bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
ДОКЛАД О ВЫПОЛНЕНИИ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ


Настоящий документ предоставляется от имени Республики Беларусь

в соответствии с решением І/8

ПРООЕКТ ОТЧЁТА О ВЫПОЛНЕНИИ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ

РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ



Фамилия должностного лица, ответственного за предоставление Национального отчётадоклада:Подпись:Дата:СторонаНациональный УполномоченныйПолное название учреждения:Фамилия и должность государственного служащего:Почтовый адрес:Телефон:Факс:Электронная почта:При подготовке отчета доклада проводились консультации, и использовалась информация республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь: Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее по тексту – Минприроды) и его подчиненных учреждений, Министерства юстиции Республики Беларусь (далее – Минюст), Министерства образования Республики Беларусь (далее – Минобразования), Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, 8 научных учреждений Национальной академии наук Беларуси, других научных, научно-проектных учреждений, 5 учреждений Минприроды.


Информация о начале подготовки доклада и «Список вопросов для возможного рассмотрения в ходе подготовки Национальных докладов», рекомендованный Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций были опубликованы на сайте Минприроды, проект второго доклада выносился на обсуждение общественности путем размещения на сайте Минприроды, организации рассылки представителям общественных экологических объединений (организаций) по электронной почте. Доработанный проект доклада рассмотрен на заседании Общественного координационного экологического совета при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 19.10.2007.

Консультации по содержанию ответов на вопросы проводились укажите дату консультаций и как процесс был организован (информация на сайте, время для обсуждения и тп)

Отдельные вопросы обсуждены с членами Миссии ЕЭК ООН по подготовке второго Обзора экологической деятельности Республики Беларусь в сентябре 2004 г., а также на пленарном заседании экспертов миссии с представителями НГО и в процессе индивидуальных встреч. Не уверена, стоит ли этот абзац включать

Использованы материалы протоколов заседаний Общественного координационного экологического совета при Минприроды, а также материалы, полученные в результате осуществления двух проектов международной технической помощи: проекта помощи Республике Беларусь в реализации Орхусской конвенции (финансировался Датским агентством по охране окружающей среды DEPA Министерства окружающей среды Королевства Дания) и проекта ТACIS «Экологическая информация, образование и информированность общественности».

Основой для подготовки отчета послужили базы и банки данных правовой и экологической информации.

В подготовке отчета принималаи участие как консультант Елена Лаевская, заместитель председателя Совета общественного объединения «Экоправо», кандидат юридических наук,. Елена Верниковская, руководитель Орхусского центра Республики Беларусь, Ольга Савич, заместитель начальника отдела информации Минприроды, Марина Януш, заместитель начальника отдела правовой и кадровой работы Минприроды.

  1. Сообщите любые конкретные данные, имеющие значение для понимания доклада, например, существует ли какой-либо федеральный и/или децентрализованный механизм принятия решений, имеют ли положения Конвенции прямое действие после вступления Конвенции в силу и являются ли финансовые трудности существенным препятствием для осуществления Конвенции (факультативно).


Орхусская конвенция была утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 14.11.1999 №726.


В соответствии с закономзаконом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 г. она является частью национального законодательства Республики Беларусь, ее положения обязательны для исполнения всеми правоприменительными органами и имеют юридическую силу Указа Президента Республики Беларусь. Данный доклад, в основном, включает сведения о предпринятых мерах и событиях, имевших место в период с декабря 2004г по 1 декабря 2007г. Однако в отдельных случаях упоминаются более ранний нормативные правовые акты, так как они имеют значение к вопросам реализации Орхусской конвенции.


Финансовые ограничения влияют на выполнение работ по созданию национального Регистра выбросов и переноса загрязнителей, тормозят создание Центров предоставления экологической информации общественности.3. Перечислите законодательные, регламентирующие нормативные и другие меры, посредством которых выполняются по осуществлению общиех положения,й указанные в пунктахов 2-4, 7 и 8 статьи 3.


(а) в отношении пункта 2

Разработан и утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2001 № 1900 План мероприятий по реализации Орхусской конвенции и создана межминистерская рабочая группа по его выполнению.


В закон «Об охране окружающей среды» в 2002 году включена статья 74 «Экологическая информация».


Проведен анализ нормативных правовых актов Республики Беларусь на соответствие положениям Орхусской конвенции, подготовлены предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь и ряд проектов нормативных правовых актов по данному вопросу; начата разработка процедур по участию общественности в принятии экологически значимых решений.

Постановлением Минприроды от 29.05.2003 №22 утвержден Перечень сведений, относящихся к экологической информации.


В парламент представлен Разработаны Концепция проект2007 году принят Ззакона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экологической информацииохране окружающей среды» по вопросам (по вопросам возмещения экологического вреда и предоставления экологической информации и возмещения экологического вреда».

), Минприроды разработан проект Положения о порядке предоставления экологической информации, Руководство по доступу к экологической информации, проект Методических рекомендаций по организации общественных обсуждений при территориальном размещении и реконструкции объектов.

Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Минприроды от 29.05.2003 №22 утвержден Перечень сведений, относящихся к экологической информации, который конкретизирует понятие «экологическая информация», данное в Орхусской конвенции и ст. 74 «Экологическая информация» Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Конституционную основу участия общественности в принятии решений составляют положения о праве на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан; праве на свободу объединений; праве участвовать в решении государственных дел; праве направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (статьи 35-37, 40).

