bigpo.ru
добавить свой файл
1
Международный конкурс проектов по энергоэффективности

«Энергия и среда обитания»

Казахстан


Номинация 1А


Мы можем уменьшить выбросы парниковых газов!


Тема проекта: Снижение выбросов углекислого газа через использование энергосберегающих ламп


Авторы проекта: Сулейменова Любовь, Моисеева Екатерина 7 класс, средняя общеобразовательная школа №2 пос. Шахан, Карагандинская область


Руководитель: Москвичёва Ирина Анатольевна


Содержание

Введение

I. Обзор литературы

II. Исследование потребления электроэнергии в семьях учащихся

Выводы

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Сжигание органического топлива привело к такому избытку углекислого газа в атмосфере, что повышение температуры и климатические изменения происходят быстрее, чем когда-либо в истории человечества. Это и есть изменение климата.

Изменение климата – это изощрённая форма нарушения как прав человека, так и его обязанностей. За него никому напрямую не грозит судебное преследование или наказание, но сжигание органического топлива в странах с развитой промышленностью ставит под угрозу возможность определённых групп населения заниматься своими традиционными видами деятельности, что стирает их культурную самобытность и ослабляет их связь с естественной средой. Автомобили, теплоэлектростанции и промышленные предприятия сжигают ископаемое топливо (уголь, нефть и газ) для получения энергии. В результате этого в атмосферу выбрасываются вредные вещества и газы, среди которых и CO2. Углекислый газ «улавливает» солнечное тепло, не давая ему «убежать» обратно в космос. Таким образом, происходит глобальное потепление, что в первую очередь сказывается на климате, а значит и на нашей погоде.

В нашем поселке в 1996 году закрыли и демонтировали котельную, которая обеспечивала теплом жилые и общественные здания. С тех пор отопление осуществляется за счет индивидуальных домашних отопительных систем и систем автономного отопления, для которых используется каменный уголь.

Огромное количество сажи, угольной пыли и углекислого газа выбрасывается в атмосферу за отопительный период. Уменьшить это воздействие мы пока не в силах, но мы можем уменьшить выбросы углекислого газа благодаря экономному использованию электроэнергии, которая производится для нашего региона на теплоэлектростанции.

Мы решили в ходе нашего проекта доказать, что экономное использование электроэнергии снижает выбросы углекислого газа в атмосферу.


Цель: Уменьшение количества выбросов углекислого газа в атмосферу через использование энергосберегающих ламп.

Задачи:

1. Изучение проблемы глобального изменения климата и определение возможных путей ее решения.

2. Мониторинг использования электроэнергии в семьях учащихся.

3. Проведение информационной кампании об эффективности использования энергосберегающих ламп.


Объектом исследования является проблема изменения климата.


Предмет исследования – процесс изменения климата.


Основная проблема работы состоит в ответе на вопрос: как и почему меняется климат планеты, и какой вклад мы можем внести в решение этой проблемы?


Гипотеза исследования: экономное использование электроэнергии ведет к уменьшению выбросов углекислого газа в атмосферу.


Практическая значимость работы заключается в следующем: данная проблема рассмотрена и адаптирована для восприятия школьников.


Календарный план работы над проектом




Мероприятия

Методы

Сроки

Ответственные

1.

Создание инициативной группы

презентация

январь

2006

Москвичёва И.А.

2.

Постановка целей, задач и выбор методов исследования

обсуждение

январь

2006

Москвичёва И.А.,

Сулейменова Л.,

Моисеева Е.

3.

Изучение проблемы глобального изменения климата

Обзор литературы и интернет-источников.

Январь-февраль

2006

Сулейменова Л.,

Моисеева Е.

4.

Проведение исследования энергопотребления в семьях учащихся

Снятие показаний с приборов учета потребления энергии

февраль

2006 –

январь 2008

Григорьева В.

Сулейменова Л.

Перетурин Б.

Гайнуллин И.

Москвичёв А.

Ашимова Р.

4.

Обработка и анализ данных. Выводы.

