bigpo.ru
добавить свой файл
1
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯМ

(подготовительная группа)


I КВАРТАЛ СЕНТЯБРЬ.

4-я неделя

ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Игра с мячом «ПОЙМАЙ И РАЗДЕЛИ». Деление на слоги слов-названий деревьев: и-ва, то-поль, я-сень, со-сна, ель, клен, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-ре-за.

Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его воспи­тателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове.

Упражнение «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Дифференциация при­знаков осени от признаков других времен года. Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений). Развитие зрительного внимания.

Воспитатель пометает на наборное полотно четыре картинки, на трех из которых изображено одно время года, а на четвертой — другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения. Например:

— Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках нарисована осень. И т.п.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ» (см. приложение).

Упражнение «ДОЖДИК». Координация речи с движением (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

И. Левитан «Октябрь».

И. Бродская «Упавшие листья».

Ф. Васильев «Перед дождем».

B. Серов «Октябрь».

C. Куприянова «Осень» (из альбома «Иллюстративный материал...»).

С. Куприянова «Поздняя осень» (из альбома «Иллюстративный материал...»).

Н. Осенев «Осень».

К. Ушинский «Спор деревьев».

С. Воронин «Моя береза. Осенью».


ОКТЯБРЬ.

1-я неделя

ОВОЩИ. ОГОРОД


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие речевого слуха, чувства рифмы (см. приложение).

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Совершенствование на­выка звукового анализа слов: лук, лист.

Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изобра­жением Незнайки и с изображениями лука и листа и предлагаем детям помочь Незнайке вспомнить, что изображено на картинках, и выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребенок выкладывает схемы на наборном полотне, остальные — работают с раздаточным материалом за столами.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Игра «КАПУСТА». Координация речи с движением, работа нал темпом и ритмом речи (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА» (повторение, см. приложение для старшей группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

А. Пластов. «Костер в поле».

Дж. Родари «Чиполлино».


ОКТЯБРЬ.

2-я неделя

ФРУКТЫ, САД


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Скороговорка «ГРУША, ДЕВОЧКА МАЛА...». Развитие общих речевых навыков: четкости дикции, правильного звукопроизношения, правильного голосоведения (см. приложение).

Упражнение «ВЕСЕЛЫЙ ПОВАР». Совершенствование грам­матического строя речи (образование относительных прилагатель­ных).

Воспитатель помещает на наборное полотно картинку, на кото­рой изображен повар с подносом на вытянутой руке, а вокруг него — коробка с соком, вазочка с вареньем, банка с компотом, блюдо с плюшками и ватрушка.

С помощью магнита или липучек воспитатель закрепляет на под­носе у веселого повара картинку с изображением фрукта и просит детей рассказать, какие сок. компот, варенье приготовил повар из этого фрукта, плюшки с каким повидлом и ватрушки с какой на­чинкой он испек. Дети отвечают:

— Веселый повар приготовил из яблок яблочный сок, яблоч­ный компот, сварил яблочное варенье, испек ватрушку с яблочной начинкой и плюшки с яблочным повидлом и т. п.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «АПЕЛЬСИН» (см. приложение).

Упражнение «САДОВНИК». Расширение глагольного словаря, развитие общих речевых навыков, координация речи с движением (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

М.Сарьян «Натюрморт. Виноград».

М. Сарьян «Натюрморт».

В. Ван Альст «Натюрморт с фруктами».

В. Сутеев «Мешок яблок».

К. Ушинский «История одной яблоньки».

Л.Толстой «Старик сажал яблони...»


ОКТЯБРЬ.

3-я неделя

НАСЕКОМЫЕ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Игра «ЖУКИ». Автоматизация звука |ж| в игре, воспитание слу­хового внимания (см. приложение).

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, четкости дикции, правильного голосоведения (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Игра «МУХИ В ПАУТИНЕ». Автоматизация звука |ж|, развитие ловкости (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика «ПЧЕЛА». Координация речи сдвиже­нием (повторение, см. приложение для средней группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

И. Репин «Стрекоза».

