bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Конспект учебного занятия


1.

Предмет

Окружающий мир

2.

Место урока в структуре образовательного процесса

Урок по учебному плану

3.

Тема урока по учебно- тематическому плану

Они в опасности: по страницам Красной книги Челябинской области

4.

Номер урока по теме

Урок 33

5.

Форма урока:

Комбинированный урок

6.

Цель урока:

Дать общее представление о Красной книге Челябинской области.

7.

Задачи:

Обучающая: познакомить с некоторыми видами животных и растений, занесённых в Красную книгу Челябинской области; дать понятие об антропогенном факторе; уточнить знания детей о категориях видов, занесённых в Красную книг; дать понятие о международном Союзе охраны природы.

Развивающая: развивать логику мышления, внимание.

Воспитательная: формирование экологического сознания

8.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, авторская работа (Турсукова Н.С.: презентация по теме «Они в опасности: по страницам Красной книги Челябинской области»).

9.

Ожидаемые результаты:

Расширение и уточнение знаний у школьников о Красной книге, осознание проблем, связанных с охраной животных и растений, усвоение понятия «антропогенный фактор», пропаганда детьми полученных знаний в семье и среди сверстников.

10.

Этапы урока:

1. Организационный момент: знакомство с планом урока (1мин).

2. Выяснение отношения детей к различным животным. Закон биологического равновесия. Красные книги.(12 мин)

3. Физминутка (1мин).

4. Животные и растения из Красной книги Челябинской области (20 мин)

5. Физминутка (1мин)

6. Решение экологических задач (4 мин)

7. Блиц-турнир (2 мин)

7. Выводы и размышления. (2 мин)

8. Домашнее задание (2 мин).


11.

Ф.И.О. учителя, должность, место работы

Турсукова Нина Савельевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №1.



Ход занятия

- Вспомните, какую книгу называют Красной?

- Сегодня, не выходя из класса, мы совершим полезную экскурсию в мир редких животных, растений и грибов, которые попали в Красную книгу Челябинской области.

Прежде, чем начать экскурсию, давайте выясним кое-что о себе.

1 слайд (щелчком показать котёнка, щелчком - собаку)

- Какие чувства вызывают котята и собаки? Как мы к ним относимся? (любим и бережём)

(Добавить щелчком лягушку)

- Какие чувства вызывает у многих людей лягушка? (Мерзкие, противные, скользкие, бесполезные.)

- Чувство отвращения вызвано незнанием этих видов животных.

А ведь они поедают мух, комаров и их личинок и многих вредящих насекомых.

(щелчком добавить изображение летучих мышей)

- Какие чувства вызывают эти животные?

(щелком выделить текст «Рукокрылые, вампиры, упыри, летучие мыши)

- Какие названия правильные? (рукокрылые, летучие мыши)

- Их считают кровососущими вампирами, упырями, которыми пугали детей. А вся причина в том, что летучая мышь – «дитя мрака». Чёртиком вырывается из темноты и туда же проваливается. Страшно? Почему?

(показать изображение первобытного человека)

- А потому, что человек произошёл от обезьяны – дневного животного, для которого ночь, темнота – это всегда опасность, это всегда скрывающийся в ней враг.

Летучие мыши – это особый мир, о котором человек раньше знал мало.

(щелчком показать текста: «Природа создала животное не для того, чтобы оно нравилось или не нравилось человеку»).

- А для чего, по-вашему, она создана природой?

(Для биологического равновесия)

- А теперь перейдём в зал «Закон равновесия»

3 - й слайд «Закон равновесия»

(Показ заголовка)

Люди издавна привыкли делить животный и растительный мир на две части: полезные и вредящие.

В самом деле, известно, что есть птицы полезные для нас. Но представляем ли мы, насколько? Скворцы, например, из полезных могут превратиться во вредящих, если нападут на виноградники.

Чтобы понять, насколько вредно или полезно то или иное живое существо, мы должны кое-что знать.

(показ мухи)

Насекомые по размеру небольшие, но обладают колоссальной энергией размножения.

Знаменитый шведский учёный Карл Линней сказал, что три мухи могут съесть труп лошади также быстро, как лев. Есть мухи, которые по 5-6 раз откладывают по 2000 яиц. Превратившись в мух, её детки принесут ещё потомство. Если бы выжило всё потомство мух, то земной шар оказался бы под слоем мух в 14 с половиной метров.

