bigpo.ru
добавить свой файл
1
Кузина Е.Н. педагог высшей категории,

Городской Дворец детского и юношеского творчества


Материалы к занятию «Образное изображение птиц»




Прилетела птица райская,

Садилась на тот сырой дуб,

Пела она песни царские.

Кто в эту пору-времечко

Помоется росою с этой шелковой травы,

Тот здрав будет.


Почему так любим этот образ в народном искусстве? Может быть, народные мастера любили птицу за её крылатость - ведь человек всегда мечтал быть похожим на птицу и взлететь в небо? Может быть, считал её каким-то чудесным существом, волшебным и загадочным? Ведь недаром появились на рисунках, в сказках и преданиях птица Сирин, птица Алконост, всеведущие существа, предвещающие людям их судьбу.


…На райском острове различные деревья и цветы, и разные плоды, которых никто никогда не видел. На деревьях сидели птицы в разнообразных опереньях. Перья у одних были подобны золоту, у других багряные, у третьих - красные, у иных синие и зеленые, и все они различными красотами и пестротами украшены. А еще были птицы белые как снег. И голоса у всех птиц разные, и они щебетали сидя друг перед другом, пели разные песни, одни - громким голосом, другие - тихим, третьи - тонким, иные - нежным, ибо каждая птица пела согласно в лад; песни же их и все великолепие такое, какого никто не видывал на этом свете.


Волшебные птицы Гамаюн, Финист – Феникс, Алконост и Сирин – любимые персонажи древнерусского искусства. Птица Сирин – один из самых излюбленных образов русского народа. Когда–то в старые, еще дохристианские времена легенды о сладкоголосой деве привезли на Русь купцы и путешественники. Сирин, как и античные сирены, была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума.


Во времена языческого поклонения божественным силам природы Сирин изображали с открытой грудью. Она как бы воплощала собой кормительницу рода, женское начало природы. После принятия христианства образ ее был несколько изменен, она превратилась в божью посланницу. И хотя она и прилетала раз в столетие из Рая, ее надо было вовремя заметить и перекричать, чтобы легковерные люди не прельстились на заманчивые песни и посулы и не пошли бы за ней следом, отчего обязательно бы погибли. Традиционно птица с раскрытыми крыльями символизировала солнце в зените, а помещенная в круг, как бы усиливала власть светила. Такое изображение типично для северных прялок, оно означало пожелание благополучия и счастья в доме.


…Лубочная картинка, на лубочной картинке две крылатые девы. Подпись под левой гласит: «Птица райская Алконост», под правой — «Птица райская, зовомая Сирин». Автору рисунка обе птицы, видимо, пришлись по душе, и он не поскупился на украшения. Мифические девы сидят на пышных ветвях с яркими цветами, а у Алконоста такая же ветка еще в руке. С большой любовью и тщательностью выписана каждая деталь картинки, даже мельчайший узор орнамента.


Сверкают золотом перышки, нарядна отделка одежды, усажена драгоценными каменьями корона. На первый взгляд птицы очень похожи, одинаково красивы их оперения и миловидны лики, наподобие древнерусских боярышень, распущены по плечам волосы. Однако есть и существенные различия: Алконост с руками и в короне, у Сирина же голова не покрыта и вокруг нее нимб. Отчего такая разница?

И вообще — что вкладывали авторы в эти изображения? Каковы их происхождение и судьба? Чтобы понять это, мы должны мысленно перенестись в ту далекую эпоху: посмотреть вокруг глазами нашего предка, попытаться, хотя бы приближенно, воссоздать его образ мыслей.


Мир, окружающий русского человека в глубокой древности, был «населен» сказочно-фантастическими существами. Центральное место в нем занимали обожествленные силы природы: дождь, ветер, луна, звезды... А главным было солнце — источник тепла, света, всей видимой жизни. Тесно связанный с природой, крестьянин-земледелец мнил ее подобной себе — живой и одушевленной, поклонялся ей и даже деревья считал наделенными душой, человек от них только тем и отличался, что был «деревом ходячим».

Образ крылатых дев оказался понятным, близким жителю Древней Руси, ведь, по его понятиям, звери, птицы, растения мало чем отличались от человека и могли друг в друга превращаться. Да и сам человек свободно мог стать зверем, птицей.


