bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


«Развитие способности к взаимодействию

в игровой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью».


Выполнила: воспитатель II квалификационной категории

Насибуллина Лилия Магсумовна


Содержание.


Введение……………………………………………………...................... 3

  1. Глава 1. «Развитие способности к взаимодействию

в игровой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью».

    1. Развитие способностей как фактор формирования личности... 10

1.2. Взаимодействие как фактор развития личности.................... .. 24

1.3.Значение игровой деятельности для развития личности умственно отсталого ребенка.............................................................36

2. Глава 2. «Исследования развития способности к взаимодействию в

игровой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью»

2.1. Исследование способности к взаимодействию ребенка с

умеренной умственной отсталостью через лего-игру.................... 46

2.2. Выявление особенностей

психосоциального развития учащихся............................................ 55

2.3. Формирование способности к взаимодействию учащихся

друг с другом...................................................................................... 66

2.4. Результаты исследования способности к взаимодействию.... 74

Заключение................................................................................................. 82

Библиография............................................................................................. 86

Приложение.


Введение.


Если вы не видите немедленного результата –

Хорошего или плохого, -

Будьте терпеливы и наблюдайте.

Дипак Чопра.


Данная работа посвящена исследованию развития способности к взаимодействию в игровой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью.

Актуальность исследования. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам возможного обучения и развития детей с нарушениями интеллекта через игровую деятельность для их последующей социализации и интеграции в общество. Этот вопрос очень актуален, так как необходимо помочь умственно отсталому ребёнку, приблизить его развитие к развитию современного общества, так как игра более доступна и интересна умственно отсталому младшему школьнику. Умственно отсталый ребёнок не может самостоятельно развиваться. Ему необходима специальная помощь со стороны педагогов, родителей, сознательного общества. Те, в свою очередь должны знать особенности и специфику работы с данными детьми.

В настоящее время возросли запросы практики в раскрытии психологического содержания поведения детей и тех методик, которые предлагаются для формирования и коррекции. Необходимость уделять особое внимание вопросам становления нормативных отношений между детьми продиктована так же запросами общества. В силу социальных изменений происходит поиск новых форм воспитания, обучения и коррекции как механизмов воспроизводства. Проблема поиска эффективных форм коррекции ненормативного взаимодействия у детей с умеренной умственной отсталостью, выделения тех его аспектов, на которые должно быть оказано воздействие остаётся актуальной до настоящего времени.

В целом, в зарубежных исследованиях накоплен богатый теоретический и эмпирический материал по исследованию нормативного взаимодействия между детьми, но вопросы способов формирования нормативного межличностного взаимодействия детей изучены недостаточно и остаются во многом открытыми. Актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании аномальных детей, при определённой несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятии защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.

Объект исследования: взаимодействие умственно отсталых детей в игровой деятельности.

Предмет исследования: способы и методы развития способности к взаимодействию в игровой деятельности умственно отсталых детей с умеренной отсталостью.

Цель исследования:

1. Выявить и изучить особенности развития способности к взаимодействию со сверстниками в игровой деятельности умственно отсталого ребёнка.

2. Наметить пути развития данной способности в младшем школьном возрасте аномального ребёнка с умеренной умственной отсталостью.

Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы:

- целенаправленное систематическое руководство игровой деятельностью умственно отсталых младших школьников в условиях специальной школы – интерната позволяет значительно способствовать развитию способности к взаимодействию в игровой деятельности данных детей; расширить круг сведений, представлений и отношений между людьми; активизировать их речевое общение; в целом повысить уровень и эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию положительных личностных способностей детей данной группы.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы я предлагаю последовательное решение в рамках данной работы следующих задач:

  1. Изучить и проанализировать теоретические первоисточники по данной проблеме.

  2. Описать теоретические основы исследования развития способностей в игровой деятельности умственно отсталых детей.

  3. Установить влияние игровой деятельности на развитие способности к взаимодействию личности умственно отсталого ребёнка.

  4. Проанализировать особенности личности умственно отсталого ребёнка во взаимодействии в игровой деятельности.

Теоретико-методологическая основа данного исследования.

