bigpo.ru
добавить свой файл
1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗДВИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.


Утверждаю____________

Директор ДДТ: Вдовиной В.В.

“___”___________2004г.


П Р О Г Р А М М А

КРУЖКА «Основы информационных технологий»


Автор программы:

Козлякина Елена Александровна

педагог дополнительного образования

Здвинского районного ДДТ

При Лянинской средней школе


Согласовано: Согласовано:

Специалист управления образования Метадистом ДДТ по ДПИ

Крокус Л.В. Антименкова Л.М.

“___”____________2004г. “___”____________2004г.


с.Здвинск 2003 г.


С О Д Е Р Ж А Н И Е


стр.

I. Пояснительная записка 3


  1. Роль кружка в воспитании подрастающего поколения 3




  1. Краткая информация о деятельности кружка.

Срок обучения, возрастные категории обучающихся 3


II. Основное содержание программы 4


  1. Цель и задачи 4




  1. Принципы построения программы 4



  1. Условия реализации программы 4


III. Тематическое планирование 5


  1. Тематический план первого года обучения 5

  2. Что должен знать и уметь учащийся после посещения 1 года обучения




  1. Тематический план второго года обучения 7




  1. Что должен знать и уметь учащийся после посещения 2 года обучения


Литература 8






  1. Пояснительная записка:

1.Роль кружка в воспитании подрастающего поколения

Эпоха научно-технической революции в корне изменила представление о мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии – как средство повышения производительности и эффективности труда.

Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производительной деятельности людей. Эта компьютерная революция ещё не завершена и недавно вошла в очередной этап, связанный с Интернетом. Дело идёт к тому, что всего через пять –семь лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.

К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля.

Поэтому в основе программы лежит установка на формирование у учащихся системы базовых понятий информатики и представлений об информационных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных задач.

Программа направлена на овладение учащимся конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

При прохождении программы кружка ребята получают представление об основных принципах работы с компьютером, средствах обработки информации (электронные таблицы, графическая и текстовая информация) и практические навыки работы с этими системами.

2.Краткая информация о деятельности кружка.

Срок обучения, возрастные категории.

Кружок «компьютерные технологии» при Лянинской средней школе существует два года ( с момента появления компьютера), первый год он проводился на школьной базе, на второй год обучения были даны часы от детского дома творчества.

Программа кружка рассчитана на 2 года обучения - 120 часов: 42 часа отводится на теоретические занятия и 78 часов – на компьютерные лабораторные работы. Занятия проводятся по 2 час 1 раза в неделю.

К теоретической базе относятся знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, общее представление об информации и информационных системах, о принципах строения компьютера.

Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: редактором текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.

В соответствии с этим занятия кружка делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части создаются компьютерные модели для решения задач. В ходе практических работ (лабораторных работ в компьютерном классе) учащиеся проводят компьютерные эксперименты.

Компьютер активно присутствует на подавляющем большинстве занятий кружка и предстаёт перед детьми как универсальная информационная (а вовсе не вычислительная!) машина.

Так как в нашей школе имеется всего один компьютер то программа кружка рекомендуется только для старших классов с 8 по11.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Цели и задачи Программы.

Основная цель курса – формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.

Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и (это главное!) новое видение мира.


Из поставленной цели вытекают следующие задачи, которые заключаются в:

  • формирование у ребят стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества;

  • формирование представлений о сущности информации, информационных процессов соответствующее их возрастным особенностям;

  • знакомство учащихся с современными информационными технологиями.

2.Принципы построения программы

Режим использования компьютера в сельской школе прежде всего определяется стратегическими, решениями, принятыми администрацией. Даже если на всю школу приходится всего один компьютер, с его помощью можно сделать очень и очень многое.

Учитывая правили техники безопасности и гигиены каждый ребёнок работает за компьютером не более 15 – 20 минут. Так как компьютер в школе имеется только один, а желающих посещать кружок очень много то занятия в основ ном проводятся парные.

Чтобы занятия кружка были более продуктивными, создаю условия, обеспечивающие комфортный микроклимат, поэтому в своей работе основываюсь на гуманно- личностном подходе.


Гуманное отношение к детям включает:

  • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

  • оптимистическую веру в ребёнка;

  • отсутствие прямого принуждения;

  • приоритет положительного стимулирования;

  • терпимость к детским недостаткам.


