bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра истории и культурологии


КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения


Волгоград - 2005

УДК 008 (075)

ББК 71 Я7

Учебно-методическое пособие «Культурология» для студентов заочного отделения разработано коллективом кафедры истории и культурологии Волгоградского государственного медицинского университета: профессор Петрова И.А., доцент Скворцов Ю.Е., доцент Пащенкова Е.И., доцент Кибасова Г.П., доцент Медведева Л.М., доцент Каден А.Г., доцент Благодарева А.И., доцент Черемушникова И.Н., ст. преподаватель Киценко Р.Н., преподаватель Киценко О.С., преподаватель Кобылкин Р.А., преподаватель Чернышева И.В.


Рецензенты: доктор философских наук, профессор Сгибнева О.И.,

доктор исторических наук, профессор Першин Н.И.


Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения./Под общей редакцией Петровой И.А. и Медведевой Л.М. – Волгоград: ВолГМУ, 2005 – 29 с.


Учебно-методическое пособие содержит требования к написанию контрольной работы, темы контрольных работ, списки рекомендуемой литературы, примерные вопросы к зачету, тестовые задания.

Учебно-методическое пособие рекомендовано к печати Центральным методическим советом ВолГМУ (протокол заседания №1 от 29 октября 2004 года).


Волгоградский государственный

медицинский университет, 2005

Требования к выполнению контрольной работе.

Студенты заочного отделения, согласно учебному плану, должны выполнить одну контрольную работу по культурологии по предлагаемой тематике. Первая часть – тема по выбору из настоящего пособия, вторая – ответы на вопросы итогового тестирования (см. с. 24).

Контрольная работа представляется в сроки, установленные деканатом, оформляется согласно существующим требованиям (на титульном листе указывается Министерство, кафедра учебного заведения, тема контрольной работы, фамилия, имя, отчество, домашний адрес студента).

Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список. Введение содержит определение цели исследования, обзор использованной литературы, историю изучения проблемы. Основная часть раскрывает положения по теме, мысли автора, возникшие в ходе изучения литературы. В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы.

Для написания контрольной работы следует изучить литературу по данному вопросу. При конспектировании не допускается дословное переписывание текста, требуется изложить своими словами основные цели и выводы, общую концепцию автора.

Оформление работы производится в соответствии с требованиями высшей школы. Все цитаты, факты, доказательства, цифры, приводимые в работе, должны иметь указания в виде сносок на то, откуда они заимствованы. В библиографическом списке (алфавитный порядок) указываются фамилия автора, инициалы, полное название книги, год и место издания книги; фамилия автора статьи, инициалы, название статьи, название журнала (газеты), его номер (для газеты число и месяц), год издания.

Работа может быть напечатана на машинке, набрана на компьютере или быть рукописной. Текст оформляется чисто и грамотно, с выделением полей. Сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются. Страницы текста должны быть пронумерованы. Общая нумерация страниц начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не ставится.

Примерный объем работы 12 страниц печатного текста (размер шрифта – 12-14), на все вопросы должны быть даны исчерпывающие ответы. Работа может содержать приложения, иллюстрирующие на практическом материале выводы автора.

Из рекомендуемого списка литературы можно использовать несколько наименований (не меньше трех), можно использовать литературу, не вошедшую в список. Подготовку контрольной работы желательно начать с ознакомления с соответствующими разделами учебника.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

  1. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. – СПб.: «Кольна», 1995.–544c.

  2. Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М.: «Галарт»,1991. – 296 с.

  3. Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания: трансатлантический диалог. – М.: АСТ, 2004. – 248с.

  4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М: « Искусство», 1989.–350с.

  5. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. – М.: «Гардарики», 1996.–280с.

  6. Золкин А.Л. Культурология: Учеб. пособие для вузов/ Под. ред. проф. Н.В. Михайловой. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001.– 365c.

  7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: «Высшая школа», 2000.–368с.