С.Л.Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии» писал о способностях: «Все специальные способности человека – это, в конце концов, различные проявления, стороны общей его способности... к обучению и труду».1

Б.М.Теплов в работе «Избранные труды» дал известное определение способностям: «Способности, - индивидуально психические особенности, от которых зависит успешность выполнения деятельности и, которые не сводятся к знаниям и умениям. Способности к определённым видам деятельности включают как более специальные, так и более общие психофизиологические данные человека. Именно единство общих и специальных свойств – в их взаимопроникновении – обусловливает подлинные возможности человека».2

В.Д.Шадриков в своей работе « О содержании понятий «способности» и «одарённость»» писал о способностях: «...способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные процессы, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности».3

Б.М. Теплов в широко известной работе «Способности и одарённость» особо отмечал, что способности создаются в конкретной деятельности и не могут развиваться вне её. Он всецело подчёркивал значимость трёх основных аспектов способностей, раскрывающих индивидуальное своеобразие человеческой психики:

1) «способность» - это индивидуальное свойство, психологическая особенность, отличающая одного человека от другого;

2) «способность» – это такая индивидуально – психологическая особенность, которая имеет отношение к успешности выполнения3) «способности» не тождественны знаниям, навыкам и умениям конкретного человека.4

Л.С.Выготский в работе «Коллектив как фактор развития дефективного ребёнка» показал то, что «...на примере игр с правилами мы наблюдаем, как показал ряд исследований, генетическую зависимость в связи с развитием детской воли. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсивные действия, заменять их другими, вытекающими не из непосредственно воздействующей внешней ситуации, а из стремления подчинить своё поведение известному игровому правилу, направить поведение сообразно с задачами игры; умение координировать свои действия с деятельностью товарищей – одним словом, все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов, первоначально возникают и проявляются в какой – либо коллективной форме деятельности. Её примером может служить игра с правилами. Потом эти формы сотрудничества, приводящие к подчинению поведения известному игровому правилу, становятся внутренними формами деятельности ребёнка, его волевыми процессами».5

Эмпирическую базу данного исследования составляют результаты исследования:

  1. Результаты наблюдения за игровой деятельностью умственно отсталых детей в лего – игру.

Новизна научной работы:

    1. Изучены теоретические первоисточники по данной проблеме.

    2. Описаны теоретические основы исследования развития способностей в игровой деятельности умственно отсталых детей.

    3. Проанализирована способность к взаимодействию в игровой деятельности умственно отсталых детей.

    4. Установлено влияние игровой деятельности на развитие способности к взаимодействию детей с умеренной умственной отсталостью.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в ней на основании проведённой опытно – экспериментальной работы, предлагается ряд практических рекомендаций, выработанных подходов к проблеме развития способности к взаимодействию в игровой деятельности умственно отсталых детей, которые на мой взгляд будут способствовать повышению уровня воспитания и коррекции, социализации и интеграции в общество.

Выводы сделаны автором. Они могут представлять интерес для педагогов, олигофрено - педагогов, воспитателей, родителей детей с умственной отсталостью. Результаты могут быть использованы при работе специалистов.

Апробация работы. Данная работа апробирована в Мамадышской коррекционной школе – интернат, с детьми 10 – 12 лет, с диагнозом «умеренная умственная отсталость».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Глава 1. «Развитие способности к взаимодействию в игровой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью».

1. 1. Развитие способностей как фактор формирования личности.

Способности являются существенной характеристикой, изучение которой помогает понять личность в её деятельностно – духовных отношениях. Ещё Ф.Гальтон полагал, что способности индивида проявляются в процессе овладения им деятельностью. Именно способности определяют то, насколько человек быстро и основательно осваивает разнообразные виды деятельности или какую – либо конкретную деятельность. Способности человека общепринято определяют как одно из наиважнейших условий эффективного выполнения им различных видов деятельности: трудовой, познавательной, организационной, художественной, спортивной и др. Многоплановое сочетание способностей, а иногда и только какая – либо одна из них, в конечном счёте, предопределяют результат всей деятельности человека или же какого - либо одного из его этапов. Именно поэтому знание способностей, их качественного своеобразия, разносторонних проявлений, особенностей развития, взаимосвязей и др. позволяет объективно оценить реальные возможности для человека, достижения в какой – либо сфере деятельности.

Многие исследователи отмечают, что способности в известной мере представляют направленность личности, в них непосредственно и опосредованно раскрываются и конкретизируются его индивидуально – психологические особенности разного порядка. Творческость, ловкость, образность восприятия, чуткость, наблюдательность, пространственное воображение, музыкальность и многие другие индивидуальные свойства – это далеко не полный ряд примеров способностей. Но даже этот короткий перечень свидетельствует об удивительном многообразии видов способностей, а также их специализации, благодаря чему наиболее полно раскрываются индивидуально – психологические особенности личности.

