bigpo.ru
добавить свой файл
1
Анализ работы библиотеки МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»


Краткая справка о библиотеке


Общая площадь библиотеки - 78кв. м. Количество помещений – 1.

Оборудование: 12 стеллажей, столы, стулья, каталожный ящик, 2 тумбочки.

Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, компьютер.

Акцидентные элементы библиотеки: алфавитный каталог, систематический каталог, картотека журнальных и газетных статей, картотека учебного фонда. Имеется справочно-библиографический фонд: словари, справочники по предметам, детские энциклопедии серии «Аванта+», книги серии «Я познаю мир», атласы родной природы, отраслевые энциклопедии.

Структура библиотечно-библиографического обслуживания




Читальный зал Абонемент

Организуют работу библиотеки 2 работника: заведующая библиотекой, имеющая стаж работы 25 лет, стаж работы библиотекарем 14 лет и библиотекарь, имеющая стаж работы 3 года, библиотечный стаж 1,5 года.

В2003 – 2004 уч. году работа библиотеки осуществлялась по плану, одобренному руководителем ИМЦ.


Основные задачи деятельности школьной библиотеки в 2003 –2004 уч. г.

1.Обеспечение учебно- воспитательного процесс школы и самообразования учащихся, педагогов путем библиотечного и информационнно-библиографического обслуживания.

2.Обеспечение альтернативного обучения, многообразия содержания образовательного процесса на основе качественного комплектования библиотечного фонда, эффективного ведения справочно-поискового аппарата библиотеки.

3.Всемерное содействие повышению методического, педагогического мастерства учителей, воспитателей школы с использованием пропаганды педагогической литературы и информации о ней.

4. Формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая поддержка читательской деятельности.

5.Обеспечение учащимся и учителям условий и возможностей для свободного выбора методов, форм и средств развития личности.

6.Расширение сферы услуговой деятельности библиотеки.

Контингент пользователей: всего 967 читателей

Учителя

Администрация школы

Учащиеся школы

Родители

Студенты

Библиотекари

Технический персонал школы

На 1 апреля прошли перерегистрацию 934 читателя.

Класс

Кол.уч-ся

Кол. чит.

%читателей

1кл.

82

57

69%

2кл.

65

43

66%

3кл.

75

55

73%

4кл.

46

34

73%

5кл.

104

100

96%

6кл.

80

55

68%

7кл.

80

80

100%

8кл.

102

102

100%

9кл.

112

110

98%

10кл.

77

77

100%

11кл.

79

78

99%


Посещаемость библиотеки

Средние показатели посещаемости библиотеки – 14958 посещений с сентября по апрель 2004г.

Сентябрь – 72 посещ. в день

Октябрь – 98 посещ. в день

Декабрь – 100 посещ. в день

Средний показатель посещений –90 посещ. в день. На наш взгляд, это неплохой показатель.

Объем книговыдачи 16907 экземпляров. Это на 2000 меньше, чем в пошлом году. Одной из причин, мы считаем, старение фонда, другой - появление нетрадиционных носителей информации, утрата приоритета книги как основного носителя информации.

Работа с фондом


Списано: учебники 6226 экз. Прибыло: 664 экз. Стало: 7852экз.

Списано: литература 569экз. Прибыло:25экз. Стало 29609

Общий фонд 37461


Литература поступала из гороо и приобретена на школьные деньги (200руб.) Фонд уменьшается за счет изъятия ветхой и устаревшей литературы. Поступления ни в коей мере не компенсирует убыль.

Подарено в библиотеку 209 книг.

Периодика: 29 +12=41 наименование. Количество периодических изданий увеличилось.

В прошлом учебном году выписывалось 22 наименования газет и журналов. В том числе для школьников-13 , для учителей- 8, библиотековедческих- 1.

В этом учебном году: для школьников 17, для учителей 22экз., библиотековедческих 2экз.


Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

-книга суммарного учета фонда библиотеки;

-инвентарные книги (7 штук);

-папка «Акты на списание»;

-картотека учета учебников; картотека журнальных и газетных статей;

-картотека видеофильмов;

-картотека аудиокассет;

-картотека CD- дисков;

-читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда закрыта для свободного доступа. Основная часть фонда технически обработана. Продолжается работа по составлению алфавитного и систематического каталогов.

Обслуживание читателей


В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, посещений и книговыдачи чит.зала.

2003-2004 уч.г.


