bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 6 7

Изменения.

Раздаются по 2 карты-портрета или каждый игрок вытягивает их в слепую. Полученные карты не должны показываться другим игрокам. Все остальные карты остаются в колоде рубашкой вверх, кроме одной карты, которую открывают и кладут рядом с колодой. Игроки по очереди берут третью карту из колоды или одну из открытых карт, лежащих рядом с ней. Участник заканчивает свой ход открывая одну карту и кладя ее рядом с колодой. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого игрока не остается по две карты, которые, по их мнению, являются изображениями одного и того же человека в различные периоды его жизни. Игроки открывают свои карты и рассказывают, какие изменения произошли в жизни человека, изображенного на них.


Соло

Игроки по вытягивают из колоды по одной карте-портрету или же карты раздаются. Карты держат рубашками вверх. Игроки по очереди открывают карты, обозначая персоны, которая на них изображены и описывают некоторые аспекты жизни этих людей.

Например:

- семейное положение

- род деятельности, увлечения, личные свойства и особенности характера

- религиозные взгляды и система ценностей

- представление о самом себе

-любимый музыкальный инструмент, еда, цвет и так далее.

Вариант I: Опишите эту ситуацию, видя ее со стороны, но от 1-го лица:

«Это мой портрет. Меня зовут София, мне 21 год. Я хочу сделать карьеру музыканта, к сожалению, я боюсь сцены.»

Вариант II: Каждый игрок по очереди описывает один из аспектов персоны, которая изображена на карте.


Дуэт

Каждый игрок получает или тянет 2 карты и держит их закрытыми. После того, как карты розданы, участники по очереди раскрывают две свои карты и описывают отношения между людьми, которые на них изображены.

Другой вариант: одна из карт это игрок, а вторая- это человек, с которым у него есть какие-то отношения. Опишите эти отношения от первого лица с точки зрения карты 1.


Соседи

Игроки по очереди берут верхнюю карту из колоды и описывают ее как некую личность из своего окружения со всеми ее особенностями.


Игры для 4 и более игроков.

Введение

Каждый участник тащит из колоды или получает от раздающего игрока 4-5 карт, и выбирает ту, которая будет использоваться в игре. Игроки по очереди открывают одну карту, описывая персонаж, изображенный на ней: его имя, страну происхождения или культуру к которой он принадлежит. Участники с помощью карт изображают группу людей, которые случайно встретились в какой то точке мира - возможно в гостинице или на научной конференции. Участники по очереди вступают в диалог друг с другом, рассказывая об ожиданиях и планах своих персонажей, стране их происхождения и ее культуре, включая рассказы о проблемах, например, вызванных войной. Необходимо также обратить внимание на положительные аспекты, имеющиеся в стране и ее культуре, знания о которых могут быть полезны остальным. Каждый участник может сделать подарок другим участникам группы в форме сюжета, идеи или конфиденциальной информации из надежного источника, позволяющей хорошо адаптироваться в стране и культуре их персонажа.


Четыре качества

Каждый игрок берет из колоды 4 карты. Участники по очереди открывают свои карты и описывают личность человека, характеристика которого состоит из отдельных качеств, представленных на каждой из 4 карт. Например, первая карта отражает его внешний вид, вторая- эмоциональное состояние, третья- интеллект и четвертая- социальные качества. Игрок также может придумать историю о том как все эти качества взаимодействуют между собой.


Взаимодействие

Каждый игрок вытаскивает из колоды карту-взаимодействия и внимательно рассматривает ее. Затем участники вслепую выбирают такое количество карт-портретов, которое соответствует числу точек на их карте-взаимодействия. Игроки по очереди открывают все свои карты, располагая их согласно схеме точек, нарисованной на карте-взаимодействия. Участник описывает значение каждой карты и их отношения внутри этой схемы, основываясь на соответствующих линиях и стрелках. Связь, обозначаемая линиями и стрелками, может быть чувством, разговором, случаем, мыслями.


