bigpo.ru
добавить свой файл
1
Опыт педагогической учебно-воспитаткльной деятельности Ивановой Валентины Ивановны, учителя технологии высшей категории МОУ СОШ №132 г. Самары

Нравственно-патриотическое воспитание школьников на истории и традициях СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  1. Актуальность опыта.

1.1Актуальность решаемых с помощью внедрения опыта проблем.

Школа, в которой я работаю с 1989 года, является членом Международной Ассоциации Славянских школ. В соответствии с общей концепцией развития школы в преподавании предмета «Технология», как и других дисциплин, введёна в учебный план славянский компонент.

Введение славяноведения в изучении предмета «Технология» позволяет детям расширить представление о жизни славян, народном творчестве, истории возникновения и развития промыслов, технологии производства, неповторимой красоты и ценности ручной работы русских мастеров, духовном и нравственном содержании народного творчества славян, значении сохранений народных ремёсел для будущих поколений. Для нашей школы эта тема является ключевой.

Ведущая идея опыта

Задача учителя технологии в моей школе состоит в том, чтобы создать такую образовательную и воспитательную среду, которая бы способствовала:

- духовному, нравственному, патриотическому и физическому развитию ребёнка, формированию социо -культурных и коммуникативных способностей;

-формированию активной познавательной деятельности ученика как «субьекта» учебной деятельности, (учитель выступает в роли консультанта);

- развитию продуктивного творческого воображения и мышления, способности принятия самостоятельного решения и выбора оптимального пути достижения желаемого результата;

-расширению представления учащихся о технологии производства в различных сферах человеческой деятельности;

-формированию навыков переноса полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьников.


Считаю одинаково важными решение как образовательных, развивающих коммуникативные и интеллектуальные способности ребёнка, так и воспитательных задач. Человек, не знающий своих корней, не имеющий духовного родства с прошлым своего народа, не может испытывать чувство гордости, сопричастности к культуре. накопленной предшествующими поколениями, формировать высокое национальное самосознание.

Дать определённую программой сумму знаний -это ещё не всё. Важно и. я думаю, всегда будет актуально научить детей пользоваться своими знаниями. Умело применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Метод проектов в этом случае, как нельзя лучше, способствует развивает у детей и социо культурные и информационные, и коммуникативные способности.


На уроках я стараюсь дать больше простора творческой фантазии детей, уделять больше внимания активной познавательной деятельности, формированию ученика как «субъекта » деятельности. Дети активнее проявляют свои творческие способности, развивают логическое мышление, анализируют различные способы достижения цели, определяют свой выбор, радуются своим успехам. Я же выступаю в роли консультанта. Считаю, такой подход необходим для развития творческого самовыражения, мышления, без которых невозможно успешное обучение.


Здоровьесбережение

Одним из важнейших условий успешной учебной деятельности детей считаю их здоровье, их эмоциональное состояние, готовность к продвижению в зону ближайшего развития.

Определение эмоционального состояния учеников мне необходимо для правильной организации работы в группах и дифференцированного контроля и помощи в период выполнения самостоятельного задания учащегося.

По степени готовности к обучению выделяю 3 группы


1 группа

Хочу знать, могу, мне интересно знать, делать и решать учебную задачу

2 группа


Я готова к уроку

3 группа .

Я не очень хорошо себя чувствую. Мне не всё удаётся сегодня. Я переживаю по этму поводу, мне еужна помлщь .

Ученики соотносят себя в соответствующую группу по личной оценке своего состояния.

В каждом уроке перед учениками ставлю цель, какими конкретно знаниями мы должны овладеть, чему научиться. Какие требования техники безопасности при выполнении работ необходимо знать и соблюдать. Демонстрирую приёмы безопасной работы, организую проверку знаний непосредственно на рабочем месте, обеспечиваю контроль за соблюдением безопасных приёмов работы.


Моя главная задача в образовательном, да и в воспитательном процессе состоит в том, чтобы увлечь ребят творчеством. «Расскажи_ и я узнаю, покажи_ и я запомню, увлеки – и я пойму!» Можно много рассказывать о народном творчестве, о промыслах, о предмете труда. Ребёнок получит сумму знаний, информацию, услышит, увидит, а вот если увлечётся – поймёт, будет стараться постичь, использовать свой опыт в практической жизни.

