bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10



Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования музыки как объекта социологического исследования 10

1.1. Изучение музыки как социального явления: исторический обзор концептуальных подходов в социологии 10

1.2. Социальная роль и функции музыки в жизни общества и человека 24

Глава 2. Музыка как форма проявления досуговой деятельности 33

2.1. Свободное время и досуг в жизни современной молодежи: понятие, функции и структура 33

2.2. Музыкальные предпочтения российской молодежи: обзор отечественных социологических исследований 41

Глава 3. Исследование места и роли музыки в структуре досуга студентов ПетрГУ: опыт пилотажного исследования 47

3.1. Концепция и методические основы эмпирического исследования «Место и роль музыки в структуре досуга студентов ПетрГУ» 47

3.2. Анализ результатов проведенного исследования и методические рекомендации по повышению музыкальной культуры студентов 55

Заключение 68

Список литературы 74

Введение


На протяжении всей человеческой истории общество не стоит на месте, развиваются все сферы общественной жизни. Технический прогресс развивается огромными темпами. Начинают происходить такие процессы, как глобализация, модернизация и т.д. Влиянию изменений подвергается практически все, в том числе, и различные социальные явления. И порой темпы роста настолько велики, что социальная сфера не успевает за этими изменениями.

Сфера культуры также не является исключением, когда речь идет об изменениях. Именно культура, как правило, является зеркалом той ситуации, которая возникает в обществе. Именно посредством культуры человек может выразить свое недовольство, связанное, например, с несовершенством социальной структуры.

Многие говорят о том, что мы сегодня можем наблюдать кризис культуры, упадок общепринятых человеческих ценностей. При этом современные популярные виды искусства (кинематограф, музыка, литература и др.) зачастую отражают, не что иное, как падение нравов современного общества. В данной работе мы предполагаем уделить особое внимание вопросам, касающимся, конкретно, музыки, как социального явления.

С древних времен великие ученые наделяли музыку функцией нравственного воспитания. Ницше: «Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь..."1 Ф.Кант говорил: «…музыка делает человека культурнее».2 Монтескье: «…музыка смягчает человеческую природу».3 И, наконец, Аристотель писал: «Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить ещё более высокой цели; а именно: производить свое действие на человеческую этику? Это стало бы очевидным, если было бы доказано, что музыка оказывает известного рода влияние на наши моральные качества».4

В наиболее полной форме этическую и эстетическую функции выполняло такое направление в музыке, как классика. Но сегодня мы все реже можем услышать от нашего собеседника, что он увлекается классической музыкой. Большинство людей увлечено именно массовой культурой, которая оставляет желать много лучшего по меркам общепринятых ценностей. Если классическая музыка стимулировала человека к размышлениям, к прочувствованию, к сопереживанию, то большинство современной массовой музыки рассчитано на то, чтобы помочь снять стресс и отвлечься от повседневных мыслей и проблем. Чтобы понять классическую музыку, необходимо было стремиться к высоким ценностям, а вот с популярной музыкой все, как раз, наоборот. Те ценности, которая прививает нам массовая культура, это:

- эротика на эстраде, в клипах;

- мода на насилие и агрессию;

- мода на вредные привычки (алкоголь, наркотики – в зависимости от музыкального направления)

Пропаганда всех этих ценностей имеет большое влияние на современную молодежь. Молодые люди рассматривают для себя примеры поведения популярных исполнителей приемлемыми и для себя. Зачастую это может стать причиной, в том числе, конфликтов поколений.

С другой стороны, существует также представление о том, какие высокие этические и эстетические ценности должна прививать человеку музыка. В результате возникает, на наш взгляд, основное противоречие, которое заключается в рассогласовании тех функции, которая музыка, предположительно, должна выполнять, и тех, которые она выполняет на самом деле в современном обществе.

Но важно также отметить, что потребление и производство музыки является сегодня одной из наиболее распространенных форм проведения досуга молодежью. Формы времяпровождения, так или иначе связанные с музыкой, могут быть весьма разнообразными: это и простое прослушивание, и посещение концертов, ночных клубов или дискотек, и участие в художественной самодеятельности, и сочинительство, наконец. В то же время музыка как одна из важнейших форм досуга молодежи изучается пока недостаточно активно, на наш взгляд, а ее влияние на развитие личности молодого человека оценивается обществом весьма противоречиво, в этом, по нашему мнению, заключается гносеологический аспект проблемы данного исследования.

В качестве предметного аспекта исследования мы выбрали тот факт, что общество довольно часто недооценивает влияние музыки на поведение молодых людей, недооценивает то место, которое занимает музыки в жизни современного молодого человека.

