bigpo.ru
добавить свой файл
1
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Забегалина С.В.

Ульяновский государственный университет

Россия, Ульяновск


Процесс социально-психологической адаптации является протяженным во времени, поскольку находится в зависимости от объективно необходимых и неизбежных изменений среды, но одновременно определяется субъективным адаптационным потенциалом личности, коммуникативными способностями, диспозиционной терпимостью, общей уравновешенностью характера, склонностью к срывам, нарушениям в деятельности и поведении, т.е. многими субъективными личностными факторами. Именно поэтому наряду с общими закономерностями социально-психологической адаптации необходимо подчеркивать ее индивидуальный характер протекания у каждого адаптанта.

Очевидно, и биологическая, и социальная адаптация осуществляются в рамках общих адаптационных механизмов. Способность к социальной адаптации - это, в первую очередь, проявление высоких адаптационных возможностей высшей нервной деятельности и психической деятельности человека, поскольку именно этим видам деятельности принадлежит решающая роль в переработке социальной информации и субъективном отражении факторов природной и социальной среды. Человек - существо биосоциальное, подчиняющееся как природным, так и социально-экономическим законам.

Изменения, сопровождающие адаптацию затрагивают все уровни: от молекулярного до психологического. Успешность адаптации зависит от процессов тренировки (в широком смысле), функционального, психического и морального состояние индивида. Адаптация – не только процесс, но и результат этого процесса. Соотношение этих двух компонентов, определяющее поведение человека, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в данной среде. Несмотря на непрерывный характер адаптации, обычно ее связывают с периодами кардинальной смены деятельности и среды [4].

Адаптацию можно понимать как реализацию личностных ресурсов. Личностный потенциал адаптации содержится в таких сферах как психические образования, личностная регуляция, особенности имеющихся знаний, умений, навыков, т.е. жизненный опыт человека, совокупность его способностей, мотивационная и ценностно-смысловая сфера. Таким образом, адаптационный потенциал для каждого конкретного индивида складывается из того, что он «имеет, может и хочет».

Ф.Б. Березин [3] определяет адаптацию как процесс установления соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позво­ляет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (учитывая психическое и физичес­кое здоровье), при этом психическая дея­тельность человека соответствует требованиям среды.

Подход к адаптации как к процессу формирования субъектом когнитив­ных стратегий по преодолению стрессогенной ситуации позволил С.А. Шапкину и Л.Г. Дикой построить континуум стратегий адаптации. Здесь также наметился отход от дихотомии «адаптация-дезадаптация» за счет описания промежуточных стратегий. Ус­пешная адаптация и дезадаптация образуют определенный континуум, на одном плюсе которого - сочетание наиболее эффективных стратегий, большее количество ресурсов и высокий уровень контроля за негативными эмоциональными пережива­ниями; на другом - сочетание неэффективных когнитивных стратегий, ма­лого количества ресурсов и слабой эмоциональной регуляции. Итак, механизмы адаптации включают не только различные стратегии поведения, но и эмоциональную регуляцию.

Учитывая, что адаптационный потенциал личности складывается из индивидуальных характеристик субъекта адаптации и условий объективной среды, в которой происходит адаптации, то для людей с ограниченными возможностями на первое место встает именно эмоциональная регуляция.

Моросанова В.И., Коноз Е.М. изучали изменение свойств темперамента под влиянием осознанной саморегуляции, самокоррекции своего поведения, деятельности в целях большей адаптации к ее условиям. В большей степени, согласно исследованию, в связи с общей развитостью системы саморегуляции, подвержен изменениям нейротизм, кроме того, экстраверсия, как показал эксперимент, связана с моделированием, регуляторной гибкостью и самостоятельностью, а нейротизм положительно коррелирует с процессом планирования. Другими словами тревожность, неуверенность в себе можно снизить за счет навыков саморегуляции, планирования, продумывания адекватных вариантов поведения в наиболее вероятных критических ситуациях.

Эмоциональная устойчивость людей с ограниченными возможностями при влиянии эмоциогенных факторов также во многом зависит от особенностей самооцен­ки (неадекватная самооценка продуцирует снижение эмоцио­нальной устойчивости). Она также тесно связана и с тревожностью — свойством, существенно обусловленным биологически.