Анализ полученных результатов провожу, используя такие методы как, самооценка, взаимооценка, совместное обсуждение, размышление, поиск, открытие, поддержка ребёнка, у которого не реализован замысел. Нахожу лучшее в работе ребёнка, очень важно похвалить, даже за маленький успех, оценить его старания, дать надежду на успех. Каждый ребёнок надеется, что его труд будет оценен и не когда-то, а сейчас, на этом уроке. Глубоко убеждена, что главное всё же не оценка, а то качественное изменение, которое демонстрирует ребёнок сам, относительно себя. Такой подход к оценке деятельности учащихся показывает, что дети разного уровня подготовки значительно легче адаптируются в среде, снимается фактор нервозности от неудач, появляется уверенность, возрастает мотивация обучения. Ребёнок не чувствует себя неуспешным. Поддержка моя для ребёнка очень важна. Ведь он старался! Класс тоже должен слышать эту поддержку, иначе в другой ситуации другой ребёнок может испытывать такие же переживания из-за своих неудач.

Решение учебной задачи на уроке идёт по направлению поиска пути достижения цели (учесть опыт, повторение ранее изученного материала, определение готовности детей к новому этапу обучения, рассматриваем возможные варианты решения проблемы, обсуждение, размышление, выбор самостоятельного, лучшего пути решения по мнению ученика, обрадовался, обосновал свой выбор, принял решение).

Учитывая эмоциональное состояние ребёнка, мягко, ненавязчиво оказываю помощь.


В результате:

-у детей формируется мотивация обучения;

-отношения ученик – учитель выстраиваются таким образом, чтобы ученики верили в себя, в свои способности, выполняли работу самостоятельно и получал от этого удовольствие, мудро используя свой потенциал в практической деятельности.

-приобретаются новые знания,

-вырабатывается алгоритм действий, адекватный данной ситуации.


Авторские программы и их реализация

Мною разработана авторская программа «Роспись по дереву. Хохлома, Городец», которая успешно реализуется в течение 10 лет. Программа была представлена на фестивале инновационных программ в г. Самаре, опубликована в Сборнике авторских программ. В приложении имеется ксерокопия сборника авторских программ.

На уроках по художественной росписи изделий из древесины я использую народные сказки, персонажи которых с огромным удовольствием пишут дети, использую элементы уже знакомого детям устного народного творчества, былины о хохломских мастерах. Изложение материала сопровождается подготовленными к уроку презентациями. Знакомлю детей с коллекцией Русского музея. Современная техника позволяет детально рассмотреть отдельные элементы кистевого письма, увидеть неповторимую красоту ручной работы русских мастеров. Применение новых технологий позволяет мне не только практически показать последовательность выполнения из отдельных элементов росписи Городецких птиц, коней, а ещё и поэтапно продемонстрировать свои действия на слайдах. Дети с удовольствием повторяют элементы кистевого письма и радуются своим успехам. У меня появляется дополнительная возможность оказания индивидуальной помощи учащимся.

Провожу анализ соответствия. полученных результатов деятельности учащихся, поставленной цели урока. Делаем вывод: как и где в практической жизни полученные знания и навыки нам понадобятся, где их можно применить

Реализация авторской программы «Роспись по дереву. Хохлома, Городец» позволяет качественно изменить результаты деятельности учащихся по освоениюдругих разделов образовательной области «Технология». Дети, успешно владеющие приемами кистевого письма, знаниями и навыками построения композиции , обладают более высоким уровнем художественного восприятия, приобретают навыки исследовательской деятельности, успешно осваивают другие технологии, виды прикладного творчества (батик, вышивка, аппликация). Мальчики успешно используют свои навыки при изготовлении и художественном оформлении моделей из древесины в 6-ом классе.


Таким образом. в ответ на потребности социума решаются, на мой взгляд, актуальные на данный момент задачи:

-создаются комфортные условия для творчества детей и благоприятного эмоционального состояния;

-решаются вопросы компетентно - ориентированного образования;

-обучение детей выстраиваются таким образом, чтобы полученные на уроках знания, умения и навыки имели практическую направленность и служили социализации детей и приобщению их к общечеловеческим и мировым ценностям;

- формируется у детей чувство сопричастности к родной культуре, родному народу, земле на которой родился и вырос.

Результаты учебной деятельности учащихся позволяет мне надеяться, что мои ученики станут достойными гражданами великой России, вырастут трудолюбивыми, образованными людьми, высоко ценящими свою причастность к родной культуре.

