bigpo.ru
добавить свой файл
1



Упражнения, направленные на развитие вербальной памяти.

ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА устроена как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.

Игра «СЛОВА». Направлена на развитие вербальной памяти.

ИНСТРУКЦИЯ: «Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) природоведение, 4) музыка, 5) книга, 6) искусство, 7) осень, 8) зима, 9) весна, 10) лето, 11) этика и др.».

На каждую тему дается 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приемов, предлагая для работы по 2—3 темы.

Если по теме «Музыка» учащиеся 8—9 лет воспроизводят в среднем 7 слов, то 15-летние подростки — уже 37 слов; по теме «Книга и литература» эти показатели соответствен но 5 и 28 слов, а по теме «Искусство и живопись» — 4 и 20 слов.


Можно развивать слуховую память, используя методику «10 слов».

Ведущий зачитывает слова, ученик повторяет те, которые запомнил.

  • дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол;

  • собака, окно, цветок, ковер, низкий, конверт, небо, буква, слон, тетрадь;

  • часы, ветер, рыба, звезда, сон, конфета, бумага, калитка, стул, веревка.


Для развития логической, или смысловой, памяти учащихся можно использовать следующие упражнения:

ПРОЧИТАЙТЕ УЧАЩИМСЯ три слова, объединенных по смыслу, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами, например: лес — медведь — берлога.

Затем учитель или взрослый читает вслух следующие шесть строк, по три слова в каждой:

а) весна — солнце — ручей,

река — рыболов — уха,

праздник — песни — веселье,

мост — река — вода,

пчела — улей — мед,

дуб — желудь — свинья;

б) чтение — глаза — книга

доклад - обсуждение - решение,

сад — земля — растение,

ночь — сон — кровать,

игра — правила — игроки,

песня — музыка — слова;

Прочитав вслух 6 строк, учитель или взрослый предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребенок должен дописать второе и третье слова в строке. Пример карточки:

Ф. И. О.

весна...

река...

праздник...

мост...

пчела...

дуб...

чтение…

доклад…

сад…

ночь…

игра…

песня…




Игра «ЗАПОМИНАЕМ, РИСУЯ»

Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Ученику необходим листок и карандаш.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время ученик должен успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова.


Игра «ЦВЕТА»

Ведущий предлагает по очереди назвать 5 предметов одного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т. д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.


Игра «ФОРМА предметов»

Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т. д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, обладающих названным признаком, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.


Игра «ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»

Для проведения игры все участники разбиваются на две команды. Один из участников (по желанию) будет рисовать вой собственный портрет.

Все участники игры под руководством ведущего внимательно рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали.

Затем ведущий просит всех игроков отвернуться и вносит как можно больше изменений в этот портрет.

Затем из каждой команды к портрету должны по одному подходить игроки, чтобы исправить изменения. Какая команда поправит больше изменений, та и выиграет.


Игра «УЧИМ ТЕКСТ НАИЗУСТЬ»

Участники игры разбиваются на две команды. Каждому участнику игры раздается распечатанный текст. Предлагается всем прочесть его, чтобы потом рассказать наизусть. На работу с текстом дается 1 минута.

Каждой команде необходимо выделить желающих посоревноваться. Сначала выходит игрок первой команды, начинает рассказывать текст наизусть до первой ошибки. Команда ведущего: «Стоп». Затем начинает наизусть рассказывать текст игрок второй команды, опять-таки до первой ошибки и т. д.

Таким образом, определится игрок, который расскажет больше других или воспроизведет весь текст. Он и будет победителем.

Игра «ПЕСНИ»

Основная цель этой игры— вспомнить как можно больше песен.

Первый участник поет куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поет куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей, и т. д. Тот из участников, кто в течение 1 минуты не может подобрать песни, выбывает из игры.


Игра «ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»

Игроки разбиваются на две команды.

Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд и жюри.

Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними.

По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцора-противника как можно точнее.

Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет сначала команду-победителя, а затем и игрока, обладающего лучшей двигательной памятью.


ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


1. Слуховая память

ОБЪЕМ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ младших школьников можно определить с помощью методики 10 слов.

Учащимся предъявляется 10 слов: дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.

После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов. 2. Смысловая память

Для ДИАГНОСТИКИ смысловой памяти можно использовать следующую методику: медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Ученики должны в это время припомнить; вторые слова. Затем просят учащихся записать на листке бумаги те пары слов, которые они запомнили.

Пары слов:

шум — вода стол — обед

мост — река рубль — копейка

лес — медведь дуб — желудь

дичь — выстрел рой — пчела

час — время гвоздь — доска

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Следует подсчитать, какое число пар слов воспроизведено правильно. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно делать вывод о том, что смысловая память развита удовлетворительно.


2. Методика опосредованного запоминания для детей в возрасте 8—12 лет.

Для ЗАПОМИНАНИЯ УЧАЩИМСЯ предлагаются следующие

слова:

дождь, драка, встреча, ответ, пожар, труд, горе , игра, собрание, сила, утро, сосед, театр, отряд, праздник.

Набор карточек для опосредованного запоминания приведен в приложении (с. 225—231). Здесь мы лишь назовем, что изображено на карточках: умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, дом, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч.

ИНСТРУКЦИЯ РЕБЕНКУ: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное слово».

На выбор карточки отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют выбор раньше. После каждого выбора надо расспросить ребенка, почему он выбрал именно эту карточку.

Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой работой. По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о степени развития у младшего школьника логических связей в процессе запоминания.