Саморегулирование активности на основе обратимой связи даёт ключ к пониманию мозговых механизмов осуществления любых форм психической деятельности. Первичность, элементарность рассматриваемых свойств отнюдь не умаляет значения их как условий становления способностей к самым различным видам деятельности – от элементарных двигательных актов до сложнейших видов творчества.


Свойства типа нервной системы не могут не проникать и в сферу способностей.

В связи с возникновением новых видов профессиональной деятельности у людей обнаруживаются и соответствующие новые способности. Это означает, что природными, в частности, врождёнными особенностями заданы только одни из внутренних условий развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями, прежде всего социальной среды и самой деятельности, могут оказаться включенными в процессы формирования определённых способностей. Предпосылкой внутренних условий развития способностей остаются природные свойства человеческого мозга с их бесчисленными индивидуальными вариациями.

Словом «способности» принято называть степень выраженности и своеобразие тех свойств психики, от которых зависит успешность деятельности. При этом имеется в виду, согласно известным определениям Б.М.Теплова и С.Л.Рубинштейна, что эти свойства не сводятся к наличным знаниям и умениям. От отчётливости различения способностей, с одной стороны, и знаний, умений; навыков, с другой, зависит возможность постановки самой проблемы соотношения возрастного и индивидуального.

С.Л.Рубинштейн писал: «Способность развивается на основе различных психофизиологических функций и психических процессов» [28].

При этом каждая способность (особенность того или иного психического процесса на данном уровне его развития и формирования) обусловливает выполнение многих видов деятельности, в том числе и впервые осваиваемых. Успешность любой деятельности основывается на сочетании ряда способностей индивидуально своеобразном у каждого человека.

Индивидуальное своеобразие способностей существенно характеризует человека как субъекта деятельности.

Своеобразие способностей ребёнка несёт в себе как возрастное, так и собственно индивидуальное в их единстве и взаимовлиянии.

Перед современной школой стоит как бы двуединая задача: дать общее образование, обеспечить рост общих способностей и вместе с тем всемерно поддерживать ростки специальных дарований, готовить к выбору профессии. При этом нужно в полной мере учитывать, что обучение и воспитание – движущие силы психического развития – оказывают формирующее влияние на умственные возможности детей и подростков не непосредственно, а через внутренние условия – возрастные и индивидуальные.

В концептуальном подходе Б.М.Теплова чётко показано, что способности соотносятся с исторически сложившимися видами деятельности и всегда характеризуют индивидуальные проявления личности [31].

Он отмечал, что способности существуют только в развитии, что нельзя говорить о способности, достигшей предела развития (достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы «пределы» развития способностей повысились).

Для психологии личности особый интерес представляет и то, что Б.М.Теплов считал необходимым подчеркнуть продуктивное, творческое начало в индивидуальном своеобразии человека. Б.М.Теплов отстаивал положение о том, что способности существуют только в развитии.

Б.М.Теплов справедливо полагал, что природные предпосылки являются одним из определяющих внутренних условий формирования способностей в деятельности.

Итак, современная психологическая наука рассматривает способности как особые интегральные образования личности. Принято считать, что способности, по разному соединяются в пространстве личности, образуя в своём структурном «сплаве» её индивидуальное своеобразие.

С определённой мерой допущения исследователи предполагают: развитие индивидуально – психологических свойств личности осуществляется в ходе онтогенеза, однако то, что развивается как способности, проявляясь в самом начале на уровне задатков, в известной мере уже готово к развёртыванию и дальнейшему становлению при определённых условиях социального взаимодействия.

История хранит множество крайне противоречивых примеров, одни из которых способны подтвердить идею наследования людьми способностей, в то время как другие опровергают её.

Например, А.Н.Лук в своей книге « Учить мыслить» сообщает, что Френсис Гальтон, опубликовавший известную книгу «Наследственный гений», в которой обсуждалась идея наследуемости таланта и гениальности, являлся по матери двоюродным братом естествоиспытателя Чарлза Дарвина. Внук Чарлза Дарвина, Френсис, был известным физиком, а дед, Эразм – талантливым врачом.

Пять виднейших немецких мыслителей – поэты Шиллер и Гельдеринг, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк имели общего предка, так как состояли в родстве с Иоганном Вантом, жившим в 15 столетии.

Семья Баха насчитывает в пяти поколениях 16 композиторов.

