bigpo.ru
добавить свой файл
1
Андрус Елена Ивановна

МОУ «Новоуколовская СОШ»

Красненский район


Урок биологии (8 класс)


Тема урока: Заболевания органов пищеварения. Урок биологии в 8 классе по теме «.Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» Использован учебник 8 класса «Биология» под редакцией Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.


Цель урока: создать условия для ознакомления, обобщения, систематизации, углубления и расширения знаний обучающихся о гигиене органов пищеварения.

Задачи урока:

Тип урока Урок изучения и закрепления новых знаний


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: презентация, учебник, рабочие тетради, мультимедийный проектор, таблицы: «Схема строения органов пищеварения», «Гигиена питания». работа с тренажёром “Органы пищеварительной системы” . (Диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2005. Урок 28, слайд 24) сигнальные карточки, электронный микроскоп, микропрепараты, микропрепарат «Аскарида»


Ход урока


1.Организационный момент. (слайд 1)

Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что наше занятие началось. Я приветствую всех присутствующих сегодня на уроке. Дети, я рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки. Крайне сожалению о тех, кто не смог прийти на него, кто болеет, я желаю им скорейшего выздоровления.

Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. (Прием обратной связи "Ладошки") Спасибо Вам! Я думаю, что вы будете активны в течение всего урока.

2. Актуализация знаний. Повторение.

На протяжении нескольких уроков мы знакомились со строением и выполняемыми функциями пищеварительной системы. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим тему «Заболевания органов пищеварения» (слайд 2) Предлагаю Вам выполнить задания, которые в дальнейшем помогут Вам при изучении новой темы.

Задание № 1 Для переваривания пищи эволюция сумела создать почти универсальный аппарат - пищеварительную систему. На карточках, которые лежат у Вас на столах, находится изображение пищеварительной системы без надписей. Ваша задача правильно подписать органы пищеварительной системы. Затем учащимся учитель предлагает обменяться работами и проверить работу своего соседа по появившимся на слайде надписям.

Один учащихся работает на интерактивной доске.(слайд 3)

Задание № 2 Выбрать верные утверждения (слайд 4) Учитель предлагает осуществить самопроверку. ( Ответы появляются на доске)

Хорошо справились с заданиями, ребята, молодцы, мы кратко вспомнили основные органы пищеварения.


3.Изучение нового материала.

Учитель предлагает записать учащимся тему урока в рабочую тетрадь. (слайд 5)


Учитель: Какие цели будут стоять при изучении данной темы ? (слайд 6) (Ученики сами формулируют цели урока, а учитель потом обобщает ответы учащихся, корректирует)


Учитель: Эпиграфом нашего урока будет высказывание И.И.Мечникова Болезни легче предупреждать, …ЧЕМ ИХ ЛЕЧИТЬ.

А как вы понимаете это высказывание? /ответы уч-ся/

А какие проблемы мы должны решить в ходе урока? /ответы/


Сегодня человека беспокоит глобальная проблема: как нужно питаться без риска? (слайд 7)

По данным Научно-исследовательского института питания РАМН, в России лишний вес имеют около 60 процентов женщин и 50 процентов мужчин старше 30 лет. Именно тучность является причиной множества заболеваний, приводит к сокращению жизни в среднем на 10 лет.

Есть и другая сторона медали – чрезмерная худоба. От истощения страдают не меньше, а умирают еще раньше, чем от ожирения.

Прямая зависимость между нашим питанием и развитием самых серьезных заболеваний прослеживается в 60-70 процентах случаев.


Для решения данных проблем вы выступите в роли молодых исследователей в области здравоохранения, и попытаетесь дать ответы на эти вопросы.

В нашем НИИ будут работать такие отделы: (слайд 8)

Отдел «Пищевые отравления и кишечные инфекции».

Отдел «Глистные заболевания».

Отдел «Режим питания»

Отдел «Влияние алкоголя и никотина».

У каждого отдела свои задания, которые они будут решать в течение 2-3-минут, а затем свои вопросы обсудим .

( Учащиеся сидят по группам, у каждой группы свое задание)


После выполнения заданий группами проводится физкультминутка для глаз.

Физкультминутка (слайд 9) сопровождается легкой музыкой (приложение )


Учитель тихо, медленно произносит следующие слова:

Вот через открытую форточку к нам залетела бабочка. Проследите глазами за ее полетом. Вот она полетела к двери, взмахнула вверх, подлетела к доске, опустилась вниз, на секунду приземлилась к вам на нос и вернулась к окну. Проводите ее взглядом в даль и откройте глаза. Посмотрите на доску.