С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (рассказы).

В.Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей» (из книги «Лесная мозаика»).


ОКТЯБРЬ.

4-я неделя

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Печатание» слов — на­званий птиц: утка, аист.

Воспитатель пометает на наборное полотно картинки с изобра­жением Незнайки и с изображениями птиц и предлагает детям по­мочь Незнайке вспомнить названия птиц и «напечатать» их. Один ребенок «печатает» слово на доске, другие — в тетрадях.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Дифференциация перелетных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха. Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений).

Воспитатель произносит названия трех перелетных и одной зи­мующей птицы. Дети внимательно слушают и составляют предложе­ния:

— Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а осталь­ные птицы — перелетные.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ПТИЧКИ» (см. приложение).

Подвижная игра «ЖУРАВЛИ УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ». Развитие ко­ординации движений (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».


НОЯБРЬ.

1-я неделя

ЯГОДЫ И ГРИБЫ. ЛЕС ОСЕНЬЮ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Подвижная игра «ЗА ГРИБАМИ». Расширение глагольного сло­варя. Координация речи с движением. Развитие творческого вооб­ражения (см. приложение).

Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толко­вание загадок по теме. Развитие мышления. Развитие связной речи (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ГРИБЫ» (см. приложение).

Подвижная игра «ГДЕ ВЫ БЫЛИ?». Координация речи с дви­жением. Развитие общих речевых навыков (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

В.Зотов «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опенок осенний» (из книги «Лесная мозаи­ка»).

В.Сутеев «Под грибом» (из книги «Сказки и картинки»).


НОЯБРЬ.

2-я неделя

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «РАССТАВЬ ПО ЗАГОНАМ». Слоговой анализ слов — назвавши домашних животных. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Воспитатель помешает на магнитную доску изображения домаш­них животных: кота, быка, козы, овцы, барана, свиньи, кролика, ко­ровы, лошади и три загона и объясняет, что в первый загон можно «загнать» животных, в названиях которых один слог, во второй загон — два слога, в третий загон — три слога. Дети по одному вы­ходят к тоске, выбирают животных, четко произносят их названия по слогам и ставят в соответствующие загоны.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, четкости дикции, правильного голосоведения (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

«ИГРА В СТАДО». Координация речи с движением. Развитие творческого воображения и подражательности (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА» (повторение, см. приложение для старшей группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

«Случай в лесу» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

Серия картинок «Попугай Петруша» (Т. Ткаченко «Логопедиче­ская тетрадь»).

К. Паустовский «Кот-ворюга».

В. Сутеев «Капризная кошка» (из книги «Сказки и картинки»).


НОЯБРЬ.

3-я неделя

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ


I. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «КТО ЗА ДЕРЕВОМ?». Совершенствование грам­матического строя речи (образование притяжательных прилагатель­ных). Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений).

На магнитной доске — раскидистый дуб. Воспитатель прячет в ветвях дуба белку так. что виден ее хвост, и спрашивает:

— Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях? Составьте предложе­ние со словами потому что.

Лети отвечают:

— Это беличий хвост, потому что в ветвях спряталась белка. И т.п.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Звуковой анализ слов: лиса, волк, лось. Совершенствование навыка звукового анализа слов.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ» (см. приложение).

Подвижная игра «НА ВОДОПОЙ». Координания речи с движе­нием. Развитие творческого воображения и подражательности (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

С. Н. Николаева, Н. Н. Мешкова «Белки осенью» (серия картин «Из жизни диких животных»).

И. Соколов-Ми китов «Листопадничек».

Е. Чарушин «Кабан-секач». «Рысь» (из книги «Моя первая зоо­логия^).

И. Гурвич «Малька и Милька» (из книги «Задушевное слово»).

В.Сутеев «Палочка-выручалочка» (из книги «Сказки и картин­ки»).


НОЯБРЬ.

4-я неделя

ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения. четкости дикции, речевого дыхания (см. при­ложение).