  8. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник.–2–е изд., перераб. и доп. – М.: «Высшая школа»,2000.– 407с.

  9. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов/ Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Володарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. – М.: «Высшая школа», 1999.– 497с.

  10. Козловский П. Современность постмодерна//Вопросы философии.–1995. – №10. – С. 85-95.

  11. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций.– М.: «ИКФ Омега–Л, Высш. шк.», 2003.– 616c.

  12. Культурология/Под.ред. А.А. Радугина. – М.: « Центр», 1996 – 400с.

  13. Культурология. ХХ век. Хрестоматия. – М.: «Издательский центрАЗ», 1998.–360с.

  14. Культурология./под.ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов–на–Дону, «Феникс», 1998.– 465с.

  15. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.–480с.

  16. Кун. Н.А., Нейхард А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. – СПб.: «Литера»,1999.– 608 с.

  17. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М.: « Прогресс», 1992.–376с.

  18. Лосев А.Ф. Диалектика мифа.//Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: «Политиздат», 1991.– 524с.

  19. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: «Просвещение», 1998.–320с.

  20. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М.: « Просвещение», 1996.–360с.

  21. Марков Б.В. Человек в эпоху масс–медиа.//Информационное общество: ЦБ. – М.:ООО Издательство АСТ, 2004. – С.452–507.

  22. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – в 3 т. М. : «Прогресс», 1995.

  23. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. – М.: « Мысль»,1990.– 600с.

  24. Ортега–и–Гассет Х. Восстание масс.// Вопросы философии. –1989. – № 3 – С.119–155.

  25. Панченко А.М. О русской истории и культуре. – СПб.: Азбука, 2000.–464с.

  26. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры: курс лекций. – М.: « Центр», 2002.–320с.

  27. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 1998. – 446с.

  28. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: «ВЛАДОС», 1998.– 608с.

  29. Ревалд Д. История импрессионизма.– М.: «Искусство», 1995.– 454с.

  30. Ревалд Д. Постмодернизм. – М.: «Республика», 1996.– 463 с.

  31. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси: исследования и заметки.– М.: «Издательство Московского университета», 1984.–240с.

  32. Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М.: «Политиздат», 1991.– 366с.

  33. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: «Политиздат», 1992.– 543с.

  34. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник: / в2 т. – М.: « РУДН », 1992.

  35. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М.: «Политиздат», 1989.– 573с.

  36. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: «Политиздат», 1987.– 239с.

  37. Тойнби А. Постижение истории. – М.: « Айрис–пресс»,1991.– 640с.

  38. Хейзинга И. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры. – М.: « Прогресс», 1992. – 459с.

  39. Хиллер Б. Стиль ХХ века. – М.: слово/SLOVO, 2004. – 240с.

  40. Фрейд З. Неудовлетворённость культурой. – М.: « Московский университет», 1990.– 280с.

  41. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: «Мысль», 1993.– 667с.

  42. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/Сост. Т.Г. Петровец. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. – 320с.

  43. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: «Ренессанс», 1991.– 304с.

  44. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: «Республика», 1994.–527с.


Темы контрольных работ

Тема 1. Введение. Культура и культурология.

Культурология – новая учебная дисциплина, появление которой связано с тенденцией к гуманизации и гуманитаризации общего и специального образования. Ее задача заключается не только и не столько в расширении кругозора, сколько в том, чтобы создать более или менее целостное представление о культуре, показать ее роль в жизни общества и каждого человека, способствовать творческому развитию личности студента. Творческий характер изучения культурологии заложен уже в самом предмете ее как науки, поскольку основным объектом ее исследования является культура.

Контрольные работы по теме

  • Культурология как наука.

  • Происхождение и смысл понятия «культура».

  • Структура и функции культуры.

  • Культура и цивилизация.

  • Общество и культура.

  • Методы культурологических исследований.

  • Культура и природа.

  • Религия и культура.

  • Искусство как феномен культуры.