Близким с эмоциональной устойчивостью, часто применяемым при рассмотрении аналогичных проблемных аспектов является понятие психической устойчивости. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов рассматривают поведение в трудных ситуациях психически устойчивой и неустойчивой личности. Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному (Рисунок. 1.).


Мотив деятельности


Цель, задача


Действия, ведущие к достижению цели


Осознание трудности


Негативная эмоциональная реакция


Поиск способа преодоления трудности


Понижение силы отрицательных эмоций


Улучшение функционирования


Оптимизация уровня возбуждения


Поведение психически устойчивой личности в трудной ситуации

Спонтанные поиски выхода


Усугубление осознаваемых трудностей


Возрастание силы негативных эмоций


Ухудшение функционирования


Понижение мотивации (или оборонительная реакция)



Поведение психически неустойчивой личности в трудной ситуации


Рис.1. Поведенческие характеристики психически устойчивой и неустойчивой личности по А.Я Анцупову и А.И.Шипилову.

Из рисунка видно, что психически неустойчивые люди склонны усугублять наличные трудности, испытывать более сильные негативные эмоции и пассивно (либо неадекватно) реагировать на воздействие среды. Трудности нарастают, воспринимаются как нечто обязательное, с чем невозможно бороться. В другом случае (при психической устойчивости) идет поиск вариантов решения проблемы, негативные эмоции уже не играют определяющей роли, не обуславливают поведение в целом. Психическая устойчивость зависит и от генетических факторов, и от состояния нервной системы, физиологических процессов в организме (учитывая влияние медикаментов), но спокойная обстановка, благожелательное окружение, забота (но не гиперопека), навыки саморегуляции, чувство нужности кому-то, безусловно, повысят психическую устойчивость личности.

Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. под адаптацией понимают процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного при­способления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Соотношение этих компонентов, определяет характер конкретной деятельности и поведения в целом и зависит от целей и ценностных ориентаций индивида и возможностей их достижения в данной среде.

Адаптация - это всегда активный процесс: будь то активное изменение социальной среды, внешних условий и обстоятельств или активное изменение себя.

Согласно А.А. Реану активность является непременным атрибутом успешной адаптации, и поэтому типологию адаптации следует строить на основе вектора активности, его направленности. Критерием различения типов адаптационного процесса предлагается считать не «активность-пассивность», а вектор активности, его направленность.

Направленности вектора «наружу» со­ответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе. Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного про­цесса. Он связан с активным изменением личности себя, с коррекцией соб­ственных социальных установок и привычных инструментальных поведен­ческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного само­приспособления к среде, которым успешно могут воспользоваться люди с ограниченными возможностями. Третий тип основывается на использовании обоих из ука­занных типов и поэтому получил название «вероятностно-комбинирован­ный».

В случае неприемлемости для личности по каким-либо причинам наличной среды адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды, с высокими адаптивными возможностями для данной личности. Последнее обстоятельство («для данной личности») является принципиально важным.

Особое место в структуре факторов психической адаптации занимает мотивация. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи является очень существенным фактором успешной адаптации. Затрудняет процесс адаптации неуверенность человека в собственных силах и его ожидание неуспеха. Мотивированные на неудачу менее инициативны, склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно теку­щего» - «Время - это постоянно струящийся поток». Склонны планировать свое будущее на небольшие промежутки времени. Мотивированные на успех в деятельности обычно активны, инициативны. Если встречаются пре­пятствия - ищут способы их преодоления. Активность в меньшей степени зависит от внешнего контроля со стороны других (врача, родных и т.д.). Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Склонны к восприятию и пережи­ванию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно теку­щего - «Время - стремительно несущийся всадник».

Система ценностных ориентаций образует внутреннюю основу отношения личности к действительности. Кроме того, они связаны с оценками окружающих (корректируются ими) и социально значимыми эмоциями, возникающими при оценке степени соответствия своих действий, их результата, и наличной системой ценностей.

Отсутствие сформированной системы личностных ценностей порождает ощущение «внутренней пустоты», ориентацию человека на внешние критерии оценки, на пассивное, некритическое принятие групповых норм поведения и мировоззрения в целом.

