bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3

2. Дополнение учителя к прочитанному.

Закончив Ленинградскую Академию художеств Чарушин стал художником – анималистом.

Кто сможет объяснить, что означает слово анималист?

(Если ребята не знают, нужно воспользоваться толковым словарем)

Анималист – художник, рисующий животных.

3. Работа с дополнительной литературой.

(На парте у ребят лежат художественные книжки С. Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки проиллюстрированные Е. Чарушиным.)



Рассмотрите книжки на столе.
Кто написал эти произведения?
Кто нарисовал иллюстрации к этим произведениям?
Сравните ваши ответы.

(Авторы разные, а художник один и тот же – Е.И. Чарушин).

Обратите внимание на книгу С.Маршака “Детки в клетке”.



За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль Лейпцигской международной выставки детской книги.

Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы?
Какие умения должен иметь художник-анималист?

(Умение рисовать, умение наблюдать за животными, за их повадками)

Где можно было найти животных для наблюдения?

(На улице, в цирке, в зоопарке)

Да, действительно... Однажды он работал в зоопарке – рисовал животных. И вот, что с ним произошло…

II. Работа над произведением.

1. Комбинированное чтение по цепочке.

Нацелить на чтение произведения.

Какие открытия сделаете в процессе чтения рассказа?

2. Анализ прочитанного.

Ответьте на вопрос, поставленный перед чтением

Понравилось ли вам это произведение?
Что было особенно интересно?
О каких животных упоминает Е.И.Чарушин?
Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше?
Каким вы его себе представили?
Какие чувства вы испытали, читая рассказ?
Каким настроением наполнен рассказ?

3. Выборочное чтение.

Просмотрите еще раз в произведении описание поведения животных.

Прочитайте заинтересовавшие вас эпизоды.

III. Физминутка-импровизация (пантомима).

Представьте, что наш класс превратился в тот самый зоопарк, а вы в животных, описанных в рассказе.

Где мы были – мы не скажем,
О ком читали – мы покажем.

Каждый из ребят изображает животное, меняя свою изначальную позу так, чтобы тело напоминало задуманное животное из числа тех, которые описаны в рассказе.

(Дети вместе с учителем отмечают самые удачные превращения.)

IV. Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы, записанные на доске:

У страха глаза велики.
Волка бояться – и от белки бежать.
Дрожит как лист на осине.


Определите тему этих пословиц.

Как их можно связать с содержанием рассказа?
Почему взрослый человек испугался кабанов?
Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему?

Да, действительно. Он не знал, что кабаны ручные. А дикие кабаны очень опасны. Об этих животных вы можете почитать научно-познавательную справочную литературу.  Например, в журнале “Юный натуралист” №6, 1991г, с 44. можно узнать об этих животных много интересного.

V. Конструирование рассказа.

1. Деление на сюжетные линии.

Сейчас мы будем конструировать этот рассказ.

(Деление на группы по 4 человека.)

Что значит конструировать? (Из частей собирать целое)

2. Работа в группах.

1) Экспозиция.

С чего начинается рассказ?

“Я рисую животных. Рано”… “Только звери в клетках да я”.

Какие интересные сюжеты наблюдал автор в зоосаду?

2) Завязка.

“Рисую я оленя марала, Сережку”.

Когда вам было особенно страшно при чтении рассказа? Почему?

3) Кульминация.

“Хрустнуло что-то сзади. Оглянулся…”, “…вспотел я со страху”.

Чем все закончилось?

4) Развязка.

“Маленький парнишка забежал в кабанью толпу и стегает кабанов хворостиной”. … “Стыдно стало. Кабаны-то ручные!”

3. Коллективное составление плана

План.

Утро в зоосаду.

Наблюдение за обитателями зоосада.

Опасные кабаны идут толпой.

Простые свиньи.

Пересказ по плану у доски.

VI. Домашнее задание (на выбор).

Попробовать свои силы в качестве художника-анималиста, нарисовав рисунки животных к рассказу “Кабан” с натуры.

Приготовить пересказ рассказа по плану от 1 лица.

VII. Итог урока:

Произведение “Кабан” смешное или поучительное? Почему?

О чем бы еще хотели узнать и прочитать в произведениях Е.И.Чарушина?

© 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября»

<< предыдущая страница