bigpo.ru
добавить свой файл
1


Заседание межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности в Минпромторге России


Здание Минпромторга России, Китайгородский проезд, дом 7 , зал 3008

3 августа 2011 в 12-00



Текст выступления

на тему: «Информация региональной комиссии по борьбе с контрафактным и контрабандным товаром легкой промышленности о ситуации на рынке товаров легкой промышленности Смоленской области»


(Слайд №1)


Уважаемые коллеги!


Говоря о легкой промышленности региона необходимо отметить, что данная сфера деятельности имеет большое значение для социально-экономического положения Смоленской области. Организации отрасли не только обеспечивают прирост валового регионального продукта, создают нужную для наших граждан продукцию, но и имеют большое социальное значение. На предприятиях отрасли из числа работников, занятых в легкой промышленности, а это свыше 6,5 тыс. человек, более 75% - составляют женщины.


Следует отметить, что на территории области в сфере легкой промышленности работают 160 организаций текстильной и швейной промышленности и почти 11 предприятий по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви.

(Слайд №2)


В новых экономических условиях сегодня сформировался круг предприятий, определяющих ситуацию в отрасли. Из числа организаций текстильной и швейной промышленности следует выделить значимые предприятия такие как:

- ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат» – доля выпускаемой продукции на рынке РФ составляет 1,5% (хлопчатобумажные ткани и изделия из них).

- ОАО «Рославльская трикотажная фабрика «Апрель» – доля выпускаемой продукции на рынке РФ составляет 1,0% (трикотажные изделия

- ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» (чулочно-носочные и трикотажные изделия) доля выпускаемой продукции на рынке РФ составляет 15%.

Ведущим предприятием по производству изделий из кожи и производству обуви является – ОАО «Смоленская обувная фабрика».


(Слайд №3)


В течение последних лет в регионе сохраняется положительная динамика развития промышленности в целом, в том числе в отраслях легкой промышленности. За шесть месяцев 2011 года предприятиями области отгружено продукции, выполнено работ и услуг в общем объеме 80,3 млрд. рублей, что на 10,7 млрд. рублей больше, чем за аналогичный период предыдущего года.


(Слайд №4)


Увеличение объемов отмечено в обрабатывающих производствах, в том числе в текстильном и швейном производстве, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви.


Объем продукции в обрабатывающих производствах увеличился на 9,9 млрд. рублей (на 23,4%) и составил 52,3 млрд. рублей, в том числе в легкой промышленности - на 16,6% и составил 2,1 млрд. рублей, из него продукции (работ, услуг) организаций:

- текстильное и швейное производство – 1,9 млрд. рублей (рост составил 12,6% к аналогичному периоду прошлого года);

- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – 0,2 млрд. рублей (рост составил 10,6% к аналогичному периоду прошлого года).


(Слайд №5)


Следует подчеркнуть, что доля продукции легкой промышленности Смоленской области в объеме отгруженной продукции постоянно увеличивается, так если в 2008 году доля отгруженной продукции легкой промышленности составляла 2,6%; то в 2009 году – 3,3%; 2010 году – 4,3%, январе-июне 2011 года – 4,1%.


(Слайд №6)

По обрабатывающим производствам индекс имеет положительное значение -102,9% к уровню аналогичного периода прошлого года.


(Слайд №7)


За январь- июнь 2011 года обеспечен рост объема производства кожи, изделий из кожи и производство обуви на 3,9%.

До последнего времени в текстильном и швейном производстве присутствовала положительная динамика развития. Но за шесть месяцев текущего года индекс промышленного производства по данному виду экономической деятельности составил 90,1%. Отставание от уровня прошлого года связано в первую очередь с ростом цен на сырье. Цена на хлопок возросла в 2,5 раза к уровню 2010 года. Кроме того, снизился спрос на продукцию в связи с кризисом в Республике Беларусь. Все это существенно отразилось на производстве ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат».

На снижение уровня производства оказывает влияние незаконный ввоз и производство товаров, возрастающая конкуренция со стороны импортных товаров, использование морально и физически устаревшего технологического оборудования, что является следствием недостаточной инвестиционной активности.


(Слайд №8)


Вместе с тем организации легкой промышленности региона обеспечивают постоянное наращивание темпов производства таких видов продукции как:

- трикотажные изделия: 2009 год – 13,6 млн.шт., 2010 год – 14,9 млн.шт., январь-июнь 2011 года – 8,6 млн.шт.

