bigpo.ru
добавить свой файл
1
Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества


Обществознание


10 класс


Контрольная работа №1. Диагностическая


Часть 1

  1. Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует:

  1. создание природного заповедника;

  2. ликвидация горожанами последствий землетрясения;

  3. законодательное ограничение охоты на волков;

  4. загрязнение реки промышленными отходами.


2. Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?

  1. политической и экономической;

  2. экономической и социальной;

  3. социальной и духовной;

  4. духовной и политической.




  1. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием

  1. познание;

  2. свобода;

  3. творчество;

  4. общение.




  1. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как

  1. гражданина;

  2. индивида;

  3. личность;

  4. сына.




  1. Что отличает науку от других форм культуры?

  1. стремление получить истинное знание;

  2. использование художественных образов;

  3. опора на представления о добре и зле;

  4. отражение окружающего мира.




  1. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных

сил на их жизнь.

Б. Религия устанавливает определенные социальные нормы и механизм контроля над их исполнением.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


  1. Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу фирмы относится(-ятся)

  1. участок земли;

  2. работники фирмы;

  3. произведенная продукция;

  4. теплицы и оборудование.




  1. Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства в экономической жизни проявляется в этой деятельности?

  1. обеспечение правового поля экономической деятельности;

  2. производство общественных благ;

  3. контроль объема денежной массы;

  4. поддержание конкуренции, борьба с монополиями.




  1. В период весенних распродаж в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь из старых коллекций. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном факте?

  1. инфляция;

  2. предложение;

  3. кооперация;

  4. спрос.




  1. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. В основе рыночной экономики лежит принцип свободы экономической деятельности.

Б. В основе рыночной экономики лежит государственная собственность на факторы производства.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.




  1. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

  1. пассажиры;

  2. мужчины;

  3. горожане;

  4. инженеры.




  1. Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?

  1. организация совместного досуга;

  2. укрепление родственных связей;

  3. совместное ведение домашнего хозяйства;

  4. воспитание детей.




  1. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Стремление сторон отстоять свои взгляды –одна из причин социального конфликта.

Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

  1. верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.




  1. Что является признаком любого государства?

  1. взимание налогов и сборов;

  2. демократический режим;

  3. разделение властей;

  4. федеративное устройство.




  1. В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым на основе результатов парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления представлена в стране Z?

  1. Республика;

  2. федеративное государство;

  3. унитарное государство;

  4. монархия.




  1. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.

Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


  1. К гражданским (личным) правам человека относится право

  1. на жилище;

  2. на судебную защиту чести и достоинства;

  3. на социальное обеспечение по возрасту;

  4. на образование.




  1. Правительство РФ

  1. разрабатывает и принимает законы;

  2. управляет федеральной собственностью;

  3. утверждает судебные решения;

  4. решает вопросы предоставления гражданства.



  1. Анна очень торопилась и перебегала оживленную магистраль на красный свет. Ее остановил работник правоохранительных органов и объяснил, что она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Анна?

  1. уголовное;

  2. дисциплинарное;

  3. гражданское;

  4. административное.




  1. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. РФ является федеративной республикой.

Б. Государственной религией РФ является православие.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом этой части ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.


  1. В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) потребность в пище и воде;

2) способность к творчеству;

3) способность к чувственному познанию;

4) наличие сознания.

Черты сходства

Черты отличия










  1. В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какие политические права Вы реализуете в наибольшей степени?».

Результаты опроса представлены в таблице. Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.


Политические права (свободы)

Количество голосов опрошенных (в %)

свобода слова и печати

45

избирательные права

30

право на доступ к информации

14

участие в деятельности политических партий

6

свобода мирных митингов, шествий, собраний

5




  1. Политической информацией интересуется более половины граждан страны.

  2. В выборах регулярно принимают участие около трети граждан страны.

  3. В стране регулярно проводятся массовые митинги, шествия, собрания.

  4. Политические партии весьма популярны среди граждан страны.

  5. Участие в выборах более распространено среди граждан, чем проведение митингов, шествий, собраний.


Ответ: ______________________________.


3. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.



ПРАВИЛА

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор

1) моральные

Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России

2) правовые

В) каждый день надо делать какое-то доброе дело

3) нормы этикета

Г) младшие по возрасту должны

первыми приветствовать старших

Д) безбилетный проезд в общественном

транспорте наказывается штрафом

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д



















  1. Укажите правильную последовательность действий потребителя по защите своих прав.

  1. письменная претензия к продавцу (производителю) товара;

  2. обращение в суд;

  3. выявление недостатков товара;

  4. оплата товара;

  5. получение полной достоверной информации о товаре.


Ответ: ________________________


Часть 3


Для ответов на задания этой части (16) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 16.

В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.

Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести четкую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, ее составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли (Япония, США, страны Западной Европы), в других, например, в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей.

Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт) — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведенных экономикой страны за определенный период, как правило, за год. Еще один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает то, как происходит распределение и потребление товаров и услуг внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.

Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).

(По материалам энциклопедии для школьников)



  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.




  1. Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?




  1. Какие из приведенных в тексте показателей относятся только к оценке состояния экономики государства в целом, а какие применимы к оценке эффективности фирмы?




  1. Зачем каждому из участников экономической жизни (правительству, производителям, потребителям) нужна информация об экономическом состоянии государства? Используя содержание текста, знания курса и факты общественной жизни, дайте ответ по каждому названному участнику экономической жизни.




  1. В стране Z в течение нескольких лет разорилось значительное количество мелких и средних фирм, сократилось производство многих крупных предприятий. В то же время резко возрос дефицит государственного бюджета. Объясните, как связаны эти факты. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.




  1. Известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не отражают уровень экономического развития страны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.


Желаем успеха!