы пропитать ее слюной, что способствует пищеварению. Хорошо прожеванная пища – наполовину переваренная пища. Нельзя кушать быстро, глотая куски. Нужно есть медленно, но не с услаждением. Чтобы не было услаждения гортани, нужно есть пищу простую. Несколько слов про овес. Мало выражений для его восхваления. Это очень питательное вещество, им кормят детей, лошадей, он очень полезен для человека. В рисе больше углеводов, чем белков, он требует прибавления к нему молока или яиц. Отдельно его есть не очень полезно. Пшено, гречневая крупа тоже весьма питательны.

Овощи содержат главным образом сахар, крахмал и дестрин, но меньше белковых веществ. Они хороши, если их связывать с другим родом пищи. Картофель состоит в основном из крахмала. Подобно хлебу и овощам, можно его есть каждый день, никаких неприятных последствий он не дает, но тоже нуждается в приправе, как и рис.

Плоды, ягоды – пища Адама и Евы. Главное их свойство – то, что они уменьшают питательность продуктов, употребляемых нами, и улучшают состав крови. Но многое зависит от климата, где живет человек. Один, путешествуя по пустыне, может питаться только финиками и овощами, и у него будет достаточно сил для такого путешествия. Для северянина же этого мало.

Среди пищевых продуктов важное место занимают молоко, сыр, яйца и сахар. Молоко содержит в себе все вещества, нужные для молодого организма. Оно незаменимо для детей, для больных желудочными заболеваниями, но для страдающих болезнями печени вредно. Молоко не следует кипятить. Кипятят его в первую очередь для того, чтобы оно не скисло, то есть препятствуют процессу брожения, а брожение – это есть процесс пищеварения. Когда пьем кипяченое молоко, то обрекаем себя на непереваривание его. Не полезны, видимо, и молочные продукты длительного срока хранения, поскольку они подвергаются термической обработке. Кисломолочные продукты полезны для желудка, даже, пожалуй, больше молока. Сыр – продукт питательный, но трудно перевариваемый. Есть пословица: «сыр утром – золото, в обед – серебро, а на ужин – камень». Нужна умеренность в его употреблении, и надо учитывать его качество. Если сыр молодой, пожелтел только снаружи, то он может заменять даже мясо по питательности. Если же старый, то он служит только для вкуса, для детей вреден. Масло коровье – жир, добытый из молока. Раз это жир, нужно его употреблять умеренно. Сахар, любимый детский продукт, добывается из тростниковых растений. Вводится в организм не только ложкой, но и с другими продуктами. Он является не только сладкой приправой для кушаний, но и питательным веществом, легко перевариваемым организмом. Если употребляется как лакомство, то вредит зубам и желудку, по данным медиков. Поэтому конфеты, сладкие пирожки не рекомендуется употреблять каждый день. Мед. В Священном Писании говорится: «Нашедши мед, яшьте умеренно, да не пресытившись, избиеши». Надо мед есть умеренно, лучше всего намазывать на хлеб. Яйца – полезнейший продукт. О рыбе святые отцы говорят, что она менее вредна, чем мясо. Рыбные яства, особенно приготовленные из крупных морских рыб, уже совсем другого свойства, пишет Игнатий Брянчанинов. Они ощутительно действуют на мозг, тучнят тело, горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особенно при частом, постоянном употреблении.

Есть так называемая горячительная пища – острая, соленая. Она запрещается, потому что горячит кровь, происходит возбуждение. «Горячительная пища должна быть изгнана из трапезы воздержанника, -пишет Игнатий Брянчанинов, - как возбуждающая телесные страсти. Таковы перец, имбирь и другие пряности».

Как быть людям, которые любят острое, соленое, сладкое? Перейти на хлеб и воду? Иоанн Лествичник говорит, что богопротивный Евагрий (еретик, осужденный на соборе) обманывался, когда говорил: «Когда душа желает различных снедей, тогда должно изнывать ее хлебом и водой». Предписывать это – то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы. Итак, скажем в опровержение сего: если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему, и потому против хитрого нашего чрева должно нам употребить благоразумную нашу осторожность. Отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, потом уже услаждающую. Если можно, давать чреву пищу достаточную, удобоваримую, чтобы насыщением отделаться от ненасытной алчности и через скорое пищеварение избавиться от брожения». В другом месте он пишет, что свойственно одному человеку кушать соленое, другому – кислое или сладкое. В этом нет греха, и даже отцы советуют разнообразить пищу, не переходить на одну воду и хлеб. Это крайне вредно, особенно для живущих в северных районах. Хлеб нашего приготовления – мучной продукт, попадая в желудок, вредит организму.

Что пить? Лучшим напитком святые отцы считают воду из источника, даже советуют ее пить утром натощак. Она освобождает желудок от пищи, там находящейся, и способствует приему новой пищи. Естественно, раз полезно пить родниковую воду, еще полезнее – освященную. Надо взять за правило пить каждое утро святую воду. Это не только освящает тело и душу, но и полезно для организма.