3. Диагностика слуховой, зрительной, моторно-слуховой памяти у младших школьников

Слуховая память

Школьникам зачитывают 10 слов:

перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.

После этого они должны по памяти воспроизвести те слова, которые запомнили.

Шесть правильно воспроизведенных слов свидетельствуют о хорошем развитии слуховой кратковременной памяти.


Зрительная память

Учащимся предлагается зрительно воспринять слова (слова для зрительного восприятия располагаются именно в столбик, при работе с классом пишутся в столбик на доске или на плакате):

крыса

после

коса

море

сказка

камень

кора

сарай

звонок

кустарник

Затем просят записать школьников те слова, которые они запомнили. Шесть воспроизведенных слов свидетельствуют об удовлетворительном развитии зрительной памяти.


Моторно-слуховая память

Читаем вслух следующий ряд слов:

тело, пуля, невод, песок, книга, ветка, балкон, лампа, собака, загадка.

Просим детей прописывать слова в воздухе (моторно-слуховое восприятие).

Воспринятые таким образом слова просим детей также записать на листе бумаги по памяти.


Комбинированный тип памяти

Зачитываются и показываются слова следующего ряда (для зрительного восприятия слова должны быть размещены в столбик, кроме того, учащиеся должны повторить их шепотом):

река

сажа

телега

козел

учитель

апельсин

трава

волк

карта

гриб

Воспринятые таким образом слова просим детей записать на листе бумаги.

Сравнительный анализ результатов воспроизведения слов, предложенных для запоминания различными способами, позволит и педагогам, и родителям, да и самим школьникам лучше узнать, какой вид памяти (зрительный, слуховой, слухомоторный, комбинированный) преобладает у каждого, какие виды развиты слабо. Такое знание даст возможность дифференцированно подходить к каждому ученику, осуществлять индивидуальное обучение с учетом особенностей памяти учащихся.

5. Методика «Запомни двузначные числа» для диагностики слуховой механической памяти

ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ: «Сейчас вам будут прочитаны 12 дву¬значных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить числа. По сигналу запомненные числа надо записать в любом порядке».

Затем взрослый, родитель или учитель, читает эти числа в течение 30 секунд.

Набор чисел:



16

78

53

23

36

14

47

32

89

92

59

64

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если 7 чисел воспроизведено правильно, это свидетельствует о хорошей механической слуховой памяти.

Для диагностики зрительной механической памяти можно также воспользоваться методикой «Запомни двузначные числа».

ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ: «На плакате написаны 12 двузначных чисел. (Этот плакат демонстрируется не менее 30 секунд.) Посмотрите на эти числа внимательно. После того, как убран плакат, запишите двузначные числа в любом порядке».

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Если правильно записано 8—9 чисел, это свидетельствует о хорошем уровне развития зрительной механической памяти.

6. Для диагностики уровня развития зрительной памяти можно воспользоваться одной из строчек любой матрицы для диагностики уровня развития восприятия.

ВРЕМЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ строки — 10 секунд.

ИНСТРУКЦИЯ РЕБЕНКУ: «Тебе необходимо просмотреть ряд из 10 знаков (букв, геометрических фигур и др.). Постарайся их как можно лучше запомнить, затем по памяти воспроизвести предъявленные фигуры, сохраняя порядок следования».



ОБРАБОТКА ДАННЫХ:

Правильным считается ответ только в том случае, когда правильно названа буква или знак обязательно под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.

7. Диагностика зрительной памяти учащихся начального звена к моменту окончания начальной школы

ИНСТРУКЦИЯ: «В течение 30 секунд вы будете знакомиться с плакатом, на котором изображены фигуры и знаки. По команде „Рисуйте" необходимо в течение 45 секунд на данных вам бланках нарисовать, что запомнили».





Оценка в условных баллах по результатам двух исследований:

Баллы 987654321

Количество правильно нарисо- 13 12 11 9/10 7/8 5/6 4 3 2 ванных фигур


8. Для диагностики памяти и анализа ассоциаций может быть использована методика «Пиктограмма», предложенная А. Р. Лурия.

Для ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ достаточно иметь карандаш и бумагу. Заранее следует приготовить 12—18 слов и сочетаний, которыми можно пользоваться.

Мы приводим несколько вариантов заданий:

1 вариант:

веселый праздник

тяжелая работа

развитие

вкусный ужин

смелый поступок

болезнь

разлука

счастье

ядовитый вопрос

дружба

печаль

несправедливость

сомнение

обман

богатство

2 вариант:

тяжелая работа

разлука

сомнение

смелый поступок

слепой мальчик

болезнь

война

темная ночь

мальчик-трус

страх

зависть

власть

ум

девочке холодно

сердитая учительница

3 вариант:

веселый праздник

война

голодный человек

темная ночь

девочке холодно

развитие

власть

дружба

глухая старушка

строгая учительница

слепой мальчик

тяжелая работа

больная женщина

печаль страх


ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ: «Можете зарисовывать что угодно и как угодно при назывании слова или словосочетания, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание».

Через 5 минут после окончания чтения следует предложить учащимся по рисункам вспомнить заданные слова и под каждой пиктограммой записать слово или словосочетание, которое они должны были запомнить, делая рисунок.

Необходимо расспросить, чем рисунок помог вспомнить слово или словосочетание.

Коэффициент запоминания можно вычислить по формуле



где Т — количество правильно воспроизведенных сочетаний;

П — общее количество сочетаний, которые предъявлялись.