bigpo.ru
добавить свой файл
1
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Глава 1. Проблемы мотивации достижения в современной психологии

1.1.Понятия мотивации достижения

1.2.Основные подходы к исследованию мотивации достижения

1.3.Место мотивации и мотивов в психологии

1.4.Природа мотивации, характер мотивации

1.5.Факторы, влияющие на мотивацию достижения. Прикладные аспекты.

Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации достижения 2.1.Психодиагностическое обследование

2.2.Результаты диагностики и их обсуждение

Заключение

Список литературы

Приложения


3


6

6

9

11

13


18

20

23

24

27


Введение


Доказано, что более высоких экономических успехов достигают те предприятия (отрасли, страны), во главе которых оказываются люди с высокой мотивацией достижения. Д.Макклелланд считал, что, для того чтобы интенсифицировать экономический рост той или иной отрасли промышленности, той или иной страны недостаточно создать совокупность благоприятных экономических условий: крайне важную роль играет «человеческий фактор». Изменяя свое отношение к использованию свободного времени, к выработке и перспективному планированию профессиональных намерений и глобальных жизненных целей, человек повышает свою мотивацию к достижению.

«Хотя мотивация сама по себе еще не обеспечивает успеха, добиться чего-либо без неё невозможно. Вопрос в том, как собственно говоря, работает мотивация и как ее стимулировать – и у себя самого, и у кого-то еще?»1

Проблема мотивации, мотивов поведения, мотивации достижения и деятельности — одна из основных в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «Трудность здесь состоит в том, — пишет он, — что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения»2.

Тема курсовой работы обусловлена все большим интересом психологов всего мира к теме мотивации достижения.

Я считаю, что данная тема достаточно актуальна, так как в современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, в соответствии с той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, на мой взгляд, обеспечивает мотивация достижения.

Объектом обследования, в данной курсовой работе, является мотивация достижения,

Цель исследования: изучить особенности мотивации достижения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать литературные источники по данным проблемам;

  2. подобрать методику для исследования;

  3. продиагностировать мотивацию достижения

  4. составить диагностическое заключение по мотивации достижения

  5. сообщить обследуемым результаты диагностики;

  6. провести сравнительный анализ результатов опроса по мотивации достижения.

Гипотеза исследования: мотив избегания неудачи у испытуемых возрастной категории от 20 до 30 лет до­минирует над мотивом стремления к успеху.

Теоретической основой работы являются труды: Е. П. Ильина, А. Н Леонтьева, А. Маслоу, X. Хекхаузен, Р.С. Немова и др.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала и выводах сделанных на этой основе.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы руководителями предприятий, как при приеме на работу, так и при выработке стратегии мотивирования работников с целью повышения эффективности их деятельности путем влияния на мотивационную сферу сотрудников.

Основными составляющими этой работы являются:

а) теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме исследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена;

б) краткая характеристика основных методов его измерения и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, а также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.

Общий объем работы составил 34 страницы. Текст работы иллюстрирован 6 таблицами и 1 рисунком. Список литературы состоит из 31 источника.

Исследование, проводилось среди молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет, в основном это студенты разных учебных заведений. Общее количество обследуемых – 40 человек, из них 20 девушек и 20 юношей.

Для исследования были применены следующие методики:

  1. Психологический метод: «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана;

  2. Методы математической обработки: программа «Excel».



1. Проблемы мотивации достижения в современной психологии

1.1. Понятие мотивация достижения


Мотивация достижения — это один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный, прежде всего, с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач; стремление к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием успехов, достигаемых индивидом3.

В содержательно психологическом плане мотивация достижения является интерпретационным «ключом» понимания природы уровня притязаний, стремления к повышению самооценки, тактико-стратегическому подходу конкретного человека при выстраивании им способов принятия ответственных решений и регуляции деятельностной активности.


1.2 Основные подходы к исследованию мотивации достижения


Мотивации достижения посвящено множество теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. В исследованиях изучается феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Орлов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.). Мотивация достижения рассматривается и как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен).

