bigpo.ru
добавить свой файл
1
К проблеме анализа поэтического текста.

Каждому учителю литературы хорошо знакомы трудности, с которыми он сталкивается на уроках анализа стихотворения. Методик достаточно, подходов к разбору также существует множество. Но, когда сталкиваешься с конкретным автором, конкретным произведением, иногда очень трудно осознать самому, какой теме посвящено стихотворение, что двигало автором, когда он взялся за перо, из чего, собственно состоит текст, что делает его неповторимым, а уж объяснить детям… Я помню, что, когда сама начинала преподавать, то пришлось обратиться и к теории, и к истории литературы, также проработать труды авторитетных литературоведов, посвящённых именно анализу, но так и не нашла готовых рецептов. Готовых рецептов нет! Ведь это – поэзия!

Так что же делать? Под рукой только примеры разбора, сделанные опытными учителями в предметном журнале «Русский язык и литература в школе». Остаётся к каждому уроку подыскивать готовый анализ? А как же моё восприятие? А как я буду выглядеть перед учениками, если они зададут вопрос или им понравится стихотворение, которое мне не под силу им объяснить, потому что нет шпаргалки?

Путём проб и ошибок, приобретая опыт в работе над стихотворением вместе с детьми, мне удалось создать несколько схем анализа поэтического произведения. Конечно, помогли мне в этом мои ученики, моя любовь к поэзии. И ещё я очень благодарна моим институтским преподавателям: Кульчицкому Владимиру Евгеньевичу, преподавателю кафедры русской литературы ФПИРЯЛ (Фрунзенский Пединститут русского языка и литературы) и Озмитель Евгению Кузьмичу, завкафедрой теории литературы. Прошло 23 года, но точно знаю, как они меня учили, что анализ стихотворения (и не только) начинать надо с даты написания.

В последнее время мы занимаемся тем, что заняты поиском облегчённых форм преподавания литературы. Возможно, я не права, но у меня сложилось такое впечатление, когда я познакомилась с некоторыми разработками коллег (публикации в интернете). Вполне осознаю, что «другое время – другие песни». Но принцип научности, предполагающий глубину исследований, никто не отменял.

Изложенный ниже путь анализа, возможно, кому-то покажется трудным, излишне подробным. Но, на мой взгляд, он отличается детальностью, которая необходима на этапе начала обучения анализу. Освоив этот путь, учащиеся овладевают методикой разбора и другие тексты им анализировать проще, входить в поэтический мир автора для них становится потребностью. Ещё одна особенность: научившись производить лингвистический анализ, используя данную схему, старшеклассники могут видеть стихотворение как целостное художественной произведение и никакое стихотворение для них уже не станет непонятным.

В подтверждении своих предположений хочется привести слова известного литературоведа Ю. Лотмана: «…Гончаров писал в свое время о цивилизации: "...что было недоступною роскошью для немногих, то, благодаря цивилизации, делается доступным для всех: на севере ананас стоит пять, десять рублей, здесь - грош: задача цивилизации - быстро переносить его на север и вогнать в пятак, чтобы вы и я лакомились им». Задача науки, в известной мере, аналогична: добиваясь определенных результатов, ученый вырабатывает и некоторые фиксированные методы анализа, исследовательские алгоритмы, которые делают его результат повторимым. То, что вчера делал гениальный хирург в уникальных условиях, завтра становится доступным для каждого врача. Именно сумма этого повторимого исследовательского опыта составляет научную методику».

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ



  1. Определить тему, идею, основную мысль произведения.

  2. Назвать дату написания, связать её с темой, конкретным моментом биографии автора, историческим моментом.

  3. Произвести языковой (лингвистический) анализ текста:

  • Фонетический. Звуковые сочетания, частота повторения определённого звука (сочетания звуков). Определить, как это «работает» на тему.

  • Лексический уровень:

Найти и определить значение и целесообразность использованных изобразительно-выразительных средств в тексте (тропов), т.е. проанализировать поэтику произведения.

Какова лексико-стилистическая принадлежность единиц (если есть необходимость, подсчитать, сколько слов относится к каждому из стилей, проанализировать соотношение: каких лексических единиц больше, определить - почему?)

( лексика: возвышенная, общеупотребительная, разговорная, устаревшая), есть ли авторские новообразования (если есть, по какой словообразовательной модели построены, какова роль в тексте: экспрессия, речевая характеристика персонажа, стремление выразить авторскую позицию, др.) С какой целью автор использует именно такую лексику? Как это связано с темой? Как помогает постичь авторский замысел?

  • Морфологический уровень: слов каких частей речи в тексте больше( произвести подсчёт) ? Почему?. Какой характер, направленность, настроение (пафос) приобретает текст в связи с более(менее) частым употреблением слов той или иной части речи.

( Преобладают существительные- предметность, абстрагированность, сосредоточенность на реалиях вещного мира; глаголы и деепричастия- динамичность, изменчивость, подвижность процессов, внутренние переживания, импульсивность, повышенная эмоциональность, напряжённость; прилагательные, наречия, причастия - описательность, подробность, неторопливость, интимность).

