bigpo.ru
добавить свой файл
1

Департамент образования Администрации Арзамасского района



МОУ «Казаковская средняя общеобразовательная школа»


Конспект

урока по геометрии в 8 классе.


Тема: «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат».


Учитель: Яцковская Алевтина Анатольевна.


Тип урока: урок систематизации и обобщении знаний



Программа: «Математика 5-11 кл.

Департамента общего и среднего образования МОРФ- 2001 г.

«Геометрия 7-9 » авт. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.


2006 год


Тема урока: «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат».


Цели урока:


Обучающие:

1. Обобщить и систематизировать знания при изучении четырех фигур - параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата.

2. Приучать учеников анализировать условие, учить применять свойства фигур.


Развивающие:

1. Развивать логическое мышление учащихся, учить сравнивать, находить главное, существенное.

2. Особое внимание уделяется речи учащихся, умению рассуждать.

Воспитывающие: 1. Воспитывать любознательность, активность учащихся.

2. Чувства своей значимости, умения самоопределиться, самоутвердиться.


Методы обучения:


  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

  2. По степени взаимодействия учителя с учащимися: беседа, самостоятельная работа, контрольный диктант.

  3. Закрепление изученного материала. Метод самоконтроля.

Формы обучения:

  1. Фронтальная

  2. Индивидуальная

Оборудование урока:


  1. Плакаты с готовыми чертежами фигур (опоры-плакаты)

  2. Плакат с высказыванием Н. Винера: «Высшее назначение математики… состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».

  3. Копировальная бумага (по 2 листа)

  4. План устного ответа на доске.


План урока.

  1. Устная работа по готовым чертежам

  2. Сообщения учащихся о фигурах по плану:

а) определение фигуры

б) свойства фигуры

в) доказательство характерного свойства

г) применение в жизни

свойства;

г) применение в жизни,

  1. Работа по составлению нужной опоры (плакаты), по усвоению

  2. Контрольный диктант

  3. Решение задач

  4. Итог урока . Домашнее задание.


Психолого- педагогическая характеристика класса.


В классе 3 человека- все мальчики

Всем по 14 лет , в таком составе начинали учиться с первого класса. В учебе класс - средний , особой усидчивостью не отличаются два мальчика 1-ученик –Шишков Евгений имеет высокие способности , учиться на «4» и «5» но не стабильно. 1-ученик- Давыдов Петр , учиться на «3» и «4» - имеет средние способности, но занимается не в меру своих способностей , мог бы учиться лучше, не усидчив, не внимателен

1-ученик-Трифонов Артем, имеет средние способности, но практически не занимается, имеет много «пробелов» в знаниях, на уроках невнимательности , бывает безразличным , переменчив в настроении.

Учащимся придется выступать перед большой аудиторией, к чему они в условиях малой наполняемости класса не привыкли, потому возможна неуверенность в ответах.



Ход урока


  1. Оргмомент


Здравствуйте ребята! Сегодня у нас немножко необычный урок, мы изучали тему «четырехугольники», познакомились со свойствами различных четырехугольников.

Цель нашего урока – обобщить закрепить, а также проверить знания о свойствах изученных фигур. Но сначала проверим, как справились с домашним заданием (№ 406, вопр.1-15, стр.111) (Проверяю у слабого ученика, с места комментирует решение сильный ученик)

Дано: АВСД – ромб

В= 60 А 60º В

АС =10,5 см

Найти: РАВСД

С Д

Решение.

РРассм.∆ ВАС =∟ВАС = (180 – 60) °: 2= 60°=>

- равносторонний => АВ= ВС = АС =10,5 см

РАВСД =10,5 х 4 = 42(см)

Ответ: 42 см

  1. Работа по готовым чертежам (устная)

У: Что можно сказать по чертежу? Что можно по нему найти?

Д: а) 1) это ромб

2) можно найти углы

3) определить периметр


б) 1) только, что диагонали

перпендикулярны


в) 1) что это параллелограмм

2) можно найти ∟Д

3. Сообщения трех учащихся об изучаемых фигурах (сильному учащемуся рассказать о 2-х)

Фрагменты ответов: (после определения фигур, их свойств; доказательство характерного свойства спрашиваю у сильного ученика, у остальных – только формулировку свойств, применение в жизни – у свех)

ННапример:



Приучать учеников анализировать, ничего не принимать на веру, учить применять свойства фигур






Д: Параллелограмм дает определение прямоугольнику, ромбу, в жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жесткости проведена диагональ. В физике параллелограмм применяют при изучении сил, нахождение равнодействующей силы.

