bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14
I. ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЗЕЛЕНКОВА А. И., САВИНСКАЯ М. П.

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

г. Гомель, Беларусь


ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ГЕОГРАФОВ В ГОМЕЛЬСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. Ф. СКОРИНЫ


Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, созданный в 1930 г. как педагогический институт, сегодня является ведущим вузом Беларуси по подготовке высококвалифицированных специалистов разного профиля.

В 1990 г. в Гомельском государственном университете была образована кафедра географии. Однако подготовка специалистов географов началась еще в довоенный период.

С целью обеспечения школ региона педагогическими кадрами для 5 – 7 классов при Гомельском педагогическом институте работал учительский институт, в котором студенты обучались 2 года. В предвоенные годы учителей естествознания и географии начали готовить на естественно-географическом отделении учительского института. В архивных документах сохранились сведения о выпускных экзаменах первых студентов-географов. Так, государственные экзамены по основам марксизма-ленинизма и физической географии СССР студенты сдали 6 и 19 июня 1941 г., а госэкзамен по зоологии проводился 28 июня, когда немецко-фашистские войска были уже под Минском. Если первые экзамены сдавали 26 человек, то третий – всего 20 человек. Вероятно, некоторые студенты-географы были призваны в армию [1, листы 1–16].

После освобождения Гомеля началась подготовительная работа по возобновлению деятельности вуза. Летом 1944 г. были проведены регис­тра­ция, учет и восста­новле­ние студентов, обучение кото­рых было прервано войной. В ВУЗ зачислялись как студенты гомельских педагогического и учительского институтов, так и студенты других учебных заведений страны (при условии предоставлении необходимых документов).

Приказом по Гомельскому пединституту от 14 августа 1944 г. была создана экзаменационная комиссия по приему в педагогический и учительский институты по следующим предметам: русс­кий язык и литература, белорусский язык и литература, математика, физика, химия, география, немецкий язык, история.

В соответствии с приказом НКП БССР от 28 ноября 1944 г., в учительском институте устанавливались следующие отделения подготовки студентов: историко-филологическое, физико-матема­ти­чес­­­кое, естественно-географическое отделения [2, с. 83–87]. Первый послевоенный выпуск был сделан в 1945 г. В нашем ВУЗе впервые звание преподавателя естествознания и географии в неполной средней школе после успешной сдачи государственных экзаменов было присвоено 14 выпускникам [3, лист 28].

В 1945 – 1946 уч. г. была организована кафедра географии, на которой работали 2 штатных преподавателя – старшие преподаватели И. А. Зыков (заведующий кафедрой) и Н. А. Конюхов. Сотрудники кафедры в соответствии с учебным планом проводили занятия по следующим дисциплинам: общая география, методика преподавания географии, география БССР, география СССР, география зарубежных стран, картография и топография. Как свидетельствуют протоколы заседаний кафедры, систематически обсуждались вопросы учебы и успеваемости студентов. В протоколах заседания кафедры отмечалось, что в те годы «основная масса студентов ориентировалась главным образом на лекции преподавателей». Объяснялось это неподготовленностью выпускников школ к самостоятельной работе над книгой. В порядке борьбы с «конспектоманией» преподаватели должны были не только рекомендовать студентам ту или иную литературу, но и настоятельно демонстрировать обучаемым литературу, давая методические и методологические указания о порядке ее использования» [4, лист 218]. При подведении итогов сессии на заседании кафедры зачитывались «лучшие» и «худшие» ответы студентов на экзаменах. В документах архива сохранились отчеты, в которых приводятся эти ответы.

Хорошие и отличные оценки получали те студенты, которые могли связать конкретный материал по географии с текущими политическими событиями. Это соответствовало той идеологии, которая господствовала в обществе в эпоху сталинизма.

При кафедре географии работал географический кружок, который посещали примерно 20 – 30 человек. Студенты углубленно изучали жизнь и деятельность русских, советских и зарубежных путешественников. Например, среди тем, изучавшихся в 1946 – 1947 учебном году, были: «Путешествие Миклухо-Маклая», «Кругосветное путешествие Магеллана», «Определение времени по звездам». Каждое занятие продолжалось полтора – два часа. Как свидетельствуют протоколы заседания географического кружка, студенты с интересом относились к занятиям, охотно их посещали, но сами не проявляли достаточной активности в подготовке докладов. Вероятно, это объяснялось перегруженностью студентов учебными занятиями, ведь иногда у студентов-географов было по 8 лекций в день [4, лист 217].

Для более эффективного проведения учебных занятий в университете был создан кабинет географии. Он размещался в небольшой аудитории 3 – 8 (современный корпус №2, ул. Кирова). Преподаватели стремились наполнить кабинет различными учебно-методическими материалами. В кабинете был создан методический уголок, в котором была представлена методическая литература, а также лучшие конспекты уроков и графические работы студентов.