  • Профессиональная культура (на примере профессии врача).

  • Проблема преемственности в культуре.

Литература

Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.

Введение в культурологию/ Отв. ред. Е.В. Попов. М.,1995.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Культурология. История мировой культуры/Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000.

Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология. М., 1999.

Культура, человек и картина мира. М., 1987.

Культура: теории и проблемы. М., 1995.

Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.

Пигалев А. И. Культурология. Волгоград. Изд.–во ВолГУ. 2001.

Полищук В.И. Культурология. М., 1998.

Розин В.М. Культурология. М., 1999.

Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1992.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1993.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

Философский энциклопедический словарь. М., 2001.

Человек и общество. Кн. 1,3. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.


Тема 2. Основные направления культурологической мысли.


Изучение различных культурологических теорий позволяет нам сформировать собственное видение человеческой культуры. Здесь нужно иметь в виду, что мир открывается человеку через различные интерпретации (исторические документы и памятники материальной культуры, художественные произведения и научные теории и т.п.). Чем больше "интерпретаций" открыто человеку, тем острее его взгляд на мир, тем более он подготовлен к встрече с новым и неизведанным.

Контрольные работы по теме

  • Античные и средневековые представления о культуре.

  • Осмысление культуры в Новое время.

  • Просветители XVIII в. о культуре.

  • Ученые XIX в. о культуре и цивилизации.

  • Становление культурологии в ХХ веке.

  • Культурологическая теория Н.Данилевского.

  • Концепция «локальных культур» О.Шпенглера и А.Дж. Тойнби. Историософская теория К.Ясперса.

  • Концепция культуры как игры Й.Хейзинги.

  • Теория суперсистем П.А.Сорокина.

  • Социокультурная динамика М.Вебера.

  • Интерпретация культуры в психоанализе З.Фрейда.

  • Интерпретация культуры в структуралистской антропологической концепции К.Леви-Стросса.

  • Евразийская культурологическая концепция.

Литература

Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие. Под ред. Т. Ф. Кузнецовой.– М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Культурология: Учеб. пособие. Под. ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Культура: теории и проблемы. М., 1995.

Леви Стросс К. Структурная антропология. – М.: "Наука", 1983.

Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.

Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1992.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1993.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

Человек и общество. Кн. 1. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Философия культуры. Становление и развитие / Под. ред. М.С.Кагана и др. СПб., 1998.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М.: «Московский университет», 1990.

Хейзинга И. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры. – М., 1992.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: «Республика», 1994.


Тема 3. Культура первобытной эпохи.


Обращение к теме культуры первобытного общества не случайно. Для того, чтобы лучше разобраться в сложнейшем вопросе происхождения культуры необходимо обратиться к истокам – ранним этапам формирования общества. Именно здесь мы можем обнаружить ответы на многие поставленные вопросы: что такое культура, каковы функции культуры, прогнозы развития культуры как системы, обеспечивающей доминирование социального начала над биологическим и т.д. Необходимо заметить, большая часть материала по изучаемой теме относится к периоду так называемой дописьменной истории. Обилие научных интерпретаций различного уровня (гипотезы, теории), широкий разброс мнений, привлечение данных многих наук (антропология, археология, этнография, история, искусствоведение и т.д.), географический разброс, изучаемых явлений в некоторой степени усложняют процесс познания, одновременно делая проблему зарождения и становления культуры более интересной.

Контрольные работы по теме

  • Синкретический характер культуры первобытного человека.

  • Первобытные религиозные представления.

  • Становление первобытных мифологических представлений.

  • Первобытное искусство.

  • От первобытного стада к обществу.

  • Загадки палеолитических Венер.

  • Памятники первобытной культуры.

  • Врачевание в первобытном обществе.

  • Ритуал – как форма объективизации первобытного мировоззрения.

  • Роль языка в первобытном обществе.

  • Теории возникновения искусства.

  • Историческое и культурное значение позднего палеолита.

