bigpo.ru
добавить свой файл
1

Язык и логика публичного выступления

Контрольная работа №2


1. Дайте характеристику речевой ситуации (см. таблицу «Основные компоненты речевой ситуации»), которую описал автор мемуаров. Определите, в каком смысле использует докладчик понятие «речь», давая оценку критическому выступлению своего оппонента.

Когда в начале 90-х я впервые выступал (с докладом) в РГГУ, это было ещё в новинку, и народу пришло много. Я старательно – с «американской деловитостью» - уложился в отведённые 45 минут, но первый же коллега, взявший слово в прениях, проговорил целый час, и публика стала таять. Содержание его речи показалось мне хотя и вредным (он утверждал, что того, что я делаю, «делать нельзя»), но не столь страшным (ведь я, не дожидаясь разрешения, уже сделал, что хотел), как её неумолкаемость.

После ухода моего оппонента, известного учёного и либерала с почтенным прошлым, организаторы, как могли, извинялись за него. Я, как мог, сохранял дипломатическую невозмутимость.

- Вы не обижайтесь. Он всегда говорит долго.

- Я не обижаюсь. Я вижу, что это человек, у которого единицей языка является речь…

(Жолковский А.К. Звезды и немного нервно: Мемуарные виньетки. – М., 2008).


2. Дайте характеристику аудитории в рассказе А. Аверченко «Искусство рассказывать анекдоты».

…За столом сидели шесть человек – три актёра, два журналиста и адвокат. Я подсел к ним и принялся рассказывать анекдоты – все, какие знал.

И после каждого анекдота присутствующие вынимали из карманов белые платки и прикладывали к ушам концами, так, что все лица были окаймлены белыми платками.

В конце концов я не выдержал и спросил:

- Что это значит?

- Это? Белая борода!

- Почему?

- Все анекдоты, рассказываемые вами, так стары, что имеют седую бороду!!!

Очень было обидно (Аверченко А. Антология Сатиры и юмора России XX века. Том 20. – М., 2003).


3. Предложите: перед какой аудиторией какой оратор мог бы выступить с темой «О введении системы платного образования в России».

Определите стратегическую цель данной речи, её задачу, сверхзадачу, сформулируйте название выступления.

Подберите другую аудиторию и другого оратора, уточните, как изменятся при этом цель, задача и сверхзадача речи, её название.





конструктивная

аудитория

конфликтная

аудитория

1. Оратор







2. Аудитория







3. Цель выступления







4. Задача речи







5. Сверхзадача речи







4. Название выступления








4. К каждому из данных тезисов Н. Бердяева из книги «Душа России» сформулируйте и запишите антитезис. Выразите согласие или несогласие с одним из тезисов (антитезисов), приведите примеры, аргументируя свою точку зрения.



Тезис

Антитезис

Отношение к государству, национальности, свободе


1. Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ – самый аполитический, никогда не умевший устраивать свою землю.

2. Россия – самая нешовинистическая страна в мире. …Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость, и часто – увы! – национальное достоинство.

3. Россия – страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божией правды. Россия – самая не буржуазная страна в мире. В ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе.

1. ____________________________________

______________________________________

______________________________________


2._____________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________


3._____________________________________

_______________________________________

_______________________________________

(Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2008).


5. Изучите классификацию ошибок при формулировке тезиса речи:

А) подмена тезиса (сужение или расширение основной мысли), произошедшая из-за расплывчивости его формулировки.

- Что вы можете сказать о нынешнем состоянии экономики в России?

- Экономика и геополитическое положение России – вещи взаимосвязанные. Что наблюдается сейчас в стране с политической точки зрения?..

Б) потеря тезиса, когда в процессе рассуждения оратор сознательно или неосознанно начинает доказывать иной тезис.

- Вы меня спрашиваете о том, коснулся ли России мировой экономический кризис? Давайте лучше поговорим о проблемах Москвы и московской области.

В) «утопленный» тезис, когда в ходе неумелых рассуждений оратор забывает основную мысль.

Вопрос преподавателя к студентам в середине лекции: « О чём я до этого говорил?»

Г) «лоскутное одеяло», когда оратор доказывает сразу несколько тезисов, не приводя достаточного количества аргументов ни к одному из них.

Речь опоздавшего студента: «Во-первых, я проспал не по своей вине. Во-вторых, если хотите, я принесу вам медицинскую справку. В-третьих, на лекции, мне кажется, можно опаздывать».

Д) ассоциативный тип построения текста, в этом случае оратор излагает свои мысли в устной или письменной форме, не имея представления о том, что же именно он хочет сказать.

Речь студентки, обращённая к подруге:

- Привет! Видела тебя вчера идущей под руку с каким-то молодым человеком… Вы шли с лекции, а что там было? Кстати, давно хотела сказать, что новый цвет волос тебе очень идёт…

Обратите внимание на то, что нарушение правил при формулировке тезиса может привести к структурным изменениям всего текста в целом, этого следует избегать.


6. Определите форму отклонения от тезиса в представленных текстах.

6.1. Отрывок из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок».

Афиша


Приехал жрец

(Знаменитый бомбейский брамин – йог)

Сын Крепыша

Любимец Рабиндраната Тагора

Иоканаан Марусидзе

(Заслуженный артист союзных республик)

Номера по опыту Шерлока Холмса.

Индийский факир. – Курочка-невидимка. – Свечи с Атлантиды. – Адская палатка. – Пророк Самуил отвечает на вопросы публики. – Материализация духов и раздача слонов.

Входные билеты от 50 к. до 2 р.

(Ильф И., Петров Е. Золотой телёнок: Роман. – М.: Локид, 1998).


6.2. Отрывок из произведения А.П. Чехова «Рассказ, которому трудно подобрать название».

- Товарищи! Между нами нет ни старших, ни младших! Я, например, губернский секретарь, не чувствую ни малейшего поползновения показывать свою власть над сидящими здесь коллежскими регистраторами, и в то же время, надеюсь, здесь сидящие титулярные и надворные не глядят на меня, как на какую-нибудь чепуху. Позвольте же мне… Ммм… Нет, позвольте… Поглядите вокруг! Что мы видим? Мы видим муки, страдания… Кругом кражи, хищения, воровства, грабительства, лихоимства… Круговое пьянство… Притеснения на каждом шагу… Сколько слёз! Сколько страдальцев! Пожалеем их, за… заплачем… Заплачем и выпьем за…

В это время скрипнула дверь. Кто-то вошёл. Мы оглянулись и увидели маленького человечка с большой лысиной и с менторской улыбочкой на губах. Этот человечек так знаком нам! Он вошёл и остановился, чтобы дослушать тост.

- …заплачем и выпьем, - продолжал оратор, возвысив голос, - за здоровье нашего начальника, покровителя и благодетеля, Ивана Прохорыча Халчадаева! Урраааа!

- Уррааа! – загорланили все двадцать горл, и по всем двадцати сладкой струйкой потекло шампанское…

Старичок подошёл к столу и ласково закивал нам головой. Он, видимо, был в восторге.

(Чехов А.П. Соч. в четырёх томах. Том 1. – М.: Правда, 1984).


7. Сформулируйте тезис (основную мысль) предполагаемого выступления на каждую из предложенных тем (оратора, аудиторию и цель выберите сами):

Тема 1. Маска говорит нам больше, чем лицо (Оскар Уайльд).

Тема 2. В России нет ничего невозможного, кроме реформ (Оскар Уайльд).

Тема 3. Хорошо образованный человек противоречит другим, мудрый – противоречит себе (Оскар Уайльд).