bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7


ПРОЕКТ


Материалы к части I Отчетного доклада и материалы к Докладу

в Минобрнауки России

Научные достижения ОИФН РАН в 2011 году


81. Комплексное исследование этногенеза, этнокультурного облика народов, современных этнических процессов, историко-культурного взаимодействия в Евразии

Установлено, что переход к верхнему палеолиту на Алтае начался 50–40 тыс. лет назад на основе постепенной эволюции местных среднепалеолитических традиций. Важной особенностью начала верхнего палеолита, наиболее ярко представленного в материалах из Денисовой пещеры, является присутствие костяных орудий и украшений из кости, бивня мамонта, зубов животных, скорлупы яиц страуса, раковин моллюсков и поделочного камня, изготовленных представителями ранее неизвестной популяции ископаемого человека – денисовцами. Наиболее значимы находки хлоритолитового браслета и мраморного кольца, при изготовлении которых использовались уникальные для палеолитического времени технологии – скоростное станковое сверление и внутренняя расточка инструментом в виде рашпиля. (ИАЭТ СО РАН)

Продолжено комплексное научное изучение Фанагории, являющимся крупнейшим археологическим памятником античного времени в России. Исследования жилых кварталов, общественных зданий, производственных заведений, погребений разных эпох (6 в. до н.э.– 9 в. н.э.) позволили расширить сведения об этом античном городе, о погребальных обрядах, физическом облике жителей, уровне жизни и т.д. Подводными раскопками исследован подводный фундамент портового сооружения. Во время посещения экспедиции Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным была подтверждена необходимость строительства на месте Фанагории историко-археологического музея федерального уровня, создание заповедника, раскрытия туристического потенциала территории. (ИА РАН)

В книге В.П. Любина и Е.В. Беляевой «Страницы ранней преистории Абхазии. Труды ИИМК РАН. Т. XXXVIII» обобщены данные по ранней преистории Абхазии и всего Кавказского Причерноморья с опорой на основной раннепалеолитический памятник региона – уникальное Яштухское местонахождение, критически рассматриваются подходы к изучению и интерпретации материалов, сделаны выводы о специфике местной раннепалеолитической культуры, на основе синтеза данных по раннему палеолиту и палеогеографии предлагается сценарий вероятных этапов и маршрутов заселения территории Абхазии древнейшими людьми. (ИИМК РАН)

Книга М.В. Аниковича, Н.К. Анисюткина, Н.И. Платоновой «Человек и мамонт в палеолите Европы: подходы и гипотезы. Вып. 1: Историография, методология, основные проблемы» посвящена проблеме взаимоотношений палеолитического человека и хоботных. В контексте современных научных данных последовательно рассматриваются и оцениваются существующие концепции, проведён анализ уникальной серии верхнепалеолитических стоянок с большим количеством костей мамонта, расположенных на Русской равнине. (ИИМК РАН)

Разработана концепция миграционных импульсов носителей андроновской культурно-исторической общности в Барабинскую лесостепь. Предложено несколько вариантов моделей и исходных пунктов миграций. Миграционные потоки носителей андроновской историко-культурной общности в лесостепь Обь-Иртышья, начавшись в конце III тыс. до н.э. импульсивно продолжались, возможно, до первой половины II тыс. до н.э. Показано, что в результате длительных контактов в регионе уже в период развитой бронзы формируется достаточно мозаичная этнокультурная ситуация, которая еще более усложняется в период поздней бронзы и в переходное от бронзы к железу время. Предлагаемая концепция находит подтверждение в результатах антропологических и палеогенетических исследований. (ИАЭТ СО РАН)

На основе раскопок 2009–2011 гг. памятников Осиновое Озеро, горы Шапки (Западное Приамурье) установлены этапы заселения и освоения древним населением высокой поймы р. Амур. Отсутствие в культурных отложениях артефактов старше поздненеолитической осиноозёрской культуры свидетельствует о том, что, примерно, до времени 5 тыс. л.н. пойменные участки, в т.ч. и гора Шапка, природный и историко-культурный феномен Приамурья, были не пригодны для проживания. Видимо, местность вокруг представляла собой систему проток и заболоченных пространств. Таким образом, установлено, что до позднего неолита берега Амура, в настоящее время являющиеся коренными, не могли быть заселены человеком, что важно при проведении рекогносцировочных работ в амурской пойме и разработки культурно-хронологических схем данного региона. (ИАЭТ СО РАН)