Следовательно, объектом исследования данной работы можно считать музыкальные предпочтения студентов в структуре их досуговой деятельности, а предметом, соответственно, роль и место музыкальных предпочтений студентов ПетрГУ в структуре их досуга, а также социальные факторы, которые оказывают наибольшее влияние на структуру музыкальных предпочтений молодых людей.

Основной целью проведенного нами социологического исследования является изучение роли и места музыки в структуре досуга студенческой молодежи на примере изучения студентов ПетрГУ, выявление тех социальных характеристик, которые оказывают наибольшее влияние на формы проведения свободного времени, связанные с потреблением и производством музыки.

В ходе нашего исследования мы ставим перед собой ряд исследовательских задач:

  1. Описать методологические основы изучения музыки в рамках социологии музыки.

  2. Выявить социальную роль и функции музыки в структуре досуга студенческой молодежи.

  3. Определить место сферы досуга в жизни студентов.

  4. Проанализировать и обобщить результаты исследований на тему музыкальных предпочтений студентов.

  5. Разработать методологию эмпирического исследования методом анкетирования и интервьюирования на тему музыкальных предпочтений студентов.

  6. Провести эмпирическое исследование методом анкетирования и интервьюирования среди студентов ПетрГУ на тему их музыкальных предпочтений.

  • Исследовать музыкальные вкусы студентов ПетрГУ, как способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства.

  • Выявление факторов, которые влияют на формирование структуры музыкальных предпочтений студентов ПетрГУ.

  • Изучить степень посещаемости студентами мест, специально отведенных для прослушивания музыки.

  • Изучение влияния музыки на поведение студенческой молодежи.

  • Изучение мнения студентов по поводу степени развитости музыкальной инфраструктуры в г. Петрозаводске.

  1. Разработать рекомендации по возвращению музыке эстетической и воспитательной ценностей.

Прежде всего, для решения поставленных задач необходимо изучить существующую литературу. Существует множество точек зрения по поводу изучения музыки как объекта социологического исследования. Методологической основой исследования являются труды Г.Спенсера, П. Киви, Дж. Смита, М. Вебера, Т. Адорно в области социологии музыки.

Рассматривая музыку как объект социологического исследования, можно выявить точку зрения, которая отражают наблюдаемую тенденцию современного общества по отношению к музыке. Данная тенденция заключается в том, музыкальное искусство не уменьшает масштабы распространения своей популярности, а, скорее наоборот, только увеличивает обороты. Причем, разветвленная музыкальная структура способна удовлетворить потребности даже самого привередливого слушателя. Но со своей стороны, среди слушателей всё реже встречаются слушатели-эксперты (тип слушателя по терминологии Т. Адорно). Те, кому свойственно внимательное, сосредоточенное слушание и глубокое эстетическое переживание музыки.5

Также проблеме музыкальных слушателей посвящены работы таких авторов, как Оннегер,6 Мозгот,7 а также такие современные московские авторы, как Ирины Анатольевны Суриной и Нины Анатольевны Селиверстовой.8

Но в данной работе круг научных интересов не ограничивается областью социологии музыки. Наше исследование направлено на изучение области, которая лежит на пересечении таких научных категорий, как досуг и музыкальные предпочтения, рассматривая их через призму социологии.

В данном исследовании под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. 9

По мнению российских социологов в настоящее время отсутствует объективная информация о широком спектре культурных потребностей, интересов, ценностных ориентаций различных социальных групп. Богатство и многообразие окружающей культурной среды является необходимым условием развития индивидуального духовного богатства индивида, которая, в свою очередь, может выступать в качестве реального показателя развитости сети культурно-досуговых учреждений. 10

Наиболее универсальные показатели, такие, как посещение культурно-досуговых учреждений, чтение, повышение квалификации, занятие любимым делом и другие, позволяют наблюдать и замерять различные виды досуговой деятельности. В этом случае появляется возможность говорить о качественном анализе структуры и содержания досуга.

На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвященных проблемам молодежного досуга (работы К.Г. Мяло, Б.А. Трегубова, А.С. Запесоцкого, А.П. Файна, В.Я. Суртаева, В.Т. Лисовского, А.Л.Маршака, О.И. Карпухина, Л.Ф. Боженко, М.Е. Илле, В.Н. Орлова, И.В. Бестужева-Лады, Б.А. Ручкина, В.В. Скороходова).

Но существует и ряд нерешенных проблем в области изучения досуга молодежи. В какой-то степени это объясняется быстрым обновлением общества, постоянно происходящими изменениями, порождающими немало новых аспектов тех проблем, которые ранее считались хорошо отработанными в науке. Эта уникальность исторической ситуации постоянно воссоздает объективную новизну указанного процесса и требует его социологического осмысления, подтверждает необходимость повышения уровня изучения проблем досуга молодежи.