В целях предпрофильной подготовки учащихся, . мною разработаны и реализованы в течение 3-х лет элективные курсы: «Первые шаги в бизнесе», «Индустрия питания», «Дизайн и моделирование лёгкого платья с применением компьютерных технологий».

Ученики 9-хклассов знакомятся:

- с профессиями в области индустрии питания, сферы предпринимательской деятельности. профессиями, занятыми в лёгкой и текстильной промышленности;

-с технологическим процессом современного производства;

-с требованиями рынка труда к профессиональным качествам личности;

-с учебными заведениями нашего региона, готовящими специалистов выбранного профиля обучения;

-проектируют свою образовательную траекторию с учётом личных интересов, склонностей и потребностей ученика и его семьи.

Курсы не повторяют содержание базовой Программы образовательной области «Технология», имеют предпрофильный характер, направлены на решение задач самоопределения в трудовой деятельности. социализации и адаптации личности всоциуме.

Применение КТ

Проблемы, решаемые с помощью реализации

проектного метода обучения

Выполнение творческого проекта позволяет ребёнку самостоятельно выбирать и реализовывать свои замыслы, учит рациональному использованию времени, решению собственных, лично значимых для ученика проблем.

Решение активно применять метод проектов приняла не сразу. Вначале обучилась на курсах. Проекты выполненные без компьютерной презентации не вызвали восторга детей, не были яркими, но более трудоёмкими и требовали достаточно много времени на их оформление. В помощь учащимся, разработала алгоритм выполнения проектов. Дети с удовольствием выполняют проекты.

Защита проектов проходит в два этапа: в классе, второй этап - в параллели. Привлекаются для работы в жюри старшеклассники. Я заранее готовлю оценочные листы с критериями оценки:

-качество практической работы (швейного изделия, модели из дерева, кулинарного изделия и др.);

-наличие исследовательского компонента по теме проекта (пример: способы соединения деталей, изучение разных технологий, создание банка данных, анализ полученной информации, выбор лучшей идеи, обоснование своего выбора…);

-чёткость и качество построения доклада;

-качество компьютерной презентации;

-качества Пояснительной записки.

По результатам проектных работ выпускается бюллетень.

Проекты детей демонстрируются на родительском собрании. Дети с удовольствием демонстрируют свои творения, а родители наглядно видят успехи своих детей.

Для демонстрации технологической части проектов пользуюсь фото и видео съёмкой интересных моментов в процессе выполнения практической работы. Дети сами фотографируют друг друга, а затем используют снимки в презентации.

Это им очень нравится, кроме того они приобретают новые навыки.

Применение проектного метода решает одновременно несколько вопросов образования воспитания и развития личности ребёнка, а главное –нравится детям.

Таких формы и методы как деловая игра, конкурсы. дифференцированный подход к деятельности учащихся. участие в социальных проектах «Милосердие», «Копия Самарского знамени», «Славянский мост», выполнение учебных проектов школьников, организация внеклассных мероприятий, публичная защита проектов, участие родителей в организации внеклассных мероприятий – всё это позволяет решить следующие проблемы обучения и воспитания школьников:

-создание условий для творческого развития, самореализации личности ученика;

-приобщение детей к общечеловеческим культурным ценностям;

-сохранение народных традиций;

-приобретение новых знаний и навыков в области различных технологий,

-решает ряд воспитательных задач: воспитывает такие качества как трудолюбие, аккуратность, внимательное и бережное отношение к истории и культурному наследию своего народа;

-способствует развитию интеллекта;

-формирует навыки планирование своей учебной деятельности;

-прививает навыки адекватной оценке результатов своей работы.


Успешность внедрения опыта


Актуальность и успешность опыта подтверждает как его длительность, так результаты конкурсов детского творчества в учебном заведении, районных и региональных конкурсах, о чём свидетельствуют достижения учащихся.


2 Ценность внедрения опыта

Ценность внедрения моего опыта состоит в следующем:

-мотивации учащихся на учёбу

-возможность применения в любом учебном заведении,

-направление учебной деятельности соответствует общей концепции учебного заведения, в котором я работаю,

-создаются условия для развития творческих способностей личности ученика,

-выстраивается более чёткая образовательная траектория

- обеспечивается межпредметная связь,

- решаются воспитательные задач.