Проведенный комплексный анализ археологических и палеоэкологических данных (в т.ч. ботанических и геохимических маркеров) показал, прямую зависимость между расположением поселений и системой жизнеобеспечения населения эпохи неолита – раннего железа. Установлено, что родственное население на протяжении многих поколений контролировало определенную территорию соответствующую их хозяйственным потребностям, несмотря даже на кризисные экологические (аридизация, подтопление территорий, изменение русел рек) или хозяйственные (захламление, перевыпас) изменения, осваивая разные гипсометрические уровни или перенося поселки. (ИПОС СО РАН)

Публикации материалов раскопок 1981–1987 гг., а также более ранних исследований Дьякова городища посвящена монография Н.А. Кренке «Дьяково городище: Культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.». Комплексные археолого-естественнонаучные исследования этого памятника дали уникальную возможность проследить развитие материальной культуры населения, проживавшего в бассейне Москвы-реки, на протяжении более тысячи лет. (ИА РАН)

Монография к.и.н. Е.Я. Рогова «Некрополь Панское I в Северо-Западном Крыму» посвящена исследованию некрополя античного поселения Панское I, который представляет собой памятник уникальной сохранности. Учитывая эталонное значение этого памятника, в публикации внимание сосредоточено на анализе каждого погребального комплекса, определяется его место в хронологической шкале некрополя и дается всесторонняя характеристика памятника в целом. Также показано место некрополя Панское в системе античных некрополей Северного Причерноморья, выявлены сходство и различия погребальных традиций, прослежено их происхождение. (ИИМК РАН)

В окрестностях города Сочи в Имеретинской низменности на территории возведения олимпийских объектов раскопан храм в поселке Весёлое. Впервые открыты основания стен крупного византийского храма X в. – времени, когда земли на северо-западном побережье входили в область Зихия, культура и архитектура которой мало исследованы. Это земля без отчетливой государственности в культурном и церковном отношении была связана как с Византией, так и с Абхазией и Аланией. Развалины храма после раскопок предполагается реставрировать и музеефицировать. (ИА РАН)

Предложена принципиально новая теория развития Москвы в конце средневековья и начале Нового времени. Авторы книги «Сакральное пространство средневековой Москвы» А.Л. Баталов и Л.А. Беляев дистанцируются от господствовавших представлений о сознательном копировании в облике Москвы столиц средневекового мира, а также о существовании в средневековом строительстве архитектурных норм и понятий, близких современным. Концепция основана на анализе археологических, архивных и архитектурных источников, которые позволили предложить десятки реконструктивных схем и планов, воссоздать застройку позднесредневековой Москвы. (ИА РАН)

Изучена история формирования и этнического развития сибирских бухарцев, их численность и расселение в XVII-XX вв. Данная общность рассмотрена с позиции ее государственного конструирования (введения на начальном этапе льгот, а затем их постоянного подтверждения), что способствовало консолидации данной этносословной группы. Особое внимание уделено тарской группе бухарцев, процесс формирования которой хорошо продемонстрирован на анализе Тарской дозорной книги 1701 г. В начале XX в. эта группа была самой многочисленной и дольше остальных групп не подвергалась ассимиляции. Окончательно тарская группа сибирских бухарцев была ассимилирована уже во второй половине XX в., но до сих пор их потомки обладают этногенетическим самосознанием (Корусенко С.Н. Сибирские бухарцы в начале XVIII века) (Омский филиал ИАЭТ СО РАН).

Завершено этнографическое исследование традиционного жилища народа саха. Организация жизненного пространства проанализирована в контексте пространственных представлений народа Саха, в котором выделены категории: “освоенное”, “одомашненное” и “очеловеченное”. Проведен семантический анализ хозяйственного комплекса в соответствии с традиционной картиной мира и ландшафтной культурой. Выявлено духовное содержание жилища как отдельной категории картины мира, дан анализ внутренней пространственно-планировочной структуры жилища, включающей социальное, культурное и поведенческое пространство. (Данилова Н.К. Традиционное жилище народа саха: Пространство. Дом. Ритуал) (ИГИиИПМНС СО РАН).