(показ лягушки)

Но мудрая природа создала виды животных, которые, питаясь насекомыми, регулируют их численность, не давая насекомым перенаселить земной шар. Например, те же лягушки, жерлянки, птицы и другие.

И мух нельзя уничтожать совсем, ведь, поедая трупы животных, они обеспечивают в природе санитарные условия для существования животных и растений.

Так природа устанавливает равновесие.

(показ изображения бабочки)

- А для чего природа создала других насекомых?

Известно, что растения – основа жизни на Земле. Большинство растений не могут продолжать свой род, не давая семян. Опыляют очень многие растения насекомые. Без насекомых исчезли бы многие растения, и вместе с ними - исчезла бы жизнь на Земле.

Отсутствие насекомых или недостаточное количество насекомых снижает урожай наполовину, а то и намного больше (до 70%), и может принести беду не меньшую, чем нападение вредящих насекомых.

- А для чего природа создала бабочку? Для красоты? Нет.

- Сама бабочка – хороший опылитель.

А гусеница её нередко наносит культурным растениям ощутимый вред.

(показ гусеницы)

Но и польза в этом вреде тоже есть.

Дело в том, что поедание листьев растений на самом деле просто полезно, необходимо растениям.

Установлено, что лесу нужны гусеницы, поедающие листья. Посчитано, что гусениц должно быть 200-300 килограммов на 1 га.

Гусеницы прожорливы. Но, как все живые существа, имеют выделения. За сутки – 100 миллиграмм, а за время развития гусеницы – несколько десятков грамм, а от всех гусениц на 1 га – это несколько сот килограммов прекрасного и равномерно распределённого удобрения.

Да и сами деревья не страдают от гусениц, если их не больше нормы.

Многие деревья формируют листья гораздо больше, чем им нужно для существования. Кто знает, не потонул бы лес от опавшей осенью листвы, если бы часть её не съедалась гусеницами.

А численность гусениц в природе, если человек не вмешивается, например, не травит лес ядохимикатами, уравновешивается насекомоядными: и птицами, и лягушками …

И снова в природе работает закон равновесия.

(показ мышей)

А зачем природа создала грызунов, особенно мышей? Ведь человек от них страдает. Мыши съедают добрую часть урожая!

Не для человека, конечно, а по необходимости. Много их разведётся, сработает закон равновесия.

Нельзя сказать, что мыши только вредят. Конечно, культурным растениям – да. Но в лесу, на лугу и в степи они полезны.

Мышевидные грызуны питаются в основном семенами злаков и запасают их в своих норках. Лесу, степи, лугам это приносит пользу. Во-первых, потому что некоторые грызуны – землерои перелопачивают почву, удобряют почву её своими выделениями.

Во-вторых, часть семян, которые они уносят в норки, прорастает. А это помогает расселять растения.

В-третьих, если бы мы уничтожили всех грызунов, то от голода погибли бы лисы, горностаи, хищные птицы, потому что грызуны - основная пища многих животных, даже некоторых больших лягушек.

Таков закон равновесия.

Пример

В одном районе для борьбы с грызунами применили ядохимикаты. В результате погибло много птиц и тотчас развелось огромное количество гусениц, которые нанесли огромный вред лесам и полям. Так отвечает природа на нарушение биологического равновесия.

(показ лис)

А лисы, которые иногда являются разносчиками бешенства, Может, истребить лис, а с грызунами справятся другие виды животных?

Пример.

В некоторых районах Западной Германии как-то появилось очень много ос, которые жалили людей. Причина оказалась в том, что истребили лис. Лисы разрушают осиные гнёзда, находящиеся в земле, тем самым не давая осам размножаться в больших количествах.

(показ змеи)

Печальна участь животных планеты.

Люди не любят и боятся гадюк, убивают при каждом удобном случае, а то и войну им объявляют.

Известны случаи, когда в некоторых районах изводили гадюк чуть ли не полностью. Но вскоре на жителей этих мест обрушилась «мышиная напасть» - огромное количество неизвестно откуда взявшихся грызунов. И невдомёк было людям, что сами они накликали беду, уничтожая змей. Не знали они, что именно гадюки в значительной степени сдерживают размножение грызунов, которые, выйдя из-под контроля, могут расплодиться в огромных количествах. А это не только гибель урожая, но и чума, инфекционная желтуха и другие опасные заболевания, которые разносят грызуны.

