bigpo.ru
добавить свой файл
1
Цели: закрепить знания о жанрах русского народного творчества; познакомить с характерными чертами русского фольклора; развивать любознательность, речь; воспитывать интерес к культурному наследию народа.


Оборудование: картины русской природы; сундучок, платок, книга Даля, фартук с загадками – заплатками для Василисы Премудрой; иллюстрации к небылицам, выполненные детьми, ромашка- скороговорка, напечатанные на листе скороговорки для каждого ученика; опорные слова на карточках: фольклор, фольклорист, Даль, сказка и т.д.; эпиграф к уроку, записанный на доске:


Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В.Шафран


Ход занятия:

I. Вступительная часть.

Зазывалы в русских народных костюмах встречают гостей:

- Добро пожаловать, гости дорогие!

Давно уж вас мы поджидаем,

Без вас речей не начинаем.


- Для каждого найдётся глоток водицы из колодца.

Подарки есть на всякий вкус:

Кому – сказка, кому – быль,

Кому песенка вприкус.


- Мы приветствуем гостей, дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

3 класс, 3 класс

Пригласил на праздник вас!


- Здравствуйте люди добрые!

Гости званые и желанные,

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые,

Почтенные и молодые,

Полные и худые!

Рады гостям, как добрым вестям.


- Слушайте, люди добрые!

Потом не говорите, что не слышали.

Сего года, месяца, числа

Всех на праздник приглашаем!


- Пожалуйте, гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Давно уж вас мы поджидаем,

Праздник не начинаем.

У нас на каждого и словечко и местечко.


II. Основная часть.

(Звучит русская лирическая музыка, учитель показывает иллюстрации.)


Учитель:

- Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Это Россия.

- Ты смотришь в спокойное небо, бредёшь лесными тропами, сидишь у прохладной воды. Это Россия.

- Ты видишь древние стены Кремля, блеск куполов над храмами. И это Россия.

- Ты видишь сотни радостных глаз. Движется людское море. Песня летит над толпой. В праздники площадь бурлит. И это тоже Россия.

- Итак, мы начинаем наше занятие, которое мы долго ждали, готовились к нему. Много прочитано, разучено, спето.


( Раздаётся стук в дверь и помощники учителя вносят сундучок.)


Учитель: Дети, нам сундучок принесли. Кто бы мог его передать? Давайте откроем его и узнаем, от кого он. (Открывает и достаёт платок.)

- Вот чудеса! Какой красивый платок! Да на нём что-то вышито: «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. Путь ко мне не близкий, но очень интересный. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи! В добрый час! Ваш дедушка Фольклор».

- Интересное послание, ребята! И имя очень странное у дедушки.

Фольклор – это устное народное творчество, в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Фольклор выражен разными жанрами. Назовите их.

-Всё это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Нередко рассказчики вносили в полюбившийся текст что-то своё, и постепенно песни и сказки совершенствовались. Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века учёные начали понимать ценность фольклора и стали его записывать. Человек, собирающий фольклор. Называется фольклористом. Одним из великих собирателей фольклора был Владимир Иванович Даль. Всю свою жизнь он работал над созданием книги «толковый словарь живого великорусского языка». Уроженец Рязанской области, друг Даля Измаил Иванович Срезневский тоже собирал песни, пословицы, поговорки, обычаи.

-Чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор. Итак, в путь! Раскроем этот прекрасный ларец народной мудрости.

« В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были…» Эти слова – как позывные перед футбольным матчем. Только услышишь – сразу знаешь, что дальше будет сказка. А вот и наша гостья из сказки.

( Звучит музыка и входит Василиса Премудрая.)


Василиса Премудрая: Здравствуйте, ребята! Я – Василиса Премудрая. Я знаю много сказок. А что такое сказка?

Дети: Сказка – это рассказ о чем-нибудь необыкновенном, о таких событиях, которые в жизни произойти не могут.

Василиса Премудрая: Но если сказка повествует о том, чего не было, тогда зачем она существует?

Дети: Сказки нас учат быть добрыми и справедливыми, учат противостоять злу, презирать хитрецов.

Василиса Премудрая: Вы правы, ребята. Ведь недаром А.С.Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».

Учитель: а ещё сказки написаны ярким языком. На их примере мы сегодня можем обогащать нашу речь богатствами русского языка.

Василиса Премудрая: ребята, а вы сказки знаете? Гости дорогие, не хотите ли вы сказочку послушать?

(Дети инсценируют заранее подготовленную сказку.)

Василиса Премудрая:

Молодцы, ребята!

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем вас

К загадкам поскорее!

-Ребята, а что такое загадка?

Дети: Загадка – это задачка, которую надо решать, отгадывать. В загадке предмет или явление не называется, а описывается. И по этим признакам нужно догадаться, о чём идёт речь.

Учитель: А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили они до встречи с вами? Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед тогда подстерегало человека: ударит молния, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо.

Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный язык». Медведицу, например, называли коровой, а корову – рыкушей, молнию – турицей, а гром – туром. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки.

Василиса Премудрая: Больше всех сказки любили дети. Я для вас забаву приготовила. Вот моя забава – загадки на заплатках. Снимите прищепку – заплатка упадёт, а загадка откроется.