Литература

Гуревич П.С. Культурология. – М.: "Гардарики", 2002.

Маркова А.Н. Культурология. – М.: "Юнити", 2001.

Пархоменко И.Г., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. – М.: "Центр", 2002.

Пигалев А.И. Культурология. – Волгоград: "Либрис", 2002.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: "Юнити", 2000.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: "Наука", 1987.

Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: "Политиздат", 1989.

Фрэзер Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. – М.: "Политиздат", 1980.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 2, 20 – М.: Политиздат, 1960.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: "Издательство политической литературы", 1980.

Энциклопедия: Мифы народов мира. В 2-х т. – М.:"Олимп", 1997.


Тема 4. Культура древнейших цивилизаций.

Страны Древнего Востока: Древний Египет, Шумер и Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай относятся к древнейшим цивилизациям. Одна из главных проблем понимания древнейших цивилизаций – это осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нас в историческом времени и пространстве.

Многие достижения древнейших цивилизаций вошли в арсенал современной европейской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит египетский календарь: он был первым солнечным календарем в отличие от лунного. В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина. Иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита. Литература Древнего Египта вошла в качестве извечных тем в мировую литературу. И таких примеров взаимосвязи культуры древнейших цивилизаций с современной культурой можно привести великое множество…

Контрольные работы по теме

  • Восточный и западный типы культур.

  • Особенности культуры древнейших цивилизаций. (Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай).

  • Значение появления письменности.

  • Важнейшие научные и технические достижения древнейших цивилизаций.

  • Основные черты культуры Древнего Египта.

  • Религия Древнего Египта.

  • Мифология Древнего Египта.

  • Художественная культура Древнего Египта.

  • Культура Древней Индии.

  • Культура Древнего Китая.

  • Соотношение реального и фантастического в шумеро-аккадской художественной культуре.

  • Особенности ассиро - вавилонской мифологии.

Литература

Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 1999.

История древнейшего мира. – М.:,1989.

Кууси П. Этот человеческий мир. – М.: Прогресс, 1988.

Пигалев А.И. Культурология. – Волгоград: Либрис, 1995.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.: Гардарика, 1997.

Полищук В.И. Культурология. – М.: Гардарика, 1998.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Р. Мировая художественная культура. – М.: Юнити, 2000.

Тема 5. Античная культура.

Античность является одной из главных страниц в развитии мировой культуры. Она оставила богатейшее наследие европейскому Средневековью, пережила свое "второе рождение" в эпоху Ренессанса и Нового времени и сегодня ценна гуманистическими взглядами, образцами представлений о гармонии и красоте. Взгляды на мир и человека, воплощенные в философии и искусстве, стали основой европейской культуры.

Греция дала миру великие научные открытия: имена Пифагора, Евклида, Фалеса, Гиппократа, Архимеда и теперь знакомы каждому. Греческие полисы воплотили в себе различные формы государственного устройства, характеристика и анализ которых нашли отражение в общественно-политической мысли, прежде всего, в трудах Платона и Аристотеля.

Рим, следуя греческим традициям, привнес в европейскую и мировую культуру собственные "изобретения" - историю, риторику, право, календарь.

Наконец, именно в Античности произошло зарождение христианства как нового мировоззрения грядущей эпохи.

Контрольные работы по теме

  • Культура Древней Греции.

  • Роль Античности в европейской и мировой культуре.

  • Боги и люди в системе ценностей древних греков.

  • "Боги и герои": сюжеты и образы греческой мифологии.

  • Трагедия и комедия в греческом театральном действе.

  • Греческая скульптура: от "кор" и "куросов" - к "канону" Поликлета.

  • Культура Древнего Рима.

  • Особенности взаимодействия древнегреческой и древнеримской культуры.

  • Овидий, Вергилий, Гораций - "титаны" римской поэзии.

  • Римский скульптурный портрет.

  • Инженерный гений римлян и его творения.

