bigpo.ru
добавить свой файл
1 2
МОУ Средне-Муйская средняя

общеобразовательная школа


УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор школы Зам. директора по УВР На заседании МО

_______________ ___________________ протокол №_____

Чиликанова Т.П. Котенко С.М. от «__»____2011__г.

«__»______2011_г. «__»__________2011__г. Руководитель МО

________________


Рабочая программа

по обществознанию

для __10-11_____ класса

10 кл.: 1 час в неделю

11кл.: 2 часа в неделю (всего 100 часов)


Составитель:

учитель истории

и обществознания

высшей категории

Дунаева Наталья Ивановна


2011 год


Обществознание

10-11 классы

100 часов

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по обществознанию, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  • Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр;

  • Учебный план МОУ Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа на 2011/2012 учебный год.

  • Авторская программа "Человек и общество. Обществознание».10—11 классы, базовый уровень под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук. – М.: "Просвещение".2007.

  • Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11


Место программы в образовательном процессе.

Федеральный базисный учебный план на изучение предмета «Обществознание» на базовом уровне отводит 210 часов. Рабочая программа ориентирована на 10-11 классы, рассчитана на 100 учебных часа из расчёта: 10 класс – 1 час в неделю (34 часа),11 класс - 2 часа в неделю (33 недели=66 часов). Контрольных уроков

Учебно-методический комплект по предмету:

  • Боголюбов Л. Н. Обществознание: Часть 1. 10 класс М.: Просвещение, 2007

  • Боголюбов Л. Н. Обществознание: Часть 2. 11 класс М.: Просвещение, 2007

  • Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ – М.: Издательство «Экзамен», 2010.



Содержание среднего (полного) обществоведческого образования представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в старших классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.


Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В данное планирование по обществознанию внесены следующие изменения: количество часов за учебный год в 11 классе не 68 часов, а 66 часов (33 *2=66 часов). Для ликвидации пробелов в знаниях и качественной подготовке к итоговой аттестации выделяются часы на предэкзаменационное повторение, в 10 классе - на повторение основных вопросов основной средней школы. При этом, в рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов (или 6,5 %) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Программа позволяет использовать разнообразные формы организации учебного процесса: лекция, семинар, диспут, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся (написание докладов, рефератов), проектная деятельность.

В целях качественной подготовки выпускников средней школы к итоговой аттестации для работы в классе и дома ученики дополнительно используют учебник обществознания А.Ф.Никитина, И.В.Метелмк, И.А.Галицкой., где более глубоко рассмотрены вопросы:

- Основные институты общества - § 3

- Социальные конфликты - § 6.

- Политическая система -§12

- Политические партии и движения - § 14

Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации. Познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.


Изучение обществоведения в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

  • Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизация полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

  • Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Предусматривается формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

  • Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен

Знать

- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- основные социальные институты и процессы;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.


Уметь

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текс, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществознаниевыми терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно – следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать на основе приобретенных социально – гуманитарных знаний собственного суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

- применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Учебно-тематический план

10 класс. 34 часа.




Разделы,

темы


Кол-во

часов

(авт-я

прогр.)

Кол-во

часов

(раб.

прогр.)

Теория

Практи

ка

Контрольные и

диагностические

материалы




Раздел I.

Деятельность в жизни человека и общества.
















1

Вводные уроки




6

5




№2Входной тест.


2

Т е м а 1. Деятельность человека




3

3







3

Т е м а 2. Познание как деятельность




3

1

2: №11,

№12






4

Т е м а 3. Деятельность и духовный мир человека




5

2

2:№15; №16.

12. Тест по теме «Познание как деятельность».

5

Т е м а 4. Материально – производственная деятельность человека.




3

2

№20




6

Тема 5. Социальная деятельность человека.




5

3

2:№23; №24.




7

Тема 6. Социально – политическая деятельность человека и развитие общества.





4


2

2: №28; №29.







Итоговое обобщение




3

2




Итоговый тест.

«Деятельность в жизни человека и общества»




Урок-проект.




2




2: №33,34







Итого:


34 ч.


34 ч.


20


11


3



Учебно-тематический план

11 класс. 66 часов.



Разделы,

темы


Кол-во

часов

(авт-я

прогр.)

Кол-во

часов

(раб.

прогр.)

Теория

Практи

ка

Контрольные и

диагностические

материалы




Раздел II. На пути к современной цивилизации





14










1

Тема 7. Мыслители прошлого об обществе и его развитии.





6

4

2: №3; №5




2

Тема 8. Цивилизации прошлого




8

6

2:№13; №14







Раздел III. Современное общество




42










3

Тема 9. Современный этап мирового цивилизационного развития.




5

3

2: №17; №18




4

Тема 10. Экономическое развитие современного общества.




7

5

№25

26.Тест «Экономическая сфера».

5

Тема 11. Социальное развитие современного общества.




10

5

4: №28; №29; №34; №35

36.Тест «Социальная сфера общества»

6

Тема 12. Политическая жизнь современного общества.




11

8

2: №42; №46

Тест «Политическая

жизнь современного общества»


7

Тема 13. Духовные ценности современного общества.




9

7

№50

56. Тест «Духовная сфера».




Итоговое обобщение




3

1

2: №58,59

58. Итоговый тест ( по форме ЕГЭ)

8

Предэкзаменационное повторение.




7

6
































Итого:


68 ч.


66 ч.


45


16


5 ч.



Содержание программы.

Раздел I. Деятельность в жизни человека и общества.

Введение (6 час)


Общество и общественные отношения. Понятия общества. Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Человек, индивид, личность. Бытие человека. Биосоциальная сущность человека. Личность и индивидуальность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация.




следующая страница >>