Биография– карты «Персона» и «Персонита» могут использоваться вместе.


Просмотрите колоду карт. Спонтанно, руководствуясь своими чувствами, выберите 5 карт с помощью которых вы можете представить себя ребенком, подростком, юношей (девушкой), взрослым, пожилым человеком. Организуйте их беседу друг с другом.

Вариант I: Выберите карты, чтобы представить людей, которые занимали важное место в вашей жизни. Например, это могут быть лица противоположного пола. Изображения в первую очередь должны соответствовать их внутренним качествам. Выберите одну карту представляющую вас. Что этим людям необходимо сказать Вам и друг другу, а что вы бы хотели сказать им?

Вариант II: Выберите карты, которые будут представлять Вас, ваших родителей и близких. Карты с дедушками и бабушками, детьми и приятелями тоже могут быть включены в игру. Есть ли карта-взаимодействие, которая может показать отношения с ними? Имеется ли карта-ситуация, которая отражает ваше положение в семье? Если нет, то попробуйте ее нарисовать или описать.


Распределение ролей

Вы пишите пьесу из 3-х актов. Выберите 3 карты-взаимодействия, каждая из которых отображает развитие сюжета в одном акте пьесы. Положите их лицом вверх, в выбранном вами порядке. Подберите карты-портреты на соответствующие роли в этой пьесе.

При выборе карт в этих играх нужно меньше ориентироваться на фактическое внешнее сходство и больше на чувства, которое они у вас вызывают. Таким образом, при выборе карт мы не привязаны к возрасту, цвету кожи или полу.

Используя карты «Персона» мы можем воссоздать сцены из нашей повседневной или нашей внутренней жизни. Каждый из участников игры может изобретать свои собственные варианты, или изменять уже существующие, адаптируя их к конкретным ситуациям. Не стесняйтесь добавлять ваши собственные карты к колоде! Карты «Персона» могут также использоваться в комбинации со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт


СОРЕ (ПРЕОДОЛЕНИЕ)

комплект из 88 карт-картинок для преодоления кризисных ситуаций и исцеления душевных травм. 2003

Психолог: др. Офра Аялон

Художница: Марина Лукьянова

Издатель: Мориц Эгетмайер

Перед Вами руководство по применению карт COPE, которые используются для преодоления кризисных ситуаций и исцеления их последствий.

Жизнь постоянно требует от нас умения справляться с различными кризисными ситуациями. Как правило, нам хватает для этого привычных жизненных навыков, но в экстремальных условиях, при стихийных бедствиях, катастрофах или во время войны возникает необходимость в поиске новых способов преодоления кризиса. Любая кризисная ситуация несет в себе не только угрозу нашей стабильности, но и потенциальные возможности для исцеления и духовного роста. Квалифицированное применение карт СОРЕ - может помочь в выработке навыков преодоления таких ситуаций.

Карты СОРЕ были созданы на основе эффективного мирового опыта применения метафорических ассоциативных карт в лечебной практике для преодоления кризисных ситуаций и травм.

Авторы сознательно не используют на картах кричащие газетные изображения войн, терактов, насилия или катастроф. Такие картины, постоянно мелькающие на экранах телевидения и на газетных страницах, прочно укоренились в нашем коллективном сознании, и любое напоминание о них могло бы только усилить травму. Поэтому карты СОРЕ изображают травматические события и эмоциональные реакции на них в символическом и метафорическом виде. Одновременно карты предлагают символы и образы облегчения, успокоения, уверенности и исцеления.

С какой целью используются карты ?

В мире, где беды и несчастья случаются на каждом шагу, где непрестанно разгораются личные и междоусобные конфликты, люди часто сталкиваются с травмирующими событиями. Как известно, разрушать гораздо легче, чем восстанавливать или строить заново. Мы нуждаемся в инструменте, помогающем нам справиться с нынешними трудностями и построить лучшее будущее. Но для этого мы должны посмотреть в глаза нашему прошлому.