Впервые на основе широкого круга источников введены в научный оборот сведения о правовой культуре сибирских татар в XVIII-начале XX в., в т.ч. традиционного судоустройства, судопроизводства, органов самоуправления, нормативной практики в семейно-брачной, поземельной, хозяйственной сферах, выявлена доминирующая роль норм обычного права (адата) и шариата в регулировании различных сторон повседневной жизни. Представлена подробная характеристика современных процессов в социально-экономической и этнокультурной сферах у сибирских татар. На их примере выявлен уникальный симбиоз элементов урбанистической культуры и, одновременно, усиление этнического самосознания и сохранения этнокультурной специфики. (ИПОС СО РАН)

Выполнен комплексный анализ погребений эпох энеолита и раннего железного века, сопровождавшихся большим количеством изделий из кости, камня и металла (на материалах культовой площадки Скворцовская гора V, Среднее Зауралье). Проведена реконструкция материальной, духовной и социальной сферы жизни древних социумов. Сделан вывод, что сходство погребальной обрядности лесной полосы Восточной Европы, Урала и Западной Сибири, вероятно, обусловлено их общей генетической подосновой, а также системой динамичных связей между населением этих регионов. Результаты работы обобщены в монографии Н.М. Чаиркиной «Погребальные комплексы эпохи энеолита и раннего железного века Зауралья (по материалам погребально-культовой площадки Скворцовская гора V)». (ИИА УрО РАН)

Разработана типологическая классификация бронзовых зооморфных пряжек VIII-X вв. из Западного Дагестана. В исследовании О.М. Давудова и М.М. Маммаева «Художественный металл Западного Дагестана VIII–XX вв. (зооморфные пряжки)» рассмотрены вопросы художественно-стилистических особенностей из сюжетных композиций, генезиса пряжек и семантики зооморфных изображений. (ИИАЭ ДНЦ РАН)

Обобщен обширный корпус источников, собранных в ходе многолетних экспедиций в районы проживания одного из коренных малочисленных народов России – бесермян, изучены процессы формирования и современного состояния культовых и сакральных памятников в контексте этнокультурного ландшафта Урало-Поволжья. Выявлена специфика сакрализации окружающего пространства в рамках традиционной мифологии, во взаимосвязи с хозяйственной деятельностью и восприятием природы, рассмотрена эволюция культовых памятников под влиянием внутренних и внешних факторов, социально-политических, экономических, культурных трансформаций в обществе. По итогам исследования издана монография Е.В. Поповой «Культовые памятники и сакральные объекты бесермян». (УдИИЯЛ УрО РАН)

Обобщен археологический материал раскопок международной российско-монгольской экспедиции 2004-2007 гг., характеризующий материальную культуру киданьского города Х-ХI вв. империи Ляо (907-1125) — Чинтолгой-балгас. Описание артефактов выполнено на широком историческом фоне процессов, происходивших в начале II тысячелетия. (Крадин Н.Н., Ивлиев А.Л., Очир А. и др. Киданьский город Чинтолгой-балгас). (ИАЭ ДВО РАН)

В сборнике «Церковные праздники русского народа: от прошлого к настоящему. Сборник статей и очерков» (под ред. О.В. Кириченко) представлен современный опыт православной народной традиции, почерпнутый исследователями в полевых экспедициях в разные области центральной России за последние полтора десятилетия. Объектом исследования стало церковная народная православная культура, которая до сих пор не получала должной научной проработки. (ИЭА РАН)

Значимой публикацией стал фундаментальный труд «Русская народная одежда. Историко-этнографические очерки» (отв. ред. В.А. Липинская), в которой представлено богатство и разнообразие русской народной одежды, созданной за многие века развития традиционной культуры, прослежено формирование комплексов костюмов, складывавшихся в разных природных зонах, их изменения по мере расселения русских на обширных пространствах Евразийского континента и в ходе культурного обмена с соседними народами. (ИЭА РАН)

Первой историко-этнографической работой в области изучения практики поста в различных слоях русского общества стала книга Т.А. Ворониной «Русский православный пост: От первых установлений – к современной практике. Сравнительное изучение практики поста в прошлом и настоящем существенно расширяет наши знания о духовной и материальной культуре русского народа. Это касается, прежде всего, традиционного пищевого рациона, включающего скоромные и постные блюда, что составляло особенности русской национальной кухни. Широкий круг источников, включая полевые наблюдения, позволил показать важную и непреходящую роль поста в жизни русских. (ИЭА РАН)

В историко-этнографической серии «Народы и культуры» изданы две коллективные монографии. Книга «Узбеки» – первое монографическое издание по этнологии узбеков в России за последние 50 лет. В ней отражены изменения, которые произошли в изучении темы за этот период, приводятся новые факты, концепции и гипотезы. В коллективной монографии «Гагаузы» освещается проблема происхождения гагаузов в рамках теории межэтнического синтеза и межкультурного взаимодействия, рассмотрен широкий круг вопросов, относящихся к материальной и духовной культуре этого народа. (ИЭА РАН)