  • Синтаксический уровень. Охарактеризовать тот тип предложений, которым автор отдаёт предпочтение (Простые: двусост., односостав., сложные: союзные, бессоюзные, наличие и частота использования обращений, рядов однородных членов, обособленных членов предложения, восклицательных, вопросительных предложений) Определите, какую роль играет выбор автором того или иного типа предложений для раскрытия замысла.

  1. Проследить движение поэтической мысли (какова композиция, т.е. построение стихотворения- из скольких частей состоит или как бы вы поделили текст): от чего, через что и к чему ведёт автор читателя; раскрытие сущности, характера, душевного состояния лирического героя.

  2. Ответить на вопрос: каков основной пафос стихотворения (если возможно, связать со стихотворным размером).

  3. Построить окончательный вывод о замысле автора и способах его реализации. Соотнести выводы с другими произведениями данного автора (сходной тематики, одного временного жизненного периода, др.) и с развитием или звучанием означенной темы у других авторов (отметить традиции и новаторство в разработке лирической темы данного стихотворения)



Далее частично представлен анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…» ( кроме раскрытия пунктов 4, 5, 6). Если кого-либо из учителей литературы заинтересовали схема и пример разбора, я с удовольствием представлю окончание анализа.

Анализ стихотворения Б. Пастернака

«Февраль. Достать чернил и плакать…»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.


Достать пролётку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс

Перенестись туда, где ливень

Ещё шумней чернил и слёз.


Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.


Под ней проталины чернеют.

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.



  1. Тема этого стихотворения Б. Пастернака не просто ожидание весны, а драматичность существования лирического героя без весны. Да, именно так. Потому что для Пастернака, заявившего «Сестра моя - жизнь», естественное выражение внутреннего душевного состояния – это именно страдание от радости общения с природой (обращает на себя внимание глагол «плакать» в первой строке стихотворения).

Итак, тема стихотворения- напряжённое до отрешённости, вдохновенное до самозабвения ожидание весны. И именно эта напряжённость рождает импульс к творчеству- «…Слагаются стихи навзрыд», являющееся основной мыслью произведения поэта, мыслью, которую и стремится выразить художник в этом стихотворении.





  1. Стихотворение написано в 1912 году, поэту- 22 года. Он молод, полон сил, учится на философском факультете историко-филологического факультета Московского университета. В России это время расцвета философской мысли. Именно в 1912 году в течение семестра с целью «совершенствования в науках» занимается в Марбургском университете. Успехи в изучении философии не затмевают непреодолимую тягу к поэзии. Поэтическое творчество Пастернака этого периода характеризуется стремлением декларировать свою художническую, философскую позицию- позицию поэта предельного откровения, искренности, очеловечивания всего сущего: природы, предметов, деталей, каждого мига окружающей и такой быстротекущей жизни, что мы и можем наблюдать в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…»







    • ФОНЕТИЧЕСКИЙ. Наблюдая за фонетическим строем стихотворения, можно отметить, что наиболее часто встречающийся ряд: /р/ - /а/ - /л/. Это сочетание придаёт тексту с одной стороны, категоричность, яркость, «громкость», с другой- внутренний динамизм, напряжённость. ( В отличие, скажем, от сочетания Ч-Ш-К, О-В-М и др., которые имеют совершенно иные характеристики для воздействия на слух при чтении поэтического и прозаического текста.)

Звуки /р/-/р`/ - 26, /а/ - 25, /л/- /л`/ - 17.

Обращают на себя внимание строки с целым рядом повторяющихся звуков. Таких строк две:

Чрез благовест, чрез клик колёс…( /л`/ - /л`/ )

Очевидно, здесь поэту хотелось выразить ощущение музыки, звона, который слышит, ощущает лирический герой от быстрой езды на пролётке.

… И ветер криками изрыт… ( /р/ - /р`/ - /р/ )


Страстное, яростное желание как можно скорей достичь цели, невозможность более сдерживать свою неуёмную мечту- увидеть, ощутить, надышаться воздухом весны.



  • ЛЕКСИЧЕСКИЙ. Говоря о лексических особенностях стихотворения, следует обратить внимание на использование развёрнутых метафор. Попытаемся дать толкование этим выражениям с целью глубже проникнуть в замысел автора и понять душевное состояние лирического героя.



ПОЭТИКА



Писать навзрыд- «писать» -творить, создавать, созидать; «навзрыд»- с надрывом, страдая. Отметим, что «навзрыд» употреблено дважды- в первой и последней строфе – «писать навзрыд» и, как раскрытие смысла глагола «писать», - «слагать стихи навзрыд». Т.о., «писать навзрыд»- мучительно, вдохновенно, яростно творить, жаждать выражения своих чувств и не находить достаточно ёмких способов это выразить к пока ещё незаметной, «чёрной», но уже наступающей весне.


Грохочущая слякоть- «грохочущая»- громкая, оглушающая, очевидно, как противопоставление зимнему покою, тихому, едва слышному скольжению полозьев по наезженной снежной дороге, т.е.- грохотание – оживление в природе (наступление ранней весны) влечёт оживление в мире людей – по дорогам проносятся экипажи, повозки уже с грохотом; слякоть- жидкая грязь на дорогах от наступившего тепла усиливает в данном случае выражение яростного желания поскорее окунуться в весну.