- чулочно-носочные изделия: 2009 год – 38,3 млн.пар, 2010 год – 39,4 млн.пар, январь- июнь 2011 года – 19,1 млн.пар.


(Слайд №9)


Однако в целях исправления ситуации и дальнейшего развития легкой промышленности в регионе в течение последних лет Администрацией Смоленской области был принят ряд мер по улучшению условий работы предприятий отрасли.

1. В регионе созданы все необходимые условия по стимулированию и развитию инвестиционных процессов на территории области.

Инвесторам, реализующим приоритетные для Смоленской области проекты, предоставляется существенная финансовая поддержка, которая предполагает налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, компенсацию части процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам, бюджетные кредиты, государственные гарантии Смоленской области.


(Слайд №10)


В соответствии с действующим областным инвестиционным законодательством на реализацию одобренных инвестиционных проектов за январь-июнь текущего года (по предприятиям регионального значения и системообразующим) осуществлена государственная поддержка из средств регионального бюджета в формах субсидий и налоговых льгот на общую сумму более 369 млн. рублей. Выплата осуществлялась: ОАО «Рославльская трикотажная фабрика «Апрель», ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат»

В 2012 году данное направление будет продолжено.


2. Областной Администрацией проводилась работа по получению предприятиями промышленности государственной поддержки из средств федерального бюджета в форме субсидий на возмещение части затрат по кредитам, направленным на осуществление технического перевооружения и осуществление сезонных закупок сырья, материалов и продукции производственно-технического назначения на общую сумму более 194 млн. рублей. Данной поддержкой воспользовались ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат», ОАО «Рославльская трикотажная фабрика «Апрель», ЗАО «Смоленская чулочная фабрика».

(Слайд №11)


3. В последние годы малым и средним предприятиям области, в соответствии с региональным законодательством, уделяется повышенное внимание.

С 1 января 2009 года на территории Смоленской области реализуется долгосрочная областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области» на 2009 - 2012 годы.

В 2011 году из средств областного бюджета выделено на реализацию мероприятий Программы 148, 0 млн. рублей, что на 50,0 млн. рублей больше по сравнению с прошлым годом, кроме того, на мероприятия предусмотрены средства из федерального бюджета около 100,0 млн. рублей.

Объем оказанной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в 2011 году уже составил 76,7 млн. рублей.

В 2012 году на Программу из областного бюджета будет выделено 611 млн. рублей, что в 4 раза больше по сравнению с 2011 годом.


(Слайд №12)


Таким образом, в результате принятых мер:

- на предприятиях легкой промышленности своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата работникам, при этом уровень средней заработной платы за истекший год увеличился в среднем на 5%.

- продолжился процесс реализации инвестиционных проектов, замороженных в период экономического кризиса.

- постоянно растет количество вновь создаваемых организаций данной сферы в муниципальных образованиях региона.


(Слайд №13)


Так, за период 2010 год - первое полугодие 2011 года в регионе вновь создано 24 предприятий текстильного и швейного производства, по производству обуви.

В числе организации можно отметить такие как:

* ООО «Бэмби», г. Гагарин – производство детского вязанного трикотажа, товаров для новорожденных.

* ООО «Этника», г. Демидов – производство форменной одежды.

* ЗАО «Смоленская вышивка», г. Смоленск – производство строчевышетых изделий

* ООО «Золотое руно», г. Гагарин – производство детского вязанного трикотажа, товаров для новорожденных.

- выросла рентабельность организаций легкой промышленности.

Доля убыточных организаций данной сферы деятельности одна из самых низких в регионе (9,1%).


4. Немаловажным является развитие кооперационных связей между организациями легкой промышленности Смоленской области, города Москвы и регионов России.


(Слайд №14)


Расширяя географию продаж организации легпрома Смоленской области активно участвуют в выставочно-ярмарочной деятельности, проводимой за пределами региона.

(Слайд №15)


5. Сегодня главная задача, стоящая перед нами, это защита отечественного товаропроизводителя и создание цивилизованного рынка товаров легкой промышленности


Для защиты внутреннего рынка от контрабандной и контрафактной продукции, в Администрации Смоленской области создана Межведомственная комиссия по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией промышленного производства, координирующая деятельность федеральных органов исполнительной власти по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров на территорию Смоленской области.

Возглавляет комиссию заместитель Губернатора Смоленской области А.П. Долгов.