В.Франкл говорит о возможности наличия смысла жизни в различных жизненных обстоятельствах – и при успехе и при неудаче, для здорового и для смертельно больного. Отношение к жизни, мировоззрение, ценности человека, его способность находить позитивный смысл определяют и психологическое состояние. Можно быть богатым, здоровым, иметь семью и т.д., но жаловаться на судьбу и испытывать экзистенциональный кризис, а можно быть сильно ограниченным в своих личностных ресурсах, возможностях, даже в свободе, но находить смысл в своем существовании и быть эмоционально благополучным, адаптированным.

Социальная и личностная незрелость обуславливает отсутствие сопротивления давлению среды, пассивное подчинение обстоятельствам без их внутреннего осмысления и принятия. Человек является в таком случае пассивным членом общества, не вносящим своего вклада в ее структуру ценностных ориентаций. В таком случае мы видим противопоставление «внешнего» и «внутреннего» - расхождение между «внешними» по отношению к субъекту социальными ценностями, воплощенными во «внешних» для него нормах, правилах поведения, санкциях и т.п., и индивидуальными запросами, потребностями адаптанта, являющимися для него личным, «внутренним» двигателем мотивации поведения.

Наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент «кризиса нереализованности». Если же намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. Этот механизм действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека, когда у него сформирована достаточно четкая иерархия ценностных ориентаций, и он может с уверенностью сказать, что главное для него, например, творческая работа, затем – устойчивое состояние здоровья и т.д. Тогда создавая предпосылки для согласования жизненных целей в соответствии с приоритетными, определенными иерархией ценностными ориентациями.

Существенное место среди психологических регуляторов адап­тации занимает самооценка. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, и само формирование самооценки проис­ходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Завышенная самооценка провоцирует постановку целей выше реальных возможностей, пренебрежение необходи­мой информацией, снижение субъективной вероятности неуспеха, минимизацию усилий для достижения цели, сильное эмоциональное переживание неудач; потребность в сохранении уровня самооценки приводит к защитному игнорированию, объяснению неудач их внешними причи­нами, что ослабляет стимул к их преодолению.

Следствие заниженной самооценки - пассивность, боязнь ответственности, занижение субъективной вероятности успеха, дезорганизующее влияние неудач. Результатом неадекватной самооценки обычно является неполная реализация возможностей человека в деятельности, в отдельных случаях - отказ от нее. Активный выход из затруднений связан с высокой (но адекватной) самооценкой, а эмоциональный взрыв с низкой. Люди с низкой самооценкой отличаются склонностью к самоизоляции, социальной пассивностью и неадаптивностью. Их неуверенность порождает выраженную пассивность в поведении, порождаемую стремлением избежать возможной неудачи, что особенно опасно для людей с ограниченными возможностями, так как они и так часто чувствуют себя несколько в стороне от общества, от окружающих.

Направленность на творческую активность понимается как сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющих творческую активность человека и избирательность его отношений к решению проблемных задач. И если человек с ограниченными возможностями открывает в себе способности к творчеству, то это выступает важнейшим механизмом его социально-психологической адаптации.

Все компоненты адаптации взаимосвязаны между собой, причем взаимосвязь идет по принципу дополнения, компенсации каких-либо качеств другими в целях достижения адаптированности личности. Адаптация личности обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и зависит от сформированности средств (интеллектуальных, волевых, моральных) такой саморегуляции.

А. Либин и А. Либина, анализируя зарубежные исследования феноменов и меха­низмов совладающего поведения, объясняют их выбор влиянием индивидуально-психологичес­ких особенностей, такими, как: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особен­ности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности - чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее справляется он с возникшими трудностями. Встречающиеся в жизни человека пре­пятствия имеют своим источником не только внешнее (специфику среды), но и внутреннее (индивидуальные предпосылки). Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны «с установками и переживаниями, отношением к себе и другим, со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивными, аффективными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики».

Адаптированность личности проявляется в эмоциональных состояниях и социально, личностно значимых чувствах. К ним относятся: ощущение духовного комфорта, удовлетворительное самочувствие, ощущение жилищно-бытовой устроенности, положительные отношения с окружающими, активный социальный и удовлетворяющий личный статус, позиция, и высокий уровень удовлетворенности этими отношениями. К показателям адаптации относятся особенности поведения личности, возникающие в условиях стресса или конфликта.