Весною чёрною- в данном случае чёрный цвет надо рассматривать не как символ, а как прямое указание на раннюю весну. Нельзя забывать, что Пастернак воспринимал мир непосредственно, «всей кожей», ему чуждо желание приукрашать то, что он видит, его девиз: «… во всём мне хочется дойти до самой сути…». Поэтому у художника весна начинается так, как ей положено- с оттаявших от старого снега чёрных дорог, полей. И в этом нет ничего безобразного, идущего вразрез с эстетическим чувством, ведь известно, - прекрасное- есть жизнь.


Ливень шумней чернил и слёз- ливень- проливной дождь, признак весны, некая очистительная сила, стихия, окунуться в которую стремиться лирический герой, признающий, что именно эта стихия истинной, настоящей, естественной жизни природы сильнее, чем его субъективные переживания и сильнее его творчества. Т.о., вселенские законы природы – основа мироздания, а значит, всё остальное лишь вторично, и жизнь человека с его «слезами», и жизнь творчества, с «чернилами»- следствие вечного импульса, называемого жизнью природы.


Тысячи грачей как обугленные груши- «тысячи грачей» - гипербола, употреблённое образное средство, отметим, не «тысяча», а «тысячи», очевидно, с целью подчеркнуть, усилить напряжение, сохраняющееся и даже возрастающее в тексте стихотворения. «Обугленные груши»- обугленные – отглагольное прилагательное, означающее насыщенный чёрный цвет, поэт использовал для концентрации своего ощущения от ранней весны. Можно привести цветовой ряд в произведении: «чернила» - «весна чёрная» - «чернила» - «обугленные» - «проталины чернеют». Данный ассоциативный ряд помогает увидеть картину, запечатлевшую самый первый, трепетный и робкий миг весны.


Сухая грусть – необычный эпитет к слову «грусть», выражает, возможно, особый душевный настрой лирического героя, склонного к философскому осмыслению каждого мига жизни природы.


Сорвутся и обрушат – два слова- глагола для данного контекста следует признать синонимичными, т.к. имеют значение внезапно нарушенной тишины криком множества птиц, т.е. ещё одной приметы наступающей весны.


И чем случайней, тем вернее // Слагаются стихи навзрыд - художник уверен, что истинное творчество идёт от души, от того внутреннего импульса, которое называется вдохновением, а пробудить истинное вдохновение, может только истинное, глубоко переживаемое чувство. Отсюда- стихи для него – сама суть существования, основа жизни.


СТИЛИСТИКА


«Благовест», «обрушат», «очей», «грусть», «слагаются» - слова, которые можно отнести к возвышенному стилю, что, несомненно, указывает на особый душевный настрой лирического героя, жаждущего встречи с весной.


«Навзрыд», «шесть гривен», «достать пролётку», «ещё шумней» - ряд разговорного стиля (реалии бытового пространства), приближающий лирического героя к образу обычного земного человека, любого, способного чувствовать, ощущать, страдать.


Остальная лексика относится к пласту общеупотребительной : февраль, весною, ливень, с деревьев и др., что даёт возможность читателю ощутить свою сопричастность к описываемому событию- наступлению ранней весны.



  • МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.

Существительных- 24,

Глаголов- 11,

Прилагательных, наречий, причастий- 8

Такая статистика даёт возможность сделать вывод, что при всей быстротечности, динамизме развития, множестве действий, предпринимаемых лирическим героем для осуществления своей мечты- устремиться навстречу наступающей весне из-за невозможности долее оставаться и ждать – целостная картина характеризуется как достаточно статичная.

Создаётся впечатление, что лирический герой, перемещаясь, всё-таки главным для себя считает не своё желание, а жизнь природы, миг её прихода. Мы как бы задерживаем взгляд, напрягаем слух в ожидании чего-то необычного, прислушиваемся к себе, наблюдая за быстро меняющееся картиной пробуждающейся природы: февраль-слякоть- весна; пролётка-благовест- клик колёс- ливень-слёзы; грачи-лужи-грусть- дно очей; проталины- ветер-крики-стихи .



  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.

В тексте стихотворения – 7 предложений, из них- 1 односоставное назывное, 2 односоставных безличных и 2 односоставных безличных в составе сложноподчинённых. Обратим внимание на достаточно большое количество односоставных безличных предложений ( точнее, безличные инфинитивные).

Безличные предложения придают тексту недосказанность, обобщённость ( действия, мысли, состояние души важны в одинаковой степени как для каждого человека так и имеет общечеловеческую гуманистическую направленность. Ср.: Мне хочется поговорить с вами. Мне необходимо высказаться. Мне очень нужно достать пролётку.)

Также обращает на себя внимание употребление сложноподчинённых предложений с придаточными места, присоединёнными к главному союзом где( 2 и 3 строфа). Можно предположить, что лирический герой страстно ищет то место, где он, наконец, может найти то место, куда уже пришла весна и в 4 строфе, как мы видим, он уже определил, где это место должно быть ( т.к. дважды употребляется союз и).