(Дети подходят, читают загадку, отгадывают её.)

Василиса Премудрая: А вот загадка хитрая да весёлая!

В лесу – тук – тук!

В избе – ляп – ляп!

В руках – дзынь – дзынь!

На полу – топ – топ!

( Вбегают ребята, в руках у них русские народные инструменты.)

1-й участник: Да это же балалайка!

2-й участник: Домра!

3-й участник: Ложки!

4-й участник: Трещотки!

5-й участник:

Ребята, а вы нас узнали?

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся детвора,

Ждёт вас русская игра!

(Участники вместе с детьми исполняют игровую песню.)

Учитель: А знаете ли вы, что не всегда на Руси привечали песню,

весёлый танец, игру на музыкальных инструментах?


Давным-давно, почти 400 лет назад, игру на музыкальных инструментах считали грехом, равным пьянству. Уничтожали и сжигали домры, гусли, рожки, свирели, бубны.

Ещё более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами.

Скоморохи - это музыканты – профессионалы. Они бродили по городам и деревням, показывали представления, пели остроумные куплеты, высмеивали жадных купцов, капризных бояр. Народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла их инструменты и традиции исполнительства, а потом и возродила их для новой жизни.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, сейчас русская народная песня разве забылась?

Дети: Нет и нет! В фольклорных ансамблях учат играть на русских народных инструментах.

( Учитель вместе с детьми исполняет известную русскую народную песню.)

Звучит русская плясовая.

Учитель: Послушайте, ребята, мне кажется, к нам кто-то спешит.

(Вбегают два скомороха.)

1-й скоморох:

Подходите ближе, подходите!

Да глаза свои протрите.

Мы развесёлые потешники-

Известные скоморохи и насмешники.

2-й скоморох:

За медный пятак

Покажем вам эдак и так!

Довольны? Будет здорово!

Удовольствий с три короба.

Учитель: Послушайте небылицы. Они весело учат различать действительность и фантазию, развивают воображение, рисуют необычные картины жизни.

1-й скоморох:

По поднебесью, братцы, медведь летит.

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деточек вывела.

Малых деточек – поросяточек.


2-й скоморох:

А где видано и в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросёночек яичко снёс,

Да на полочку унёс?


Учитель: Ну, хватит силой меряться! Слышите, это спешат небылицы в частушках!

(Ученики исполняют частушки и показывают иллюстрации к ним.)

Частушки:

Начинаем петь частушки.

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.


Мы частушек много знаем

Под разлив гармошечки.

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки.


Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете.

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.


Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.


Посмотрите-ка, ребята,

Что на крыше деется.

Воробей в рожок играет,

За соломку держится.


Вы послушайте, ребята,

Нескладуху буду петь.

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь.

Как по речке по Волжанке,

Соловей плывёт на палке.

Сел на доску тонкую,

Развёл гармошку звонкую.


Ой, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ой, спасибо гармонисту

За игру весёлую.


Учитель: Ребята, посмотрите, пока мы веселились, в классе нашли вот такую ромашку. Этот цветок непростой. Это ромашка-скороговорка. В скороговорке нарочно совмещены звуки, трудные для произношения.


Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь.


( Ученик отрывает лепесток ромашки, его номер соответствует номеру скороговорки на листе.)


Скороговорки:

Груздь на солнце греет бок.

В кузовок иди, дружок!


Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу!»


Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.


Девчонка везла на возу

Козлёнка, козла и козу.


Слышен шорох в камышах.

От него шумит в ушах.


Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

( Учитель даёт детям разные команды по прочтению ими вслух скороговорок.)

Учитель:

- прочитать, чётко проговаривая все звуки;

- прочитать медленно;

- прочитать:

- «ночь» (шёпотом)

- «утро» (вполголоса)

- «день» (громко)

- прочитать в быстром темпе 3 раза подряд.


III. Заключительная часть.

Учитель: Ребята, подходит к концу наше путешествие. Смотрите, избушка. Давайте постучим.

(Выходит дедушка Фольклор.)


Фольклор: Здравствуйте, внучата! Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече. Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня. Сегодня вы много говорили о прошлом. Оно не исчезает бесследно, остаётся жить в наших обычаях, привычках, в слове, в песне, в сказке. Мне бы хотелось, чтобы вы почувствовали красоту произведений народного творчества. Научились находить их и слушать. Пусть не станете вы фольклористами, но пусть всю вашу жизнь будут с вами любовь к родной речи, к русским песням и танцам.

Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!»


Учитель:

Вот и кончилась игра,

Всем домой спешить пора.

Пришло время расставанья

До следующего гулянья.

Завтра ждёт всех день забот,

На прощанье – хоровод.

(Звучит русская плясовая, дети водят хоровод.)


Учитель: Русский фольклор складывался не от простого времяпрепровождения. Издавна Россия славилась работами умельцев и своей щедростью.

(Дети дарят друг другу поделки и сувениры, сделанные своими руками.)


1-й скоморох:

А вот леденцы,

Леденцы – бубенцы.

Петухи, синицы

И прочие птицы.


2-й скоморох:

Глядите, не моргайте,

Рты не разевайте,

Ворон не считайте,

Даром разбирайте!

(Скоморохи раздают леденцы.)