  • Зарождение и распространение христианства.

  • Зрелища и их роль в воспитании «римского духа».

Литература

Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Искусство, 1992.

Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Древнего Рима. - М, 1998.

Гомер. Одиссея. - М.:Правда,1984.

Грушевицкая Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре: учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

Культурология. История мировой культуры./ Под. ред. А.Н. Марковой.- М.: ЮНИТИ, 2001.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995.

Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. - М.: Просвещение,1996.

Пигалев А.И. Культурология. - Волгоград: "Либрис", 2002.

Рос. Энциклопедия, 1997. - Т.1,2.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М: Просвещение,1996.

Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады. - М.: Просвещение, 1996.


Тема 6. Культура Средневековья.

В период Средневековья происходит становление и развитие феодального общества, образуются европейские народы и языки, первые современные европейские государства. В основе европейской средневековой культуры лежит два начала: так называемое «романское начало» - культурное наследие Рима, и «германское начало» - собственная культура «варваров» - франков, саксов, готов и других племен, живших на территории Европы. В период Средневековья Европа начинает формироваться, как некая культурная целостность. Это стало итогом деятельности многих народов и племен в условиях столкновения и взаимодействия обычаев и традиций каждого из них и всех вместе, с поздней Античностью и христианством, ставшим одной из мировых религий.

В течение долгого времени средневековая культура трактовалась как некая промежуточная или переходная эпоха между античностью и новым временем. Современные состояние истории и культурологии не позволяет смотреть на средневековье как на «темные столетия». Средневековая культура была самобытным, важным и интересным этапом в истории человечества.

Контрольные работы по теме

  • Европейское Средневековье как культурная целостность.

  • Христианство как основа средневековой культуры.

  • Особенности европейского средневекового менталитета.

  • Романский и готический стили.

  • Средневековое образование и наука.

  • Католицизм.

  • Православие.

  • Инквизиция.

  • Художественная культура Средневековья.

  • Особенности культуры Византии

  • Средневековая рыцарская литература.

  • Медицина в средние века.

  • Художественная культура Византии

Литература

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М. – СПб.: Университетская книга, 1990.

Зарецкая А.М. СмирновВ.В. Мировая художественная культура. Учеб. Пособие. – М.: Изд.центрАЗ, 1998.

Искусство. Книга для чтения: Сост. М.В. Алиитов К.Д., Н.Н. Ростовцев,

Культурология: Учебное пособие. Отв. ред. А.А. Радугин. – М.: «Центр», 1996.

Культурология для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону:Изд. «Феникс», 1999.

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Отв. Ред. Маркова А.Н. – М.:ЮНИТИ, 1998.

Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.:МИРОС, Скрин, 1995.

Хейзинга И. Осень Средневековья. М. СПб. Университетская книга. 1988.


Тема 7. Древнерусская культура.

Русскую культуру IX-XVII веков называют древнерусской или средневековой русской культурой. Истоками формирования древнерусской культуры явилась культура восточнославянских племен, греко-византийская культура, а также культура соседних кочевых народов. Для культуры этого периода характерна общая замедленность темпов развития, традиционализм; сильное влияние религии, сосуществование двух форм религиозного мировоззрения: языческой и христианской (двоеверие); особая связь с природой, отношение к иконе, историчность, имперсональность и др.

В рамках древнерусской культуры обычно выделяют несколько этапов: IX- XI вв. - культура Киевской Руси; XII-XIII вв. - культура удельной Руси; XIII - XV вв.- культура формирующейся великорусской народности; XV -XVI вв.- культура Московского государства; XVII в.- начало формирования культуры Нового времени.

Контрольные работы по теме

  • Истоки и самобытность древнерусской культуры.

  • Культура Киевской Руси.

  • Культура русских земель домонгольского периода.

  • Расцвет древнерусской культуры XIV-начала XVI века.

  • Особенности развития культуры в период образования и укрепления единого централизованного российского государства XVI-XVII века.