Что касается музыкальных предпочтений молодежи, то здесь проблема систематичности знаний также, зачастую, связана с динамичностью данной категории. Тем не менее, существует ряд исследований и научных публикаций, посвященных данной проблематике. Например, работы таких авторов, как Батыгян,11 Исхакова и Болтачев,12 Вовк,13 Мамлеева, Соленикова Н.В. и Е.В.14 и др.

Мы предполагаем, что наше исследование также поможет выявить музыкальные предпочтения студенческой молодежи в контексте структуры их досуговой деятельности.

Прежде чем приступить к работе, необходимо определиться с основными понятиями, используемыми в данной работе:

Досуг - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).15 В данной работе мы рассматриваем досуг конкретной социальной группы (молодежи), соответственно, досугом будет часть не только вне рабочего, но и вне учебного времени.

Музыкальные предпочтения - более высокая оценка одного музыкального направления по сравнению с другим на основе заданного критерия.

В рамках данной работы мы выдвигаем ряд гипотез, гипотезой-основания из которых является предположение о том, что структура музыкальных предпочтений студентов ПетрГУ достаточно разнородна, но музыка занимает весомое место в самой структуре досуга.

В качестве основного теоретического направления для работы выбран структурный функционализм, в рамках которого будут использованы такие методы как анкетирование (согласно выборочной совокупности будут опрошены группы студентов методом основного массива), а также метод качественного фокусированного индивидуального интервью (будут опрошены отдельные студенты ПетрГУ, для которых музыка занимает особое место в структуре их досуга).

В результате исследования литературы по данной теме мы выяснили, что существует целый ряд весьма противоречивых точек зрения по поводу того влияния, которая оказывает музыка на человека, и, конкретно, на молодежь, так как именно эта социальная группа является наиболее частым потребителем продуктов музыкальной культуры и является наиболее чувствителен к влиянию музыки.

Соответственно, научная новизна данной работы и будет заключаться в подтверждении этого на конкретном примере, а именно на результатах, полученных в результате данной исследования. Мы планируем выяснить степень влияния музыки на студентов, а главное установить, является ли это влияние положительных или отрицательным.

Следовательно, мы выносим для защиты следующие положения:

1) Чем больше свободного времени есть у молодого человека, тем более разнообразен его досуг. Но следует отметить, что и другие факторы, кроме наличия достаточного количества свободного времени, будут иметь влияние на степень разнообразия досуга студента. Это в первую очередь и материальное положение, а также степень развитости досуговой инфраструктуры по месту проживания.

2) Поп- и рок-музыка являются наиболее популярной музыкой среди студентов. Мы считаем, что эти музыкальные направления являются наиболее массовыми. Это связано, в первую очередь, с влиянием средств массовой информации – то, что касается поп-музыки. А также со стремлением молодежи найти альтернативу основному течение – это касается, прежде всего, рок-музыки.

3) Среднее музыкальное образование не влияет на то, что человек будет слушать классическую музыку. Как показывает практика, большинство молодых людей были отправлены в музыкальные учреждения в раннем детстве, по инициативе своих родителей, не всегда выбор был осознанным со стороны самого ребенка. Следовательно, достигнув сознательного возраста, молодой человек получает право выбора, и, чаще всего, становится приверженцем более популярного музыкального предпочтения.

4) Наибольшее влияние на музыкальный вкус молодого человека оказывают его друзья. Мы считаем, что именно социальное окружение является одним из решающих факторов в формировании музыкального вкуса молодого человека.

5) Если молодой человек относит себя к какой-либо музыкальной субкультуре, то он подтверждает, что она оказывает на него некое влияние. Это положение свидетельствует о том, что в рамках какой-либо субкультуры есть некий перечень правил поведения, некие нормы и ценности. И когда молодой человек сознательно причисляет себя к той или иной субкультуре, он принимает эти правила и нормы и ведет себя соответственно, а, стало быть, музыка оказывает непосредственное влияние на поведение человека.

Все эти положения свидетельствуют о научной значимости данной исследовательской работы. Так как никогда к музыкальному искусству не тянулось так много людей, как сегодня. И такая ситуация порождает интерес исследователей, начинает развиваться научная сторона данного явления. В связи с этим, нам видится, что научная работа в данном направлении является очень актуальной, так как эта тема ещё в недостаточной мере подкреплена эмпирической базой.


Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования музыки как объекта социологического исследования

1.1. Изучение музыки как социального явления: исторический обзор концептуальных подходов в социологии


Существует целый ряд наук, которые рассматривают музыку как объект своего исследования. В данной работе нас интересует такая область знания, как социология музыки. В первую очередь мы уделим внимание теоретическим подходам к музыке как к объекту социологического исследования. Нас интересует взгляды различных ученых на музыку как на социальное явление.


следующая страница >>