(слайд 10)

Учитель: Предлагаю заслушать отчеты молодых исследователей по их заданиям. ( Каждая группа представляет свои задания)

Отдел «Пищевые отравления и кишечные инфекции». (слайд 11,12)

Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент и прокомментировать его. (Приложение )

Отдел «Глистные заболевания». (слайд 13)

Учащиеся данного отдела предлагают посмотреть всем на электронном микроскопе микропрепарат «Аскарида».

Отдел «Режим питания» (слайд 14)


Отдел «Влияние алкоголя и никотина». (слайд 15)

После выступления групп, учитель совместно с учащимися, обобщает работу групп.

Учитель предлагает решить проблемные вопросы :

- Настолько ли высок эффект – профилактика кариеса - от жевательной резинки как убеждает нас реклама? И не оказывает ли нам жевачка медвежью услугу?

( Для того чтобы принести пользу своему жевательному аппарату и удалить остатки еды после приема пищи, если под рукой нет зубной щетки, достаточно жевать резинку всего 2-3 минуты не более 1-2 раза в день после еды).


Итак, подведём итог всему сказанному, послушайте стихотворение Авиценны: (слайд16)

В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок.
Спокойно, не спеша, без суеты
В день раз иль два питаться должен ты.
Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержанья сил
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном, чистом месте
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно в свой черед.


Учитель: назовите основные правила питания? (слайды 17,18)


4. Закрепление изученного материала.


Задание 1 . Установите соответствие между заболеваниями органов пищеварения и их причинами. Таблица изображена на интерактивной доске (слайд 19) (.Все учащиеся работают по группам).


Заболевания органов пищеварения

Причины заболеваний

1. Кариес.

2. Цинга.

3. Дизентерия.

4. Холера.

5. Глистные заболевания.

6. Тиф.

7. Ожирение.

8. Гастрит.

9. Отсутствие аппетита.

10.Язва желудка.


а) инфекционные заболевания кишечника

б) источник - недоваренное, недожаренное мясо и рыба

в) источник - грязные руки, вода, пища, посуда

г) профилактика - чистота рук, овощей, фруктов, воды, пищи, посуды

е) результат нарушения режима дня, питания

ж) профилактика - хорошо проваривать и прожаривать мясо и дыбу

з) профилактика - чистка зубов перед сном

и) результат плохой сервировки стола

к) результат недостаточности движения (гиподинамии)


Задание 2. Экспресс – опрос (ответьте “да” или “нет”) (слайд 20). (Учащиеся работают в группах: показывают сигнальные карточки: красный- да, синий – нет))

  1. Для того, чтобы пищу лучше подготовить к обработке пищеварительными соками, её необходимо тщательно пережевать.

  2. В сырых овощах и фруктах содержится большее количество витаминов, чем в вареных.

  3. Совсем не обязательно есть в одни и те же часы через равные промежутки времени.

  4. Потеря аппетита - обычный признак многих заболеваний.

  5. Наиболее благоприятный режим питания - три раза в сутки.

  6. Признаки отравления недоброкачественной пищей - боль в животе, рвота, понос, головная боль, даже обморочное состояние.

  7. К числу часто встречающихся опасных ЖКЗ относятся - дизентерия, брюшной тиф, холера.

8. Источником глистных заболеваний могут стать непроваренное мясо, рыба, грязные овощи и фрукты.

Задание 3 .Дайте физиологическое обоснование пословицам и поговоркам.( учащиеся дают обоснование по очереди от каждой группы)

«Когда я ем, то глух и нем»

«Аппетит приходит во время еды»

"Кто долго жует – тот долго живет”

"Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу”.

 «Сытое брюхо на ученье глухо»

«Как придет беда, не пойдет на ум еда»

Учитель: Скажите, вы смогли сегодня добиться поставленных целей урока ? Каким способом?

5. Домашнее задание

Учитель комментирует задание, а учащиеся записывают в дневник: изучить параграф учебника 43, ответить на вопросы к параграфу , творческие задания по выбору учащихся: выпустить санбюллетень о кишечных инфекциях и их профилактике*, придумать сказку о роли пищеварения в жизни человека* (слайд 21)


6. Рефлексия

Урок заканчивается и мне хотелось бы взять у Вас интервью. Ответьте на любое незаконченное предложение. (слайд 22)

Сегодня я почувствовал(а), что …

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Я почувствовал, что …

Меня удивило, что …

Я приобрел …

7. Итог урока. (слайд 23) Заключительное слово учителя. Учитель рассказывает притчу.

Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.

Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.

Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!”

Ваше здоровье, дети, в ваших руках. Будьте здоровы!

Мне было приятно работать с вами. Спасибо. До свидания. Урок окончен.