Рассматривая особенности адаптации людей с ограниченными возможностями актуально вспомнить об акцентуациях характера, формирующихся в детском возрасте и оказывающих, согласно К.Леонгарду, непосредственное влияние на адаптацию личности в определенной среде.

Акцентуация характера ведет лишь к уязвимости личности в определенных ситуациях и может сочетаться с хорошей или даже повышенной адаптацией в других ситуациях. Акцентуации личности не делают личность ненормальной, она показывает готовность к особому как положительному, так и отрицательному варианту развития.

Распространенность акцентуаций зависит и от социальных факторов, и имеет генетическую обусловленность. Акцентуации характера часто обостряются под влиянием неблагоприятных жизненных обстоятельств, в частности у людей с ограниченными возможностями.

Напомним варианты типов акцентуации характера по К.Леонгарду: демонстративный, возбудимый, дистимный, экзальтированный, педантичный, тревожный, циклотимный, гипертимный, застревающий, эмотивный.

При акцентуации характера различны индивидуально-типологические особенности самоконтроля. Так для педантичных личностей характерны высокая детализация и развернутость действий по сбору и оценке информации об условиях, программирование действий и результатов, стремление к достижению принятых критериев, которые у них зачастую даже строже задаваемых извне. Крайнее проявление этого личностного типа - акцентуации процессов самоконтроля, препятствующая принятию решения о достижении цели.

Обратную картину - ослабление процессов сознательного самоконтроля наблюдается у возбудимых личностей, у которых при импульсивных поступках действия, как правило, осознаются только после их завершения. Для истерических личностей характерно ослабление самоконтроля из-за вытеснения из сознания адекватной опережающей оценки или оценки текущих результатов своих действий, поведения, что способствует некритическому восприятию ими своего поведения.

У застревающих личностей выдвижение цели действий и программы хорошо контролируется сознанием, но рассогласование между моделью условий и реальной ситуацией слабо поддается контролю и коррекции, в результате и адекватность оценки ими своего поведения зависит от степени объективности при постановке целей и выборе способов, средств их достижения.

Существуют также устойчивые различия в проявлении регуляторно-личностных свойств. Например, у демонстративных личностей адекватность программ поведения условиям деятельности значительно выше, чем у застревающих, личностей. Психологические различия в осознанности регуляции четко проступают в детализации представлений, высоком уровне осознанного самоконтроля у педантичных личностей, по сравнению с демонстративными, а ярко выраженная пластичность регуляции у последних проявляется в гибкой приспособляемости поведения к разнообразным условиям, в способности сбалансировать поведение и отношения с людьми при любых изменениях ситуации. Недостаточная пластичность поведения, низкая способность к оценке условий и соответствующей коррекции программы действий наблюдается при изменении ситуации у педантичных и застревающих личностей.

Регуляторно-личностные особенности не детерминируют непосредственно и жестко способы организации поведения. В частности известно, что при выраженной и рано проявившейся акцентуации характера прогноз жизнедеятельности не однозначен. «Застревающая» личность при неблагоприятных обстоятельствах может стать несговорчивым, не терпящим возражений человеком, но если обстоятельства будут благоприятствовать такому человеку, не исключено, что он окажется неутомимым и целеустремленным тружеником. Педантичная личность при неблагоприятных обстоятельствах может заболеть неврозом навязчивых состояний, при благоприятных вырабатывает высокая ответственность в той сфере деятельности, которая оказалась доступна и интересна. Педантическая акцентуация способствует исполнительности, успехам там, где требуется точность, аккуратность, умение тщательно контролировать свои действия, но при общей низкой ответственности за принятие решение. Демонстративная личность склонна к истероидному неврозу, с последующей ипохондрией, при иных обстоятельствах она выделяется творческими достижениями.

Существенным обстоятельством, влияющим на достижения акцентуированной личности в жизнедеятельности, является выбор деятельности. Она может способствовать или препятствовать формированию продуктивного стиля деятельности за счет степени соответствия стилевых особенностей регуляторики человека определенной личностной акцентуации, требованиям, предъявляемым к регуляторике исполнителя данной деятельности.