В 1947 г. кафедра географии обратилась к дирекции института с просьбой «приобрести для географического кабинета карты, чертежные и рисовальные принадлежности, портреты известных деятелей географии, особенно отечественных; отвести под географический кабинет комнату 3 – 7 в дополнение к комнате 3 – 8» [4, листы 227–228].

Кафедра географии систематически составляла списки необходимой литературы по географии для ее приобретения, так как учебников в библиотеке института было недостаточно, а по некоторым предметам (например, по географии БССР) их вообще не имелось.

В условиях послевоенного времени в институте отсутствовало необходимое оборудование для проведения практических занятий. Руководство ВУЗа сотрудничало с различными предприятиями и учреждениями города. В этой связи кафедра географии регулярно получала метеорологические сведения с метеостанции аэропорта г. Гомеля.

Несмотря на большую учебную нагрузку, преподаватели кафедры географии занимались научно-исследовательской и общественной работой. Первый заведующий кафедрой географии – И. А. Зыков – работал над диссертацией по теме «Экономический очерк Гомеля и Гомельской области». В рамках диссертационного исследования в 1948 г. он подготовил природно-географический очерк Гомельской области. По инициативе И. А. Зыкова на кафедре был рассмотрен проект организации краеведческой работы в Гомельской области. Старший преподаватель Н. А. Конюхов работал над диссертацией по теме «Марийская АССР (экономико-географический очерк)».

Преподаватели кафедры еженедельно читали лекции для работников образования, учителей и общественности Гомельской области. Например, в 1946 – 1947 учебном году были прочитаны лекции по темам: «Об идейности в преподавании географии в свете постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г.», «Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства БССР», «Способы изучения атмосферы и стратосферы», «Природа и природные ресурсы РСФСР», «Природа и природные ресурсы Гомельской области», «Современный Китай» и др. [4, листы 225–228].

К сожалению, в 1949 г. кафедра географии была расформирована. В 1951 г. был сделан последний выпуск учителей для средней школы по специальности «Естествознание и география». И только спустя четыре десятилетия в нашем вузе была создана новая кафедра географии.

В настоящее время кафедра географии Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, которую возглавляет Каропа Г. Н., осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов-географов современного мирового уровня.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Протоколы Государственной экзаменационной комиссии естественно-географического отделения учительского института. – Выпуск 1940 – 1941 учебного года // Государственный архив Гомельской области. – Фонд 1429. – Опись 4. – Дело 10.

  2. Старовойтов, М. И. Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. Исторический очерк / М. И. Старовойтов, А. И. Зеленкова, М. П. Савинская. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – 359 с.

  3. Протоколы Государственной экзаменационной комиссии естественно-географического отделения учительского института. – Выпуск 1944 – 1945 учебного года // Государственный архив Гомельской области. – Фонд 1429. – Опись 6. – Дело 8.

  4. Протоколы и отчеты о работе кафедры географии за 1946 – 1947 учебный год // Государственный архив Гомельской области. – Фонд 1429. – Опись 5. – Дело 53.



КРАСОВСКИЙ К. К.

Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина

г. Брест, Беларусь


ИЗУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ В СИСТЕМЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК


История образования тесно связана с историей развития человеческого общества. На каждом историческом отрезке система образования решает проблемы, которые возникают перед цивилизацией. Содержание образования изменяется в рамках определенной тенденции. В настоящее время такой тенденцией является гуманизация: в центре образования оказывается человек с его потребностями и возможностями, а обучение организуется таким образом, чтобы их удовлетворить, реализовать с максимальной эффективностью.

Методологической основой современного географического образования являются концептуальные положения глобального мировоззрения, предусматривающие воспитание у школьников и студентов широту видения мира, понимание процессов и явлений окружающей действительности, развитие навыков системного подхода к изучению социальных и природных процессов.

География входит в образовательную область общественных и естественных наук. Она дает знания о мире и его регионах. Эти знания необходимы для объективного восприятия национальных и международных событий. География позволяет понять, что развитие человечества и природы – единый процесс, который приводит к осознанию личной ответственности за настоящее и будущее человеческого общества и окружающей среды. Таким образом, география становится элементом культуры.

География, как учебный предмет, должна быть на­правлена на достижение целей, поставленных нацио­нальной системой образования: формирование у школьников политической культуры, экономического и экологического мышления, создание гармонии в отношениях между человеком и природой.

Процессы развития человека, природы и общества очень сложны и многообразны. В результате их эволюции и взаимодействия перед человечеством встали многочисленные проблемы, которые вышли за пределы локальных, региональных и национальных границ.

Термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов ХХ в., хотя сами они возникли значительно раньше.