Книга О.А. Поворознюк «Забайкальские эвенки: социально-экономические и культурные трансформации в XX-XXI веках» посвящена эвенкам севера Забайкальского края. На основе обширных полевых материалах и ранее не опубликованных архивных и статистических данных автор анализирует социально-демографическое развитие, практики хозяйствования и природопользования, языковые и культурные процессы, прослеживая динамику трансформаций локальных сообществ эвенков на протяжении советского и постсоветского периодов. Изменения, происходящие в жизни людей, проиллюстрированы на примерах эвенкийской поселковой семьи и кочевой оленеводческой общины. (ИЭА РАН)

Работа З.П. Соколовой «Северные ханты (Полевые дневники)» содержит полевые дневники автора, которые велись во время полевых исследований в 1956, 1962, 1963, 1969, 1971–1973 годах среди северных хантов, расселившихся по притокам Оби – рекам Казым, Сыня и Куноват, отчасти по самой Оби. В них собраны описания хозяйства, материальной и духовной культуры, религии и обрядов хантов, заметки об их повседневной жизни, а также методики полевых исследований. (ИЭА РАН)

В издании «Шорский героический эпос. Том 2: Шорский фольклор в обработке О.И. Благовещенской» (подгот. к изд., вступит. ст. и коммент. Д.А. Функа) представлены образцы шорского фольклора, записанные в конце 1940-х годов шорцами П.А. Кусургашевым и С.С. Торбоковым по инициативе преподавательницы Сталинского (Новокузнецкого) педагогического института О.И. Благовещенской. Рукопись, в 1951 г. подготовленная к изданию О.И. Благовещенской, так и не была опубликована, но, к счастью, сохранилась в фондах Государственного Литературного музея в Москве. (ИЭА РАН)

Исследованиям традиционной индийской культуры и цивилизации, освещению древних и средневековых источников, рассмотрению проблем социальной и культурной антропологии современной Индии посвящены два первых выпуска «Зографского сборника» (научн. ред. Я.В.Васильков), монография С.А. Маретина и И.Ю. Котина «Племена в Индии» и книга И.Ю. Котина «Индийцы в России». (МАЭ РАН)

Впервые на стыке двух наук — этнографии и конфликтологии в книге К.К. Логинова «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты» исследован жизненный цикл локальной группы русских, проживающих в Карелии на берегу озера Водлозера. Предложен новый подход к изучению обычаев и обрядов, связанных с внутрисемейными и межсемейными отношениями, при котором не только реконструируется данная часть соционормативной русской культуры, но и выявляется конфликтная сторона обычаев и обрядов. (ИЯЛИ КарНЦ РАН).

Исследования разных сфер традиционных этнических культур мифоритуального пространства, подразумевающего миф как модель структурной организации космоса, а ритуал как символическую форму поведенческих стереотипов, основанных на мифах, предложены в ряде публикаций: A. Salmin. The Encyclopedia of Chuvash folk rites and beliefs; Конькова О.И. Календарные праздники народов Ингерманландии; Rodionov M., Schoenig H. The Hadramawt Documents, 1904-51: Family Life and Social Customs under the Last Sultans; Прищепова В.А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начала XX века в собраниях Кунсткамеры и др. (МАЭ РАН)

В монографии Н.А. Дубовой «Неразрывная связь. Биология человека и его история» обсуждаются вопросы взаимосвязи популяционной (биологической) и социально-культурной (исторической) дифференциации человечества. Представлен первый системный анализ антропологического (кефалометрического, кефалоскопического и одонтологического) материала одновременно с территорий Средней Азии, Северного Кавказа и Приуралья. (ИЭА РАН)

Впервые проведены исследования связи между пальцевым индексом и рядом морфологических (соотношение талии к бедрам), обхват бицепсов, сила кистей и агрессивного поведения. Показана связь между маскулинным пальцевым индексом и более высоким уровнем физической агрессии и успешностью в силовых видах спорта. Показано на примере сравнения пяти культур, что удовлетворенность браком зависит от умения супругов смешить друг друга и относиться с юмором к повседневным трудностям. Установлено, что в обществах традиционных скотоводов репродуктивный успех мужчин зависит от количества скота, а женщины от количества других жен у мужа и умения ладить с окружающими, тогда как у охотников – собирателей основным предсказателем более высокого репродуктивного успеха мужчин является его охотничье умение и любовь к детям. В рамках проекта по традиционным африканским популяциям показано, что гены транспортера допамина связаны с фенотипической экспрессией пальцевого индекса у хадза Танзании. (ИЭА РАН)