Первым, кто выделил мотивацию достижения как отдельный вид мотивации, был Г. Мюррей. Мюррей отметил, что мотивация достижений позволяет справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей4.

Впервые экспериментальные исследования мотивации достижения были начаты в середине XX века. Д. С. Мак-Клелландом с помощью общеизвестного тематического апперцептивного теста (ТАТ) смог зафиксировать качественные индивидуальные различия проявления мотивации достижения. Он рассматривал, становление той или иной формы направленности и выраженности мотивации достижения, прежде всего, с позиции теории научения — конструктивная и адекватная мотивация достижения складывается и развивается в связи со спецификой социальной среды и воспитательного воздействия на развивающуюся личность. Американский ученый Д. Мак-Клелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает:

1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности);

2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам, а высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения;

3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности;

4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий;

5) стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству5.

Иной подход к мотивации достижения развивается немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, привести или к успеху, или к неудаче». Характерные признаки мотивации достижения:

1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу (у лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха);

2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования (задачи должны быть средней степени трудности);

3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель (при этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей»);

4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца6.

В отечественной психологии хочется отметить исследования по данной проблематике Т.О.Гордеевой. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании»7.

Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления8.


1.3. Место мотивации и мотивов в психологии


Как уже говорилось выше проблема мотивации, мотивов поведения и деятельности, мотивации достижения — одна из стержневых в психологии. Б. Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль9.

Большое количество литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. Одни психологи рассматривают её как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение и деятельность (К.Мадсен; Ж.Годфруа), другие - как совокупность мотивов (К.К. Платонов), третьи - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

И.А. Джидарьян рассматривает мотивацию как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности.

Дж. Аткинсон предлагает рассматривать мотивацию как единство личностных детерминант, т.е. устойчивых мотивов личности и характеристик непосредственной ситуации (т.е. ситуационных детерминант).

У Вилюнаса термин «мотивация» используется для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности. Такая широкая трактовка соответствует пониманию мотивации как того, что лежит в основе обусловленности поведения10. То есть мотивация выступает как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Для Левина мотивация выступает как актуальный процесс, который направляет и побуждает целенаправленное поведение11.

Отсюда следует, что мотивация как движущая сила человеческого поведения, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, проходя через все ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы12.

У Е.П. Ильина мы можем увидеть такое описание мотивации: «Мотивация - это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация - процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение»13.

Отсюда следует, что мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. При этом необходимо учитывать, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания14.


1.4. Природа мотивации, характер мотивации


Из выше сказанного видно, что каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему.

У одних — это структурно-психологический подход (А. Г. Ковалев, О.К. Тихомиров, А.А. Файзуллаев), у других — биологизированный морфо-функциональный, в значительной степени рефлекторный подход (Д.В.Колесов), у третьих — гештальт подход (Ж.-М. Робин). Положительные моменты есть в каждом из них, но целостного впечатления о процессе мотивации и этапах формирования мотива не возникает.

Хочется остановиться на теории описанной Р.С. Немовым. В своих работах он отмечает, что у человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения. Регуляция отвечает за то, как поведение складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Регуляционная сторона обеспечивает такие психические процессы, явления и состояния, как: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом15.

Р.С. Немов дает определение мотивации как совокупности причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. То есть, представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков с учетом ситуации, в которой происходит то или иное действие индивида. И еще один важный момент: мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

«Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решения на основе взвешивания поведенческих альтернатив»16.

Из выше сказанного следует, что на природу и характер мотивации влияет несколько важных составляющих, таких как мотив, потребность, цель, интерес, задача, желание и намерение.


1.5. Факторы, влияющие на мотивацию достижения.

Прикладные аспекты


В предыдущей главе мы уже рассматривали несколько понятий, которые мотивируют человека вести себя определенным образом. Давайте рассмотрим еще одно направление в исследованиях мотивации, влияющие непосредственно на мотивацию достижения, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигающие его неудачи.

«Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успехов и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. От них во многом зависит судьба и положение человека в обществе»17. Отмечено, что люди с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует. То есть получается, что у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Отсюда и получается, что люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких индивидов в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Те же, кто мотивирован на избегание неудачи ведут себя совершенно иначе. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.

Интересен так же тот факт, что для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи возрастает, даже если при ее решении потерпел фиаско, а для человека, ориентированного на неудачу, — падает. «Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу — избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться»18. Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

Представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самооценка», «самосознание» так же влияет на выбор задачи не зависимо от мотива достижения. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Большое значение в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда тем же делом, кроме него, занимается кто-то еще, играет тревожность. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Различают: 1) ситуативно устойчивые проявления тревожности, которые принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»); 2) ситуативно изменчивые проявления тревожности именуемые ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность» 19.

Многие из рассмотренных нами мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. Это — мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность (JIT), определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний. Кроме них личностно характеризуют человека потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Это — наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.

Отсюда следует, что на мотивацию достижения успехов индивида влияет множество факторов. Важно еще на этапе развития мотива достижения успехов, то есть в процессе воспитания детей, ставить перед ними достаточно сложные, но реалистические с точки зрения возможности их решения задачи. Знание своих сильных и слабых сторон (адекватная самооценка), вера в возможность достижения успеха, умение намечать план и последовательно реализовывать программу действий, ведущих к успеху, а также получать и пользоваться обратной информацией о достигнутых результатах способствует развитию мотивации достижения успехов.

Как уже говорилось выше, на мотивацию достижения успехов индивида влияет множество факторов, что осложняет процесс диагностики мотивации достижения. Существует достаточно большой арсенал методических средств (известно 40 методик) для диагностики мотивации достижения - прежде всего это проективные методы, созданные на основе ТАТ. Как известно, они требуют высокой психологической квалификации исследователя, специальной подготовки экспертов для контент-анализа текстов. Получили распространение и вопросники для измерения мотивации достижения. Вербальные стимулы (пункты) вопросников косвенно отражают индивидуальные особенности человека, ориентированного на достижение. Это так называемые, прямые методы психодиагностики мотивационной сферы лич­ности. В основе этих методов лежит прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д., хотя конкретные методики могут различаться по способам конструи­рования и по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности.

Перечень мотивов, которые обычно используются в этих мето­дах, в основном состоит из конкретных мотивов и используются для изучения конкретных мотивов, например учебной, профессиональной и других видов деятельности.

В нашей курсовой работе для исследования мотивации достижения мы используем «Опросник для измерения мотивации достижения» (РАМ) A.Мехрабиана. Он имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости - независимости в межличностных отношениях. При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов.20

Следует учесть, что проективные методы - методы построеные на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов21.


Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации достижения

2.1. Психодиагностическое обследование


Исследование мотивации достижения проводилось на простых гражданах, имеющих разную сферу деятельности.

Общее количество обследуемых – 40 человек, из них 20 девушек и 20 юношей. Исследование, проводилось среди молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет, в основном это студенты разных учебных заведений, а так же юноши и девушки работающие на предприятиях города.

Для определения объёма выборки ориентировались на условие, согласно которому объём обследуемой выборки должен позволить сделать достаточно обоснованные выводы.

Для диагностики мотивации достижения была выбрана следующая методика: «Опросник для измерения мотивации достижения» A.Мехрабиана22. Тест мотивации достижения предназначен для диагностики двух обобщен­ных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оцени­вается, какой из этих двух мотивов у испытуемого до­минирует.

При подборе пунктов тес­та учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху (Ms) и избегания неудачи (Мдр) в поведении, детерминированном мотивацией до­стижения.

Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, т. е. разницу Ms — Мдр, так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли Ms над Мдр или на­оборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения успеха(Ms > Мдр), а низкие показатели — на тенденцию избегания неудачи(Ms < Мдр).