В то же время, сын гениального математика Давида Гильберта вовсе не отличался математическими способностями. Его высказывание в адрес сына по этому поводу стало хрестоматийным: « Всё у него от меня, а математические способности – от жены».

К настоящему времени трудами психологов Э.А.Голубевой, Н.Н.Данилова, А.В.Запорожца, М.И.Лисиной, А.М.Матюшкина, Е.Н.Соколова, Я.А.Пономарёва и др. доказано, что развитие человека можно типологически условно подразделить с учётом доминирующей системы потребностей, общей направленности личности.

Способность представляет собой обобщённое умение выполнять какие – либо действия с использованием определённой группы средств и способов в определённом диапазоне ситуаций. Все такие характеристики обобщённых умений (конкретных способностей) должны быть указаны. Утверждая о наличии способности или заявляя о формировании и развитии определённых способностей, педагог тем самым должен давать прогноз: в каких ситуациях, какие задачи и с помощью каких способов и средств будут решаться ребёнком.

Для осмысленной организации образовательной среды, способствующей личностному росту и интеллектуальному развитию детей как в семье, так и в любом образовательном учреждении, необходимо систематизированное знание психологических законов формирования и развития личностных качеств и познавательных способностей.

Важнейшим условием развития умственно отсталого ребёнка выступает прочная вера в свои возможности и способности, а также положительное отношение к самому себе.

Важнейший аспект личностного развития – умение самостоятельно планировать свои действия, поступки и предсказывать их возможные последствия. Внешнее, развёрнутое, предварительное, совместное, эмоционально положительное планирование ребёнком и взрослым предстоящей последовательности действий – предстоящего вечера, завтрашнего дня, предстоящей недели – с обсуждением возможных целей, результатов и их последствий для ребёнка и других людей постепенно обеспечивает:

- формирование внутренних способностей ребёнка к самостоятельному планированию и постановке целей;

- развитие самостоятельной внутренней ориентировки в пространстве своих действий и своего времени, а также в пространстве действий и времени других людей;

- это, в свою очередь, ведёт к уменьшению конфликтов, противоречий, капризов, а также обеспечивает условия для формирования у ребёнка умения считаться с интересами других людей.

Ещё одна закономерность, которая тесно связана с предыдущей: предоставление ребёнку возможности самостоятельного выбора альтернативных форм и линий поведения, с предварительной совместной речевой ориентировкой. В возможных реальных последствиях такого выбора способствует формированию самостоятельности в принятии решений и осуществлении осознанного выбора, а также ответственности за самостоятельно сделанный выбор.

Личность и способности ребёнка наиболее эффективно развиваются в такой деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

В основе многих личностных качеств лежат умения (способности) человека произвольно управлять своими действиями, поступками, способами общения, протеканием психических процессов и т.д. Произвольность действий и способности к саморегуляции и самоорганизации (основа волевых качеств) формируются и развиваются путём овладения ребёнком побуждающими, планирующими и организующими действия функциями речи. Такие функции складываются в следующей последовательности:

- формирование умений (способностей) ребёнка подчинять свои действия, своё поведение, способы общения, выполняемые умственные действия и т.д. речевым указаниям взрослых;

- формирование умений (способностей) ребёнка активно организовывать действия, поведение, способы взаимодействий с помощью речевых указаний других людей;

- межфункциональное объединение обоих умений в одну способность: ребёнок для себя формулирует речевые указания, планирует свои действия, и сам же этим указаниям подчиняется;

- далее такие действия начинают выполняться «про себя» и становятся внутренними психическими качествами личности (интериоризируются).

Многообразием функционального включения речи в поведение и деятельность обеспечивается формирование и развитие собственно человеческих высших психических функций. Законы их формирования впервые в психологии были отражены в культурно – исторической теории Л.С.Выготского [6].

Культурно – историческая теория Л.С.Выготского, выявляя ряд закономерностей, позволяет объяснить собственно психологические аспекты нормального речевого развития ребёнка и варианты отклонений от нормы, а также обоснованно создавать необходимые для нормального речевого развития условия. Л.С.Выготский выделял две взаимосвязанные функции речи, которые лежат в основе развития высших психических функций человека:

  1. Речь как средство общения: коммуникация и организация совместных действий.

  2. Речь как средство обобщения: функция фиксирования знаний и организации мышления.

Формирование у ребёнка способностей, обеспечивающих активное использование речи, ведёт к развитию функции, которая заключается в умении организовывать с помощью речи других людей.