Отгадывание и толкование загадок по теме. Развитие связной речи. Развитие мышления (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «БОТИНКИ» (см. приложение). Упражнение «ПОМОЩНИКИ». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для старшей группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

В.Драгунский «Денискины рассказы».

Братья Гримм «Храбрый портной».


II КВАРТАЛ ДЕКАБРЬ.

1-я неделя

ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие речевого слуха. Развитие чувства рифмы (см. приложение).

Упражнение «У КОРМУШКИ». Совершенствование граммати­ческого строя речи (употребление в речи предлогов).

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контур­ными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют дей­ствия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:

— Снегирь летит л: кормушке (предлог к).

— Синица улетает от кормушки (предлог от).

— Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Подвижная игра «МЕДВЕДЬ». Координация речи с движением (см. приложение).

Подвижная игра «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ». Координация речи с движением. Развитие творческого воображения (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Картины из серии «Времена года».

А. Пластов «Первый снег».

Г. Нисский «Над снегами».

А. Саврасов «Зимний пейзаж».

Предметные картинки по теме «Зимующие птицы».

С.Одоевский «Мороз Иванович».

В.Осеева «На катке».

С. Воронин «Моя береза. Зимой».


ДЕКАБРЬ.

2-я неделя

МЕБЕЛЬ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ОБСТАВИМ КВАРГИРУ». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Игра проводится на наборном полотне с ковролином. Контурные изображения мебели снабжены липучками. Воспитатель предлагает детям рассмотреть мебель, назвать ее, разделить слова на слоги. На наборное полотно помещаются изображения мебели, названия ко­торой правильно разделены на слоги.

Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Совершенствование грам­матического строя речи, употребление предлогов (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «НАША КВАРТИРА» (см. приложение).

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие слухового внимания (повто­рение, см. приложение для старшей группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

С. Маршак «Кошкин дом».


ДЕКАБРЬ.

3-я неделя

ПОСУДА


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания (см. при­ложение).

Упражнение «У БЕЛОЧКИ В ГОСТЯХ». Развитие связной речи. Развитие зрительного внимания.

Воспитатель помешает на магнитную доску изображения белоч­ки и праздничного стола. Он объясняет, что белочка ждет гостей и накрывает на стол, и просит детей запомнить, что белочка по­ставила на стол. Затем дети должны закрыть глаза, а воспитатель — поменять местами посуду на столе. Открыв глаза, дети рассказыва­ют, что изменилось. Например:

— Белочка поменяла местами сахарницу и масленку.

— Вместо чайника белочка поставила на с гол кофейник.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «МАШИНА КАША» (см. приложение). Упражнение «ПОСУДА». Координация речи с движением (по­вторение, см. приложение для средней группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме «Посуда». И. Машков «Натюрморт с самоваром». Рассказ М. Матвеевой «Синяя чашка».


ДЕКАБРЬ.

4-я неделя

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО», «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В НОВЫЙ ГОД». Развитие речевого слуха, чувства рифмы (см. при­ложение).

Отгадывание и толкование загадок по теме. Развитие связной речи. Развитие мышления (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ПОДАРКИ» (см. приложение). Подвижная игра «С НОВЫМ ГОДОМ!». Координация речи с движением (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЛИТЕРАТУРА

Предметные картинки по теме.

Русская народная сказка «Снегурочка».

Братья Гримм «Госпожа метелица».

В.Сутеев «Елка» (из книги «Сказки и картинки»).


ЯНВАРЬ.

2-я неделя

ТРАНСПОРТ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания (см. при­ложение).

Лото «ТРАНСПОРТ». Совершенствование навыка слогового ана­лиза слов.

Каждый ребенок получает карточку, разделенную на четыре части. У воспитателя — стопка картинок с изображениями транспорта. Вос­питатель показывает картинку детям, дети рассматривают ее. Картин­ку получает тот, кто первым разделит название картинки на слоги. По­бедителем считается тот, кто первым получит четыре картинки.

