bigpo.ru
добавить свой файл
1
Конспект урока по русскому языку


Учитель:Карасаева А.Ф


Тема:Обобщение по теме: "Большая буква".

Цель:

-обобщить знания о написания большой буквы в начале предложения,в именах,фамилиях,отчествах,в кличках животных и географических названиях;

-развивать речь учащихся,логическое мышление,умение делать выводы;

-воспитывать интерес учащихся к истории Древней Руси.


Оборудование:индивидуальные карточки, плакат со стихотворением Измайлова; тоблички с именами, карточки с заданием для каждого учащегося, картина В.М.Васнецова "Богатыри".


Ход урока.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!Садитесь.Сегодня мы отправимся в Страну больших букв.

Вспомним о тех случаях,когда надо писать большую букву.

2.Минута чистописания.

-начнем наш урок с минутки чистописания.На доске не понятная фраза:

страна больших букв

что нгужно сделать, чтобы получилось предложение?(разделить на слова).

-Что нужно помнить, записывая это предложение?(начинаем писать с большой буквы,в конце ставим точку.

-Запишите себе это предложение,разделяя его на слова,начиная писать с большой буквы, в конце ставим точку.

-Не забывайте о посадке, спина ровна, локи не висят,наклон тетради и головы,пишем красиво.

3.Зрительно-слуховой диктант.

- А сейчас посмотрите на доску и давайте прочитаем это стихотворение Измайлова о большой букве.Прочитав его,ответьте мне в каких строчках ,на ваш взгляд,заключена главная мысль.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поруче но важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя,фамилия пишутся с нею.

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё,имя улицы,города.

Буква большая-совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!


- В каких же строчках заключена главная мысль?(буква расти не сама захотела,букве поручено важное дело).

-Давайте найдем и прочитаем,какие же важные дела у большой буквы?

-Разберём их по порядку.

1.Ставится буква у строчки в начале.(предложения раздать)

-Итак,1 задание.У каждого на столе лежат карточки. Там записано три предложения и допущены ошибки,вам нужно записать эти предложения,исправив ошибки.Задание будете выполнять по рядам.

-Первый ряд ищет и записывает 1 предложение,второй-второе,третий-третье.Не забывайте о том,как нужно записывать предложение.

-Давайте проверим,что вы написали.

Коментируйте

-Молодцы,ребята.С первым заданием вы справились.Давайте зачитаем 2 важное дело большой буквы.

2.Имена фамилии,отчества пишутся с большой буквы.

-На доске три таблички с именами,с какой буквы они все написаны?

-Давайте прочитаем.

Мила Тома Надя

Миля Тима Нюра

Маша Толя Неля

Маня Таня Нина

-Запишите себе только те имна,которые вы встретили впервые.

-Что мы ещё знаем про имена?(Бывают полные и краткие).

-Молодцы,а сейчас3 задание.

У каждого человека есть не только имя,но и фамилия.Раньше,ещё в глубокой древности людям давали фымилию по роду деятельности,по внешности,по характеру.Например,Плотников,Столяров,Носов,Чернов и т.д.

-Следуещее задание будет таким:передвами записаны три имени

Михаил, Денис, Сергей

образуйте от них фамилии

-давайте проверим(Михаилов,Денисов,сергеев)

-4 задание.Некоторые получают индивидуальные карточки.

-Что ещё мы пишем с большой буквы?(отчества).А как люди получают отчество?(по имени отца).От этих же имен вам нужно образовать отчества:

1в.-для лиц мужского рода,

2в.-для лиц женского рода.

-Проверяем(Михайловна,Денисовна,Сергеевна,Михайлович,Денисович,Сергеевич).

-А можно ли образовать отчество от имени Людмила?(Нет).

-Индивидуальные карточки сдали.

-А сейчас посмотрите на картину. Кому доводилось слышать о богатырях "Илья Муромец и Соловей-разбойник".


В чистом поле пыльподнимается,

Илья Муромец,сын Иванович,

Ко гнезду Соловьеву приближается...

-Так Муромец-это фамилия или отчество?(фамилия).А отчество- Иванович.

-Илья был из города Мурома.Добрыне дали имя за его доброту,а самый младший богатырь Алеша был Поповским сыном.

- Давайте запишем имя,отчество и фамилию самого главного богатыря.

Илья Иванович Муромец.(ученик пишет на доске)

- Кроме имен,фамилийи отчеств,что еще пишется с большой буквы?(клички животных).

- И так следуещее задание.Прослушайте фонограмму стихотворения и выпишите клички животных,которые вы услышите.

Жили-были

Дед да баба

С моленькоювнучкою.

Кошку рыжую свою

Называли муркой.

Сивкой-буркою они

Звали жеребенка.

А еще у них была

Курица хохлатка

И была у них еще

Собачка жучка.

- Давайте проверим,какие клички животных вы выписали?(Мурка,Сивка-Бурка,Хохлатка,Жучка).

- Как вы думаете, как дают клички животным?

- Следующее задание. Нужно найти ошибку в предложениях и исправить её.

Запишите предложения по рядам.

Псу шарику подарили шарик.

Котенок пушок поймал пушок.

Жеребенок ветер мчался,как ветер.

4.Физминутка.

- А сейчас мы немного отдохнем.

5.Словарная работа.

- У меня на доске записаны слова,прочитайте их и скажите,какие слова можно писать как с большой,так и с маленькой буквы.

Ваня.Пенал.Петров.Ученик.Барсик.Сосновка.Медведь.Москва.Город.(пенал,собака,ученик,медведь,город).

- Что это за слова?(словарные).Запишите из себе,поставьте ударения,подчеркните безударную гласную.

- Какие слова остались?(имена собственные).

- А о чём говорят слова Москва,Сосновка?

- Вот мы и дошли до последнего важного дела большой буквы.

5.Географические названия пишутся с большой буквы.

- Приведите примеры.

6.Комментированное письмо.

-Запишем предложение.

Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино.

- Что здесь нам встретилось7

- Иногда бывает так что имена собственные совпадают с нарицательными,т.е. звучат одинаково,а пишутся по-разному.

Горд Орел-родина моей мамы.

Орел-Хищная птица.

Черное море омывает берега разных стран.

Черное поле зазеленеет весной.

- В каких случаях пишется с большой буквы, а в каких с маленькой?

7.Итог.

- Итак,вот мв и повторили все,что знаем о написании большой буквы. В каких же случаях надо писать большую букву.

8.Оценивание.

- Наш урок лкончен, до свидания!