Личностный подход для создания мотивации предусматривает:


  • видение в каждом ученике уникальности, уважение её, понимание, так как все дети талантливы,

  • создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

  • исключение акцентов на отставание, неправильность выполнения задания и т.п.;

  • предоставление возможности и помощь детям реализовать себя в положительной деятельности;

  • гласность успехов каждого.

3.Условия реализации Программы.

Организация учебного процесса:

  1. Количество детей в группах не должно превышать 8-10человек.

  2. Занятия должны проходить 1 раза в неделю по3 часа.

  3. Сотрудничество с родителями в Программе рассматривает благоприятные факторы в достижении поставленной цели.

III. Содержание обучения.

1.Тематический план занятий 1 года обучения.

Тема

кол-во часов

теоретические занятия

практические занятия

1.Введение в курс кружка

2

2

-

2.Системная среда WINDOWS

8

3

5

3.Технология обработки графической информации

20

6

14

4.Технология обработки текстовой информации

38

12

26

5. Экскурсии, выставки, общественно полезный труд.

4

-

4

Итого:

72

23

49




  1. Подходы к определению информации, её виды, свойства.

2. Техника безопасности. Знакомство со средой WINDOWS. Общие сведения о графической оболочке WINDOWS. Особенности интерфейса WINDOWS. Графический интерфейс и его объекты. Роль и структура окон.

Знакомство с объектами: «файл», « документ», «папка». Действия над файлом.


Практическая работа: Знакомство с объектом «Рабочий стол». Работа с окнами. Работа с файлами в среде WINDOWS.


3.Знакомство с графическим редактором. Развитие графических знаков системы от наскального рисунка до компьютерной графики. Виды, назначение и применение графических редакторов. Среда Графического редактора Paint. Окно программы Paint (рабочее поле, панель инструментов, палитра цветов). Графические объекты: пиксель, линия, прямоугольник и другие


Практическая работа: Создание и редактирование рисунка.

  1. Знакомство с текстовым редактором
    Текстовый редактор назначение и возможности. Объекты печатного издания. Правила ввода текста. Интерфейс текстового редактора. Форматирование текста
    Работа со шрифтами (стиль, кегль, начертание). Абзац - основной объект: изменение абзацев (межстрочный интервал, отступы, выравнивание). Нумерация абзацев, вставка. рисунков, нумерация страниц.
    Построение таблиц (расписание уроков).


  2. Практическая работа: Набор и редактирование текста, сохранение и открытие файлов в указанной папке. Работа со шрифтами и абзацами. Вставка объектов из других приложений (создание поздравительной открытки).
    Итоговая работа

2.Что должен знать и уметь учащийся после посещения 1 года обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные термины графического интерфейса WINDOWS;

  • стандартный набор элементарных объектов;

  • что такое папка, какова её роль в системной среде WINDOWS;

  • что такое рабочий стол в среде WINDOWS;

  • меню графического редактора и панель инструментов;

  • что такое графический объект и графический примитив;

  • что такое фрагмент рисунка и какие действия можно с ним производить.

  • создавать и редактировать графическое изображение;

  • привести примеры графических примитивов, сервисные функции редакторов;

  • владеть основными возможностями, переставляемыми ГР: выполнение и редактирование рисунков, сохранение на магнитном носителе;

  • поместить в рисунок надпись;

  • назначение и области применения текстовых редакторов, основные их типы и отличия друг от друга;

  • меню текстового редактора и панели инструментов;

  • как подготовить страницу для размещения в ней текстового документа;

  • правила ввода текста;

  • понятие форматирования и его технологию;

  • способы внедрения других объектов: OLE и DDE технологии.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять простейшие операции с окнами( открыть, закрыть, свернуть, развернуть, изменить размеры);

  • создавать свою папку, переименовывать и удалять файлы и папки;

  • создавать и редактировать графическое изображение;

  • на примерах показать развитие графических знаков системы от наскального рисунка до компьютерной графики;

  • привести примеры графических примитивов, сервисные функции редакторов;

  • владеть основными возможностями, предоставляемыми ГР: выполнение и редактирование рисунков, сохранение на магнитном носителе, чтение оглавления рисунков, вывод рисунков на печатающее устройство;

  • поместить в рисунок надпись;

  • Вводить текст в соответствии с определенными правилами;

  • Редактировать текст;

  • Изменять начертания шрифта;

  • Форматировать абзацы;

  • Применять стили для форматирования;

  • Вставлять иллюстрации;

  • Готовить текстовый документ к печати.