Глобальные проблемы не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества. Они представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек – общество – природа».

Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества.

Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса человечества. Трудность их решения обусловлена тем, что они одновременно являются по своему характеру и естественно-природными и социальными. Разорвать эти стороны глобальных проблем практически невозможно, поэтому для их решения необходимо учитывать и естественно-природные, и социальные аспекты. Ориентация общества на улучшение «качества жизни», поиск путей формирования нового «глобального мышления» получили довольно широкое распространение в докладах Римского клуба, целью которого было создание общественного движения для решения глобальных проблем. Сторонники этого направления выход из глобального кризиса видят в нравственном совершенствовании общества, в развитии системы образования, повышении духовности человека и изменении человеческих качеств [1].

В. Д. Сухоруков идентифицирует новое понятие: «глобальное социально-экономическое пространство» (ГСЭП) [2]. По его мнению, «выделение ГСЭП связано с тем, что ноосфера акцентирует внимание на разумной человеческой деятельности, но есть в процессе взаимоотношения человека и природы грубые ошибки и необоснованные действия людей». Другое выражение «ноосистема», кроме экономической и социальной подсистем, включает экологическую». ГСЭП, по В. Д. Сухорукову, – это граница социального мира, порожденная результатами физических и умственных усилий людей. Таксонами современного ГСЭП можно считать такие его части, где фокусируются факторы развития. Одним из таких таксонов ГСЭП является мировой город (некая точка, «всосавшая» в себя все содержание цивилизации), где сосредоточивается общественная жизнь, а все остальное пространство – провинция. К другим таксонам относятся международные районы, мировые центры, блоки. Предельный таксон ГСЭП – мировая зона [2].

Теоретической основой этапов формирования ГСЭП можно считать концепцию стадий экономического роста У. Ростоу, где автор противопоставил свой взгляд марксистско-ленинскому учению об общественно-экономических формациях и предсказал неизбежность формирования единого индустриального общества. У. Ростоу в развитии человечества выделял традиционное общество, переходное общество, стадию сдвига, в которую произошла промышленная революция и этап зрелости, во время которого доминирует сфера услуг [3].

А. Ю. Скопин считает, что экономическая география, отвечая на вопросы: что, где, когда, как, почему и каким образом изменить, включает основные понятия – геоматерия, геопространство, геовремя и геоорганизация. Поскольку хозяйственная деятельность распространяется не по всему геопространству, а только в некоторых его частях, то объектом изучения экономической географии является антропосфера (экосфера) как часть геопространства, где развивается хозяйственная деятельность человека. Предмет изучения определяется господствующей в данный момент исследовательской парадигмой, которую автор определил как информационно-проблемную. Кроме того, А. Ю. Скорин разработал информационную теорию развития глобальной системы, в качестве которой рассматривается планета Земля [4].

Исходя из вертикальной структуры глобальной системы, проекция неживой природы, живой природы, общества и техносферы на поверхность Земли приводит к формированию горизонтальной структуры. В ее состав входят: 1) Глобальная периферия (экстремальные территории и примитивное общество); 2) Полупериферия (аграрное и индустриальное общество); 3) Центр (постиндустриальное общество). Динамика и взаимодействие подсистем глобальной системы Земли привели к возникновению глобальных проблем современности [5].

Системная целостность глобальных проблем предполагает определенную систему знаний, характеризующуюся комплексностью современных наук, создание и развитие глобалистики, как направления новой самостоятельной науки, решающей вопросы сохранения цивилизации на Земле. Предметом глобалистики стали динамические отношения макрокомпонентов глобального пространства. С понятием глобализации на современном этапе социально-экономического развития связывают, прежде всего, глобализацию финансов и информационных сетей. Но это экономический аспект глобализации. Политические и социальные науки к глобализации подходят с точки зрения формирования гомогенизированного мирового сообщества, живущего по единым законам и ценностям.

В условиях глобализации необходимость осмысления современных реалий и решения актуальных проблем экономического и социального развития стран мира ставит перед географической наукой новые задачи, требует поиска новых методов и подходов к их решению.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985. – С.289–311.

  2. Сухоруков, В. Д. Глобальное социально-экономическое пространство / В.Д.Сухоруков // Изв.рус.географич.о-ва. – 1998. – Т.130, вып.4. – С.30–35.

  3. Rostow, W. The stage of economic growth. A noncommunist manifesto / W.Rostow. – Camb. – 1960.– 236 p.

  4. Скопин, А. Ю. О новой региональной парадигме в социально-экономическое географии / А.Ю.Скопин // Изв.РАН Серия географич. – 1992. – № 5. – С.12–18.

  5. Скопин, А. Ю. Введение в экономическую географию / А.Ю.Скопин. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.




следующая страница >>