Тест представляет собой опросник, имеющий две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

В курсовой работе приводится текст опросника, представленный в виде бланка для ответов, алгоритм обработки данных, краткая инструкция по их интерпретации (см. Приложение 1).

Процедура обследования заключалась в том, что участнику исследования выдавался опросник, состоящий из 32 вопросов для юношей и 30 для девушек. Мною была проведена мотивировка и инструктаж участника исследования.

Инструкция:

1.Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+ 3 - полностью согласен;

+2 - согласен;

+ 1 - скорее согласен, чем не согласен;

0 - нейтрален;

-1 - скорее не согласен, чем согласен;

2 - не согласен;

3 - полностью не согласен.

2. Давайте ответ на каждый вопрос в той последовательности, в которой они расположены, не пропускайте ни одного вопроса

3. Отвечайте как можно более искренне, здесь не может быть ответов «правильных» и «неправильных», не старайтесь провести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности

Так же было дано обещание - дать обратную связь после обработки экспериментальных данных.

В процессе диагностики наблюдались различные реакции участников исследования: некоторые отказывались заполнять опросник, мотивируя это тем, что 30-32 вопроса – это слишком много, выбирать и ранжировать качества – это слишком долго и им не хочется тратить свое время. Некоторым просто не хотелось – не было настроения. Кто-то просто говорил – «я про себя и так все знаю». Но большинство соглашались поучаствовать в диагностике, спрашивали об обратной связи. Некоторые сразу говорили – если не будет обратной связи, отвечать они не будут. Вследствие этого я могу сделать вывод, что у тех участников, которые были заинтересованы в получении обратной связи наиболее достоверные ответы.

В целом можно сказать, что обследование было проведено успешно.


2.2 Результаты диагностики и их обсуждение


Результаты, полученные в ходе диагностики, приведены в Сводной таблице эмпирических данных (см. Приложение 2).

Одна из характерных особенностей обследуемых групп – это преобладание мотивации избегания неудач (мотивация достижения: Хмах =149 мужчин, Хмах =145 женщин. Хмin = 103 у женщин и Хмin = 107 у мужчин).

Сравнивая мужчин и женщин (рис. 1), можно увидеть, что и женщины и мужчины практически не отличаются по мотивации достижения - Мдн.ср муж =129,1, Мдн.ср жен=122,85.




Рис. 1. Мотивация достижения у юношей и девушек


Вывод: в результате тестирования было получено подтверждение гипотезы - мотив избегания неудачи у испытуемых возрастной категории от 20 до 30 лет до­минирует над мотивом стремления к успеху, причем юноши и девушки друг от друга практически не отличаются. Это означает, что среди обследуемых, в основном люди, проявляющие не уверенность в себе и не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. Люди, ориентированные на неудачи, не редко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные профессии. Таким образом, люди ориентированны на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза. Нельзя исключать возможность неточности в результатах обследования, т.к. испытуемые, возможно, могли стремиться к социально одобряемым ответам. С другой стороны, это может так же служить подтверждением того, что они пытались избежать отрицательной оценки, т.е. ориентированы на неудачу.

Гипотеза о причинах отсутствия найденных различий: мотивация достижения формируется из-за средовых влияний, влияния социума. Мотивация достижения не определяется биологической и генетической предрасположенностью.

Таким образом, на данной выборке нами не было обнаружено значимых различий по мотивации достижения. Мы предполагаем, что отсутствие значимых различий не случайно, и объясняется тем, что уровень данного параметра не связан ни с биологическим, ни с социально обусловленным фактором, ни с полом, и зависит от уникальных средовых влияний.


Заключение


В данной курсовой работе мы рассмотрели мотивацию достижения. Основная цель работы - изучить особенности мотивации достижения - достигнута.

Задачи, поставленные в первой части курсовой работы достигнуты:

  1. Проанализированы литературные источники по данным проблемам.

  2. Подобрана методика для исследования.

3. Продиагностирована мотивация достижения.

4. Поставлено диагностическое заключение по мотивации достижения.

