bigpo.ru
добавить свой файл
1
Классный час «Святая святых – родительский дом»


Цель: формирование ценностного отношения к семье.

Задачи:

обучающая – расширение знаний о семье;

развивающая – развитие эмоциональной сферы;

воспитывающая – воспитание уважительного отношения к родителям, представителям старшего поколения, семейным ценностям.

Подготовительная работа:

Составление презентации своей семьи;

Составление генеалогического древа;

Информация (Настя и Валерия)


(Под музыку песни «Родительский дом»)


В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Святая святых – родительский дом.


1.Мотивационный блок.


Человек рождается и живет в семье, в родительском доме. Здесь он получает свои первые представления о себе в мире. Это - гнездо, которое надо ценить, уважать, любить, быть благодарным за свою жизнь и воспитание.

Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба. Один человек покупал каждый день по три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку хлеба, а две оставшиеся делит таким образом: одной – долг возвращает, а вторую – в долг дает.

Скажите, пожалуйста, о каком долге говорил этот человек.

( о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми).


А, что нам дает родительская семья?


-основы нравственности;

-основы миропонимания;

-любовь к Родине;

-знания и умения;

-жизненный опыт;

-и в первую очередь, женское и мужское начало в воспитании.


Сегодня мы работаем в группах. В каждой группе есть лидеры, которые после совместного обсуждения дают ответы. Если вам трудно ответить сразу, обсудите в группах.


Итак, что нам дает родительская семья?

2. Перед вами карточки, ваша задача – посовещаться в группах и заполнить две колонки, ответив на вопросы:

Какие качества личности мы приобретаем от мамы и бабушки, от отца и дедушки?

Чему мы у них учимся? На выполнение задания 2 минуты.


Мама, бабушка

Отец, дедушка

Качества личности:



Качества личности:

Умения:


Умения:




Действительно, ребята, вы правы, от мамы и бабушки - это нежность, любовь и ласка, а от отца и дедушки – строгость, суровость и воля.

3. В статье 38 Конституции РФ записано


Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Родители и старшие члены семьи влияют на формирование смысла и цели жизни, именно в кругу своей семьи мы можем найти пример для подражания.


Презентацию своей семьи нам сегодня покажет Аня Чердынцева.


4.Родительский дом олицетворяет для вас принадлежность к своему происхождению, к вашим прямым предкам(бабушкам, дедушкам), вы носите в себе многие их качества.

Семейные узы и кровное родство определяли порядок жизни древних обществ, их занятия, традиции, взаимоотношения людей. Чем ближе были родственные связи, тем больше люди помогали друг другу. Человек знал своих близких и дальних родственников на много колен назад. Это позволяло обращаться к ним и надеяться на помощь в случае войны, голода и других бедствий.


Внимание, перед вами генеалогическое древо. Посмотрите внимательно.

На слайде генеалогическое древо.


Кого мы можем считать своими родственниками? Прочитай, пожалуйста, Вика.

Действительно, ребята, родительская семья не заканчивается на маме и папе, родственные узы намного шире.


Вы, наверное помните, что Люда Михайлова представляла наш класс на конкурсе «Семья года» и заняла первое место. Сегодня она знакомит нас со своей родословной.


Слово Люде Михайловой.

Ребята, считается, что человек должен знать свою родословную до 7 колена, поднимите руку те, кто знает и может составить такую родословную?

Внимание, домашнее задание: впишите в схему имена и фамилии своих родственников, начиная от мамы и папы, до предков в нескольких поколениях.


Вернуться к генеалогическому древу.


5. Глядя на генеалогическое древо, вы наверное заметили, что там не хватает многих родственников. Ведь здесь вам встретились братья, сестры, племянники, бабушки, дедушки. А в будущем вам придется столкнуться и с такими родственниками, как золовки, шурины, свекор, теща.


Перед вами словарик, ваша задача - обсудить в группе и дать пояснение этим словам. На выполнение задания 2 минуты.



Мачеха





Отчим





Сводные братья и сестры





Теща, тесть





Свекровь, свекор





Деверь





Шурин





Невестка





Золовка





Свояченица





Свояк





Кузен, кузина





Крестный отец, мать





Сноха





Зять








Мачеха


Неродная мать (жена отца) детей от первого брака

Отчим


Неродной отец

Сводные братья и сестры


Дети мачехи (отчима)

Теща, тесть


Мать, отец жены

Свекровь, свекор


Мать, отец мужа

Деверь


Брат мужа

Шурин


Брат жены

Невестка


Женщина по отношению к родным ее мужа: матери, отцу, братьям, сестрам, женам, женам братьев и мужьям сестер

Золовка


Сестра мужа

Свояченица


Сестра жены

Свояк


Муж свояченицы

Кузен, кузина


Двоюродные сестра, брат

Крестный отец, мать


Нареченные при крещении

Сноха


Жена сына

Зять


Муж дочери







Вывод: Мы плохо знаем эти понятия, давайте посмотрим на слайд.