Предметные картинки для игры: автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, метро, велосипед, самолет, вертолет, пароход, катер, лодка, поезд, электричка, такси, грузовик, самосвал.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Подвижная игра «НА ШОССЕ». Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков — автоматизация шипящих звуков (см. .приложение).

Упражнение «САМОЛЕТ». Координация речи с движением (по­вторение, см. приложение для старшей группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме «Транспорт».

А. Гайдар «Чук и Гек».


ЯНВАРЬ.

3-я неделя

ПРОФЕССИИ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Звуковой анализ слов: кок, врач. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Составление и анализ предложений о профессиях (с опорой на картинки). Развитие связной речи. Совершенствование навыка ана­лиза предложений.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ПОВАР» (см. приложение). Упражнение «МАЛЯРЫ». Координация речи с движением (по­вторение, см. приложение для старшей группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

Е.Успенский «Детский врач» (из альбома «Детям о професси­ях»).

Русская народная сказка «Семь Симеонов — семь работников». В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

ЯНВАРЬ.

4-я неделя

ТРУД НА СЕЛЕ ЗИМОЙ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Лото «ПРОФЕССИИ». Деление на слоги слов — названий про­фессий. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — четкости дик­ции, правильного звукопроизношения (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

«ИГРА В СТАДО». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для старшей группы).

Упражнение «КАК МЫ ПОИЛИ ТЕЛЯТ». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для старшей группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Сюжетные картинки по теме.

А. Жабский «Контрольная дойка».

Белорусская народная сказка «Легкий хлеб».

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».


ФЕВРАЛЬ.

1-я неделя

ОРУДИЯ ТРУДА. ИНСТРУМЕНТЫ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Слоговое лото «ИНСТРУМЕНТЫ». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Звуковой анализ слов: пила, игла.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Подвижная игра «СТАРЫЙ КЛЕН». Координация речи с движе­нием (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика «НАПЕРСТОК» (повторение, см. при­ложение для старшей группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

С. Маршак «Как рубанок сделал рубанок».


ФЕВРАЛЬ.

2-я неделя

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Звуковой анализ слов: слон, тигр, львы. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Упражнение «КТО СПРЯТАЛСЯ В ДЖУНГЛЯХ?». Совершенст­вование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).

На игровом поле — джунгли. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля изображения животных жарких стран и задает детям вопросы:

— Кто спрятался в зарослях бамбука? Почему вы так думаете?

— Кто спрятался в реке? Почему вы так считаете? И т. п. Дети отвечают:

— В зарослях бамбука спрятался тигр, потому что мы видим тиг­риный хвост.

— В реке спрятался крокодил, потому что мы видим крокодилью пасть. И т. п.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?» (см. при­ложение).

Упражнение «ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧИ». Развитие слухового внима­ния (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

«Зоологическое лото».

Л. Толстой «Слон».

Б.Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра».

Е.Чарушин «Носорог», «Бегемот», «Лев» (из книги «Моя первая зоология»).


ФЕВРАЛЬ.

3-я неделя

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Игра-соревнование «ПОДБЕРИ СЛОВА». Подбор названий ком­натных растений на заданный звук.

Воспитатель предлагает детям подбирать названия комнатных растений на заданные звуки:

[А]

[К]

|Р|

[Ф)

азалия

кактус

розан

фикус

амариллис

колеус




фиалка

аспарагус

камнеломка







алоэ










За каждое слово ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всех фишек.

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?». Развитие связной речи, слухо­вого внимания, мышления.

Воспитатель предлагает вниманию детей цепочки слов. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее, составляют сложноподчиненное предложение.

Цепочки слов: кактус, ромашка, аспарагус, камнеломка.

Одуванчик, фикус, амариллис, розан.

Толстянка, фиалка, колокольчик, хлорофитум. И т. п.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение «НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для средней группы).

Упражнение «КАМНЕЛОМКА». Развитие общих речевых навы­ков (повторение, см. приложение для старшей группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Серия картин «Уход за комнатными растениями».