1-общественные и гуманитарные науки «6/8»

2- естественные науки «2», медицина «5»

3-прикладные науки «3»

4-сельское хозяйство «4»

5-искусство и спорт, философия, эстетика, психология «75», «85», «87», «88»

6-художественная литература «84»

7-детская литература

8-русский язык, критическая литература «81», «83»

9- методическая литература «74»

10-учебная литература


Д
иаграмма книговыдачи показывает, что наиболее спрашиваемая литература:

-периодика

-художественная литература

-детская литература

-учебники.

Спрашиваемой является литература по математике, медицине, русскому языку и литературе.

К сожалению, очень низок спрос на литературу по педагогике (170 экз. за год). Это объяснимо. Учителя приобретают литературу за свой счет. Сотрудничество с фирмой «Градъ» позволяет учителям школы быть в курсе педагогических новинок.

Основные направления библиотечного обслуживания




Индивидуальное ББ обслуживание Массовое обслуживание


Групповое обслуживание


Основные формы индивидуального обслуживания: беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче документов, беседа о прочитанном; экспресс-консультация, блиц-реклама, анализ читательских формуляров, диагностическое анкетирование, творческие работы, хобби одного читателя (вернисажи) и т. д.


Основные формы группового и массового обслуживания: книжные выставки, открытые просмотры новой литературы, библиотечные плакаты, газеты, тематические папки, библиографические списки, библиографические пособия, экскурсии и путешествия по Библиограду, конкурсы чтецов и поэтические дуэли, обзоры книг и библио-ревю, литературные встречи как праздники общения, викторины и др. Участие в общешкольных мероприятиях и декадах по предметам: литературных гостиных, круглых столах, родительских собраниях и др.


Воспитание информационной культуры личности учащихся осуществляется через систему библиотечных уроков. Тематика их следующая: «Учись быть читателем», «Как выбрать книгу в библиотеке», «История книги», «Аптека для души» (об истории первых библиотек), «Структура книги», «Указатели и их разнообразие», «Словари – наши друзья», «Каталоги, картотеки», «Периодика для детей и подростков» и др.


Формы работы библиотеки по распространению ББЗ и развитию культуры чтения:

  • индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой.

  • групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе школьной библиотеки.

  • экскурсии по библиотеке.

  • проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов (в будущем включая Интернет).

  • создание электронных проспект - консультаций по методике оформления списков использованной литературы при составлении программ педагогами.

Задача максимум при распространении ББЗ – воспитание независимого пользователя библиотек.

Задача минимум, над которой мы работали весь этот учебный год, научить детей пользоваться указателями при поиске информации. Были введены понятия о разных типах и видах указателей, выработан алгоритм поиска (с 5 по 8кл.). В 9кл. практиковался поиск в диалоговом окне на компьютере. Это тоже своеобразный указатель.
Справочно-библиографическая работа

В 2003-2004 уч.г. школьная библиотека была оснащена компьютером, фонд пополнился 64 CD- дисками, это позволило применять в деятельности библиотеки новые информационные технологии. Учащиеся получили возможность использовать информацию, собранную на нетрадиционных носителях. Библиотека располагает 10 дисками «Энциклопедии Кирилла и Мефодия», на которых собрана информация по многим отраслям знаний, активно использует при обслуживании читателей.

Компьютерные технологии использовались для составления заказов и отчетов по фонду учебников;

анализа деятельности библиотеки


В течение всего учебного года велась работа по пополнению картотек карточками из журналов для педагогов и учащихся. Описывались журналы, которые пополняли в основном 74 отдел «Педагогика».

Создавались папки-накопители. Так созданы новые папки, посвященные А. И. Солженицыну, В.П.Астафьеву, празднику Нового года, пополнились папки «Методическая копилка», «Сценарии прошлых десятилетий». Много папок выполнено на компьютере : « 18» зачем нужно читать книги», «Библиотека как иформационно-поисковая система», «Читательская деятельность личности в пространстве школьной библиотеки» идр. В последней в форме презентации дан сопоставительный анализ результатов диагностического анкетирования учащихся 11кл. двух последних лет выпусков. Отмечается небольшая тенденция падения интереса к чтению, которая является проблемой нашего времени. Результаты диагностического анкетирования были озвучены на педчтениях. Выставка книг В. П.Астафьева сопровождалась двумя библиографическими указателями.


Библиотечные уроки.


Тематика: «История книги» 5-7 кл.

«Структура книги»


«Периодические издания для детей»(библио-ревю) в 1 кл. ,Высотина; Ясицкая

«Словари – наши друзья» проводились уроки учителями в библиотеки, показывались разные виды словарей.