Прямоугольник отличается красотой, стройностью, четкостью. Это стены домов, пол, потолок, граней карандашей.

Реечный домкрат для легковых автомашин имеет форму ромба. Плиточники укладывает плитку в виде ромба для красоты узора.

У: ( Пока дети отвечают, ставлю оценки за работу с готовыми чертежами, учитывая логику изложения, рассуждения)

4.Работа по составлению нужной опоры, ее усвоению.


Ребята, ответьте на следующие вопросы:

У каких четырехугольников:

а) диагонали равны?

б) диагонали перпендикулярны и являются биссектрисами?

в) противолежащие стороны равны?

г) противолежащие углы равны?

(Дети отвечают)

Строим опору, учитывая порядок изучения фигуры и количество свойств диагоналей, место расположения – от чего зависит определение того или иного четырехугольника

Какую первую фигуру изучили?

Д: Параллелограмм

У: Это будет наша основа, далее расположите и пронумеруйте изученные фигуры










Выполняет чертеж на доске после ответов на вопросы, затем переносим на плакат


Обозначения:

σ =диагонали равны

с =стороны равны

пс = противополож- ные стороны равны

σ ┴, бис – диагонали перпендикулярны, являются биссектри-сой

п =противоположные углы равны




  1. Контрольный диктант.


Тетради и опору уберите, возьмите листочки и копирку, заполните листочки.

Образец:

а) диагонали равны у …

б) противоположные углы равны у…

в) диагонали взаимноперпендикулярны у…

г) противолежащие стороны равны у…

д) диагонали являются биссектрисами у…

е) диагонали равны и являются биссектрисами у…

ж) (сильному ученику) изобразить опору «кораблик»


(Листочки сдаются, каждый ученик может на втором листочке поставить себе оценку. Затем учитель предлагает сравнить оценки учащихся и его. Открывается обратная сторона доски, где написаны ответы)


  1. Решение задач. (Условия задач на доске, разбираем ход решения, затем каждый решает самостоятельно, помогаю самому слабому ученику)

а) в параллелограмме один из углов 150º, периметр 36см, высота 4см. Чему равны длины сторон?

Дано: АВСД – параллелограмм.

В =∟Д =150° В С

РАВСД =36 см

п = 4 см

Найти: АВ; ВС; СД; АД А Д

Решение: Н

∆АВН – прямоуг.; ∟А =∟С = (360 -150 х 2)º: 2 = =30°

АВ = 2h (по свойству)

АВ = 2х 4 = 8 (см)

РАВСД =2 (АВ+ВС; АВ +ВС = 18 см

ВС = 18-8 = 10 (см)

Ответ: 8см, 10см, 8см, 10см

б) (на смекалку): как плотник может отпилить край доски под углом 45º?

(отметить или замерить квадрат и провести распил по диагонали)


  1. Подведем итог урока. Сообщаются оценки. их у каждого ученика может быть от 1 до 3 за различные формы работы (устная, сообщение, составление опоры, контрольный диктант, решение задач). Комментируем каждый вид деятельности совместно, разбираем ошибки и недочеты.


Домашнее задание:

. подготовиться к зачету по пройденной теме(вопросы 1-15, стр.111)

Если результаты хорошие домашнего задания нет.

Выставляем оценки в дневник. Урок окончен. Спасибо за работу.



Итог по работе с опорой: практически нет ошибок или мало – знания сиситематизирова-ны


Такая форма работы исключает списывание, дети заинтересованы в получении знаний


Литература:

  1. Аманасян Л.С., Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б, Позняк Э.Г. «Геометрия 7-9»

  2. Мищенко Т.М. «Тематическое и поурочное планирование по геометрии 8 кл.»

  3. Гаврилова Н.Ф. «Поурочные разработки по геометрии» 8 кл. (дифференцированный подход)



САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок прошел успешно. Поставленные цели выполнены. Учащиеся закрепили и обобщили изученный материал, учились сравнивать, выделять главное, систематизировать, дети много говорили, рассуждали, т.е. развивали речь. Сменилось 6 видов учебной деятельности учащихся Использовались различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа. Методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся (самооценка и взаимооценка).

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, осуществлялся личностно-ориентированный подход в подготовке разных творческих заданий, позволяющих ученику самому выбрать тип, вид и форму работы с материалом (словесную, графическую, условно-символическую). Оценка при опросе не только правильного ответа. Но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибался. Все оценки в конце урока аргументированы, объяснено домашнее задание подробно (как объем для каждого ученика, так и разъяснение выполнения и организации работы учащегося)