6. Ребята, а что вы знаете о традициях уважения родителей и старшего поколения у разных народов мира?


Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа, без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Традиция уважения в семье – она исторически сложилась и сохранилась в народной мудрости.


У каждой группы на столах лежат листочки с высказываниями.


1.Чти отца и матерь – да благо тебе будет и долголетен будешь на земли.

2. Наказуй детей в юности – упокоят тя на старости.

3.Кто ударит Синие листочки с библейскими заповедями.

отца своего или свою мать, того должно предать смерти.


Красные листочки с высказываниями мудрых людей:

1. «К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе» (Сократ)

2. «Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг друга, а предупредительно давать потребное друг другу» (Диоген)

3. «Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Самое большое счастье для них – твоя удачная жизнь» (В.Сухомлинский)


Белые листочки с марийскими пословицами:

1.Аван шумже иге велэ, а игн шумже ку веле (Материнское сердце в детках, а детское – в камешках)

2.Аван помшжо шокшо (Материнское сердце самое теплое)

3.Игшве влак изе улт – малаш огт пу, игшве влак куго лийт – шке от мале (Детки маленьки – спать не дадут, детки большие – сам не уснешь).


Ваша задача – обсудить в группе эти высказывания и объяснить их смысл. На выполнение задания 3 минуты.


Я прошу Настю зачитать небольшую для вас информацию.


Народы Кавказа, где традиции уважения родителей и старшего поколения очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по 100 и более лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей всегда была сильна и в России.


Посмотрите на слайд. Прочитайте.

Статья 38 п.3 Конституции РФ гласит:


А сей час еще небольшая информация к размышлению:

Прочитай, пожалуйста, Валерия.


По статистике здравоохранения количество коек в домах престарелых растет с каждым годом. Только в нашем Пермском крае 44 дома престарелых, включая Дома для ветеранов, психоневрологические диспансеры, центры социального обслуживания населения с отделениями постоянного проживания.


Почему растет количество престарелых домов в России?


Ребята, в начале кл. часа мы с вами говорили о том, что есть долг родителей перед детьми и долг детей перед родителями.


Внимание, вопрос: что для вас важнее: нарушение 38 статьи п.3 или нарушение нравственных норм?

Есть и прямая зависимость6 падает уровень нравственности – повышается количество домов престарелых.


(музыка, слова из песни «Родительский дом»)

Поклонись до земли своей матери

И отцу до земли поклонись,

Мы с тобою в долгу неоплаченном,

Свято помни об этом всю жизнь.


7.Рефлексивный блок.

На столах у вас лежат листочки, выберите, пожалуйста, листок под любым номером и продолжите фразу.


1.Разговор…………, задумалась(ся)………., решил(а)……….

2. Считаю………., понимаю………..


3.Все это хорошо, но………..


4.Согласен, что…………


5.Интересно было узнать…………..



Мама, бабушка

Отец, дедушка

Качества личности:



Качества личности:

Умения:


Умения:






Мама, бабушка

Отец, дедушка

Качества личности:



Качества личности:

Умения:


Умения:






Мама, бабушка

Отец, дедушка

Качества личности:



Качества личности:

Умения:


Умения:






Мачеха





Отчим





Сводные братья и сестры





Теща, тесть





Свекровь, свекор





Деверь





Шурин





Невестка





Золовка





Свояченица





Свояк





Кузен, кузина





Крестный отец, мать





Сноха





Зять







1.Чти отца и матерь – да благо тебе будет и долголетен будешь на земли.


2. Наказуй детей в юности – упокоят тя на старости.


3.Кто ударит Синие листочки с библейскими заповедями.

отца своего или свою мать, того должно предать смерти.


Красные листочки с высказываниями мудрых людей:

1. «К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе» (Сократ)


2. «Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг друга, а предупредительно давать потребное друг другу» (Диоген)


3. «Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Самое большое счастье для них – твоя удачная жизнь» (В.Сухомлинский)


Белые листочки с марийскими пословицами:

1.Аван шумже иге велэ, а игн шумже ку веле (Материнское сердце в детках, а детское – в камешках)


2.Аван помшжо шокшо (Материнское сердце самое теплое)


3.Игшве влак изе улт – малаш огт пу, игшве влак куго лийт – шке от мале (Детки маленьки – спать не дадут, детки большие – сам не уснешь).


1.Разговор…………, задумалась(ся)………., решил(а)……….

2. Считаю………., понимаю………..


3.Все это хорошо, но………..


4.Согласен, что…………


5.Интересно было узнать…………..