ФЕВРАЛЬ. 4-я неделя

АКВАРИУМНЫЕ И РЕЧНЫЕ РЫБЫ.

ЖИВОТНЫЙ МИР ОКЕАНА


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОКАЖИ НА СВЕТОФОРЕ». Развитие навыков фонематического анализа. Определение места звука [к] в названиях рыб и морских животных: акула, камбала, кальмар, скат, щука, пес­карь.

У детей — полоски картона, разделенные на три части, и фишки. Ребенок кладет фишку на первую, вторую или третью часть полоски в зависимости от того, в начале, середине или конце слова находится звук |к].

Составление и анализ предложений о морских животных (с опо­рой на сюжетные картинки). Развитие связной речи.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Подвижная игра «ЛЕТУЧАЯ РЫБА». Координация речи с дви­жением. Развитие творческого воображения (см. приложение). Пальчиковая гимнастика «АКУЛА» (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные и сюжетные картинки по теме.

Таблицы из энциклопедии «Жизнь животных» (т. 4. «Рыбы»).

С. Сахарное «Морские сказки».

С. Воронин «Добрая раковина» (из книги «Необыкновенная ро­машка»).


МАРТ. 1-я неделя

РАННЯЯ ВЕСНА. МАМИН ПРАЗДНИК


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?». Развитие слухового вни­мания (см. приложение).

Толкование и заучивание пословиц о ранней весне (см. приложе­ние).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ДРОЗД-ДРОЗДОК».

Подвижная игра «ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!». Координация ре­чи с движением. Развитие общих речевых навыков (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные и сюжетные картинки по теме.

К. Юон «Мартовское солнце».

A. Грицай «Половодье». Н. Ромадин «Март».

B. Кулькова «Ледоход» (из альбома «Иллюстративный материал».

В. Сухомлинский «Весенний ветер».


МАРТ. 2-я неделя

НАША РОДИНА. РОССИЯ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Толкование и заучивание пословиц и поговорок о Родине. Разви­тие связной речи, мышления, памяти (см. приложение).

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Слоговой анализ однокоренных слов: родина, родник, род, родители, родной. Работа с раздаточ­ным материалом. Совершенствование навыка слогового анализа слов.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Хоровод «БЕРЕЗА». Координация речи с движением (см. прило­жение).

Чистоговорка «ЖУРА-ЖУРА-ЖУРАВЕЛЬ!». Развитие общих ре­чевых навыков, автоматизация и дифференциация сонорных звуков (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Книга «Моя Родина».


МАРТ. 3-я неделя

МОСКВА СТОЛИЦА РОССИИ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ». Развитие слухового вни­мания.

Цепочки слов: Москва, Москва-река, Большой театр, Красная площадь, Спасская башня. Кремль, Третьяковская галерея, царь-коло­кол и т. п.

Составление и анализ предложений о Москве (с опорой на кар­тинки). Развитие связной речи.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Хоровод «БЕРЕЗА» (повторение).

Заучивание и рассказывание считалки о Москве. Развитие общих речевых навыков (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Альбомы и наборы открыток о Москве.

Е. И. Осетров «Моя Москва».


МАРТ. 4-я неделя

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОКАЖИ НА СВЕТОФОРЕ». Определение места звука [а] в словах: Нева, Мойка, Эрмитаж, Исаакий. Совершенство­вание навыков фонематического анализа.

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» (виды Санкт-Петербурга и Мос­квы). Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ЛЮБЛЮ ПО ГОРОДУ ГУЛЯТЬ» (см. приложение).

Упражнение «СЛУЧАЙ В ПЕТЕРБУРГЕ». Развитие слухового внимания (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЛИТЕРАТУРА.

Альбомы и наборы открыток по теме.

Л. Ермолаева, И.Лебедева «Чудесный город».

Л. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком».


АПРЕЛЬ. 1-я неделя

МЫ ЧИТАЕМ. С.Я.МАРШАК


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы (см. приложение).

Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внима­ния, памяти, сообразительности (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?» (повторение).

Упражнение «СТАРЫЙ КЛЕН». Координация речи с движением (повторение).

3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

С. Маршак «Разноцветная книга».

В.Лебедев «Десять книжек для детей» (иллюстрации к произве­дениям С. Маршака).


АПРЕЛЬ. 2-я неделя

МЫ ЧИТАЕМ. К. И. ЧУКОВСКИЙ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы (см. приложение).

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Викторина по произведениям К. И. Чуковского.


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

К. Чуковский «Сказки» (с иллюстрациями В. Конашевича).


АПРЕЛЬ. 3-я неделя

МЫ ЧИТАЕМ. С.В.МИХАЛКОВ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности (см. приложение).

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Литературное лото по произведениям С. В. Михалкова. Проводит­ся в форме вечернего досуга. У каждого из детей — игровое поле, разделенное на четыре части, у воспитателя — стопка карточек с иллюстрациями к произведениям Михалкова. Воспитатель показы­вает иллюстрацию, дети называют произведение, к которому она сделана. Побеждает тот, кто закроет игровое поле первым.


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

С. Михалков «От трех до десяти».


АПРЕЛЬ. 4-я неделя

МЫ ЧИТАЕМ. А. Л. БАРТО


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы (см. приложение).

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Литературное лото по произведениям А. Л. Барто. Проводится в форме вечернего досуга. У каждого из детей — игровое поле, разде­ленное на четыре части, у воспитателя — стопка карточек с иллю­страциями к произведениям Барто. Воспитатель показывает иллю­страцию, дети называют произведение, к которому она сделана. По­беждает тот, кто закроет игровое поле первым.


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

А. Барто «За цветами в зимний лес».


МАЙ. 1-я неделя

ВЕСНА. ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы (см. приложение).

Упражнение «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?». Развитие слухового вни­мания (см. приложение).


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «ВЕСНА» (см. приложение).

Подвижная игра «СОЛНЫШКО». Координация речи с движе­нием (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме. И. Бродская «Апрель».

А. Ерицай «Первые дни мая».

С. Воронин «Моя береза. Весной» (из книги «Необыкновенная ромашка»).


МАЙ. 2-я неделя

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ


1. ЛОЕОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Слоговой анализ слов — названий перелетных птиц. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Составление и анализ предложений о перелетных птицах (с опо­рой на картинки). Развитие связной речи. Совершенствование на­выка анализа предложений.


2. ИЕРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение «ВЕСНЯНКА». Координация речи с движением (см. приложение).

Упражнение «ЗИМА ПРОШЛА». Координация речи с движени­ем (повторение, см. приложение для средней группы).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные и сюжетные картинки по теме. А.Н.Толстой «Желтухин».

Л.Черский «Спасибо» (из книги «Задушевное слово»). С. Воронин «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Девять белых лебедей» (из книги «Необыкновенная ромашка»).


МАЙ. 3-я неделя

МЫ ЧИТАЕМ. А. С. ПУШКИН


I. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы (см. приложение).

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности (см. приложение).


2. ИЕРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Викторина по произведениям А. С. Пушкина.


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

А. С. Пушкин «Сказки».


МАЙ. 4-я неделя

ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ


1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Отгадывание и толкование загадок о школе и школьных принад­лежностях. Развитие связной речи, мышления, слухового внимания (см. приложение).

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СИГНАЛЫ». Дифференциация звуков [р] — [р'1 в словах — названиях школьных принадлежностей. Совершенствование навыков фонематического анализа.

Слова: рюкзак, ранец, ручка, карандаш, портфель, резинка, краски, фломастер, парта, букварь, тетрадь.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Пальчиковая гимнастика «В ШКОЛУ» (см. приложение). Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы (см. приложение).


3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

В.Драгунский «Еде это видано, где это слыхано».

Л. Пантелеев «Буква ТЫ».