Проблема распространения контрафактной и контрабандной продукции промышленного производства носит системный характер. Практика показывает, что без консолидации усилий в рамках межведомственной комиссии проблемы защиты потребительского рынка от контрафактной продукции решаются не вполне эффективно.


(Слайд №16)


Наличие контрафакта на наших рынках обуславливается рядом причин:

Во-первых, такой товар дает сверхприбыль и предприниматель не спешит отказываться от его реализации;

Во-вторых, сами покупатели стимулируют это рынок - в своем желании быть модным, они приобретают «псевдобрэндовый» товар;

В третьих – низкая правовая подготовка потребителей;

В четвертых- в некоторых случаях неинформированность потребителей о низких потребительских свойствах такой продукции, и о том, что выпуск такой продукции нарушает права правообладателей;

В пятых - нельзя не отметить такую причину, как низкий уровень доходов населения;

В шестых - определенную негативную роль сыграло широкое развитие внемагазинных форм торговли, в том числе на рынках, которые остаются одной из самых неблагоприятных сфер торговли и неучтенных товаров.


За период создания региональной Межведомственной комиссии проведено ряд заседаний, на которых была одобрена Программа мероприятий комиссии, утвержден план работы, заслушивалась информация руководителей контролирующих органов региона (Смоленской таможни, Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, УВД по Смоленской области) о результатах работы в данной области; руководителей ЗАО «Ярцевская технологическая компания АМО ЗИЛ» и ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» о практике работы по борьбе с контрафактной продукцией на рынке, соответственно, автозапчастей и легкой промышленности.


(Слайд №17)


По итогам проведенных заседаний были решены ряд проблем в межведомственном взаимодействии:

1. Для более эффективной работы по вопросам борьбы с контрафактной продукцией в первую очередь необходимо решение вопроса по организации взаимодействия в данной сфере территориальных федеральных контролирующих структур и налаживание между ними оперативного обмена необходимой информацией.

В адрес Межведомственной комиссии неоднократно поступали предложения, по созданию постоянно действующих так называемых «мобильных групп» для проведения совместных мероприятий (выездных проверок) контролирующих органов с привлечением представителей промышленных предприятий, профсоюзов направленных на выявления и пресечения правонарушений незаконного оборота контрафактной продукции.

В этой связи в целях выработки механизма взаимодействия между участниками данной группы было проведено ряд совещаний с представителями правоохранительных и контролирующих органов Смоленской области.

Мероприятия по выявлению и пресечению незаконных производства и реализации, а также ввоза товаров промышленного производства на территорию региона осуществляют контрольно-надзорные и правоохранительные органы в рамках своих полномочий, согласно нормативно-правовым документам, действующим на территории Российской Федерации. В настоящее время, отсутствует нормативно-правовое законодательство о создании «мобильной группы» или расширение (в исключительных случаях) полномочий региональной комиссии, в части проведения совместных проверочно-контрольных мероприятий.

Вместе с тем, было принято решение проводить рабочие встречи с представителями правоохранительных и контролирующих органов региона по вопросу обмена информацией о выявленных фактах правонарушений в данной сфере.

Таким образом, результатом указанных мероприятий явилось:

- налаживание оперативного взаимодействия между контролирующими органами по вопросам выработки согласованных действий в проведении совместных проверочных мероприятиях по выявлению и пресечению правонарушений;

- установлено сотрудничество по обмену информацией о выявленных фактах контрафактной и контрабандной продукции на территории региона.

Следует подчеркнуть, что по итогам проведенных рабочих встреч имеются положительные примеры эффективной работы во взаимодействии:

В ноябре 2010 года по информации, содержащей сведения о нарушениях правил маркировки продукции, хранящихся на складах индивидуального предпринимателя города Смоленска и поставляемых в торговую сеть для дальнейшей реализации населению, Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении данной организаций.В результате установлено нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах, их изготовителях в части не доведения необходимой и достоверной информации для потребителей. За допущенное нарушение организация привлечена к ответственности в пределах санкций ст. 14.8 ч. 1 КоАП РФ (предупреждение).

В январе текущего года – по выявленным нарушениям индивидуального предпринимателя, реализовавшего товары с товарным знаком «Adidas» в городах Смоленск, Рославль Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области - привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 4000 рублей по ст. 14.4 ч.2 КоАП РФ и 2000 рублей по ст. 14.4. ч.1 КоАП РФ. По результатам проведения мероприятий отделом дознания ОВД по Рославльскому району Смоленской области в отношении данного предпринимателя возбуждено уголовное дело по ст. 180 УК РФ.