5. Сообщены обследуемым результаты диагностики.

6. Проведен сравнительный анализ результатов опроса по мотивации достижения.

Полученные данные справедливы и для группы девушек и группы юношей.

Так как выбор испытуемых был ограничен только возрастными строгими рамками, к обследованию были привлечены юноши и девушки разного социального положения, можно предположительно сказать, что в опросе учувствовали среднестатистические молодые люди. По результатам опроса мы находим подтверждение теории Хекхаузена Х. о том, что мотив избегания неудачи у испытуемых возрастной категории от 20 до 30 лет доминирует над мотивом стремления к успеху.


Список литературы


  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. – 144 с.

  2. Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – 440с.

  3. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд.МГУ, 1991. – 288 с.

  4. Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека». - М., 1990. – 336 с.

  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. - 658 с.

  6. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М., 2006. – 289 с.

  7. Глуханюк Н.С, Белова Д.Е. Психодиагностика. – М.: Академический проект, 2005. - 272с.

  8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2005. - 368 с.

  9. Гуревич К.М. психологическая диагностика. - М., 1997. – 376 с.

  10. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. - 1990. - №4

  11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2006. – 512 с.

  12. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.

  13. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога». - Воронеж, 2007. – 307с.

  14. Левин К. Типология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. – М., 2003. – 122 с.

  15. Ломов Б.Ф. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. – 205 с.

  16. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис. - М., 2006. – 512с.

  17. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. - СПб., 2007. – 314с.

  18. Маслоу А. «Мотивация и личность». - СПб, 1999. - 456с.

  19. Мотивация/Райнер Нирмайер, Манюель Зайфферт: [пре.с нем.Зись Е.А.]. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006 – 124 с.

  20. Мотивация достижения // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

  21. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание, 1979. – 343с.

  22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 576 с.

  23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Общие основы психологии. — 496 с.

  24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.

  25. Психологическая диагностика Учебное пособие Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО 1997. - 304 с.

  26. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия «Психологическая энциклопедия». – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.- 656 с.

  27. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 276с.

  28. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». - СПб.,1999. - 537с.

  29. Соколова Е.Т. «Совместный тест Роршаха» для диагностики нарушении семейного общения // Общая психодиагностика. - 1987. - С. 194—206.

  30. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

  31. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003 - 860 с.

  32. ХекхаузенХ. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. - 240с.



Приложение №1

«Опросник для измерения мотивации достижения» A. Мехрабиана


ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы — мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 полностью согласен

+2 согласен

+1 скорее согласен, чем не согласен

0 нейтрален

-1 скорее не согласен, чем согласен

- 2 не согласен

- 3 полностью не согласен

Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3).

Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.

При обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у Вас возникли какие-то вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе!»

Обработка результатов: ключ к мужской форме: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15,

-16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.

Ключ к женской форме: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8 -9 +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.

На основе подсчета суммарного балла определяют, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.

В соответствии с представленными выше ключами оценки, данные испытуемыми по каждому из суждений опросника, переводятся в баллы следующим образом. Если в ключе данное суждение помечено знаком «+», то оценки (в числителе) переводятся в баллы (в знаменателе) так:

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

1 2 3 4 5 6 7

Если в ключе соответствующее суждение помечено знаком «-», то пользуются следующим соотношением:

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

7 6 5 4 3 2 1

Далее определяется сумма баллов, набранных испытуемым по всему опроснику, и на ее основе определяют, какая мотивация доминирует у испытуемого.

Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.

Если сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.

И, наконец, если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.


Бланк: форма А (для мужчин).

Пол:

Возраст:

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, в решении которых сомневаюсь.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности,

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.

8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем трудную, требующую размышлений.

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где все участники приблизительно равны по своим возможностям.

13. В свободное от работы время я овладею техникой какой-нибудь игры скорее для развития своего умения, чем для отдыха и развлечений.

14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 руб. и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более 180 руб.

16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.

17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока не получу полного удовлетворения от полученного результата, чем стремиться закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением.