У ребёнка возникают две разные способности: способность подчиняться речевым воздействиям, направленным на него со стороны других людей, и способность самостоятельно порождать речевые воздействия, направленные на организацию определённых элементов поведения, у окружающих его людей. Обе эти функции координируются в одну, и формируется способность самостоятельно порождать организующие своё собственное поведение речевые указания и самостоятельно им подчиняться. У ребёнка формируется способность произвольно регулировать своё поведение.

Зная закономерности формирования коммуникативных функций речи, необходимо включать в общение с ребёнком такие ситуации (игровые и повседневные), где он имел бы возможность организовывать, планировать и распределять выполнение каких – либо совместных действий; как можно чаще (но не навязчиво!) создавать такие ситуации, где, прежде чем что -нибудь начинать делать, ребёнку приходилось бы в речевой форме проговаривать, как он собирается достичь определённой им же самим цели.

Приучая детей наблюдать новые явления и предметы, сравнивать их между собой и применять свои знания на практике, воспитатель развивает у них наблюдательность, память, мышление, фантазию и такие черты характера, как самостоятельность, организованность, ответственность и др. Развитие этих способностей зависит в первую очередь от того, как поставлено обучение и воспитание ребёнка.

Говоря о воспитательной роли взрослых в развитии ребёнка, мы часто пользуемся такими выражениями, как «воспитатель влияет на развитие ребёнка», или «педагог прививает ребёнку интерес, любовь к природе...», или « под руководством воспитателя у ребёнка развиваются... те или другие способности, интересы или черты характера».

Воспитатель достигает успеха в работе лишь тогда, когда организует систематические упражнения той способности, того качества характера, которые он хочет развить и закрепить у ребёнка. Побуждая их к выполнению и показывая ему наиболее рациональные приёмы действия, он добивается успеха.

Необходимо так продумать всю организацию его жизни, все требования к ребёнку и меры воздействия на него, чтобы побудить его вести себя более сдержанно, организованно и самостоятельно.

В этом отношении педагогика и психология руководствуется тем же законом, который действует и в биологии: развивается тот орган, который работает, развивается только та способность, которая упражняется.

В зарубежной педагогике и психологии существует несколько направлений, рассматривающих проблему развития способностей и роли наследственных факторов и социальной среды в данном развитии.

Представители научной школы социальной обусловленности способностей (А.И.Галич, О.М.Новицкий) считают, что способности развиваются исключительно под воздействием определённой среды и воспитания. При этом среда рассматривается как неизменное, постоянное явление, а развитие способностей – как результат механического воздействия среды на человека без учёта его активности. Данное направление полностью отрицает внутреннюю детерминацию способностей и выносит её целиком во вне индивида.

Биосоциальное направление развития способностей (А.Адлер, Э.Торндайк, А.Роджерс) – рассматривают их динамику как результат одновременного воздействия обоих факторов – биологического и социального. Причём, они не раскрывают взаимосвязи между биологическим и социальным факторами в развитии личности, напротив, противоставляя их, ведущее начало признают за врождёнными биологическими задатками.

Для понимания всестороннего развития личности и более объективного соотнесения способностей индивида с реальными условиями социальной жизни, целенаправленности управления их динамикой ряд исследователей (Т.И.Артемьева, К.К.Платонов) подразделяют способности на актуальные и потенциальные. Актуальные (реальные) способности – это такие, которые необходимы человеку для данного конкретного, специального вида деятельности. Однако, помимо специфичности, они обладают определённой степенью обобщённости и являются способностями не только к данному виду деятельности, но и к целому их спектру, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем.

Потенциальные способности – это такие, которые не реализованы в данных конкретных условиях деятельности индивида и которые могут быть актуализированы при изменившихся условиях её протекания. Сложность и многогранность проблемы способностей предъявляют особые требования к их диагностике.

Э.Сеген говорил, что у умственно отсталых детей «...нет умения свободно прилагать свои способности к явлениям нравственного и отвлечённого характера. Им не достаёт той свободы, из которой рождается нравственная воля. «Физически – он не может, умственно – он не знает, психически – он не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он, прежде всего не хочет...» »( Э.Сеген.1903, с. 352 – 353).

Таким образом, подход к проблеме личностного развития человека с позиции специального изучения способностей как компонентов структуры индивидуальности является одним из перспективных путей выявления оптимальных условий для наиболее полного раскрытия субъектного творческого потенциала.



следующая страница >>