bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4
3. Сравнение объектов (4 часа)

Значение формирования умений по сравнению объектов в развитии аналитического мышления, в понимании единства происхождения живого. Алгоритм сравнения живых организмов, биологических процессов, явлений, систем. Сравнение представителей разных царств живых организмов, биологических процессов и биологических систем разных уровней организации жизни.

Демонстрация таблиц; комнатных растений, гербарных экземпляров растений разных отделов, классов, семейств; скелетов позвоночных животных; коллекции беспозвоночных; микропрепараты, влажные препараты; модели органов и систем органов животных и человека, муляжи грибов.

Лабораторные работы*:

1) Сравнение высших споровых и семенных растений.

2) Сравнение животных разных типов, классов, отрядов, семейств.

3) Сравнение тканей растений;

4) Сравнение тканей животных;

5) Сравнение шляпочных, плесневых и паразитических грибов.

6) Сравнение сапрофитных, паразитических и хемосинтезирующих бактерий.

7) Сравнение нервной и гуморальной регуляций в организме человека.

8) Сравнение искусственных и естественных экосистем.

9) Сравнение процессов ассимиляции и диссимиляции.

10) Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания.

11) Сравнение процессов дивергенции и конвергенции.

*Примечание: Лабораторные работы проводятся в парах.

4. Установление последовательности процессов, явлений, действий (2 часа)

Значение знаний о последовательности биологических процессов в понимании их сущности и значения. Правильная последовательность действий в исследовании биологических объектов, процессов, при проведении экспериментов, при проведении практических работ. Алгоритм установления последовательности биологических процессов и явлений (индивидуального развития организмов, круговорота веществ в природе, процессов обмена веществ, эволюции, экологических сукцессий, митоза, мейоза, движения крови в организме, пищеварения, осуществления рефлексов и др.). Последовательность действий при выращивании с/х культур, при оказании первой помощи пострадавшим, при чрезвычайных ситуациях.

Демонстрация: таблиц, видеоматериалов, схем, отображающих различные биологические процессы, явления, комнатных растений, гербарных экземпляров растений.


5. Практические и лабораторные работы, постановка опытов (6 часов)

Значение развития практических умений и навыков у учащихся в повседневной жизни, в сохранении и укреплении здоровья, в сфере будущей профессии. Основные требования к выполнению практических и лабораторных работ, к постановке опытов. Практические и лабораторные работы по разделам биологии.

Демонстрация комнатных растений, коллекции семян, опыта по фотосинтезу; опыта, доказывающего вредное влияние алкоголя на действие желудочного сока, таблиц по вегетативному размножению.

Практическая работа: 1) Вегетативное размножение растений в комнатном цветоводстве.

Лабораторные работы: 1) Определение правильности осанки, гибкости позвоночника, степени своей тренированности. 2) Вредное влияние алкоголя на действие желудочного сока.

3) Построение вариационного ряда, вариационной кривой, определение средней величины признака и нормы реакции. 4) Эколого-гигиеническая оценка учебных помещений.

5. Доказательство, обоснование ответа на основе знаний биологических законов, теорий и закономерностей в природе (2 часа)

Значение знаний биологических законов и закономерностей в природе в понимании сущности процессов, происходящих в биологических системах разных уровней организации жизни. Алгоритм доказательства и обоснования ответа. Задания на доказательство, обоснование ответа.

Демонстрация комнатных растений, гербарных экземпляров растений разных отделов, классов, семейств; скелетов позвоночных, таблиц, чучел птиц и зверей, коллекций насекомых, модели органов животных и человека, муляжи грибов, муляжей различных типов плодов.

7. Причинно-следственные связи между объектами, процессами, явлениями и решение проблемных задач на основе их установления (5 часов)

Значение заданий на установление причинно-следственных связей в развитии логического мышления учащихся в расширении их кругозора. Задания проблемного характера по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии.

Демонстрация гербарных экземпляров растений разных экосистем, коллекций насекомых, муляжи грибов, таблиц, влажные препараты, модели органов и систем органов человека и др.

8. Задачи по генетике (9 часов)

Значение знаний законов наследственности и изменчивости организмов. Алгоритм решений генетических задач. Задачи по генетике: на моногибридное скрещивание, на дигибридное скрещивание, на неполное доминирование признаков, на анализирующее скрещивание, на сцепленное наследование генов, на наследование генов, сцепленных с полом; на составление родословных человека и животных, на наследование групп крови и резус-фактора.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

знать:

- основные систематические категории, признаки царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений, подцарств, типов и классов животных;

- строение, функции клеток бактерий, грибов, растений, животных;

- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека.

- обмен веществ и превращение энергии;

- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений, животных; особенности развития человека.

- значение и виды иммунитета;

- особенности вирусов как клеточных форм жизни;

- особенности различных сред обитания организмов; влияние экологических факторов (абиотических, биотических, антропогенных) на организмы;

- природные и искусственные сообщества, пищевые связи в них, процессы, происходящие в них;

- закономерности наследственности и изменчивости организмов;

- значение растений, животных, грибов, бактерий, лишайников, вирусов в природе и в жизни человека;

- основные заболевания человека, их причины и меры профилактики.


уметь:

а) классифицировать:

- представителей разных царств живой природы по основным систематическим группам;

- организмы, процессы, системы по признакам.

б) сравнивать:

- строение и функции клеток растений и животных;

- строение и функции клеток эукариот и прокариот;

- классы и семейства покрытосеменных растений; высшие и низшие растения, споровые и семенные растения;

- животных разных систематических групп;

- растительные и животные ткани;

- бактерии по типу питания и строению;

- грибы по типу питания и строению;

- различные экосистемы (искусственные и естественные; наземные и водные); различные биологические процессы (нервную и гуморальную регуляции процессов в организме человека; ассимиляцию и диссимиляцию; микроэволюцию и макроэволюцию; дивергенцию и конвергенцию; митоз и мейоз);

- условные и безусловные рефлексы;

в) обосновывать:

- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организмы и среды;

- сходство и различия организмов, относящихся к одной систематической группе;

- особенности человека, обусловленные происхождением и трудовой деятельностью;

- влияние экологических и социальных факторов умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

- меры профилактики нарушения осанки, плоскостопия, появления вредных привычек, вредящих здоровью человека;

- ответы на основе биологических законов и закономерностей, физических и химических процессов в природе;

г) применять знания:

- о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм и заболеваний;

- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, вирусов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

- о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: многообразия видов и приспособленности организмов;

- законов наследственности и изменчивости при решении генетических задач, при объяснении результатов скрещивания растений и животных, при проявлениях наследственных заболеваний у человека, при обосновании мер профилактики наследственных заболеваний, при применении тех или иных методов селекции в создании пород, сортов, штаммов;

д) делать выводы:

- о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

- о родстве и единстве органического мира;

- об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции;

- о происхождении человека и животных;

е) самостоятельно:

- проводить простые опыты по инструктивным карточкам, объяснять результаты и делать выводы;

- выявлять особенности строения своего тела и оценить соответствие нормативам развития;

- работать с учебно-методической литературой.


Формы контроля, критерии оценки выполненных работ

Биологическая характеристика объектов

Текущий индивидуальный контроль выполнения заданий по составлению биологических характеристик различных объектов по плану. Критерии оценки: наличие плана характеристики, полнота и правильность характеристики.


<< предыдущая страница   следующая страница >>