2. Для более эффективной работы по защите потребительского рынка от контрафактной продукции, правообладателям товарных знаков и производителям продукции необходимо более активно взаимодействовать с общественными организациями, союзами и правоохранительными органами по предупреждению и пресечению каналов поступления на потребительский рынок области контрабандной и контрафактной продукции, а также в вопросах предоставления необходимой информации и методических пособий, позволяющих оперативно отличать оригинальную продукцию от поддельной.

За период работы Межведомственной комиссии в ее адрес поступило только одно обращение 27 апреля 2011 года от ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» о нарушении действующего законодательства и недобросовестной конкуренции при реализации чулочно-носочных изделий производства Китая на рынках города Смоленска, которое было направлено по принадлежности в заинтересованные контролирующие органы. На основании исследований образцов продукции сотрудниками Управления Министерства внутренних дел региона проведены мероприятия на рынках города Смоленска, в результате проведения которых выявлены факты введения в заблуждение потребителей относительно свойств товара. Предприниматели, реализовывавшие носки с предоставлением несоответствующей информации, привлечены к административной ответственности в виде штрафа по ст. 14.7 КоАП РФ (обман покупателя).


(Слайд №18)


3. Учитывая практику работы предприятий региона в данной области, размер санкций за правонарушение и преступление, связанные с оборотом контрафактной продукцией в настоящее время, малоэффективен. В некоторых случаях, предельный штраф во много раз меньше получаемой от этой незаконной деятельности прибыли. Поэтому производителям и продавцам выгоднее платить штрафы, чем прекратить торговлю подделками.

Одной из самых действенных мер решения проблемы борьбы с контрафактной и поддельных товаров легкой промышленности может явится ужесточение административной и уголовной ответственности за производство, реализацию и распространение такой продукции.


4. В целях доступности в получении более оперативной информации для межведомственного взаимодействия с федеральными контролирующими органами, принимаемых решений в рамках работы Межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности, созданной совместным приказом Минпромторга России, МВД России, ФТС России и их исполнения необходимо на федеральном уровне размещать необходимую информацию на Интернет-портале Минпромторга России.


5. Практика показывает, что большинство правообладателей проводят исследования и экспертизы изъятой, в частности, органами внутренних дел продукции только больших партий, а учитывая особенности региона, основная масса контрафакта поступает из столичного региона и в розничной сети изымается только единичные экземпляры продукции, в связи с этим возникают проблемы в проведении экспертиз.

В целях разрешения указанной проблемы и принимая во внимание отсутствие в регионе представителей крупных правообладателей известных товарных знаков, правообладателям товаров, владельцам торговых марок необходимо:

- более активно защищать свою продукцию от преступных посягательств;

- формировать стратегию установления разумных цен;

- распространять среди потребителей и трейдеров пороговые уровни цен на товары, ниже которых цена соответствует поддельному товару;

- определять места и условия продажи марочного товара, давать необходимую информацию с выделением элементов, по которым можно оперативно отличит подделку товара и знака от оригинала;

- стимулировать потребителя и содействовать ему в передаче информации о случаях контрафакции соответствующим органам.

- организовать массовую информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование негативного отношения к контрафактной продукции различных категорий потребителей и предпринимателей, в том числе создавать и распространять в центральных и региональных средствах массовой информации соответствующую социальную рекламу.


6. Немаловажным фактором в повышении конкурентоспособности отечественной продукции и защиты потребителя от некачественной продукции, является разработка технических регламентов, обеспечивающие формирование Единого экономического пространства Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, в частности - о безопасности продукции легкой промышленности и потребительских товаров, и на основе этого совершенствования системы сертификации. Это позволит законодательно запретить реализацию товаров низкого качества.


7. Учитывая значимость вопроса борьбы с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности, масштабность проблем имело бы смысл корректировать федеральный план государственной статистической работы по разработке методики показателей в данном направлении.


В целом, необходимо отметить, что деятельность Межведомственной комиссии при Администрации Смоленской области по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией промышленного производства дает свои результаты, тем не менее, перед нами стоит задача продолжить системное взаимодействие между контролирующими органами по вопросам выработки согласованных действий в проведении совместных проверочных мероприятиях по выявлению и пресечению правонарушений в данной области в будущем периоде.


(Слайд №19)


Благодарю за внимание.