4.Использование СОТ у урочной деятельности по реализации программы позволяет


-детально рассмотреть с помощью слайдов элементы кистевого письма

-облегчает изучение темы «композиционное построение рисунка»

-с помощью видеоматериала выполнить последовательно за учителем отдельные элементы кистевого письма

-подготовить презентацию своего проекта.

Для обеспечения компьютерного сопровождения элементов урока, я записываю свои действия, поэтапное выполнение технологических операций, приемы выполнения элементов, демонстрируя их на экране. Ученики повторяют, а в это время я имею возможность оказания индивидуальной помощи учащимся на рабочем месте.

Усвоение материала идет гораздо быстрее, результаты радуют детей.

Компьютерные презентации помогают учащимся при защите проекта, дети более чётко структурируют свой доклад, наглядно демонстрируют этапы выполнения проекта, самостоятельную практическую деятельность и ее результаты, учат способности общения с аудиторией.

В 9-ом классе все учащиеся проходят обучение на предпрофильных курсах по выбору.я посещаю родительские собрания, знакомлю родителей с содержанием моих курсов. Выбор профиля обсуждается учащимися с родителями. Ученики по окончании курсов выбирают направление профиля своего дальнейшего образования. Проходят профессиональную пробу, знакомятся с учебными заведениями. Ведущими подготову специалистов выбранного профиля, определяют свою дальнейшую образовательную траекторию.


5. Надежность опыта

Опыт реализации программы-10 лет, что является показателем устойчивости. На протяжении такого длительного времени систематически результаты работы учащихся высоки. 100 % учащихся овладевают теоретическими знаниями в области художественной обработки тканей. Выполнения изделий прикладного творчества, вязания. росписи изделий из древесины(в стиле Хохломы, Городца),

батик, выжигание, геометрическая резьба по дереву ,кулинария. Чтобы учить всем этим видам творчества, нужно, прежде всего, овладеть им. Поэтому всё время работы в школе я постоянно училась сама. Имею сертификаты по окончанию множества курсов разного уровня. Как Учитель предметник участвую в выставках и профессиональных конкурсах (см. приложение документов).

Работы моих учащихся демонстрируются на школьных, районных городских и областных конкурсах детского творчества.

На протяжении многих лет я руковожу методическим объединением учителей технологии, являюсь членом экспертного совета школя по аттестации учителей, участвую в Международном проекте «Славянский мост», имею авторское свидетельство на Копию Самарского знамени, зарегистрированное Торгово–Промышленной Палатой Самарской области.


Опыт реализации программы основывается на

-изучение народных ремесел, сохранение культурного наследия

-изучение технологии изготовления изделий с художественным оформлением в стиле Городца, Хохломы

-практическое воплощение учащимися собственных идей и творческих замыслов.


6.3. Положительная динамика результата. Совершенствование форм и методов обучения за счет внедрения в образовательный процесс современных компьютерных технологий.


6.5. Соответствие основной концепции развития школы, члены Международной Ассоциации Славянской школ.


7. Перспективность

При разработке программы «Роспись по дереву. Хохлома, Городец»В своей работе я руководствуюсь основными научными и практическими идеями в области образования и перспективным направлением развития своей школы.

На момент разработки программы устанавливались связи между учебными заведениями славянских государств. Содержание и развитие славянского компонента в учебной программе, на мой взгляд, является реализацией данной задачи.

На настоящий момент актуальность моей программы не только не утрачена, на получила развитие и совершенствование за счет современных технических средств. Дети с большим интересом работают над выполнением росписи изделий из древесины, радуются своим результатам, что создает комфортные условия для самосовершенствования в творчестве и применении знаний и навыков в практической жизни. Считаю, что мой опыт имеет основание на перспективное развитие и распространение в других школах.


8.Трудоёмкость освоения опыта другими учителями школ.


8.1Материально-техническое оснащение


Опыт может быть реализован при наличии кабинета обслуживающего труда либо в классной комнате, для его реализации не требуется дополнительных материальных затрат. Наличие ПК расширяет возможности учителя в применении новых образовательных технологий в учебном процессе (использование презентаций, материалов Русского музея, аудио видео сопровождение).


8.2 Количество часов на реализацию программы – 32 ч.

Режим – 2 ч. в неделю, возраст детей – 11-12 лет и старше. В моей школе программа реализуется в течение 1-2 четверти в параллели 5-х классов.


Программа рецензирована Самарским Институтом Повышения Квалификации работников образования, рекомендована для внедрения в школах Самары и Самарской области.