bigpo.ru
добавить свой файл
1
ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ

Как повторять материалы перед экзаменами?


   Первый способ — под строгим контролем родителей школьник зубрит материал с утра до вечера. В итоге — усталость, раздражение школьника. Чаще всего ребята делают вид, что усердно учат. На самом деле они думают совершенно о другом, иногда под видом занятий читают интересную книжку.
   Второй способ — когда контроля удалось избежать. Под предлогом «я занимаюсь у друга» приятели отлично проводят время, но последний день и ночь упорно трудятся.
Конечно, нельзя сказать, что оба этих способа совсем уж неэффективны. Большинство школьников экзамены все же сдают. Но каждый раз есть риск, что попадется именно тот билет, который не успел выучить. Как избежать риска? Сделать процесс подготовки к экзаменам спокойным и продуктивным.

МЕТОДИКА ПОВТОРЕНИЯ

   Повторение — это воспроизведение прочитанного своими словами. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить текст в течение 2–3 минут напряжения памяти. В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно, с наименьшими затратами времени и сил, повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами.
   Как мы уже отмечали, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый нами режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства.
    Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании учащегося.
Второе: процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями.

Первое повторение
Сразу по окончании чтения
Второе повторение
Через 20 мин после предыдущего
Третье повторение
Через 8 часов
Четвертое повторение
Через сутки (лучше перед сном)

   Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено четыре дня. Приготовили учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. Начинаете читать учебник. Как читать? Мы говорим детям, что учебники нельзя читать быстро.
   Вы прочитали основной учебник. Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу. Затратили на это один день. На второй день утром, прочитав последние разделы учебника, сразу же приступайте к повторению.
   Повторение — это ответы на вопросы экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2–3 минут. Закончив первое повторение, отдохните 20 минут и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим.
   К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном.
   На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили к 15 часам. Отдыхайте до 15 часов следующего дня.
   На четвертый день в 15 часов приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 часам и сразу же лечь спать.
   На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений. Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в вашей памяти. Вы хорошо представляете особенности каждого исторического периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность политики правящей партии определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.
    Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т.п.

МЕТОДЫ ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗАПОМИНАНИЯ
(по Вирджинии Квинн)

МНЕМОНИКА преобразование информации через придание ей другого смысла или другой структурной организации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ выделение логического каркаса материала через фиксацию опорных понятий

ПРИДАНИЕ ОБРАЗНОСТИ увеличение эмоциональной насыщенности информации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАЦИЙ устранение связей с другими понятиями со сходными или противоположными свойствами