И там где меньше змей, увеличивается во много раз опасность эпидемий.

Мышевидные грызуны очень плодовиты, давая приплод по 2-3 раза в год. Развитие мышат идёт быстро. Самочки, родившиеся весной, осенью дают своё потомство.

Значит, снова человек нарушил биологическое равновесие.

(показ луня)

А это орлан лунь. Люди говорят иногда: «Седой, как лунь». Но у луня голова не седая, а серо-белая. Этим они отличаются от всех орлиных

И в средние века, и в античное время люди любили и берегли хищных птиц. В Англии и Дании человек, убивший сокола, попадал в руки палача.

Но потом объявили врагами человека. Хищная птица наделена особым вооружением: рвущий клюв, изогнутый острым крюком, и когти, в мёртвой хватке пронзающие жертву. Люди считали, что хищные птицы питаются только другими птицами. Стали безжалостно их истреблять. Это принесло только вред.

Пример.

В Норвегии в начале 20-го века решили уничтожить всех хищных птиц. Они, якобы, ловят белых куропаток. В первые годы, действительно количество куропаток сильно увеличилось. Прошло несколько лет, и число белых куропаток начало резко снижаться. А потом они чуть не исчезли совсем. А причиной стало какое-то заболевание, распространившееся среди куропаток. Этого не случилось бы, если бы больных уничтожали хищные птицы.

Хищные птицы своей «санитарной» службой приносят огромную пользу, отлавливая в первую очередь больных, которые носят в своей крови возбудителей чумы, энцефалита и других трудноизлечимых болезней, и ослабленных животных, тем самым оздоровляя популяции животных и нас спасают от страшных недугов и эпидемий

Потеря хищных птиц – это и уменьшение урожаев.

- Что такое закон равновесия, по-вашему? Почему нельзя животных назвать вредными или полезными?

Итак, учёные нам доказали, что в природе нет только полезных или только вредящих.

4 - й слайд «Красная книга фактов»

- А теперь перейдём в зал Красной книги. Здесь мы узнаем, почему учёные всего мира встревожились за животных и что решили предпринять.

(показ заголовков «Красная книга фактов» и «Международный Союз охраны природы»)

Человек, уничтожая животных и растения по своей прихоти, нанёс природе такой урон, что многие из них оказались на грани исчезновения.

Действия человека, которые изменяют жизнь животных, ведут к сокращению видов животных, называются антропогенными факторами.

Найти путь спасения животных – одна из задач активных защитников природы. В середине 20-го века возникла идея составить списки животных и растений Земли, нуждающихся в охране в первую очередь. Так появилась Международная Красная книга – под названием Красная книга фактов, созданная Международным Союзом охраны природы, в котором сейчас работают 7000 учёных.

Постепенно список расширялся и уточнялся и сейчас это 5 томов, изданные Международным Союзом охраны природы и природных ресурсов. Цвет у переплёта действительно красный.

- Почему? (Дети объяснят сами.)

Животные, внесённые в Красную книгу фактов, учёные разбили на 5 групп (категорий)

В 1-ю вошли исчезающие виды, или виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Это значит, что таких видов на Земле осталось мало и численность их продолжает сокращаться. Сведения о них даются на красных листах.

Во вторую категорию вошли сокращающиеся виды, сведения о них даются на жёлтых листах. Численность этих видов ещё высока, но она продолжает неуклонно сокращаться. Если и дальше так пойдёт дело, то эти виды попадут в 1-ю категорию.

3-я категория – редкие - это виды животных, которые встречаются редко либо потому, что их вообще мало на Земле или потому, что они живут на ограниченных территориях (т.е. не во всех уголках Земли).

4-я категория – неопределённые виды, они мало изучены и тоже редки. О них рассказывают на серых листах.

А на листах зелёного цвета говорится о животных, которым уже не угрожает опасность. Однако на этих животных нельзя охотиться.

После создания МККФ выяснилось, что для спасения животных этого мало

Часто бывает так. На всей планете каких-то животных много, но распределены по планете неравномерно: в одних странах их много, а в других мало или почти не осталось. Значит, там, где их мало, животные нуждаются в охране.

следующая страница >>