bigpo.ru
добавить свой файл
1



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


С.И. Мокроусов


КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН

Учебно-методический комплекс.

для студентов специальности

«Изобразительное искусство»


Издательство

Тюменского государственного университета

2011

УДК 004.9(075.8)

ББК 3973.26-018.2я83

M 749

С. И. Мокроусов. Компьютерный дизайн. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050602.65 «Изобразительное искусство», специализирующихся в области компьютерного дизайна. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 13 стр.

Учебно-методический комплекс включает рабочую программу, рабочий учебный план, план практических занятий, тематику реферативных работ, материалы для итоговой аттестации и рейтингового контроля, список основной и дополнительной учебной литературы, примерные контрольные задания для самостоятельной работы.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией института педагогики, психологии и управления. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного Университета.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Компьютерный дизайн [электронный ресурс]/ Режим доступа: http//www.umk.utmn.ru., свободный

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.А. Колчанова, к.ф.н., доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

И.В. Походина, доцент кафедры графики, начертательной геометрии и дизайна Тюменского государственного Нефтегазового университета.




Е.А. Колчанова, к.ф.н., доцент кафедры изобразительного искусства ИППиУ ТюмГУ.



Пояснительная записка

Необходимым условием совершенствования эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения является качественная, подготовка преподавателей изобразительного искусства, которая отвечает сегодняшним потребностям рынка труда и запросам общества.

Интенсивные темпы информационно-технического и социального развития общества, появление новых профессий (дизайнер, визуализатор и т.д.), расширение видов изобразительной деятельности (компьютерная графика, виртуальное проектирование и т.д.), модернизация старых и появление новых средств создания визуальных сообщений (дигитайзер, компьютер, плоттер и т.д.), появление новых направлений педагогической деятельности (элективные курсы, профильно-ориентированная деятельность школы и т.д.) – все это требует от учителя изобразительного искусства овладения всем арсеналом современных средств и методов создания визуальных сообщений, в которых совмещается решение не только учебных, но и практико-ориентированных задач. К ним относятся: разработка фирменного стиля школы, оформление школьного интерьера, досуговых, игровых и ландшафтных зон, детских площадок и т.д.

Компьютерный дизайн – разновидность художественно-проектной деятельности ориентированная на разработку системы электронной визуальной информации ориентированное на распространение в сети интернет (Рунге В.Ф., Сеньковский В.В).

Особенностью подготовки по дисциплине «Компьютерный дизайн», является тесная интеграции процесса обучения приемам разработки электронных изданий ориентированных на школу с дизайном и современными информационными технологиями, которое включает: создание WEB странички класса, WEB сайта школы, электронных публикаций школы, личной HTML странички и т.д.

Обучение учителей изобразительного искусства компьютерному дизайну может явиться универсальным и эффективным средством, которое позволит реализовать задачи разработки эстетически и функционально значимого электронного пространства для образовательного учреждения.

Программа специализации составлена на основе базовых учебников для ВУЗов, рекомендованных Министерством образования РФ: Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна - М.: Издательство «М3 Пресс», 2005; Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. – СПб.: Издательство «Питер», 2003; с учетом требования стандарта специальности 050602.65 «Изобразительное искусство».

Основной акцент в обучении по данной дисциплине делается на компьютерную подготовку студентов в области WEB дизайна.


Цели обучения

  • Дать сведения о теории истории и методологии развития и становления компьютерного дизайна как направления художественно-проектной деятельности.

  • Способствовать развитию у студентов навыков творческого, комбинаторного и композиционного мышления в ориентации на электронные средства представления информации.


Задачи курса

  • Научить анализировать продукты дизайнерской деятельности с позиции целей, задач, средств и способов композиционного и компьютерного решения.

  • содействовать нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию студентов, их духовному развитию.

  • Развивать художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, художественные способности.

  • Развивать эстетическое отношение к продуктам творческой деятельности, произведениям искусства, интерес и любовь к прекрасному.

  • Раскрывать содержание, научно-теоретические основы и методику обучения предмету.

  • Познакомить с особенностями инструментального состава программ предназначенных для WEB мастеринга.

  • Научить создавать различные визуальные сообщения предназначенные для распространения в сети интернет.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • Особенности WEB – дизайн.

  • Основные методы создания визуальных сообщений в компьютерных программных средах.

Уметь:

  • Создавать визуальные сообщения предназначенных для публикации в виде электронных изданий.

  • Научно обоснованно анализировать продукты рекламного (компьютерного) дизайна на предмет художественной и эстетической ценности, средств компьютерной реализации, определять возможные способы коррекции изображения.

Владеть навыками:

  • Анализа визуальных сообщений.