Составление таблиц, построение сравнительных диаграмм, графиков

февраль

2008

Сулейменова Л.,

Моисеева Е.

5.

Информационная работа по энергосбережению

Проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, устных газет и т.д.

на протяжении всего проекта

Москвичёва И.А.

Григорьева В.

Сулейменова Л.

Перетурин Б.

Гайнуллин И.

Моисеева Е.



I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ


Климат на нашей планете меняется. Подтверждение этого мы видим в выпусках новостях, читаем в газетах и научно-популярной литературе, да и просто выйдя на улицу, замечаем, что с нашим климатом творится что-то неладное.

А что же нас ждет в будущем. Приведем лишь некоторые прогнозы.

Как уже отмечалось, за последние 250-300 лет уровень Мирового океана повышался в среднем на 1мм в год. В 20-х годах ХХ в. подъём его достиг 1,4-1,5мм в год, что эквивалентно ежегодному увеличению океанической водной массы на 520-540 куб.км. Предполагается что в 20-х годах ХХI в. скорость повышения океанического уровня превысит 0,5см в год. Есть все основания думать, что радикальные климатические изменения и соответствующая им деградация ледников будут сопровождаться также нарушением режима процессов, идущих в глубинах Земли. Вследствие таяния ледников и перераспределения водных масс от полюсов к низким широтам скорость вращения Земли будет замедляться на незначительную величину. Тем не менее, это должно вызвать изменение ее формы.

Если в связи с распадом Западно-Арктического ледникового щита столб воды в океане быстро вырастет на 5-7 м, то этого может оказаться достаточно для активизации сейсмовулканических процессов в самых «чутких» к изменению нагрузки на участках океана.

А причина всех этих происходящих и предстоящих изменений – парниковый эффект. Парниковый эффект – вопрос не новый. Еще в 1827 году французский ученый Фурье дал его теоретическое обоснование: атмосфера пропускает коротковолновое солнечное излучение, но задерживает отраженное Землей длинноволновое тепловое излучение. В конце XIX века шведский ученый Аррениус пришел к выводу, что из-за сжигания угля изменяется концентрация СО2 в атмосфере, и это должно привести к потеплению климата. В 1957 г. – Международный Геофизический Год - наблюдения уже показывали, что идет значительный рост концентрации СО2 в атмосфере. Российский ученый Михаил Будыко сделал первые численные расчеты и предсказал сильное изменение климата.

Конечно парниковых эффект существовал с тех пор, как у Земли появилась атмосфера. Другое дело - усиление парникового эффекта из-за того, что человечество стало сжигать ископаемое углеводородное топливо и выбрасывать СО2. Но дело даже не столько собственно в потеплении, сколько в разбалансировке климатической системы. Резкий выброс СО2 – своего рода химический толчок климатической системе. Средняя температура по планете от этого изменяется не сильно, а вот ее колебания становятся гораздо сильнее. Что мы и видим на практике - резкое усиление частоты и силы экстремальных погодных явлений: наводнений, засух, сильной жары, резких перепадов погоды, тайфунов и т.п.

В течение нескольких тысяч лет до 1850-х гг. объем парниковых газов в атмосфере был относительно стабилен, после чего начался резкий рост концентрации СО2. Способствовала этому и урбанизация. Сейчас в городах живет примерно половина населения планеты. Город с населением в 1 миллион человек в день “производит” 25 тыс. тонн СО2.

В целом по Земному шару потепление достигло 0,60С, что уже немало, ведь это примерно 1/3 пути до очень серьезных экологических потерь. Если эта тенденция сохранится, то прогнозируется дальнейшее изменение климата, причем неравномерное по земному шару.


Бесспорно, сильнейшее воздействие на глобальную экосреду оказывает такая отрасль материального производства, как энергетика, особенно, учитывая динамичность ее развития. Глобальное энергопотребление, по оценкам Всемирного совета по энергетике, может увеличиться к 2020 году на 50-75% даже при повышении эффективности использование топлива и энергии.