Карты СОРЕ позволяют нам войти в контакт, с зачастую вытесненными из нашего сознания чувствами, мыслями и образами. Давая пищу для творческого воображения, стимулируя групповую поддержку, карты помогают осторожно нащупать путь к исцелению.

Применение карт СОРЕ не ставит своей задачей заменить другие методы исцеления негативных последствий травмы. Они лишь являются еще одним эффективным творческим методом, которым можно пользоваться в любом сочетании с уже существующими подходами.

Издательство «ОН Verlag», выпускающее различные колоды метафорических ассоциативных карт, накопило большой опыт в их создании и использовании в различных странах и с самыми разнообразными целями. Существующие комплекты карт были приняты с воодушевлением, как специалистами, использующими их в своей профессиональной деятельности (педагогами, психологами, психотерапевтами и социальными работниками), так и широким кругом читателей. Собранный опыт показывает, что карты поощряют людей к самораскрытию и искренности, создают атмосферу безопасности и доверия. Уменьшают страх подвергнуться критике или осуждению. Они также способствуют личностному росту, преодолению кризиса и исцелению последствий травмы.

Важно отметить, что картами СОРЕ можно пользоваться не только в целях терапии. Это возможно при условии, что все участники обязуются считаться с чувствами друг друга и придерживаться общих правил игры. Основной задачей этих карт является улучшение коммуникации между людьми. При групповой работе карты позволяют почувствовать поддержку группы, получить от нее ресурсы для работы с травматическими переживаниями. Карты СОРЕ помогают осознать различные личные подходы к разрешению кризисных ситуаций, связанных с горем потерь и утрат. Когда выслушиваешь других и сочувствуешь их боли, тогда есть больше шансов по-новому осознать пережитое и облегчить свою тяжелую ношу. Мы предлагаем участникам группы проверить на себе старинную мудрость: «Беда, разделенная с другом, это полбеды, а разделенная радость - это радость вдвойне».


Способы работы с картами СОРЕ.


Можно извлекать карты из набора вслепую, перевернув их рубашкой вверх, а можно по желанию выбирать любые, когда все карты раскрыты. В картах СОРЕ можно найти широкий спектр образов и идей: можно пользоваться не только полным, но и ограниченным набором специально отобранных карт. Важно лишь то, что каким бы способом карты не выбирались, как только участник достал карту и начал реагировать на нее, его сюжет - это его личная история. Вслушиваясь в рассказ другого участника, мы должны уделять ему максимум внимания, не пытаясь навязать ему нашу субъективную интерпретацию.

Когда мы достаем карту и начинаем ее рассматривать, у нас непроизвольно всплывает наш внутренний сюжет и наше личное понимание смысла карты. Возможно, что нам захочется поделиться этим с другими участниками группы. Но никто не вправе указывать нам, что на самом деле нужно увидеть, карты ведут нас к нашему субъективному пониманию вне зависимости от того, используем ли мы их индивидуально или в группе.

Для того, чтобы пользоваться картами наиболее эффективным способом, желательно соблюдать ряд правил и рекомендаций. Как и при использовании других психотерапевтических методов, картами нужно пользоваться правильно, чтобы избежать нанесения случайного или преднамеренного вреда. Как и в любых других играх, использование карт СОРЕ базируется на определенных правилах. Задачей этих правил является создание атмосферы взаимного доверия, уважения и чувства безопасности у участников.

В игре с картами СОРЕ отсутствуют элементы соревнования или соперничества, ее целью является процесс постепенного самораскрытия и личностного роста, позволяющий удовлетворить нашу любознательность и углубить наше миропонимание. Именно правила игры гарантируют участникам возможность раскрываться без страха и защищают их право на откровенность. Наибольшее чувство удовлетворения от игры с картами СОРЕ достигается тогда, когда ее участники высказывают свои субъективные ощущения. Значительный интерес вызывают и личные ассоциации, порождающие наиболее трогательные прозрения - главным образом, когда они связаны с актуальными чувствами или событиями.