  • Древнерусская архитектура.

  • Древнерусская живопись.

  • Русские былины.

  • «Возвращение» древнерусской иконы.

  • Феофан Грек: жизнь и творчество.

  • Андрей Рублёв и Сергий Радонежский.

  • Москва — культурный центр великоросского государства.

  • История Московского Кремля.

  • Дионисий: жизнь и творчество.

  • Домострой – кодекс морали и житейских правил.

  • У истоков книгопечатания на Руси: Иван Фёдоров и Пётр Мстиславовец.

  • Феномен юродства на Руси.

  • Рождение русского театра в XVII веке.

  • Русское и западноевропейское барокко.

  • Симон Ушаков: у истоков живописи нового времени.

Литература

Алпатов М.М. Немеркнущее наследие. М. 1990.

Бураков Ю.Н. Под сенью московских монастырей. М. 1991.

Глухов А.Г. Русские книжники. М. 1987.

Естественно-научные представления Древней Руси. Под. Ред. Самсонова Р.А. М. 1988.

Житие протопопа Аввакума/ Древнерусская литература. М. 1993.

Задонщина/ Древнерусская литература. М. 1993.

Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л. 1987.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М. 1994.

Икона. Секреты ремесла. М. 1993.

Книжные центры Древней Руси. Л. 1991.

Любимов Л.К. Искусство Древней Руси. М. 1995.

Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки по истории русской культуры IX-XVII вв. М. 1984.

Полищук В.И. Культурология. М. 1998.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М. 1997.

Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси.

Слово о полку Игореве/ Изборник. М. 1968.

Янсон М. Христа ради юродивые Руси (XIV-XVI вв.)//Родина. 1993. № 2.

Тема 8. Культура эпохи Возрождения.

Широко распространено мнение, что эпоха Ренессанса – это переломный этап в истории Западной Европы, содержание которого – переход от Средних веков к Новому времени. Сторонники такого подхода считают, что XIV – XV вв. были для средневековой культуры периодом "осени", "заката", "упадка", после чего эта культура, словно умерев естественной смертью, уступила место молодой культуре Возрождения. Если встать на эту точку зрения, то придется "подвести" под категорию "ренессансных" не только деятельность ученых и писателей-гуманистов, но и "охоту на ведьм" и католическую реакцию и т.п.

Поэтому имеет право на существование взгляд на Возрождение как на трехсотлетний период, принадлежащий как истории Средних веков, так и истории Нового времени, период, когда феодальные структуры и ценности продолжают регулировать механизм общественной жизни, а с другой – развивается ренессансно-гуманистическая культура. Таким образом "эпоха Возрождения" – это такая эпоха в жизни средневекового общества, в которую имело место культурное движение, называемое Возрождением, но которая к этому движению отнюдь не сводится.

Контрольные работы по теме

  • Универсальные черты и национальные особенности культуры Возрождения.

  • Возрождение в Италии.

  • Идеология гуманизма.

  • Титаны и оборотная сторона титанизма.

  • Значение культуры эпохи Возрождения для мировой культуры.

  • Искусство итальянского Возрождения.

  • Северное Возрождение.

  • Античность в культуре Возрождения.

  • Образцовый политик в "Государе" Н. Макьявелли.

  • Поэзия Данте и Петрарки.

  • Литература раннего Ренессанса (Боккаччо и Рабле).

  • Литература позднего Возрождения (Шекспир и Сервантес).

Литература

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., Наука, 1989.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., Наука, 1978.

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов/ Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Володарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. – М.: «Высшая школа», 1999.

Бродель Ф. Время мира. Т. 3. М. 1992.

Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие. Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М.,"Академия", 2003.

Культурология: Учеб. пособие. Под. ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.


Тема 9. Европейская культура Нового времени.

Культура Нового времени представляет собой культуру трех столетий: XVII, XVIII и XIX веков. Складывается новая ситуация: культура становится более сложной и многообразной, как по форме, так и по содержанию. Теперь искусство развивается не в рамках одного господствующего стилевого направления, одновременно возникают разные стили, которые сосуществуют.