  • Создания продуктов компьютерного дизайна различными программными средствами.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5




ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

Общая трудоемкость


72

36

6

6

Аудиторные занятия

36

18







Лекции

11

5







Практические занятия (семестры)

25

13







Самостоятельная работа

36

18







Виды итогового контроля







Зачет.

Зачет.


Тематический план курса

№ПП

Тематический план

Лекции

(кол-во часов)

Практич. и семинар. занятия

(кол-во часов)

Самост. работы студ.

(кол-во часов)

1

2

3

4

5

6

7

8







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

1

Цели и задачи курса

2

0,5

-

-

4

2

2

WEB – дизайн. Язык HTML

1

0,5

2

1

4

2

3

Художественные средства дизайн- композиции и их применение в WEB – дизайне

1

0,5

2

1

4

2

4

«Моя первая HTML страничка»

1

0,5

6

3

4

2

5

Оптимизация графических изображений для WEB – дизайна

1

0,5

2

1

4

1

6

Оформление таблиц в HTML документе

1

0,5

2

1

4

1

7

Дизайн функциональных компонентов WEB сайта

1

0,5

2

1

4

1

8

Применение программного обеспечения для WEB мастеринга

2

0,5

4

2

4

2

9

Проект WEB сайта

1

1

5

3

4

5

Всего


11

5

25

13

36

18


Таблица 1.





Наименование темы

Лекции

Семинарские (лабораторные) занятия

(кол-во часов)

Индивидуальная и самостоятельная работа студента

(кол-во часов)

Итого

часов по теме

Итого количество баллов

1

2

3


4

5

6




(Модуль 1)
















1

Цели и задачи курса

2

-

4

6




2

WEB – дизайн. Язык HTML

1

2

4

7




3

Художественные средства дизайн- композиции и их применение в WEB – дизайне

1

2

4

7







Всего

4

4

12

20

20




(Модуль 2)
















4

«Моя первая HTML страничка»

1

6

4

11




5

Оптимизация графических изображений для WEB – дизайна

1

2

4

7




6

Оформление таблиц в HTML документе

1

2

4

7




7

Дизайн функциональных компонентов WEB сайта

1

2

4

7




8

Применение программного обеспечения для WEB мастеринга

2

4

4

10







Всего

6

16

20

42

50




(Модуль 3)
















9

Проект WEB сайта

1

5

4

10







Всего

1

5

4

10

30




Итого (часов, баллов)

11

25

36

72

0-100



Таблица 2.



п. № темы


Формы текущего контроля

Итого

количество

баллов


Лекции

Качество выполнения текущих работ

Домашняя

работа

Посещение студентов

Модуль 1
















1

0-2

-

-

0-2

0-4

2

0-1

0-2

0-5

0-2

0-10

3

0-2

0-3

-

0-1

0-6

Всего:

0-5

0-5

0-5

0-5

20

Модуль 2
















4

0-1

0-10

0-2

0-1

0-14

5

0-1

0-5

0-2

0-1

0-9

6

0-1

0-5

0-2

0-1

0-9

7

0-1

0-2

0-2

0-1

0-6

8

0-1

0-8

0-2

0-1

0-12

Всего:

0-5

0-30

0-10

0-5

50

Модуль 3
















9

-

0-20

0-5

0-5

0-30

Всего:

-

0-20

0-5

0-5

30

Итого: 72 часов

10

55

20

15

100



ПРОГРАММА КУРСА


1. Определение целей и задач курса

Понятийно-терминологический аппарат. Понятие, виды, история дизайна. Особенности компьютерного дизайна. Цели, средства, инструменты и материалы дизайна. Социальный язык дизайна. Использование «чужого творчества» в WEB – дизайне.


2.WEB – дизайн. Язык HTML

Ключевые понятия. WEB-сайт. Язык HTML. Содержание или контент. Скорость загрузки Ваших страничек. Раскрутка web-сайта. Структура и последовательность разработки WEB-site. Типовые решения в разработке WEB-site. Дизайн. Креативный дизайн как условие функциональной эффективности WEB-site. Профессиональные языки программирования WEB-site. HTML – как основа WEB документа. История HTML.


3. Художественные средства дизайн- композиции и их применение в WEB – дизайне

Единство, баланс, контраст, динамика, симметрия, асимметрия, ритм, нюансировка. Баланс и законы равновесия композиции. Стилизация объекта. Особенности применения законов композиции в WEB – дизайне.


4. «Моя первая HTML страничка»

Создание HTML документов. Первые фразы на языке HTML. Основные тэги стиля документа. Дополнительные тэги стиля. Размещение в HTML документах иллюстраций. Внешние картинки, звук и анимация. Этапы разработки персональной HTML странички.