Вышли очередные тома «Истории башкирского народа». Были разработаны скульптурные антропологические реконструкции лица по черепу (автор А.И. Нечвалода). Издан каталог выставки «Древний Урал: история в лицах». (ИИЯЛ УНЦ УрО РАН)

Широкий спектр культурных взаимосвязей формирующегося древнерусского этноса (руси) с окружающим миром и народами («языками») рассматривается монографии В.Я. Петрухина «Русь и вси языци»: Аспекты исторических взаимосвязей: Историко-археологические очерки». Освещаются проблемы древнейших отношений балто-славянской общности с финно-угорским миром, а также отношения русских к иным «языкам» в средневековый период. Исследуются взаимосвязи с народами, обитающими в разных областях Евразии, - варягами, хазарами и евреями, протоболгарами, уграми-венграми и зауральской югрой. (ИСл РАН)

По направлению проблемы теории исторического процесса, обобщение опыта социальных трансформаций и общественный потенциал истории показаны общие закономерности и региональные особенности освоения и развития Республики Коми. Дана оценка исторического опыта решения важнейших социальных проблем края. В основу положены новые, недоступные ранее архивные материалы. Материал изложен в проблемном ключе, раскрыты как общие закономерности исторического процесса, так и его региональные особенности. Издана коллективная монография «История Коми с древнейших времен до современности» в 2-х томах. 2-е издание, исправленное и дополненное. (ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН)

В монографии Т.И. Шараевой «Обряды жизненного цикла у калмыков (XIX – нач. XXI в.)» рассматриваются родильный, свадебный и похоронно-погребальный комплексы у калмыков. Основой исследования послужили литературные материалы, данные архивов, а также данные полевых экспедиций, которые проводились в течение десяти лет в разных районах Калмыкии. Выделены основные этапы в ритуалах жизненного цикла, общее и особенное в трех основных циклах обрядности у различных субэтнических групп единого калмыцкого этноса. (КИГИ РАН)

История и динамика формирования восприятия русским коллективным сознанием Украины в первые десятилетия XIX в. показаны в монографии А.В. Марчукова «Украина в русском сознании. Николай Гоголь и его время». (ИРИ РАН)

Уникальному этапу мировой истории – Великому переселению народов посвящена книга В.П. Будановой, А.А. Горского и И.Е. Ермолова «Великое переселение народов: Этнополитические и социальные аспекты». Основное внимание уделено эволюции военных, торговых, дипломатических, культурных контактов, составляющих суть взаимодействия и взаимовлияния полярных миров Барбарикума и Империи. (ИВИ РАН, ИРИ РАН)

Комментированная публикация записок Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария» основана на многолетнем фундаментальном исследовании российских и нидерландских ученых. Записки представляют собой подробное описание земель Восточной Европы, Азии и Сибири, написанное в XVII в. амстердамским бургомистром Николаасом Витсенем. (ИРИ РАН)

Книга “G. F. Muller: Ethnographische Schriften I. Verlag der Franckeschen Stiftungen zu Halle. Harrassowitz Verlag in Kommission» представляет собой публикацию сочинения Герарда Фридриха Миллера «Описание сибирских народов» (обнаружено А. Х. Эллертом), ставшего итогом наблюдений и полевых исследований ученого во время длившейся десять лет Второй Камчатской экспедиции (1733–1743 гг.). Новаторская попытка составить всеобъемлющее сравнительное описание народов Сибири содержала почти все элементы современных этнологических исследований и является, по существу, первым в мире научным этнографическим трудом. (ИРИ РАН)

Исследование особенностей восприятия различных регионов в общественном сознании, преломления этого восприятия в литературе и изобразительном искусстве России XVIII–XIX вв. представлено в сборнике статей «Образы регионов в общественном сознании и культуре России XVII–XIX веков» (отв. ред. В.В.Трепавлов на основании архивных и опубликованных источников, фольклора, произведений изобразительного искусства (ИРИ РАН)

Различным аспектам истории тюркских народов XII–XVII вв. и опубликованным посвящена книга В.В. Трепавлова «Тюркские народы средневековой Евразии. Избранные труды». В ней рассматриваются вопросы политического, социального и культурного развития населения обширной степной страны Дешт-и Кипчак и сопредельных регионов. (ИРИ РАН)



следующая страница >>