bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

Пояснительная записка


Концепция модернизации российского образования ставит задачу обеспечения нового качества образования и для ее решения предусматривает переход на предпрофильное и профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений. В соответствии с ней предмет биология может изучаться на разных уровнях. Кроме базового и профильного уровней предусматривается изучение биологии на элективных курсах. Целью изучения элективных курсов является ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессии. Элективные курсы могут выполнять различные функции, в том числе, и ориентацию на совершенствование навыков познавательной и организационной деятельности, дополнение и углубление предметного базового образования.

При изучении биологии на базовом уровне в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, учитель не всегда может закрепить изученный материал решением задач. Значительная часть учебного времени затрачивается на объяснение большого объема теоретического материала, а на решение заданий, способствующих совершенствованию умений использовать приобретенные знания в жизни, находить причинно-следственные связи, кратко и четко формулировать устный и письменные ответы, обобщать и делать выводы не остается времени. Анализы контрольных работ и результатов ЕГЭ выявляют у большинства учащихся затруднения в выполнении заданий именно такого характера.

Элективный курс «Задания по биологии и алгоритмы их решения» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 34 часа (2 часа в неделю). Отличительной особенностью данного элективного курса является то, что он может изучаться как на этапе предпрофильного, так и профильного обучения. Потому что по любой изучаемой теме можно подобрать, подготовить задания разных типов и уровней сложностей, алгоритмы, решения которых изложены в данной программе. Кроме того, полученные в ходе изучения данного элективного курса умения и навыки, учащиеся могут применить при изучении других общеобразовательных предметов.

Цели:

Элективный курс направлен на достижение следующих целей:
- расширение материалистического мировоззрения, основанного на знаниях о природе, общебиологических закономерностях;
- дополнение и углубление базовых знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, о роли биологической науки в практической деятельности людей, о роли физических и химических процессов в живых системах различного уровня организации, о сущности и значении различных биологических процессов;
- развитие у учащихся логического мышления, смысловой и механической памяти, воображения, совершенствование умений и навыков по анализу, синтезу, сравнению, установлению причинно-следственных связей между объектами, процессами, явлениями, проведению опытов, решению проблемных задач и задач по генетике;
- повышение интереса к изучению биологических наук, стремления к познанию новых сторон биологических объектов, процессов и явлений;
- воспитание стремления к повышению культуры умственного труда, добросовестности, трудолюбия, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, экологического сознания у учащихся.

Содержание элективного курса и его объем определены на основе стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ по биологии и экзаменационных билетов. Кроме того, при отборе содержания заданий учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний, умений и навыков в сохранении и укреплении здоровья, в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельной работы и познавательной активности, в углублении знаний биологических объектов, процессов, явлений, закономерностей.

Программа элективного курса включает в себя задания различного типа, направленные на углубление знаний и развивающие такие умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, установление соответствия объектов и их признаков, доказательство, обоснование ответа, решение проблемных задач, выполнение практических работ, постановка опыта, решение задач по генетике. Включение в программу заданий различного уровня сложности соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и позволяет развивать и стимулировать расширение знаний и совершенствование умений и навыков учащихся разных уровней обучаемости.

Ведущие методы:

- методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность учащихся.

- словесный (объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия, обсуждение в парах и малых группах),

- наглядный (демонстрация различных объектов, опытов, таблиц, схем и т.п.) и

- практический (практические работы, опыты и т.п.) методы.

Формы обучения:
- коллективные (беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение заданий, викторины и т.п.);
- работа в парах (выполнение практических работ, постановка опыта, поиск ответа в учебно-методической литературе и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).

Основные средства обучения:

- учебники и учебно-методические пособия;
- сборники задач по биологии и экологии;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;

-компьютерные материалы с учебными программами по биологии и экологии;

-видеоматериалы;
- инструктивные карточки для выполнения практических заданий и постановки опытов;
- наглядные материалы (таблицы, схемы, влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения, видеоматериалы и др.).

Формы контроля:
- текущий контроль (оценка ответов на устные и письменные задания, активности при обсуждении на занятиях, результатов выполнения практических заданий);
- тематический контроль (контрольная работа по решению задач по генетике);
- итоговый контроль (оценка всех выполненных работ в ходе изучения элективного курса).

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

Программа элективного курса предусматривает выполнение заданий, имеющихся в

контрольно-измерительных материалах ЕГЭ и в экзаменационных билетах по всем разделам биологии в средней общеобразовательной школе. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда практических и лабораторных работ по инструктивным карточкам.

В программе дается содержание и распределение материала по разделам и темам занятий (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, отражено учебно-методическое обеспечение, перечень учебников, учебных пособий и учебных принадлежностей для учащихся, требования к знаниям и умениям учащихся, приведен список необходимой литературы и даны приложения к разделам программы.


Учебно-тематический план



п/п

Название темы

Кол-во часов (теор/

практ)

Номер и тема занятия

Формы проведения занятия

Формы контроля

1.

Биологическая характеристика объектов

3часа

в т.ч.

теор.-1

практ.-2



№1. Алгоритм составления характеристики живых организмов, процессов и явлений.

Фронтальное объяснение с элементами беседы.


-


№2. Биологическая характеристика растений, животных, грибов, вирусов.

№3. Характеристика биологических процессов и явлений.


Работа в парах с учебниками и наглядными материалами.

Индивидуальная (оценка выполнения домашнего задания)

2.

Классификация и сопоставление объектов по признакам


2часа

в т.ч.

теор.-0

практ.-2


№4. Классификация растений, животных, грибов, бактерий по систематическим группам.

№5. Сопоставление процессов, систем и других объектов по признакам

Объяснение с элементами беседы.

