bigpo.ru
добавить свой файл
1
Составляющие образования: обучение

Характеристики инновационного опыта: информационные технологии

Информационное представление опыта: профильное образование, метод проектов, объектно-ориентированное программирование, исследование информационных моделей, элективный курс по информатике.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Фомичева Альбина Владимировна

МОУ СОШ № 2 , 606440, Нижегородская область, г. Бор, ул. Октябрьская, д. 82

Учитель информатики и ИКТ

20 лет

I. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Технология организации проектирования, программирования и исследования информационных моделей в старших классах информационно-технологического и физико-математического профиля

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Источник изменений - противоречие между возрастающей сложностью и научностью учебных программ и низким уровнем функциональной грамотности учащихся в условиях современного общества. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, сообразуясь с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в разработке системы обучения методом моделирования учащимися исследовательской деятельности специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач с использованием коммуникационно-информационных технологий, технологий объектно-ориентированного программирования. В основе опыта лежит технология метода проектов, которая осуществляется по принципу: от простого к сложному. Маршрут успешности прокладывается от совместной работы над фронтальным проектом до самостоятельной разработки и внедрения в учебный процесс программных продуктов, которые можно использовать как компьютерные модели, средства контроля, тренажеры, справочники при изучении других школьных предметов.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений предполагает реализацию в рамках образовательной программы разработки учениками профильных классов программных методических и дидактических средств, информационных моделей по разным школьным предметам с целью повышения мотивации обучения, получения глубоких и самостоятельно осмысленных знаний, осуществления межпредметных связей для наиболее полной информационной картины мира. Проектное обучение ориентировано на творческое начало в учебной деятельности учащихся, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. Трудоемкость ИПО связана с постановкой задач индивидуальных исследовательских проектов, с выбором интересных и значимых для учеников индивидуальных тем; с организацией работы на уроке и вне уроков, текущий контроль работы над проектом, с привлечением учителей-предметников к тестированию и внедрению готовых проектов в учебный процесс. Ограничения ИПО определяются наличием в школе профильных классов с углублённым изучением информатики.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Работа по созданию проектов в виде программных продуктов проводится с 1997 года.  Данный опыт реализуется на базе профильного информационно-технологического или физико-математического класса с 2003 года на основе элективного курса Н.Д.Угриновича «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования». Был расширен круг рассматриваемой теории и практических заданий. Разработано тематическое и поурочное планирование для данного курса, система контроля и оценки, подготовлена библиотека готовых проектов, дидактического материала, тестов, компьютерных презентаций.

Автор ИПО имеет высшую квалификационную категорию. В условиях разноуровневого обучения в школе, она использует эффективные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии обучения, индивидуально-групповые формы самостоятельной работы, проектный метод, создает высокую мотивацию изучения предмета при постоянном повышении успешности ученика. Первой в районе начала работать по программе профильного обучения информатики для информационно-технологического и физико-математического класса. Участвовала в эксперименте по организации профильного обучения в районе, способствует внедрению информационных технологий в процесс преподавания других предметов в школе. Участвует в организации проведения конкурсов и районных олимпиад, круглых столов, семинаров, презентаций, проводит открытые уроки. Награждена грамотой Департамента образования и науки Администрации Нижегородской области, грамотами УНО г. Бор, участник очного тура областного конкурса «Учитель года Нижегородской области – 2007».

Результат изменений

Главный результат изменений – развитие деятельностных способностей ученика, заинтересованного в непрерывном самообразовании, высокие результаты обучения школьников информационным технологиям, повышение интереса учащихся к предмету «Информатика и информационные технологии», формируется компетентностный подход при изучении других предметов, реализуются межпредметные связи, открывает большие возможности для выработки стремления и умений учащихся самостоятельно добывать, использовать новые знания, планировать свою работу, способствует приобретению личностного и профессионального опыта в процессе обучения. многие ученики участвуют в олимпиадах и конкурсах разного уровня, выбирают при поступлении специальность «Информационные системы», учатся на ВМК ННГУ им Лобачевского, ФИСТ НГТУ, работают в IT-компаниях «Телма», «Мера», «Intel»,

