bigpo.ru
добавить свой файл
1


Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс


С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?






Какие стороны речи должны быть сформированы

Ребенок должен уметь



Последствия несформированности различных сторон речи



1.


Слушать и слышать других

Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2.

Звуковая сторона речи




  • правильно произносить все звуки речи;




  • четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);




  • говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;






Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).


Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.



3.


Функции языкового анализа




  • делить предложения на слова;




  • делить слова на слоги;







  • устанавливать последовательность звуков в слове.




Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:


  • слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);




  • пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);




  • пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);




  • перестановки букв (комната – «конмата»);

4.


Лексичес-

кая сторона речи (словар-ный запас)

  • точно подбирать слова;

  • ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

  • дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

  • употреблять сложные слова (например: длинноногий);

  • пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

  • подбирать метафоры (например: туча комаров);

  • использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.


В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5.

Грамматическая сторона речи:


а) Навыки словоиз-менения


б) Навыки словооб-разования




  • изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);




  • употреблять различные предлоги;




  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

  • согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

  • правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);




  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

  • образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

  • образовывать название детенышей животных;

  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:


  • ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);

  • пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);




  • ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);




  • замены суффиксов (козлята – «козленки»);




  • замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»);



Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Может нарушаться самостоятельная письменная речь.


6.

Связная речь

  • свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

  • поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

  • рассказывать о пережитых событиях;

  • пересказывать содержание сказки, рассказа;

  • описывать окружающие предметы;

  • раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.




Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений.


Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.


1. Примерные задания для развития звукового анализа:

  1. придумать слова с 3, 4, 5 звуками;

  2. отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;

  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.

  4. подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

  5. составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;

  6. добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);

  7. преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;

  1. составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);

  2. от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;

  3. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

2. Примерные задания для развития языкового анализа:

  1. придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;

  2. придумать предложение с определенным количеством слов;

  3. увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);

  4. определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);

  5. поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

3. Развитие слогового анализа:

  1. повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;

  2. определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;

  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.

4. Примерные задания для развития лексики:

  1. развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);

  2. классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;

  3. отгадывание загадок;

  4. придумывать слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;

  5. объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;

5. Примерные задания для развития словообразования:

  1. назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.

  2. Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);

  3. назвать детенышей животных;

  4. назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

6. Нарушение грамматического строя речи серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.

7. Примерные задания для развития навыков связной речи:

  1. пересказ небольших текстов;

  2. рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;

  3. составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;

  4. составить рассказ по сюжетной картинке;

  5. составить рассказ по серии сюжетных картинок.



При подготовке материала была использована следующая литература: «Программа обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении» под ред. М.А. Васильевой, Москва, 2005г.), Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Учитесь говорить правильно», М. 1993 г., Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», М. 1985 г., Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у детей», М., 1983 г., Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников, М., 1983.