Значительно уменьшить выбросы углекислого и других парниковых газов можно, как известно, либо за счет энергосбережения, либо в результате использования альтернативных, экологически чистых источников энергии. Если исходить из реальных возможностей, то сегодня первый путь может быть приемлем в основном для стран Восточной Европы и СНГ, поскольку в Западные страны и Япония практически исчерпали свои потенции, а развивающиеся страны пока заботятся лишь о количественном росте национальной энергетики.

Исследование климата в Казахстане, проводимые в 1994-1998 гг. в рамках конвенции ООН по изменению климата показали, что годовая темепратура воздуха за исследуемый период на всей территории республики повысилась на 1,3 градуса С, а суммы годовых осадков уменьшились на 17 мм. Это связано с высоким показателем эмиссии парниковых газов в стране – 186,9 млн.тонн. И большая доля приходится именно на энергетический сектор – 150, 3 млн.тонн. от общего числа эмиссий.

По мнению специалистов, использование энергосберегающих ламп позволяет не только снизить уровень энергопотребления (соответственно, и денежных затрат), но и значительно сократить выбросы углекислого газа в атмосферу за счет меньшего потребления энергии.


II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

В СЕМЬЯХ УЧАЩИХСЯ


1. Семьи 6 учащихся получили по 5 энергосберегающих ламп, потребляющих только 1/5 энергии от того количества, которое требуется стандартной лампе накаливания. Срок службы этих ламп составляет 6 лет.


Таблица 1. Размещение энергосберегающих ламп в семьях учащихся




Ф.И. учащихся

Класс

Адрес, телефон

Дата установки (2006 г.), дд/мм

Помещение

Площадь помещения, м2

Сколько времени в помещении горит свет, ч

Общее кол-во ламп и их мощность, шт./Вт

Кол-во установленных энергосберегающих ламп их мощность и тип свечения, шт./ Вт/ТС*

1

Григорьева

Валерия



м-он 3, 9-7

тел.: 3-34-66

28/02

Коридор

Зал

Кухня

7,0

18,5

9,0

3-4

2-3

5-6

1/100

2/100

3/100

1/21/W

1/21/D

3/21/W

2

Перетурин

Богдан



ул.Шоссейная,1а

тел.: 3-25-55

28/02

Коридор

Зал

Кухня

7,0

18,0

12,0

2-3

2-3

2-3

1/100

3/100

2/100

1/21/W

2/21/W

2/21/W

3

Сулейменова

Любовь



ул.Степная, 8-1

тел.: 3-33-47

28/02

Коридор

Зал

Спальня

7,0

16,0

20,0

2-3

4-5

3-4

1/75

2/100, 2/40, 1/75

2/100

1/21W

2/21W

2/21W

4

Гайнуллин

Ильдар



м-он3, 7-65

тел.: 3-23-90

28/02

Коридор

Зал

Кухня

8,5

11,8

9,4

2-3

4-5

4-5

2/100

2/100

1/100

2/21/W

2/21/W

1/21/W

5

Москвичёв

Антон




ул.Степная, 16-7

тел.: 3-34-00

28/02

Зал

Кухня

Спальня

Спальня

15,2

9,9

9,5

13,7

4-5

3-4

2-3

2-3

2/100Вт

1/100Вт

2/60, 1/100

2/60, 1/100

1/21/W

1/21/W

1/21/W,1/12/W

1/12/W

6

Ашимова

Раушан

11

ул.Степная, 21-11

тел.: 3-24-78

28/02

Коридор

Зал

Кухня

Спальня

6,5

12,0

5,0

12,8

3-4

4-5

2-3

4-5

1/100

1/100

1/100

1/100

1/21/W

1/21/W

1/21/W

1/21/W

* ТС – тип свечения: D – дневной свет, W – белый свет.


2. На протяжении 2-х лет учащиеся вели мониторинг использования электроэнергии в семьях.