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь хорошей оценке.

21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.

23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.

26. Когда я берусь за трудное дело, я больше опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем то, в успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем тогда, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.

30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Бланк: форма Б (для женщин)

Пол:

Возраст:

Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Я чаше берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, как решать.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.

8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем трудную, требующую размышлений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.

14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость, успехи.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное, которое обычно хорошо выходило.

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.

19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела вместо того, чтобы выполнить быстро за это же время два-три других.

20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.

21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы решили бы устроить вечеринку, то я предпочла бы сама организовать ее, чем допустить, чтобы это сделала какая-нибудь другая.

22. Если у меня что-то не выходит, Я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем то, в успехе которого я уверена.

27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем тогда, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.

29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, вместо того, чтобы быстро взять себя в руки и пытаться исправить положение.

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.


Приложение 2

МУЖЧИНЫ

Вопросы Участники опроса123456781+1+1+1+2+2+1+2+1+102+2+2+2+3+2+2+2+1+203+3+3+1+3+2+3+2+2+3-240+20+3-30-3+20-35-2+3-1+3+3-2+3+3+1-16+1+1-2+3+2+1+2+3+2-17+2+2+10+1+2+10+1+28+3+1+1+2+3+3+30+2+390+3+2+3-30-3-2-1+1100-1+1+1+10+1-1-2+111+100+3+2+1+2-3+2+212+20-2+2+2+2+2+2+1+313+3+2-1+3-3+3-3+2+20140+1-3+3-30-3+10-115-2-1+2+1+3-2+3+1-1-216+1+1+1+2+1-1+10-1-117+2-2+1+2+2+1+20-2+218+3+1+1+2+3+2+3+2-2+1190+2+2-30-2+2+1-3+220-2+2+3+3-2-1+3+3+1-121+1+2-1+2+1-3+1+3+2+122+20-1+1+20+2+2+1+223+30-1+3+3-1+1+1+1+3240-1-2-30-2+30+1-2250-2-2+10-3-1+1-1026+1-10+2+1+10+2-2-127+2+20+2+2+20+1-1-128+3+1+2-3+3+2+2+10-1290+1+1-30+1+1+1+2+230-2+3+1+3-20-1+2+1+131+3+3+2+3+1+3+2+3+3+332-3-2-3-3+1-2-3+3+2-3Мдн 140140132112127135135122131133

ВопросыУчастники опроса11121314151617181920 +3+1+1+2+1+1+3+3+1+32+3-2+3+2+10-3-2+303+1+2+1+2+3+1+2+3+2-240+3+1+3+30+3+20+25+1+2+3+3+2-20+2+1+3600-3+3+1+10+3+2-27-2-1+300+2+1-2+108+1+3+2+2+1+3+20+2-19-2+3+1+3+20+3-1-1-1100+1+3+1+100-1-2-111-1-1-3+3+1+1-2-1+2+212-20+1+2+1+2+2+2+3+113+1+3+2+3+2+3+1+1-2+314+1+3+2+3+30+3+30-315+2+3-3+1+3-2-3-3-1+216+10-3+2+3-1+2+2-1+3170+2+3+2+2+1+2+3-1-218-2+3+1+2+1+2+3-2+2+119-1+1+2-30-2+20+1+220-3+3+3+3+1-1+3+3+1-121+2+20+2+2-3+1+3+2+122+1+3-2+1+10+2+2+1+223+1+3+1+3+1-1+1+1+1+324+1+1+2-3+1-2+30+1-225+2+2+3+1+2-3-1+1-1026+3+20+2+3+10+2-2-127-1+20+2+2+20+1-1-128-1-3+1-3+1+2+2+10-129-1+3+2-30+1+1+1+2+230-2+2+3+3+10-1+2+1+131-2+10+3+2+3+2+3+3+3320+3-2-3+1-2-3+3+2-3Мдн 139119149107120126145127121130