Кардинально меняется мировоззрение человека. Новое время выработало идеал человека, который всем обязан не наследуемым привилегиям, а своему труду и личным заслугам. Распространяются эмпирические методы познания реальности, существенно возрастает роль науки и техники, в развитии которых была заинтересована буржуазия.

Контрольные работы по теме

  • Основные тенденции в развитии культуры Нового времени.

  • Особенности культуры XVII века: противоречия культуры эпохи абсолютизма и первых буржуазных революций.

  • Реформация.

  • Культура эпохи Просвещения.

  • Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII века.

  • Рационализм и научная революция в Европе в XVII – XVIII веках.

  • Барокко – это Рубенс.

  • Фламандская живопись XVII века.

  • Эволюция представлений об обществе в утопиях XVIII века.

  • Музыкальное искусство Европы XVIII века. (На примере произведений С.Баха, Г.Ф. Генделя, Й. Гайдна, В.А. Моцарта.)

  • «Буря и натиск» - литературное движение Германии 70-80 г.г. XVIII века. (на примере произведений И.В. Гете, Ф. Шиллера, Ф.М. Клингера)

  • «Галантные праздники» во французской живописи XVIII века. (На примере произведений А. Ватто, Ф. Буше, Фрагонара.

  • Импрессионизм.

Литература

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.:«Искусство», 1990 - Т. 3.

Западноевропейское искусство второй половины XIX века – М.,1975.

Западноевропейская художественная культура XYIII века. – М., 1980.

История и культурология./ Под ред.Н. В. Шишовой. М.: «Логос», 1999.

Ильина Т.В. История искусства. Западноевропейское искусство – М.,1993.

История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков. Под ред. В. И. Раздольской – М.: «Изобразительное искусство»,1988.

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVI – XX веков. – Л.,1990.

Культурология под ред А. Н. Марковой – М.: «Юнити», 2001.

Культурология /Под ред. проф. Г.В. Драча. Ростов-н/Д.: «Феникс», 1998.

Культурология /Под ред.А. А. Радугина. М.: «Центр», 1996.

Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XYII века – М., 1993.

Расцвет оперного и балетного искусства XIX века. (На примере произведений Дж. Верди, Р. Леонкавало, Дж. Пуччини, Ж. Бизе).

Реализм в литературе XIX века. (На примере произведений О. Бальзака, В.Гюго, Г.Флобера,Ч. Диккенса).

Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XYII века. – М., 1989.

Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура – М.: «Юнити», 2000.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. Древний мир – Эпоха Просвещения. – М., «Политиздат». 1991.


Тема 10. Век Просвещения в русской культуре.


История культуры не знает более крутого поворота, чем в России с начала XVIII века. На смену традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IХ-ХVII вв., в XVIII столетии приходит новая, светская, более демократичная культура, более открытая для контактов с другими странами и народами. Культура XVIII века стала тем фундаментом, на котором впоследствии было возведено прекрасное здание «золотого века» русской культуры - века девятнадцатого.

Контрольные работы по теме

  • Достижения русской художественной культуры XVIII века.

  • Особенности русского Просвещения.

  • Эволюция художественных стилей: от русского барокко к русскому классицизму.

  • Выдающиеся мастера портретного искусства второй половины XVIII века – Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.

  • Творчество художников-иностранцев в России как своеобразный диалог русской и европейской культур.

  • Русские просветители.

  • «Юности честное зерцало».

  • Становление профессионального театра в России.

  • Русский парадный портрет.

  • Строительство Санкт-Петербурга.

  • Российские скульпторы XVIII века.

  • .Культурная модернизация ХVIII в.

Литература

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. – М.: ЮРАЙТ, 1998.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1991.

Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. пособие. – 2 изд. М.: Высшая школа, 1994.