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте




III. Описание инновационного опыта учителя

В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы обязаны как передавать новым поколениям накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда прежде не встречались. Образование для XXI века должно строиться на научно обоснованных знаниях. Только при этом условии оно окажется в состоянии формировать личность, владеющую знаниями, способному к теоретическому и критическому мышлению. Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и особенно прогноз ее развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодёжи в области информатики и информационных технологий. Однако, оказывается, что, несмотря на сложность и научность учебных программ, наше подрастающее поколение не умеет понимать смысл читаемого материала, анализировать его и использовать полученную информацию, т.е. является функционально неграмотным в условиях современного общества. Эффективный путь решения этой проблемы — организация проектно-исследовательской деятельности учащихся, который реализует новый подход к обучению. В его основе – показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни, научить ставить задачи, разрабатывать алгоритмы их решения, реализовать свой план, привлекая новые знания, анализировать полученный результат. При изучении информатики проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Основное внимание в данном ИПО уделено рассмотрению вопросов, связанных с профильным образованием. – преподавание и адаптация элективного курса Н.Д. Угриновича «Исследование информационных моделей». Программирование – стержень профильного курса информатики. Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование её и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы.

Обучение по данной методике реализовано на нескольких уровнях.

Уровень 1. Задачи этого этапа – освоить интегрированную среду языка программирования, изучить синтаксис языка, использование основных алгоритмических конструкций, наиболее важных встроенных функций, познакомиться с приемами использования стандартных объектов, их свойств и методов. На этом этапе выполняются практические задания и учебные мини проекты-задания под руководством учителя.

Уровень 2 – проблемное изложение учителем процесса выполнения проекта, расстановка ориентиров выполнения.

Задачи этого этапа – обобщить, применить, проверить полученные знания при работе над проектом по теме, выбранной учеником

Ученики работают над такими итоговыми проектами в конце 1 и 2 полугодия в 10 классе

Примеры: «Новогодняя ёлка», «Дождь по желанию», «Гол!!!», «Часы», «Плывет кора-лик», «Тестирующая программа

Уровень 3 – Самостоятельное выполнение учащимися учебного исследовательского проекта, при контролирующей и корректирующей роли учителя. Задача этого этапа – моделирование исследовательской деятельности специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач. Ученики 11 класса при изучении темы «Моделирование» выполняют сначала учебные проекты: «Исследование физических моделей», «Математические и вероятностные модели», «Биологические информационные модели развития популяций», «Оптимизационное моде-лирование в экономике», «Модель экспертной системы», «Модели логических устройств», «Информационные модели управления объектами», а затем выбирают тему в соответствии со своими интересами. Проекты 3 уровня внедряются в учебный процесс, демонстрируются на конкурсах. Ежегодно ученики представляют свои проекты на выпускных экзаменах. Темы проектов разнообразны: «Модель незамкнутой колебательной системы», «Супертестер», «Тренажер по английскому языку», «Модель работы ПВО», Игра «15», «Исследование математических функций» и др.

На каждом уровне предлагается технология обучения по определенному алгоритму. Например, 3 уровень: 1. Демонстрация готового проекта. 2. Пошаговое выполнение разработки компьютерной модели от постановки задачи, разработки математической модели, алгоритма до требований по оформлению отчёта, предлагается схема – образец. 3. Выбор и обсуждение темы и главной идеи будущего проекта. Он включает постановку задачи, общий план работы над конкретным проектом, разработка сценария и общей схемы проекта 4. Организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время 5. Структурирование проекта с выделением подзадач, определяются планируемые результа-ты и способы их решения и оформления. 6. Собственно работа над проектом, учитель выполняет роль консультанта. Предполагается обмен информацией, мнениями, полученными результатами 7. Тестирование. Подведение итогов Оформление результатов работы 8. Демонстрация, защита и оценка проектов. Для оценки работ школьников применяю четыре показателя интегрального типа: адекватность – соответствие и степень раскрытия темы (0-4 баллов), научность – разработка математической модели, алгоритмизация (1-12 баллов), выразительность – дизайн, цветовое решение (1-4 балла), креативность – неожиданные, оригинальные творческие решения (1-5 баллов). Промежуточный и итоговый контроль показали эффективность данной методики. Последние два года 100% учеников профильного 11 класса сдают аттестационный экзамен по информатике (29 человек), при этом качество знаний учащихся – 96-98%, степень обученности – 83-88%.


IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений




Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес