bigpo.ru
добавить свой файл
1
Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского


Кафедра нормальной анатомии человека



3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Тезисы лекций



УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой

проф. В.С. Пикалюк

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

«___» 200 г.




Тема: Введение в анатомию.




Дисциплина: Анатомия человека с основами гистологии




Факультет: фармацевтический




Курс: I

Семестр: I

Специальность: клиническая фармация.




Лектор:

к. м. н., доцент Н.В. Кирсанова

(Ф.И.О., ученое звание и степень) (подпись)




  1. Цель лекции:


Ознакомить первокурсников с предметом «нормальная анатомия человека», задачами и методами исследования, структурой и логической взаимосвязью науки с клиническими дисциплинами. Дать студентам основы латинской анатомической терминологии с акцентом на те моменты, что названия лекарственных препаратов во многом основываются на латинских и греческих корнях отдельных органов и систем.


  1. Рассматриваемые вопросы:






Определение анатомии.




Классификация анатомии, ее место в системе биологических наук.

Анатомия как биологическая наука и часть морфологии. Основная задача анатомии человека - раскрытие материальной природы (структуры) человеческого организма в процессе его развития, и жизнедеятельности. Основной метод изучения в анатомии -рассечение (анализ); за анализом должен следовать синтез -обобщение отдельных данных к понятию о целостном человеческом организме (в покое и в движении). Связь анатомии человека со сравнительной анатомией, эмбриологией, физиологией и гистологией. Разновидности анатомии – нормальная, патологическая, топоrрафическая или хирургическая (Н. И. Пирогов), теоретическая (П. Ф. Лесгафт), возрастная (Н. П. Гундобин), типовая (В. Н. Шевкуненко) и др. Связь анатомии с практической медициной.



Методы и принципы анатомических исследований.

Положение тела человека, условно Принятое при изучении взаимоотношении между его частями. Скелето-, синто- и голотопическое положение органов. Плоскости, проводимые через тело при условном рассечении его на части – фронтальные, сагиттальные и горизонтальные. Определение положения органов по отношению к указанным плоскостям. Общие понятия о вариантах и аномалиях в положении и строении органов человеческого организма. Уродства и их oпpeделения.



Исторические этапы развития анатомии; анатомы с мировой известностью.

Возникновение анатомии из потребностей медицины 9врачевания) в глубокой древности. Ритуальное бальзамирование египтян ,мало спсобствовавшее развитию анатомических знаний. Анатемия в эпоху рабовладельческого строя в Греции, Александрии, в Римской империи в связи с особенностями экономического, политического и географического положения этих стран. Гиппократ 9460-377гг. до н.э.) и его заслуги в медицине; гуморальная теория. Аристотель (384-322гг. до н.э.) и его учение о постепенном развитии организмов. В Александрии – Герофил и Эразистрат. К. Гален и его исследования. Анатомия в эпоху феодального общества. Авиценна. Эпоха возрождения 914-16 вв.) Леонардо да Винчи, Везалий, Фаллопий и Евстахий, М.Сервет и В. Гарвей, Азелио, Мальпиги. Первые медицинские школы в России Е. Славинецкий, М.В. Ломоносов, А.Н. Протасов, П.А. Загормский. Значение В.И. Буяльского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта. Отечественные анатомические школы В.П. Воробьёв, Г.М. Иосифов, В.Н. Шевкуненко, В.Н. Тонков. Крымская школа анатомов: Р.И. Гельвиг, В.В, Бобин, В.И. Зяблов, В.В. Ткач.



Возрастная периодизация человека. Понятие об онто- и филогенезе.

Человеческий организм как единая целостная система, все части которой тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены. Организм находится в единстве с окружающей его средой, влияющей на него. Целостность организма обусловлена объединением всех его элементов в единую массу, гуморальной и нервной связями части организма. Системы и аппараты органов, объединяемые по общим структурным признакам и сходным отправлениям. Органы как особое целое и вместе с тем части организма; изменчивость органов на протяжении существования организма. Виды и функции: тканей. Клетки межклеточное вещество как формы существования живой материи. Формирование тканей и органов из элементов зародышевых листков.



Этапы становления анатомической номенклатуры.

Перечень анатомических терминов составляет номенклатуру. Базельская анатомическая номенклатура 1895 г. Парижская анатомическая номенклатура – 1955 г. Международная анатомическая номенклатура – 1980 г.



Анатомическая учебная литература.

Обязательная литература – учебники, атласы, учебные пособия. Дополнительная литература – монографии, энциклопедии, справочники.




  1. Оснащение лекции:




    1. Слайды:


6 слайдов по всем вопросам темы.


    1. Кодоскопные изображения:


5 пленок по узловым вопросам лекции.


    1. Видеофильмы, кинофильмы:






«Вскрытие трупа» - кинофильм.




    1. Мультимедийные проекции:


Лазерные диски:




Атлас морфологии человека 2002.



Новейшая энциклопедия анатомии 2000.



Sobotta. Atlas Anatomie // Urban Schnarzenberg, 1997.



Interactive Atlas of Clinical Anatomy.



A.D.A.M. Interactive Student Edition 2001




    1. Натуральные препараты:




1.

Скелет.


  1. Хронометраж лекции




Вступление

5 минут

Основная часть

65 минут

Заключительная часть

2 минуты


Демонстративный материал лекции.


Иллюстрации используются по ходу всей лекции в зависимости от технического оснащения (слайдоскоп, кодоскоп, мультимедийный проектор).


  1. Литература:




        1. Гайворонский И.В. Анатомия человека. СПб: Спецлит., 2001, т. 1. – 500 с.

        2. Рахимов А.Я., Каримов М.К., Этинген Л.Е. Очерки по функциональной анатомии. – Душанбе: Дониги, 1987 – 248 с.

        3. Міжнародна анатомічна номенклатура // За редакцією Бобрика І.І., Ковешнікова В.Г. – К.: Здоров’я, 2001 – 328 с.