bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4
Классификация объектов

Текущий индивидуальный контроль выполнения заданий по классификации организмов по систематическим группам. Критерии оценки: знание систематических групп по царствам живых организмов, знание характерных признаков основных биологических процессов, систем и их элементов на разных уровнях организации жизни, активность в обсуждении вопросов на занятиях.

Сравнение объектов

Текущий индивидуальный контроль выполнения заданий по сравнению различных организмов, процессов, систем на разных уровнях организации жизни. Критерии оценки: соответствие лабораторных работ требованиям по их оформлению, полнота и правильность ответов при нахождении признаков сходств и различий, умение объяснять сходства и различия.

Установление последовательности процессов, явлений, действий

Текущий индивидуальный контроль выполнения тестовых заданий по установлению последовательности различных биологических процессов, последовательности действий практического характера (при оказании первой помощи пострадавшему, при различных чрезвычайных ситуациях и т.д.). Критерии оценки: правильность ответов, умение обосновать правильность своих действий, активность в обсуждении вопросов.

Практические и лабораторные работы, постановка опытов

Текущий индивидуальный и групповой контроль выполнения практических заданий и лабораторных работ. Критерии оценки: соответствие работ требованиям инструктивных карточек, правильность действий при выполнении, правильность и аккуратность оформления работ, наличие выводов.

Доказательство, обоснование ответа

Текущий индивидуальный и групповой контроль выполнения заданий. Критерии оценки: знание основных биологических законов и закономерностей в природе, активность в обсуждении вопросов, умение правильно обосновать свои ответы, доказывать на основе существующих законов и закономерностей.

Причинно-следственные связи между объектами, процессами, явлениями и решение проблемных задач на основе их установления

Текущий индивидуальный и групповой контроль выполнения заданий. Критерии оценки: знание причинно-следственных связей между объектами, процессами; умение правильно решать задачи проблемного характера, активность в обсуждении вопросов в ходе викторин и конкурсов.

Задачи по генетике

Текущий индивидуальный контроль и фронтальный тематический контроль. Критерии оценки: знание основных законов наследственности и изменчивости, терминов, символов, умение правильно их применять при решении задач, соблюдение алгоритмов решений генетических задач и правильное оформление работ.

Итоговый контроль в форме зачета. Критерии оценки: своевременное и правильное выполнение домашних заданий, практических и лабораторных работ, выполнение тематической контрольной работы, аккуратность оформления работ.

Методическое обеспечение учебного процесса

Ведущие методы:

- методы частично-поискового, поискового, проблемного характера (при выполнении заданий, требующих логики мышления);

- словесный (объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия, обсуждение в парах и малых группах),

-наглядный (демонстрация различных объектов, опытов, таблиц, схем, показ видеоматериалов и компьютерных материалов, и т.п.)

- практический (практические работы, опыты и т.п.).


Формы обучения:
- коллективные (беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение заданий, викторины и т.п.);
- работа в парах (выполнение практических работ, постановка опыта, поиск ответа в учебно-методической литературе и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).


Элементы образовательных технологий:

- дифференцированного, в т.ч. индивидуализированного обучения (выполнение заданий разных уровней сложности в зависимости от уровня обучаемости ученика);

- проблемного обучения (выполнение заданий проблемного характера);

- диалогового обучения (обсуждение вопроса, проблемы в группе, дискуссии по проблеме);

- рефлексивного обучения (оценка учащихся полезности выполняемых заданий, самооценка своих возможностей, самооценка степени усвоения знаний и т.д.).

Организация учебного процесса

Литература для учащихся:

Учебники:

1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.

2. Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология..

3.. Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А

4. Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.

5. Био­логия. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А.,

Криксунов Е. А., Пасечник В. В.

6. Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С. и др.

7. Общая биология. 10—11кл. Беляев Д. К.

9. Общая биология. 10-11 класс. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И.

Пособия для учащихся:

1. Биология. Сборник задач и заданий с ответами. 9—11 кл. (для углубленного изучения). Пасечник В. В., Дмитриева Т. А., Кучменко В.С. и др.

2. Сборник опытов и заданий с ответами. 9(8) кл. Маш Р. Д. Биология. Человек и его здоровье.

3. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники: Сборник задач и упражне­ний. 6-7 классы. Трайтак Д.И., ТрайтакН.Д

4. Драгомилов В. Н. Человек и его здоровье: Рабочая тет­радь по биологии. 9 кл. М.: Генжер, 1995.

5. Рабочая тетрадь по об­щей биологии: вопросы, задания, лабораторные работы и наблюдения. 10—11 кл. Сухова Т. С, Козлова Т. А. и др.

6. Самостоятельные работы учащихся по анатомии и физиологии и гигиене человека. В.С.Анисимова, Е.П.Бруновт, Л.В.Реброва

7. Человек и его здоровье. Р.Д.Маш.

8. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике. Л.Ю.Гамбург.

9. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. А.М.Розенштейн.

10. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. Л.П.Анастасова..

Условия реализации программы:

1. Наличие необходимых учебников и учебных пособий.

2. Наличие наглядных пособий и материалов (комплектов таблиц по ботанике, зоологии, анатомии человека и общей биологии, микроскопов, комплектов гербарных материалов, чучел зверей и птиц, влажных препаратов, коллекций насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов, различных комнатных растений, видеоматериалов, компьютерных программ по биологии и экологии, микропрепаратов и т.д.)

3. Наличие сборников задач по всем разделам биологии.

4. Наличие инструктивных карточек и необходимых материалов для выполнения практических и лабораторных работ.

5. Наличие контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии.

6. Наличие комплекса дидактических материалов по всем разделам биологии, в том числе разработанных автором программы.

7. Наличие тестовых заданий различных типов и уровней сложности.

Информационное обеспечение программы
Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989г.

2. Анастасова Л.П., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 9-11 классы. – М.: Дрофа, 2000г.

3. Анисимова В.С. и др. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987г.

4. Беляев Д.К. и др. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997г.

5. Богоявленская А.Е Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996г.

6. Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением в школе. – М.: Просвещение, 1995г.

7. Гамбург Л.Ю. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике: Пособие для учащихся средней школы и абитуриентов. – М.: Московский лицей, 2001г.

8. Калинова Г.С., Мягкова А.Н.; Резникова В.З. и др. ЕГЭ: Биология: Контрольно-измерительные материалы, под редакцией Г.С. Ковалевой. Министерство образования РФ. – М.: Просвещение, 2003,2004г.

9. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Общая биология: Рабочая тетрадь для 10-11 классов. – М.: Генжер, 1997г.

10. Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987г.

11. Маш Р.Д., Пугал Н.А., Драгомилов А.Г. Биология-8. Человек. Методическое пособие для учителя: - М.: АРКТИ, 1998г.

12. Маш Р.Д. Человек и его здоровье: Сборник заданий по биологии для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. – М.: Мнемозина, 1996г.

13 Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989г.

14. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал: Пособие для учителей биологии и учащихся. – М.: Рауб.-Илекса, 1998г.

15. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии: Пособие для учителей и учащихся по биологии. М.: - Рауб. Цитадель, 1997г.

16. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2001г.

17. Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев Н.Д. Практикум по курсу: «Основы экологии»: учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2001г.

18. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс, М.,Дрофа, 2000г.

















<< предыдущая страница