bigpo.ru
добавить свой файл
1

  1. ВОПРОС: Какие часто встречающиеся договоры, подтверждают право владения и пользования имуществом образовательного учреждения?

ОТВЕТ:

- Договор аренды.

  • По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

  • Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

- Договор безвозмездного пользования.

  • По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

- Договор совместной деятельности.

  • По договору простого товарищества (договор о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

  1. ВОПРОС: Что включает в себя наименование образовательного учреждения, структурного подразделения?

ОТВЕТ:

  • Наименованием юридического лица является название, под которым оно приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

В наименовании учебного заведения при осуществлении им производственной деятельности может указываться характер такой деятельности (например, лесной колледж, техникум и т.д.).

Наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена, фамилии людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности.

Согласно Типовым положениям об образовательном учреждении начального профессионального образования (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521), об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утв. постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543) в название образовательного учреждения вносится также тип и вид образовательного учреждения. Пример: «Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 65». В данном случае:

«Областное» - это указание на учредителя юридического лица (учредителем юридического лица выступает субъект Российской Федерации область);

«государственное» - указание на форму собственности (государственное, муниципальное, негосударственное и т.д.);

«образовательное учреждение» - указание на организационно правовую форму (организационно правовые формы определенны действующим гражданским законодательством);

«начального профессионального образования» - тип образовательного учреждения;

«профессиональное училище» - вид образовательного учреждения;

«№ 65» - индивидуальное наименование.

    • Структурное подразделение юридического лица может иметь индивидуализирующее его наименование, включающее наименование создавшего его юридического лица.

  1. ВОПРОС: Каков порядок создания и регистрации образовательного учреждения?

ОТВЕТ: Согласно Закону «Об образовании», образовательную (учебную) деятельность вправе осуществлять юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом "государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций". Единственным исключением для коммерческих организаций является предусмотренная ст.21 Закона «Об образовании» - профессиональная подготовка.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Закон «Об образовании» подразделяет образовательные учреждения на следующие типы:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственное регистрации. Регистрацию образовательных учреждений в форме потребительских кооперативов производят налоговые органы.

Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в органе государственной статистики.

Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган.

Конкретный порядок создания и регистрации устанавливается соответствующим налоговым органом.


4) ВОПРОС: Необходимые условия для реализации программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в общеобразовательном учреждении?

ОТВЕТ: В соответствии с п. 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196), письмом Управления специального образования Минобразования РФ от 30.05.2003 №27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» при организации работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное учреждение должно руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с Рекомендациями о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Письмо Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6).

5) ВОПРОС: Каков срок действия заключения Роспотребнадзора?

ОТВЕТ: В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» санитарно-эпидемиологические заключения выдаются в том числе на образовательную деятельность.

Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения – бессрочно.

Срок хранения бланка – 5 лет (Приказ Минздрава РФ от 27 октября 2000 г. N 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора»).


6) ВОПРОС: Каков срок действия учебных программ (какой документ это регулирует)?

ОТВЕТ: Документов, строго регламентирующих срок действия образовательных программ, нет.

Срок действия образовательной программы может быть самый разный. Невозможно установить его единым для всех учреждений, но очевидным является факт, что основная содержательная часть образовательной программы должна соответствовать времени пребывания воспитанника/обучающегося в конкретном образовательном учреждении. В то же время некоторые разделы образовательной программы могут в определенной степени изменяться, дополняться, уточняться на каждый учебный или календарный год.

7) ВОПРОС: Каков срок действия учебников?

ОТВЕТ: В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280), Министерство образования РФ ежегодно на основе экспертизы принимает федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Таким образом, учебник считается «годным», если он указан в перечне рекомендованных (допущенных) к использованию.

На данный момент действует «Положение о порядке проведения экспертизы учебников», утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 11.01.2007 №4, устанавливающее, что экспертиза учебников проводится по инициативе заказчика экспертизы. Заказчиками экспертизы являются юридические и физические лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы. Однако данное положение не устанавливает срока действия грифа «Допущено» («Рекомендовано»).

Ранее действовало «Положение о порядке проведения экспертизы учебников», утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 08.04.2005 №107, согласно которому гриф «Допущено» («Рекомендовано») действителен в течение 5 лет с момента принятия Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России решения о присвоении (подтверждении) учебнику соответствующего грифа. Учебники, имеющие гриф «Допущено» («Рекомендовано»), включаются в федеральные перечни (п.п.30-31).

8) ВОПРОС: Лицензируется ли индивидуальная педагогическая деятельность?

ОТВЕТ: Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в соответствие с п. 2 ст. 48 Закона РФ «Об образовании» не лицензируется.