Чтобы карты СОРЕ смогли проявить все разнообразие заложенных в них возможностей, мы рекомендуем, чтобы при любом их использовании неукоснительно соблюдались следующие общие указания:

При пользовании картами СОРЕ необходимо помнить:

работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, использую больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.

играя в «COPE» мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.

в «COPE», мы ценим чужой интеллект и воображение. Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.

мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.

в «COPE» мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в карты «COPE» я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.

Основные принципы, лежащие в основе создания карт СОРЕ.

• Первый принцип — это принцип нормализации.

Действенность карт СОРЕ вытекает из предположения, что душевная травма - это реакция на разрушительные события, которые могут произойти с любым человеком, когда угодно и где угодно. Любые реакции на травму считаются нормальными способами преодоления кризиса. Нам необходимо признать, что у каждого человека существуют свои, заслуживающие уважения, уникальные способы реагирования на травмирующие события и что они так же индивидуальны, как и его отпечатки пальцев. Концентрация на преодоление кризиса, а не на симптомах болезни, позволяет работать с картами СОРЕ без излишнего акцента на негативных последствиях перенесенной травмы. Облегчение душевной боли при использовании карт СОРЕ происходит как за счет мобилизации всех имеющихся в распоряжении данного человека привычных механизмов преодоления травмы, так и за счет выработки новых навыков. Это позволяет каждому находить уникальный путь к восстановлению после травматического события.

Второй принцип - это приобретение навыков самообладания.

Столкновение со стихийными бедствиями, с жестокостью, с бесчеловечностью и с собственным бессилием приводят к снижению самооценки. Терапевтические отношения, возникающие между ведущим и участниками группы, должны носить характер творческого содружества. Их работа - это совместное путешествие, где известно лишь общее направление, и где при встрече с каждым новым препятствием или преградой нужно быть готовым к нахождению новых путей. Исцеляющее общение и сотрудничество, приводят к взаимному доверию, к росту чувства собственного достоинства и веры в свои силы.

Третий принцип связан с самовыражением и с желанием
поделиться своими переживаниями.


Работа над собой, связанная с выражением горя или страха, рассказом о своих чувствах по отношению к травмирующим образам посредством метафорической истории, общение с другими участниками группы, обращение к своей духовности и выработка своей системы ценностей, использование юмора - все эти подходы способствуют полному излечению. Ведущий игры в карты СОРЕ, призван поощрять все эти составляющие процесса исцеления. Он служит проводником и тренером, помогающим участникам открыть и осознать новые пути и способы преодоления кризиса.

Четвертый принцип - создание личной теории излечения.

Личный сюжет, изложенный при помощи карт СОРЕ, создает свое собственное символическое и метафорическое пространство, в котором человек может достигнуть примирения с тем, что произошло в прошлом. Это создает возможность для того, чтобы посмотреть в будущее с большим доверием и оптимизмом.

Секрет активного преодоления кризисного состояния изложен в следующей притче:

Однажды в маленький городок приехал мудрый старец, славившийся умением «читать мысли». Все жители городка с нетерпением и даже с трепетом ожидали услышать поучения и наставления из уст старца. Все, кроме одного. Одному тринадцатилетнему сорванцу захотелось опорочить доброе имя старца. У него в голове зародилась блестящая идея: побежать в поле, поймать бабочку, спрятать ее у себя в кулаке, подойти к старцу и спросить его: «Учитель, что у меня в руке?» Старец несомненно ответит, что это бабочка. Тогда последует другой вопрос: «Жива она или мертва?» Если старец ответит, что она жива, то мальчишка раздавит ее в ладони и покажет старику мертвую бабочку. Если же старец ответит, что бабочка мертва, то он раскроет ладонь и бабочка вылетит на волю. Так все и произошло. Когда толпа собралась слушать речи мудреца, мальчишка приблизился к нему и спросил: «Учитель, что у меня в руке?» Мудрец окинул его долгим взглядом и сказал: «Бабочка, сын мой, это бабочка». С блеском в глазах сорванец задал следующий вопрос: «Жива она или мертва?» Старец закрыл глаза, задумался на некоторое время, отрыл глаза и мягко произнес: « Все в твоих руках, сын мой, все в твоих руках ...»