Для новоначальных строгий пост не полезен. Игнатий Брянчанинов говорит, «употребление пищи должно быть по отношению к количеству самое благоразумное. Новоначальные должны употреблять пищу почти досыта, но не до пресыщения». Есть три степени: впроголодь, досыта, пресыщение. «Если новоначальный не будет употреблять пищи вне трапезы, то такой пост будет вполне удовлетворителен для него. Употребление пищи в трапезе почти до сытости нужно, потому что он обязан исполнять послушания, иногда трудные, и для того не ослаблять телесные силы излишне. Страсти умаляются в новоначальных не от усиленного поста, а от исповедания греховных помыслов, от трудов и от удаления от свободного обращения с ближними». Касательно употребления вина: для новоначальных святые отцы советуют вообще не употреблять вино. Преподобный Пимен Великий: «монах… не должен пить вина». «Вина да не обоняет юный», – Марк Подвижник говорит. Игнатий Брянчанинов тоже писал, что для юных вино вредно. Почему, несмотря на то, что в некоторых монастырях вино предлагается на трапезе, полезно юным воздерживаться от него?

Для крепкого организма полезен пост и даже, может быть, строгий. Для крепкого. Игнатий Брянчанинов различает тела человеческие по крепости и здоровью: «Иные крепостью своей подобны меди и железу, другие слабы, как трава. По этой причине каждый должен управлять своим телом с большим благоразумием и исследовав силы своего тела. Крепкому телу свойственен особенный пост и бдение, слабое тело должно подкреплять пищею и сном сообразно требованиям тела, но никак не до пресыщения. Пресыщение вредно и для слабого тела». Сейчас в основном у всех слабое тело, поэтому строгий пост не рекомендуется в наше время. Каждый человек сам устанавливает границы поста, в зависимости от рода деятельности, свойств телесных, обстоятельств жизни и так далее.

Игнатий Брянчанинов пишет: «Удержи чрево и войдешь в рай. Если же будешь угождать чреву и излишне питать себя, то низвергнешься в пропасть блудных, скверных, в огонь гнева и ярости… ум, приведешь кровь в разгорячение, в особенную способность к волнению, чем будет навеваться и развращаться твое внимание к себе и твое трезвение». То есть вредит душевной деятельности.

Бывает такой род людей – больные телом. Как им быть? Нужен ли им пост? Пост – средство для духовной жизни, сам по себе он основной роли не играет. Значит, если его отменить, будет это грехом? Не будет, если человек не способен к посту. Поэтому святые отцы разрешают больным вкушение пищи, даже мясной. Игнатий Брянчанинов писал своей болящей сестре в Рождественский пост: «По требованию твоего тела вкушай мясную пищу (бульон)». Церковь положила в известные времена воздерживаться от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тела, чтобы на растительной пище люди облегчались, а не потому, что само употребление мяса означает какой-либо грех или нечистоту. Есть в церковном предании такие случаи, когда пост нарушался. Например, один из мучеников Алкивиад вел жизнь самую строгую, употреблял только хлеб и воду. Когда его посадили во времена гонений в темницу, то он хотел и там держать такой же пост. Но было откровение одному мученику, что Алкивиад поступает нехорошо и подает повод к соблазну для других. После этого он стал вкушать пищу без разбора. В первые века христианства вообще к пище относились более-менее свободно, вкушали тот или иной род пищи, чтобы не соблазнять других. Знали, что не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что исходит от сердца.

Еще один случай из жития Спиридона Тримифунтского. К нему однажды зашел христианин. Шла первая неделя Великого поста (очень строгая). С епископом жила дочь. Он говорит ей: «Нет ли у нас угостить странника?». Та ответила: «Отец мой, ты не вкушаешь ничего в эту неделю, я стараюсь подражать тебе, поэтому у нас нет никакой приготовленной пищи. Есть только остаток от мясоеда свиного мяса». Епископ говорит: «Поставь это на стол и приготовь нам трапезу». Дочь исполнила приказание отца. Он пригласил к столу гостя, сам сел с ним кушать. Странник сказал: «Я христианин, не ем мясного в Великий пост». Епископ отвечал ему: «Потому-то, что ты христианин, а не жид, ты должен это есть. Мы воздерживаемся от мяса не потому, что оно нечисто или в этом есть какая-нибудь добродетель, как воздерживаются от него жиды, а для того, чтобы телеса наши не отягчались объедением и пьянством». Эта повесть говорит о том, что человека больного можно разрешать от поста. Это не будет грехом.

Бывает, что человек попадает в гости, его угощают скоромной пищей. Как быть христианину? Кушать все подряд или нет? Или сказать: я – постник? Лучше, конечно, не ходить по гостям, но бывает, что этого не избежать. Макария Оптинского спросили об этом, и он написал в письме: «Не налагаю на вас уз, но даю такой совет. По моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь, это не значит, что вы выше других, совсем нет. Вы исполняете долг и послушание Церкви, чем же вы возвышаетесь? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам. А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают, а вы будете в том виновны сугубо – за себя и за других. Что вам до того, что о вас будут говорить? Не внимайте тому, будьте покойны. Если родные ваши вкушают по болезни, то это извинительно, но, конечно, и они должны в этом каяться».

Иоанн Лествичник в «Слове о чреве» пишет, что кто обещался Христу идти тесным и узким путем, то утесняй свое чрево. Пространен и широк путь чревоугодия, вводящий… многие идут по нему, но узки врата и тесен путь воздержания, вводящий жизнь в чистоту и немногие ходят им. Чувственный пост, бездуховный, сам по себе ничего не значит. Те погрешают, которые часто соблюдают пост, тщеславятся им, высоко думают о своем постничестве, других пересуживают или от голода, разлияния желчи бывают сердиты, раздражительны, строптивы, угрюмы, своенравны, упрямы и не терпят противоречий.