Культурология. История мировой культуры: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 1998.

Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. А. Радугина.- М.: Центр, 1998.

Мировая художественная культура. – Мн.: НТ ООО «Гетри Системе», 1997.

Рапацкая Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1998.

Тема 11. «Золотой век» русской культуры.

Стремительное развитие русской культуры в XIX веке позволило ей занять одно из ведущих, почетных мест в мировой культуре. Ученые и художники России внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, художественного творчества. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие поколения. Подъем культуры во второй половине века был настолько мощным, что дал основания называть это время «золотым веком» русской культуры.

В значительной мере он был обусловлен ходом исторического развития России в рассматриваемый период. Начало XIX века характеризуется небывалым духовным подъемом в стране, поиском «сверху» и «снизу» антикрепостнической альтернативы, ростом общественной активности. Определяющими факторами развития культуры России стали отмена крепостного права и последующие буржуазные реформы, резко ускорившими капиталистическую эволюцию страны, в ходе которой менялось социальная структура общества и формировались общественные силы, ставившие своей целью приобщение к достижениям культуры народной массы.

Контрольные работы по теме

  • Культура России в первой половине XIX века.

  • Культура России во второй половине XIX века.

  • «Золотой век» русской художественной культуры.

  • Третьяковская галерея.

  • XIX век: меценаты и меценатство.

  • Реализм в литературе XIX века (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский)

  • «Богатырь русского искусства» И.Е. Репин.

  • Творчество П.А. Федотова.

  • «Товарищество передвижных художественных выставок».

  • «Могучая кучка»

Литература

Балакина Т.И. История русской культуры. - М.: 1988.

Викторов А.Ш. История русской культуры.- М.: 1997.

Георгиева Т.С. История русской культуры. - М.: 1998.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие 2-е изд., испр. – М.: Академия 1999.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М. 1994.

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов // под ред. А.Н. Марковой – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.

Культура России IX-XX // под ред. Шульгина Е.В. и др. – М.: Простор, 1996.

Мир русской культуры: энциклопедический справочник М.: Вече, 1997.

Очерки русской культуры XIX века. Общественно-культурная среда. Т.1.- М.: МГУ, 1998.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура М.: 1998.

Садохин Л.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.


Тема 12. Особенности развития культуры ХХ века.

Культурная панорама ХХ столетия сложна и разнообразна. Её существование и развитие стали возможными через взаимодействие и взаимообогащение национальных культур, результатом чего явилось формирование единой мировой культуры. Этот процесс приобрел сегодня взаимозависимый характер: становление мировой культуры сопровождается мощным подъемом национальных культур.

Стремительный скачок в развитии техники менее чем за сто лет радикально и необратимо изменил человеческую жизнь. Хотя техника во многом и определяет характер общественных связей и накладывает отпечаток на облик культуры в целом, но в действительности не всегда соответствует истине простая зависимость – чем выше уровень техники, тем выше уровень культуры. Возрастающая сила техники сформировала потребность вмешиваться в природный мир, переделывать его по своему усмотрению, породила иллюзорную надежду на близкое счастливое будущее. Невиданный ранее технический прогресс обусловил изменение традиционного образа жизни практически всех слоев населения. В обществе нарастает внутренний дискомфорт, заметно утрачивается чуткость к природному миру, способность откликаться на его красоту. Идет процесс разрушения целостного мировосприятия, чувства гармонии, что приводит к девальвации духовности, дегуманизации общественной жизни.


Контрольные работы по теме

  • Массовая и элитарная культура.

  • Модернизм и его основные особенности.

  • Постмодернизм и его влияние на культуру.

  • Модернизм и постмодернизм в художественной культуре.

  • Сальвадор Дали – гений сюрреализма.

  • Новаторство П. Пикассо.

  • Кино ХХ века.

  • Шедевры архитектуры ХХ века.

  • Изобразительное искусство ХХ века: основные направления.


следующая страница >>