9) ВОПРОС: Как часто вносятся изменения в устав образовательного учреждения?

ОТВЕТ: Изменения в устав необходимо вносить по мере внесения изменений в действующее законодательство. Учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений должен быть принят нормативно-правовой акт, регламентирующий процедуру принятия устава образовательного учреждения, порядок и сроки внесения в него изменений и дополнений.

10) ВОПРОС: Какие нормативно-правовые документы необходимы для организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении?

ОТВЕТ: Организация групп кратковременного пребывания детей характеризуется тем, что организация воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях кратковременного пребывания детей (в течение 3-5 часов в день от 3 до 5 раз в неделю) на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры.

При внедрении модели организации групп кратковременного пребывания детей необходимо руководствоваться следующими законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня:

Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 31 января 2008 г. N 03-133 "О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения"

Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "О направлении методического письма "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях"

Письмо Минобразования РФ от 2 августа 2001 г. N 809/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии"

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666)

Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (с изменениями от 1 апреля 2003 г., 28 декабря 2005 г., 15 сентября 2008 г.)

Письмо Минобразования РФ от 21 июля 1995 г. N 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг"


О направлении Программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (Письмо МО РФ от 10.04.2000 № 106/23-16);

О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения (Письмо МО РФ от 07.06.94); О подготовке детей к школе (Письмо МО РФ от 22.07.97 № 990).

Особого внимания и поддержки со стороны специалистов требуют дети с отклонениями в развитии, не имеющие возможности посещать дошкольное образовательное учреждение полный день. Таким детям и их родителям необходима не только помощь со стороны специалистов, но и практика общения дошкольников со своими сверстниками, расширение очень небогатого социального опыта. Это отражено в Приказе Министерства образования Российской Федерации «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» (Письмо Минобразования РФ от 29.06.99 № 129/23-16).

Примерный алгоритм действий по созданию групп кратковременного пребывания детей

  1. Издается приказ муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования о создании групп кратковременного пребывания на ба­зе конкретных ДОУ.

  2. Разрабатывается пакет необходимых документов для функционирования групп кратковременного пребывания.

  3. Документы согласовываются в органах, осуществляющих управление в сфере образования (юридическая, экономическая службы), Роспотребнадзоре и т.п.

  4. Готовится экономическое обоснование новых моделей (расчет затрат на пребывание одного ребенка в еди­ницу времени, штатное расписание, стоимость питания, расходы на организацию дневного сна, прогулок, ме­дицинского обслуживания, работы специалистов и т.п.).

  5. Изучаются запросы семей, живущих в микрорайоне, организуется реклама новых видов услуг.

  6. Проводится экспертиза условий (кадровых, программно-методических, материально-технических) для соз­дания групп кратковременного пребывания.

  7. Организуется подготовка воспитателей, специалистов, обслуживающего персонала.

  8. Составляются должностные инструкции сотрудников, занятых в группах кратковременного пребывания, гра­фики их работы.

  9. Оформляется приказ по ДОУ о создании групп, заключаются договоры с родителями.

  10. Подбираются, разрабатываются программы, индивидуальные планы работы с детьми.


11) ВОПРОС: Какая организационно правовая форма дает право заявителю получить государственную услугу – лицензирование образовательной деятельности?

ОТВЕТ: Любые юридические лица, а также филиалы, реализующие программы дошкольного образования, создаваемые в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, имеют право получить государственную услугу – лицензирование образовательной деятельности.


12) ВОПРОС: Является ли основанием для отказа дошкольным образовательным учреждениям в получении государственной услуги лицензирование образовательной деятельности отсутствие лицензии на право ведения медицинской деятельности?

ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений.

В соответствии с п.24 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 основанием для отказа в выдаче лицензии является:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой он зарегистрирован.

Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области разработаны и введены в действие (Приказ от 14.01.2009 №0038-спр) региональные лицензионные требования к условиям осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях Иркутской области.

В соответствии с утвержденными региональными нормативами (раздел «Требования к документам для оценки условий осуществления образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях») соискатель лицензии обязан представлять в лицензирующий орган, в том числе договор на медицинское обслуживание воспитанников и лицензию на осуществление медицинской деятельности в образовательном учреждении.

Таким образом, непредставление указанных документов может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги лицензирование образовательной деятельности.


13) ВОПРОС: Прописываются ли в уставе дошкольного образовательного учреждения названия реализуемых образовательных программ дошкольного образования?

ОТВЕТ: Согласно ст.13 Закона РФ от 10 июля 1992г. N 3266-1 «Об образовании», в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются «…цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ», но не названия программ.