Работа в парах и малых группах, индивидуальная работа с учебниками,


Индивидуальная (оценка выполнения домашнего задания) и фронтальная (по тестам)

3.

Сравнение объектов




4 часа

в т.ч.

теор.-1

практ.-3



№6. Алгоритм сравнения различных объектов. Выполнение заданий на сравнение живых организмов.

№7. Сравнение организмов разных систематических групп

№8. Сравнение биологических процессов.

№9. Сравнение систем разных уровней организации жизни.

Фронтальное объяснение с элементами беседы. Лабораторные работы в парах и в малых группах

Индивидуальная (оценка выполнения лабораторных работ)

4.

Установление последовательности процессов, явлений, действий


2часа

в т.ч.

теор.-1

практ.-1

№10. Основные биологические процессы. Алгоритм установления последовательности процессов

Фронтальное объяснение с элементами беседы.

-

№11. Тестовые задания на установление последовательности процессов, явлений, действий.



Индивидуальная работа с учебниками и сборниками задач по биологии.

Индивидуальная (оценка выполнения домашнего задания и заданий на занятиях) и фронтальная (по тестам)

5.

7


Практические и лабораторные работы, постановка опытов



6 часов

в т.ч.

теор.-1

практ.-5


№12. Значение практических умений и навыков, полученных на уроках биологии. Требования к выполнению практических и лабораторных работ, постановки опытов.

Фронтальное объяснение с элементами беседы.

Индивидуальная (оценка выполнения практических и лабораторных работ и домашних заданий)


№13. Вегетативное размножение растений в комнатном цветоводстве.

Практическая работа в парах, рассказ, объяснение, демонстрация.

№14. Определение правильности осанки, гибкости позвоночника, степени своей тренированности.

Индивидуальная работа по инструктивным карточкам

№15 Построение вариационного ряда, вариационной кривой, определение средней величины признака и нормы реакции.

Работа в парах с раздаточными материалами.

№16 Эколого-гигиеническая оценка учебных помещений.

Групповая работа по инструктивным карточкам.

№17. Влияние алкоголя на действие желудочного сока.

Демонстрация опытов, беседа, обсуждение.

6.

Доказательство обоснование ответа на основе знаний биологических законов, теорий и закономерностей в природе»

2часа

в т.ч.

теор.-1

практ.-1

№18. Основные биологические законы и закономерности. Алгоритм приведения доказательств и обоснования ответа.

№19. Задания на доказательство, обоснование ответа.


Фронтальное объяснение с элементами беседы, объяснение, обсуждение.

Дискуссия в малых группах, беседа.

-


Оценка выполнения домашнего задания

7.



Причинно-следственные связи между объектами, процессами, явлениями и решение проблемных задач на основе установления

5 часов в т.ч.

теор.-1

практ.-4

№20. Алгоритм установления причинно-следственных связей между объектами, явлениями, процессами.

№21. Значение выполнения проблемных задач в развитии мышления. Решение проблемных задач по ботанике.

Фронтальное объяснение с элементами беседы.

-

№22. Решение проблемных задач по зоологии.

№23. Решение проблемных задач по анатомии и физиологии человека.

№24. Решение проблемных задач по общей биологии.

Объяснение, фронтальная беседа, индивидуальная, парная и групповая работа с учебниками и сборниками задач. Обсуждение проблемы в группе, викторины, мозговой штурм.

Индивидуальная (оценка выполнения домашних заданий) и групповая (активности участия в викторинах и дискуссия)


8.

Задачи по генетике

9 часов в т.ч.

теор.-1

практ.-7

контр.-1

№25. Значение знаний законов наследственности и изменчивости. Правила решения задач по генетике.

№26. Задачи на моногибридное скрещивание.

№27. Задачи на дигибридное скрещивание.

№28. Задачи на неполное доминирование признака и на анализирующее скрещивание.

№29. Задачи на сцепленное наследование признаков.

№30. Задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.

№31. Задачи на наследование групп крови и резус-фактора.

№32. Задачи на составление родословных человека и животных.

№33. Контрольная работа «Решение задач по генетике».

Фронтальное объяснение с элементами беседы.

Индивидуальная парная работа со сборниками задач, с учебниками, дидактическими карточками.


Фронтальная, индивидуальная работа.


Индивидуальная работа по контрольным листам.

Индивидуальная оценка выполнения домашних заданий


Фронтальная проверка письменных работ




Итоговый отчет

1 час

№34. Предоставление результатов выполненных работ по всему изученному курсу.

Индивидуальный отчет

Индивидуальная оценка объема и качества выполненных работ с учетом уровня сложности.



Содержание программы

(34часа)

1. Биологическая характеристика объектов (3 часа)

Значение анализа и синтеза в развитии мышления учащихся. Алгоритм составления характеристик живых организмов, процессов, явлений, систем на разных уровнях организации жизни. Характеристика представителей разных царств живых организмов, основных биологических процессов, биологических систем.

Демонстрация таблиц, чучел птиц и зверей, комнатных растений, коллекций насекомых, муляжей грибов, скелетов позвоночных, гербарных экземпляров растений, влажных препаратов, моделей органов растений, животных и человека.

2. Классификация объектов (2 часа)

Значение классификации в изучении биологии, в понимании многообразия живого мира, в развитии мышления. Классификация растений, животных, грибов, бактерий по систематическим группам. Классификация веществ, процессов и других объектов по признакам и установление их соответствия.

Демонстрация скелетов позвоночных, коллекций насекомых, коллекций раковин моллюсков, муляжей грибов, гербарных экземпляров растений разных отделов, комнатных растений, таблиц, схем по классификации.


<< предыдущая страница   следующая страница >>