Адаптация характерна для социально зрелой личности. Основываясь на концепции А.А.Реана, мы говорим о со­циальной зрелости личности как целом, состоящем из нескольких компонентов. Такими компонентами являются, во-первых, «тройка»: ответственность, терпимость, саморазвитие. И, во-вторых, это четвер­тый интегративный компонент, который одновременно охватывает все предыдущие и в то же время присутствует в каждом из них. Этот компонент - личностная позитивность, проявляющаяся в позитивном отношении к миру, позитивном мышлении, определяющем позитивный взгляд на мир.

Ближе всего, к представлениям о фундаментальной роли ответственности в структуре личностной зрелости находятся идеи гуманистической (в широком смысле) и экзистенциональной психологии. Об уровне ответственности свидетельствуют показатели локуса контроля. Говоря о локусе контроля личности, обычно име­ют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. Об интернальном локусе контроля говорят тогда, когда человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. Об экстернальном локусе контроля говорят, если чело­век склонен приписывать ответственность за все внешним факторам: другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде. Интерналы более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более социально популярны. Экстерналов отличает повышенная тревожность и агрессивность, меньшая терпимость к другим, конформность, меньшая социальная популярность.

Интерналы используют конструктивно преобразующие стратегии, и, являясь активным типом личности, воспринимают трудную проблему в совокупности ее положительных и отрицательных сторон, в ее связях с другими событиями. В отличие от них, экстерналы чаще используют неконструктивные стратегии, чувствуют себя беспомощными в трудной ситуации, не видят связи в возникших трудностях со своим поведением, неадекватно оценивают последствия своих действий.

Локус контроля является важной интегральной характеристикой личности, показателем взаимосвязи отношения к себе и отношения к окружающему миру. Интернальность или экстернальность – это не частная личностная черта, а определенный личностный паттерн, целостная личностная комбинация.

Отношения к самому себе, по утверждению Б.Г. Ананьева, завершают структуру характера, обеспечивают целостность личности, «выполняют функции саморегулирования и контроля развития, способствуют образованию и стабилизации единства личности».

Интерналы отличаются высоким уровнем саморегуляции, позволяющим им контролировать негативные эмоции, импульсивные действия и блокировать дезинтегрирующее влияние на сознание психотравмирующих воздействий. Для экстерналов же характерен низкий уровень саморегуляции со всеми сопутствующими ему особенностями.

Таким образом, если человеку с ограниченными возможностями удается чувствовать себя ответственным за свою жизнь, за события, происходящие с ним, а также считать себя способным повлиять на эти события, повышается уровень субъективного контроля и, как следствие, уровень адаптации. И не случайно кроме общего уровня субъективного контроля выделены субшкалы интернальности-экстернальности успехов, неудач, здоровья и т.д. интернальности-экстернальности в области, эмоциональнаяи события, он ть себя ответственным за свою жизнь, за события, происходя

В то же время у людей с ограниченными возможностями экстернальный локус контроля может служить защитным механизмом, недающим разрушить, дестабилизировать самооценку. Связав неудачу с недостаточностью собственных усилий, личность возлагает ответственность на себя и требует повышения активности, что далеко не всегда возможно для людей с ограниченными возможностями. В том случае, если человек винит себя за недостаток способностей снижается мотивация, идет отказ от активности в преодолении трудностей, и, в конечном счете, снижается самооценка. Субъект, который постоянно и тотально берет ответственность на себя за все неудачи, провалы, промахи в жизни, подвержен серьезному риску дезадаптации. Ориентация на всеобъемлющую ответственность в случае серьезности или множественности трудностей является основательной почвой для возникновения комплекса вины. Чувство необходимости всеобъемлющего контроля над ситуацией является фактором риска психоэмоциональной дезадаптации, роста дискомфорта, напряжения.