Тематический план второго года обучения

Тема

кол-во часов

теоретические занятия

практические занятия

1. В компьютерном классе – повторение

2

2

-

2. Технология обработки числовой информации

28

10

18

3. Мультимедийные технологии

36

12

24

4. Экскурсии, выставки, общественно полезный труд.

6

-

6

Итого :

72

24

48


Второй год обучения

  1. В компьютерном классе – повторение

Техника безопасности. Файловая система Windows.

  1. Технология обработки числовой информации.

    1. Электронные таблицы.
      Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Понятие об объектах электронной таблицы - интерфейс, ячейка, строка, столбец. Ввод данных. Адрес данных.
      2.2.Функции. Понятие ссылки в формулах и функциях. Правила записи функции. Математические и статистические функции. Логические функции. Формулы.. На примерах решения задач.
      2.3. Построение диаграмм.
      Графическая форма представления данных электронных таблиц. Параметры диаграммы. Основные типы диаграмм: линейная, поверхностная, круговая, столбчатая, смешанная. Изменение диаграмм.


Практическая работа: Работа с электронными таблицами. Форматирование табличных документов: шрифт, выравнивание, задание формата данных. Работа с формулами. Построение диаграмм.

  1. .

Создание мультимедийных проектов в среде PowerPoint

Возможности и область использования приложения PowerPoint Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды PowerPoint. Вставка звука и видеоклипов. Настройка анимации.

Практическая работа: Разработка сценария. Создание линейной презентации. Создание управляющих кнопок. Создание мультимедийного проекта.

Что должен знать и уметь учащийся после посещения 2 года обучения


Учащиеся должны знать:

  • Структуру интерфейса;

  • Элементарные объекты ЭТ;

  • Типы данных;

  • Правила записи и использования формулы;

  • Технологию форматирования объекта;

  • Понятие формулы;

  • Типы диаграмм;

  • Технологию создания и редактирования диаграмм;

  • Назначение и функциональные возможности PowerPoint;

  • Объекты и инструменты;

  • Этапы создания презентации.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться управляющими элементами интерфейса ЭТ;

  • Выделять объекты ЭТ;

  • Записывать любую формулу;

  • Создавать таблицу;

  • Пользоваться операциями редактирования: копирование, удаление, перемещение, изменение;

  • Использовать шрифтовое оформление;

  • Изменять размеры столбца, строки, ячейки;

  • Создавать диаграмму;

  • Редактировать диаграмму: задавать заголовки, название осей, изменять шрифт, исправлять легенду, вводить подписи данных, изменять размеры диаграммы;

  • Выводить результаты работы на печать;

  • Настроить PowerPoint;

  • Создать слайд;

  • Изменить настройки слайда;

  • Сделать анимацию текста, картинки;

  • Вставить звук и видео клип в презентацию;

  • Настроить анимацию клипа;

  • Создать презентацию из нескольких слайдов;

  • Создавать управляющие кнопки для интерактивного интерфейса.


Литература:

Психолого- педагогическая:

1.Ким Н.А., Королева Г.В., Ливенец М.А. и другие «ИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к базовому курсу обучения компьютерным технологиям»: Новосибирск: Ферт- М 2001г.

  1. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. «Общая информатика»: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ – ПРЕСС, Информком-ПРЕСС, 2001.

  2. Симонович С.В., Евсеев Г.А. «Специальная информатика»: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ – ПРЕСС, Информком-ПРЕСС, 2001.

  3. Симонович С.В., Евсеев Г.А. «Практическая информатика»: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ – ПРЕСС, Информком-ПРЕСС, 2001.

  4. Симонович С.В. «Компьютер в вашей школе»: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ – ПРЕСС, Информком-ПРЕСС, 2001.

  5. Левин А. «Самоучитель работы на компьютере. Начинаем с WINDOS.» Москва, издательство «Нолидж», 2001.

  6. Хантер Б. «Мои ученики работают на компьютерах»: Москва «Просвещение», 1989.

Литература для детей:

  1. Симонович С.В., Евсеев Г.А «Занимательный компьютер»: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ – ПРЕСС, Информком-ПРЕСС, 2001.

  2. Харвей Г. «Excel для WINDOS 95 для «чайников»» - К.: «Диалектика», 1996.

  3. Каныгин Ю., Зотов Б. «Что такое информатика»: Москва «детская литература», 1989.

  4. Извозчикова В.А. «Информацтика в понятиях и терминах»: Москва «Просвещение», 1991.