В крестьянском искусстве образ Сирина стал символом радости и счастья. Как бы перепархивая с предмета на предмет, он то окружен побегами резного убора дома, то порхает в завитках на берестяном туеске, то летит над седоком в санях, как бы охраняя путь. Исполненный одним росчерком пера, облик его, очень выразительный и живой, обращен прямо к зрителю, а сгустившиеся вокруг ярко-красные растения олицетворяют райский сад. Таким же радостным, благожелательным рисуется этот образ в песнях и сказках, где Сирии частый гость.


Символическая сущность многих орнаментов давно забылась, но даже при бессознательном его повторе мастера верят, что изображение птиц прино­сит счастье..


Как много существует изображений птиц, непохожих друг на друга, разных, но одинаково прекрасных!


Вот дымковская глиняная игрушка-свистулька. Мастера Дымки часто делают свистульки в форме птиц - ярких, весёлых, пёстрых. Свистит, поёт птица, рассказывает о мастерстве и таланте своего создателя. приятно взять такую игрушку в руки, приятно и играть с ней.


Вот птица - но уже другая, матово-золотая. Это уже скобарь - сосуд для питья в форме птицы. А сделан он в Хохломе. Хохломских птиц узнаёшь сразу. Недаром говорят "Золотая Хохлома". Часто хохломские умельцы покрывают свои изделия яркой золотой росписью, ягодами, цветами ... .


А как прекрасны русские полотенца с петухами! На отбелённом льняном холсте - красные петухи, как будто сейчас запоют встречая зарю!


Любили изображать птиц тульские и вологодские мастера - пряничники. Делали и вырезные фигурные пряники в форме птиц, и печатные пряники - на которых птицы как бы "напечатаны", вытеснены.


Красочные изображения птиц встречаются в росписях на прялках и сундуках в узорах вышивок и кружев, на изразцах, деревянных и глиняных игрушках, в набойке и орнаменте платков.


А сколько народных обычаев связано с птицами! Ранней весной в русских деревнях пекут "жаворонков" из теста, как бы приманивая весну: ведь птицы её первые вестницы. был на Руси обычай ранней весной выпускать птиц на волю. Раньше люди специально покупали птиц у птицеловов, а потом выпускали - лети в небо!


А если попадёшь на Русский Север, то обязательно увидишь и полюбишь деревянных щепных птиц. Издавна такие птицы были украшением северных изб. Они неброски, как и северная природа, мастера не наделяют их пёстрым оперением, но сколько полёта в их расправленных крыльях, сколько чистой красоты в не расписанном дереве!ного края – это неисчерпаемый источник народной мудрости, эстетического разнообразия, отработанной веками приспособленности к природной среде.


Основными целями изучения данного материал является :


  • приобщение детей к ценностям художественной культуры и искусства;

  • воспитание художественного вкуса ;

  • сохранение историко-культурного наследия России;

  • расширение знаний учащихся о народном и современном декоративно–прикладном искусстве;

  • развитие художественных способностей учащихся, фантазии и воображения;

  • привитие потребности к самостоятельному творчеству;

  • воспитание стремления к активному участию в переустройстве и украшению окружающей среды и быта;

  • совершенствование у детей навыков работы с различными декоративными материалами знакомство с традициями художественных народных промыслов, с современными произведениями декоративного искусства.


Особое внимание уделяется постижению сути коллективного типа творчества, основанного на подобии, повторе, и вариации, то есть на традиции. Согласно определению М.А. Некрасовой, традиция является формой, образующей начало, благодаря которому образная структура народного искусства и сохраняет изначальный образ, входящий в синтез с его вариациями и новыми элементами.


Процесс познания осмысляется как приближение к постижению народно – ценностных начал, освоению принципов органичного соединения в произведениях народного искусства художественно – выразительных средств, выявлению наиболее сильных информативных аналогий (уподоблений) и связей в контексте традиционной культуры.


Литература:

  • Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

  • Жегалова С.К.Русская народная живопись – М.,Просвещение,1984 г.

  • Исенко С.П. Сохранение и возрождения фольклорных традиций.– М., 2001г.

  • Кириченко С.М. Дополнительное образование №3.– М., 2002г.

  • Комарова Г.А. О понятии "этнопедагогика" в советской этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.

  • Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории: Традиционноые формы воспитания у русских крестьян в
    ХIХ-начале XX в. СПБ., 1992.