Таблица 2. Учет потребления электроэнергии в семьях учащихся


 

Ашимова

Москвичёв

Гайнуллин

Григорьева

Перетурин

Сулейменова

2005 год

1381

1545

2438

2005

3830

1812

январь

178

133

198

205

359

139

февраль

123

113

197

180

306

126

март

106

106

201

240

329

130

апрель

101

93

205

210

286

120

май

104

103

173

190

306

133

июнь

104

109

146

187

246

162

июль

106

163

173

119

233

128

август

78

149

186

113

242

140

сентябрь

129

159

171

104

200

172

октябрь

114

149

340

108

522

181

ноябрь

117

143

211

116

407

156

декабрь

121

125

237

233

394

225

2006 год

1309

1250

1996

1873

3394

1722

январь

183

127

210

202

365

208

февраль

96

103

153

209

288

163

март

104

100

150

290

295

123

апрель

108

97

159

204

287

137

май

94

97

224

160

278

117

июнь

97

124

126

145

238

123

июль

104

101

89

115

226

113

август

114

85

156

113

181

134

сентябрь

88

111

137

100

198

142

октябрь

103

123

243

103

327

150

ноябрь

103

100

173

103

329

132

декабрь

115

82

176

129

382

180

2007 год

1276

1193

1710

1606

2483

1572

январь

167

92

216

132

300

173

февраль

95

100

150

190

239

158

март

100

97

228

180

261

116

апрель

107

97

157

198

301

138

май

103

88

114

124

198

110

июнь

94

112

123

132

156

97

июль

97

96

100

98

76

64

август

86

84

93

90

134

110

сентябрь

103

100

98

111

176

137

октябрь

105

117

100

123

154

134

ноябрь

102

112

117

111

276

165

декабрь

117

98

214

117

212

170

экономия

103

352

728

399

1347

240


3. По результатам исследования были проведены расчеты количества топлива, которое было бы необходимо для производства сэкономленной электроэнергии и количество углекислого газа, которое не попало в атмосферу, благодаря экономному расходованию энергии.


Для выполнения расчетов использовалась следующая таблица:


Вид топлива

Удельная теплота сгорания, кВт ч/кг

Удельное количество СО2,м³/кг

Уголь

8,1

1,7

Нефть

12,8

1,5

Газ

11,4

1,2


Таблица 3. Расчет эмиссии углекислого газа в атмосферу


Фамилия, имя

Количество сэкономленной энергии, кВт/ч

Количество сэкономленного топлива, кг

Количество сэкономленного СО2,

м³

Ашимова Р.

103

12,71604938

11,01

Москвичёв А.

352

43,45679012

41,75

Гайнуллин И.

728

89,87654321

88,18

Григорьева В.

399

49,25925926

47,6

Перетурин Б.

1347

166,2962963

164,6

Сулейменова Л.

240

29,62962963

27,9

ИТОГО:

3169

391,2345679

381,04



ВЫВОДЫ


1. Использование энергосберегающих ламп приносит реальную экономию электроэнергии и средств семейного бюджета.

2. Использование энергосберегающих ламп приводит к экономии каменного угля, используемого для производства электроэнергии, и уменьшает количество выбросов углекислого газа в атмосферу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. http://ru.wikipedia.org

  2. http://www.climatechange.ru/inform/inf_mat.htm

  3. http://www.wwf.ru/about/what_we_do/climate

  4. А.М.Берлянт, И.В.Душина, Н.П.Неклюева, Э.М.Раковская. Физическая география: справочные материалы/ Москва, «Просвещение», 1994.

  5. Бромлей Ю.В., Загладин В.В. Страны и народы. Т.20 Земля и человечество. Глобальные проблемы. Изд «Мысль»1985г.

  6. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география /. Москва, издательство «Дрофа», 2006.

  7. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

  8. Измайлов В.В. и др. Энергосбережение. Пилотный проект учебника для 7 класса средней школы. – СПб, 2002. – 70 с.

  9. Кое-что об энергетике Казахстана: Информационно-методическое пособие для учителей, работающих по проекту SPARE на территории Казахстана. – Караганда: ЭкоОбраз, 2003. – 33 с.

  10. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. Краткий курс. 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.