Когда мы сталкиваемся с жизненными бедствиями, с травмирующими событиями или с катастрофами, неподвластными нам, мы относимся к ним, как к «воле судьбы». Но важно помнить, что наши реакции на кризисные ситуации, фактически всегда находятся в наших руках. В этом заключается смысл «преодоления» кризиса. Преодолеть - это значит побороть себя и попытаться успешно справиться с последствиями горя, несчастья или другого кризиса. Каждый из нас от рождения наделен определенным набором данных нам природой механизмов преодоления кризисов, и каждый из нас вырабатывает дополнительные навыки в результате накопленного жизненного опыта. Все эти механизмы преодоления кризисов могут быть усовершенствованы посредством углубленного изучения, тренировки или соответствующей терапии.

Эти внутренние стратегии преодоления и исцеления символически представлены в комплекте COPE шестью картами с изображенными на них руками. Каждая «рука» символизирует определенную жизненную стратегию преодоления кризисов.

Чувства. Сердце - это шкатулка наших чувств: любви и ненависти, мужества и трусости, радости и печали, ревности и сострадания, и так далее. Этот способ преодоления кризисов требует от нас, прежде всего умения распознавать различные чувства и называть их своими собственными именами. Затем уже следует попытка выражения этих чувств наиболее подходящими для каждого человека способами: при помощи слов - будь то устной беседе, или письменно: в рассказе или в письме; или без использования речи - в танце, в рисунке, в лепке, в музыке или пантомиме.

Ум. Способ преодоления кризисов, использующий наши ментальные способности, умение логически мыслить, оценивать ситуацию, постигать новые идеи, планировать, анализировать проблемы и решать их.

Деятельность. Способ преодоления кризисов, обращающийся к деятельности нашего физического тела. Этот способ обращается к таким способностям нашего физического тела, как восприятие сигналов окружающего мира с помощью соответствующих рецепторов и органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, тепла и холода. Ощущения боли и удовольствия, внутреннего напряжения или расслабления. Этот способ включает в себя физические занятия различного рода, как-то: выполнение физических упражнений, спорт, работу, требующую физических усилий, прогулки на природе.

Общество. Этот способ преодоления кризисов использует нашу способность к общению. Мы можем обращаться за поддержкой к семье, к друзьям, к профессиональным психологам или сами оказывать помощь другим пострадавшим, уходить с головой в общественную работу, взваливать на себя ответственность по управлению каким-либо бизнесом.

Игра воображения. Этот способ преодоления кризисов обращается к нашим творческим способностям. Благодаря воображению мы можем мечтать, развивать интуицию и психологическую гибкость, постоянно трансформироваться, искать решения в мире игры и фантазии. Используя воображение, мы можем с легкостью изменять будущее и прошлое.

Вера. Этот способ преодоления кризиса базируется на умении верить — будь то вера в Бога, в людей, в чудо или в себя самого. Когда нам невмоготу, мы можем с надеждой и доверием протянуть руки к небесам и помолиться о помощи.

Сокращенно все эти стратегии можно запомнить с помощью аббревиатуры «ЧУДО И Вы». В реальных критических ситуациях, чтобы остаться в живых, люди часто используют комбинацию этих стратегий.