ЖЕНЩИНЫ


Вопросы Участники опроса123456789101+2+1+1+2+30+3-1+3+12+3+2+2+3+2+1+2+2+1+23+3+1+1+30+3+2+3+1+14+3+20+3-10-3-2+105+3+3-1+3+3-100+2-16+3+1-2+3+3+1+1+3+2-270+3+10+1+2+2-1+2+18+2+1+1+2-1+1+3+20+19+3+3+2+30-1-30-2010+1-1+1+1+10+10-2-211+300+3+2+2-2-1+3-112+2+1-2+2+2+2-3+1+2-313+3+2-1+3-3+20+2+3+214+3+1-3+3-3-10+3+1+115+1-1+2+1+3-2+2+30+116+2+1+1+2+1-1+1-10-117+2-1+1+2+2+3+2+1-1+218+2+1+1+2+3+1+30-1+119-3+2+2-3-1-1+2+1-3+320+3+1+3+30-10+3+3-121+2+2-1+2+1-3+2+30-122+10-1+1+2+1+2+3+3-123+3+2-1+3+30-1+1+2+324-3-1-2-30-20+2+1-225+10-2+1+2-3-1-1-1-226+2-10+20+1+3-2-2027+2+20+2+2+20-10028-3+3+2-3-1-1+2+10-129-3+1+1-30+10+1+2+230+3+2+1+3-20+1+3+1+1Мдн108119125108108118135112103127

ВопросыУчастники опроса111213141516171819201+2-2-1+3+2+3+2-1+3+32+2-1+3-2+2+2+3+2+1-13-3+2+2+3+3+1-2+3+1-14+3+2+2-3-2+30-2+1-25+2+3-3-3+1-1+30+2-16+1-2-2-3+1-1-1+3+2-27+3+1-3+3+2-2+2-1+3+38-3+1+3+3+2-1+3+2-2-39+1+3-2+10+1-300-310+2+2+3-2+1+2+10+3-311+2+1-3+2+2-1-2-1-1+312-3+3-3-1+2+3-3+1+2+313-3-1-3-3-3+20+2+2+314+3-1+3+3-3+20+3+3+315+3-2+3-1+3+1+2+3-2016-3-1+1+3+1-1+1-10-117+2+1-2+3+2+2+2+1+3+218+2+2+2-2+3-1+30-1+119-3-1-1+1-1+3+2+1+2+320+3+3-3-20+20+3+2-121+2+2+3-3+1+1+2+3+3-122+1+2-1+1+2+3+2+3-2-123+3+1+3-2+3-1-1+10+324-3-1+3+30-10+2+3-225+1+2-2-2+2-2-1-1-1-226+2-1+1+30-1+3-2+2+227+2+1-2-3+2+10-1+2-328-3+2-3-3-1+2+2+1+3-329-3-3+1-30-10+1-2+330+3-3-2+3-2+3+1+30-2Мдн137123145131114125141108138132


910

1 Мотивация/Райнер Нирмайер, Манюель Зайфферт: [пре.с нем.Зись Е.А.]. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. – С. 124

2 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. - С. 205.

3 Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. – С. 446.

4 Мотивация достижения // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.


5 Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. – СПб., 2007. - С. 103

6 Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб., 2001. - С.137.

6



7 Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М., 2006. - С. 305.

8 Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис. - М., 1987. – С. 56.

9 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М,., 1984. – С. 205.

10 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. – С.94.

11 Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд.МГУ, 1991. - С. 183.

12 Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. – С. 263.

13 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб, 2006. – С. 282.

14 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2006. – С.283.

15 Немов Р.С. Психология: Кн. 2: Общие основы психологии. – М., 2003. — С. 323.

162Левин К. Типология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. - С. 122.

17 Немов Р.С. Психология. Т.1. - М., 2003. - С. 458.

18 Немов Р.С. Психология. Т.1. - М., 1999. – С.437.

19 Немов Р.С. Психология. Т.1. - М., 2003. - С.438.

20 Психологическая диагностика Учебное пособие Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М. Изд-во УРАО 1997. - с. 304

21 Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2006. – с. 46

22 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 490.