Согласно статье 6 Ззакона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» граждане, проживающие на соответствующей территории, вправе осуществлять местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном управлении и самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.


Правовые основы деятельности общественных объединений закреплены в Ззаконе Республики Беларусь «Об общественных объединениях» и законе «Об охране окружающей среды». В частности, в соответствии со статьей 20 Ззакона общественные объединения со дня их государственной регистрации имеют право: осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей; беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности; пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством; учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством.

; защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях; участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством.


Законом Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» определен порядок организации республиканских и местных собраний и участия в них общественности, Избирательным кодексом урегулированы отношения в области организации, проведения местных и республиканских референдумов, юридической силы их решений.


Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь» в статье 45 закрепляет право законодательной инициативы граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» определяет особенности правового регулирования участия граждан в градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов; осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; проведении общественного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; иных мероприятиях в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.


Природоохранное законодательство предусматривает дополнительные средства правового обеспечения участия граждан в процессе принятия экологически значимых решений, в том числе:

закреплен принцип «привлечения к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных организаций и движений; поддержка на государственном уровне общественных организаций и движений, занимающихся проблемами охраны окружающей среды, здоровья человека, охраны живой и неживой природы» в Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды от 6 сентября 1995г,

ззакреплено право граждан, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления участвовать в рассмотрении затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков (статья 7 Кодекса о земле), вод (статья 11 Водного кодекса), в решении вопросов, связанных с особо охраняемыми природными территориями (статья 16 Закона16 закона «Об особо охраняемых природных территориях»), в разработке, обсуждении проектов, программ и решений, направленных на улучшение состояния атмосферного воздуха (статья 7 Ззакона «Об охране атмосферного воздуха»), в осуществлении общественного контроля в области охраны окружающей среды (статья 95 Ззакона «Об охране окружающей среды»), и в частности, за обращением с отходами (статья 42 Закона «Об отходах»), за обеспечением радиационной безопасности (статья 22 Ззакона «О радиационной безопасности») за использованием и охраной вод (статья 11 Водного кодекса), вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении (статья 11 Ззакона «О государственной экологической экспертизе») и т.п.;,

урегулирована процедура общественных слушаний при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной и иной деятельности (Инструкцияпостановление Минприроды от 17 июня 2.06.2005 г. №30).


На основе принятой Президентом Республики Беларусь от 27.12 декабря .2006 Директивы N№ 2 «О мерах по дальнейшей дебюраократизации государственногопо дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» в Республике Беларусь проводится политика по дебюрократизации государственного сектора и созданию более доступной и понятной для граждан процедуры обращения в государственные органы и иные государственные организации за получением различного рода справок и документов (принцип «одного окна»), в том числе и в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. В целях принятия дополнительных мер по защите и обеспечению реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, надлежащему рассмотрению их обращений государственными органами и иными организациями принят Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 №498.Для этой цели на всех уровнях государственной власти разрабатываются и принимаются соответствующие ведомственные нормативные правовые акты, призванные помочь гражданам получать нужную информацию оперативно, обратившись за ней только в один государственный орган по принципу «одного окна». В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и подчиненных ему учреждениях по гидрометеорологии выдача гражданам справок и других документов осуществляется в соответствии с пунктами 66-74 Перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г . № 152.

Во  исполнение   требований  Указа Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005   г . №432 "О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях" в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь внедрен и действует при работе с гражданами заявительный принцип "одно окно". На информационном стенде Минприроды размещены сведения о режиме работы с гражданами на основе  заявительного принципа "одно окно", а также информация по разъяснению порядка выдачи справок и других документов. В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды прием граждан осуществляется в удобное для населения время: ежедневно с 9-00 до 20-00, в том числе в субботу и воскресенье с 9-00 до 18-00.


Кроме того, в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды в 2005г в рамках совместного проекта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Офиса ОБСЕ в Минске создан Орхусский центр Республики Беларусь (на правах сектора информационно-просветительской работы отдела научно-технической информации Республиканского унитарного предприятия "Бел НИЦ "Экология".) Орхусский центр осуществляет свою деятельность в целях реализации Орхусской конвенции, обеспечения прав общественности на своевременное получение достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды, о планируемой и осуществляемой деятельности, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду; установления взаимосвязи между общественностью и государственными органами; оказания практической помощи государственным служащим в выполнении своих обязательств по реализации положений Орхусской конвенции; экологического просвещения и повышения уровня информированности общественности о проблемах окружающей среды; содействия участию общественности в процессе принятия решений и получению доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды; изучения международного опыта и развитие международного сотрудничества в области реализации положений Орхусской конвенции.

В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» повышение квалификации и переподготовка специалистов отраслей экономики в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляются в учреждениях (их подразделениях), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров. На основе этой нормы существует практика повышения квалификации и переподготовки специалистов отраслей экономики в области охраны окружающей среды и природопользования в Республиканском учебном центре подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.


Повышением квалификации юридических кадров, специализированной подготовкой кандидатов в судьи занимается Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белгосуниверситета. В рамках повышения квалификации читаются лекции по отдельным вопросам развития законодательства в области охраны окружающей среды.



следующая страница >>