Хорошей иллюстрацией этой теории может послужить следующая история:

Рорик, мальчик, спасшийся с тонущего корабля, был вынужден на протяжении долгих часов, в одиночку, бороться с волнами в открытом море, пока, наконец, его не прибило к берегу. Впоследствии он вспоминал: «Мне помогло все, что я читал о плавании и дыхании (У). Мое тело подчинялось (Д) моим приказаниям не бояться и не впадать в панику (Ч), а только плыть по течению (Д). Я молился Посейдону, богу моря, чтобы он оберегал меня (В). Когда я совсем выбивался из сил, то просто ложился на спину и позволял волнам нести меня (Д). На протяжении долгих часов, когда меня донимали голод и холод, я фантазировал и вспоминал нашу теплую гостиную (И); я мог почти физически ощущать запах еды (Д), приготовленной и поданной к столу моей любимой (Ч) мамой. Я представлял себя (И) сидящим в кругу семьи и друзей (О), рассказывающим (У) о моих приключениях. Все это помогло мне остаться в живых…»

Компоненты травмирующего стресса.

Жизнь в опасных условиях внешней среды.

Для многих людей кризисные ситуации, стихийные бедствия и другие несчастья являются неотъемлемой частью современной жизни. Взрослые и дети, представители разных культур и народов, все они подвержены риску столкновения с различными травмирующими событиями. Как в развитых западных странах, так и в развивающихся странах «третьего мира» большое число людей попадают в зону риска, сталкиваясь с войной, террором, минными полями, экологическим загрязнением окружающей среды, с землетрясениями и потопами, ураганами и бурями, с технологическими катастрофами и с авариями на транспорте, с преступлениями и хулиганством, с нищетой и с детским рабством, с рассовыми гонениями и сексуальным насилием. Многие люди в течении своей жизни переживают личные кризисы, связанные с горем утраты близких, с потерей жилья или работы, с супружеской изменой или с предательством друзей. Зачастую в результате таких переживаний человек чувствует себя внутренне опустошенным, либо страдающим от депрессии и беспомощности. Он может либо обозлиться и ожесточиться, либо страдать от постоянного ощущения собственной вины, либо иметь другие признаки посттравматического синдрома.

Вызывающие стресс перемены или неожиданные события.

Некоторые перемены или неожиданные события могут вносить приятное разнообразие в нашу жизнь. Так, например, летний отпуск или сюрприз ко дню рождения расцвечивают яркими красками серую будничность нашего бытия. Но есть и другие перемены, которые приходят нежданно-негаданно, выводя нас из состояния равновесия. Среди них можно упомянуть такие травмирующие события, как потеря места работы или снижение социального статуса, эмиграция, развод, смерть родственников, получение увечий или ожогов. Это лишь короткий перечень тех ошеломляющих изменений, которые вынуждают нас отказаться от привычного образа жизни и от привычных способов решения ежедневных проблем. В результате столкновения с такими травмирующими событиями мы теряем ощущение естественного тока времени, возможность относиться к будущему как к логическому продолжению нашего прошлого. Мы можем ощущать полную растерянность, страдать от повышенной ранимости и парализующего отчаяния, испытывать чувство собственной неполноценности, оживляющее давно забытые страхи.

Травматический стресс.

Любое событие или цепь событий, в которых присутствует элемент угрозы нашим жизненно важным интересам, могут вызывать травматическую реакцию. К пяти таким наиболее серьезным жизненным угрозам относятся:

• угроза смерти - будь то непосредственная угроза, нависшая над нашей жизнью, или же зрелище мертвых, изуродованных в катастрофах или в войнах человеческих тел;

• угроза потери родных и близких - угроза смерти или заболевания родителей, супругов, детей, друзей;

• угроза телесных повреждений и боли в результате: ранений, травмы, насилия, катастроф, истощения, климатических влияний, голода, бессонницы и т.д.;

• угроза потери дома, ценного имущества, места жительства или поддержки со стороны близкого окружения;

• угроза потери чувства собственного достоинства, утраты религиозного чувства, утраты веры в человека, в систему моральных ценностей и в людскую порядочность.



<< предыдущая страница   следующая страница >>