5. Оптимизация графических изображений для WEB – дизайна

Оптимальная степень сжатия. Использование прогрессивной развертки. Уменьшение количества цветов. Оптимизация палитры изображения. Стилизация изображения. Искажение размеров изображения. Способы размещения растровых изображений в проекте WEB странички. Размещение графических изображений в персональной HTML страничке.


6. Оформление таблиц в HTML документе

Обычная таблица. Таблица с тонкой рамкой. Таблица с толстой рамкой. Таблица с фоновой подсветкой ячеек. Таблица с горизонтальными линиями. Таблица без рамки. Размещение таблицы в проекте. Размещение таблиц в персональной HTML страничке.


7. Дизайн функциональных компонентов WEB сайта

Дизайн инструментов для навигации и перенаправления документов. Функциональные требования к компонентам WEB сайта. META-теги и гиперссылки. Подготовка страничек для поисковых систем. Изготовление и размещение функциональных компонентов в персональной HTML страничке.


8. Применение программного обеспечения для WEB мастеринга Особенности разработка HTML страничек в программах: Notepad, Dreamweaver, FrontPage, Corel DRAW, Photoshop и др. Браузеры их виды и особенности обработки синтаксиса языка HTML. Завершение работы над персональной HTML страничкой.


9. Проект WEB сайта

Этапы разработки персонального WEB сайта. Концепция и требования к сайту. Эскизная разработка визуального решения. Навигация. Структура. Контент. Выбор программного обеспечения для реализации.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

а) основная

  1. Леонтьев Б. Web-дизайн: Тонкости, хитрости и секреты. - М.: Познавательная книга плюс, 1999. - 192с.

  2. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна - М.: Издательство «М3 Пресс», 2004.

  3. Якушкина Е.В. Internet для школьников и начинающих пользователей /под ред. А.А. Журина – М.:Аквариум, 1997. – 256с. Руководство пользователя с примерами и упражнениями. М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС», 2000.


б) дополнительная

  1. Гарретт Д. Веб-дизайн : элементы опыта взаимодействия. – М.: Символ-Плюс, 2008 – 192 с.

  2. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. – СПб.: Издательство «Питер, 2003.

  3. Коцюбинский А.Г. Грошев Л.М. Компьютерная графика. Популярные программы. – М.: Издательство «БИНОМ», 2000.

  4. Круг С. Как сделать сайт удобным: юзабилити по методу Стива Круга. - Питер, 2010 – 208с.

  5. Купер А. Об интерфейсе: основы проектирования взаимодействия. - Символ-Плюс, 2009 - 688 с.

  6. Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. – М.: Издательство «Информ-Пресс», 2000.

  7. Тимофеев Г. Графический дизайн - М.: Издательство «Познавательная книга плюс», 2001.

  8. Курушин В. Графический дизайн и реклама. Самоучитель. – М: Издательство «ДМК», 1999.



Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы: компьютерный класс, школьная доска, видео проектор, компьютеры (не менее 12 штук), учебная литература, подборка метод литературы, карточки задания.




Требования к системным ресурсам компьютеров

Операционная система Windows 95/98/XP/NT 4.0 (или более поздние версии), процессор – Pentium 600 или выше, монитор – SVGA, оперативная память – 256 Мб или более, свободное дисковое пространство – не менее 40 Гб, видеоадаптер – не менее 16млн. цветов (рекомендуется 32 млн. цветов).



Содержание итогового и промежуточного контроля

Вопросы к зачету

Разработать и реализовать на практике WEB страничку для:

  1. Магазина игрушек.

  2. Образовательного учреждения.

  3. Школы.

  4. Агентства по информации г. Тюмени.

  5. Социального досугового центра.

  6. Детского сада.

  7. Электронное приглашение на презентацию фильма.

  8. Электронное приглашение на открытие ледового дворца.

  9. WEB страничку кафедры Тюменского госуниверситета (название кафедры указывает экзаменатор).

  10. WEB страничку ТюмГУ, ИППиУ.


Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Синтаксис языка HTML.

  2. Разработать HTML страничку с использованием карты Map.

  3. Разработка и размещение HTML странички на сервере .

  4. Разработка визуального решения сайта Научного студенческого общества ТюмГУ.

  5. Разработка и размещение HTML странички образовательного учреждения на сервере.

  6. Разработка сайта досугового центра.

  7. Электронное приглашение на педагогическую конференцию.



Мокроусов Сергей Иванович


КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности

«Изобразительное искусство»


Подписано в печать _________ Тираж ________ экз.

Объем _____ п.л. Формат 60х84/16. Заказ №______.

Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.