Практическим признанием именно данного состояния вещей является собственно содержание работы психотерапевта, психолога при оказании психологической помощи дезадаптированной личности с ограниченными возможностями. «Вы не можете контролировать все в этой жизни», «Вы не можете сделать так, чтобы все поступали правильно», «Бывает, что обстоятельства сильнее нас», «Если нельзя изменить обстоятельства, надо изменить взгляд на них», - говорит психолог клиенту, страдающему невротизацией из-за подобных проблем.

Эти противоречия в роли интернального локуса контроля снимаются при введении атрибутивного паттерна, который условно назван А.А.Реаном «хороший интернальный контроль». Таким образом интернальность-экстернальность различается не только по ситуативным, поведенческим областям: достижений, неудач, здоровье и т.д., но и по детерминистским областям: (а) ответственность за причины неудач и (б) ответственность за преодоление неудач. «Хороший интернальный контроль», позволяет субъекту сохранить уверенность в себе, активную позицию и чувство контроля за событиями своей жизни, не приобретая попутно чувства всеобъемлющей вины и эмоциональной дезадаптации, его можно представить следующим образом (рисунок 2.). Данный подход в оценке своих успехов и неудач, с нашей точки зрения, является наиболее способствующим адаптации людей с ограниченными возможностями в силу их уязвимости в социальном плане. Глобальный интернальный контроль слишком губительно бы отозвался на их эмоциональном состоянии, самооценке и т.д.

Нетрудно заметить, что данная модель не тождественна гораздо более примитивной модели поведения и интерпретации событий, которая отражается формулой: интернал в области достижений – экстернал в области неудач. Иначе говоря: «за успехи ответственен Я, за неудачи случай, обстоятельства, другие люди». Хотя эта модель тоже присутствует в реальной жизни, она и не интернальна по сути и является асоциальной по своей сути.


«Хороший интернальный контроль»


Интернальность в области достижений

Интернальность в области неудач


Интернальность в области преодоления неудач

Экстернальность в области причин неудач


Рис. 2. «Хороший интернальный контроль» по А.А.Реану

Важным фактором адаптации людей с ограниченными возможностями является социально-психологическая терпимость личности. В структуре общего феномена терпимости обычно выделяют два ее вида: 1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпи­мость личности. Сенсуальная терпимость (лат. sensualis - чувственный, ос­нованный на чувствах, ощущениях) связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагопри­ятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию.

Содержание диспозиционной терпимости – установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, их поведению, к себе и воздействию других людей на себя, к жизни вообще.

В связи с социально-психологической адаптацией находится толерантность - это ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствитель­ности к его воздействию. Толерантность приводит к повышению устойчивости («терпимости») к некоторому неблагоприятному фактору. Социально-психоло­гическое же понимание толерантности связывается с терпимостью к различ­ным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий.

Основной путь обеспечения социально-психологической терпимости личности - это специфика ее установок («все люди могут ошибаться», «хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай», «и комар лошадь свалит, коли волк пособит», «в согласном стаде и волк не страшен» и т. п.). Повышение терпимости связано с формированием соответствующих установок личности.

Саморазвитие для людей ограниченными возможностями является сложной задачей, и зависит как от индивидуальных особенностей личности (интеллект, возраст, волевые качества и т.д.), так и от помощи, поддержки, которую встречает такой человек от окружающих.

Итак, социально-психологическая адаптация людей с ограниченными возможностями определяется их личностными ресурсами, особенностями социальной среды, отношением и заботой со стороны общества и ближайшего окружения.

Литература:

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. I./ Б.Г.Ананьев. //Под ред. А.А. Бодалева [и др.] - Mосква.- 1980 – С.161.

2. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб.для вузов./ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – Москва – 2000 - С. 200.

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека /Ф.Б. Березин – Л.- 1988 – С.5.

4. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.Я.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- 2 изд., расш., испр. и доп.- Ростов н/Д- 1998-С.9.

5. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защи­та или совладание со сложными ситуациями // Стиль человека: психологический ана­лиз/Под ред. А.В. Либина. – Москва - 1998-С. 191-192.

6. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма: новый взгляд. // Вопросы психологии. 2001, №2 С.59-73.

7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание. - СПб.-2002 – С.7.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст.ст. Д.А. Леонтьева. – М- 1990. – С. 98.

9. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации// Психол. журн. 1996. Т. 17. № 1. С. 19-34.