bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9

Доклад 1. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
И УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ




СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 20


  1. МОДЕЛИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24

    1. Модель государственного образовательного стандарта
      начального профессионального образования 24


    2. Модель государственного образовательного стандарта
      среднего профессионального образования 27





  1. АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА
    В НЕОБХОДИМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКАХ,
    УМЕНИЯХ И КОМПЕТЕНЦИЯХ 30


    1. Анализ рынка труда в Самарской области 32

    2. Анализ рынка труда в Свердловской области 37




  1. ОБНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
    НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    (учебных планов и учебных программ) 42


    1. Концептуальная модель обновления образовательных стандартов,
      учебных планов и программ 47


    2. О реализации проекта ДЕЛФИ (компонент 3)
      в 2000/2001 учебном году и последующие годы 55


    3. Направления обновления государственных образовательных стандартов
      учебных планов и программ (некоторые примеры) 61


      1. Подготовка специалистов
        для высокотехнологических производств 61


        1. Высший колледж информатики Новосибирского
          государственного университета 61


        2. Новосибирский химико-технологический
          колледж им. Д.И. Менделеева 62


      2. Интегрирование основных образовательных
        программ начального и среднего профессионального образования
        (Санкт-Петербургский туристический профессиональный лицей) 68


      3. Обучение рабочих для машиностроительного комплекса
        в условиях обновления связей с социальным партнером —
        градообразующим предприятием 74


      4. Опыт обновления действующего государственного
        образовательного стандарта среднего профессионального
        образования (специальность 2401 «Организация перевозок
        и управления движением на автомобильном транспорте»)
        с дополнительной подготовкой
        в области логистики складирования. 76


      5. Многообразие моделей обновления
        образовательных стандартов и учебных планов 79


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93

БИБЛИОГРАФИЯ 95

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1. Список пилотных учебных заведений проекта ДЕЛФИ, Компонент 3. 98

ВВЕДЕНИЕ

В 1999–2001 гг. в Российской Федерации осуществлялся системный проект TACIS “Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования» — ДЕЛФИ1.

Настоящий доклад является первым в ряду пяти докладов, в которых обобщается опыт реализации целей и задач, выдвинутых проектом ДЕЛФИ в сфере профессионального образования.

Доклады сообщают о результатах по следующим направлениям:

  1. «Методология развития образовательных стандартов и учебных планов».

  2. «Новые методы и подходы к организации образовательного процесса».

  3. «Финансирование профессионального образования».

  4. «Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий.

  5. «Оценка качества профессионального образования.

Основная цель компонента 3 проекта ДЕЛФИ интегрирована в систему целей проекта. Однако, компонент имеет свои специфические установки, структурированные задачи (ожидаемые результаты), адекватные им методы и виды деятельности.

Цель компонента 3 проекта ДЕЛФИ: разработка эффективной модели модернизации профессионального образования, основанной на потребностях региональных рынков труда.

Задачи (ожидаемые результаты):

А. Выявление новых профессиональных областей подготовки в системах начального и среднего профессионального образования на основе анализа и оценки рынков труда; обновление образовательных стандартов, учебных планов и программ, в также учебно-методического обеспечения (например, разработка авторских курсов по вновь вводимым или обновляемым учебным дисциплинам); реализация моделей модернизированных образовательных программ на ограниченном числе профессий, специальностей и специализаций (см. Приложение).

Б. Освоение преподавателями учебных заведений, включенных в реализацию проекта, методик постоянного совершенствования образовательных программ (рабочих учебных планов и рабочих учебных программ), инновационных подходов к целеполаганию, проектированию реального образовательного процесса, отбору дидактических средств в строгом соответствии с поставленными целями, заданными уровнями усвоения и организации содержания образования.

В. Введение в повседневную практику деятельности ответ­ственных работников органов управления образованием на федеральном и региональном уровнях соответствующих инструментов для развития процесса модернизации начального и среднего профессионального образования (НСПО)2, его стимулирования и мониторинга.

Г. Разработка подходов к обновлению и развитию государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования; апробация их на ограниченном круге профессий и специальностей в реальных условиях конкретных субъектов Российской Федерации и учебных заведений.

Д. Ознакомление с практикой многоканального и многоуровневого финансирования профессионального образования в ситуации переходного периода и начавшейся экономической стабилизации в Российской Федерации.

Е. Создание соответствующего каждому уровню профессионального образования систем связей учебных заведений с внешней средой в контуре формирования культуры социального диалога и социального партнерства3.

Ж. Организация образовательного процесса по пилотным (т.е. включенным в проект) профессиям и специальностям в учебных заведениях соответствующих регионов.

Деятельность многочисленных субъектов проекта (европейских и российских менеджеров, экспертов, работодателей, ученых-исследова­телей, работников органов управления образованием и научно-методических учреждений, директоров учебных заведений, социальных партнеров, преподавателей и обучающихся) составляет довольно сбалансированную систему различных ее видов и ожидаемых результатов:

А.1. Анализ потребностей региональных рынков труда в необходимых профессиональных навыках, умениях, компетенциях;

А.2. Совершенствование и развитие рабочих учебных планов и программ.

Б.1. Подготовка руководителей педагогических семинаров (преподавателей-мульти­пликаторов);

Б.2. Переподготовка преподавателей и мастеров (инструкторов) производственного обучения в области инновационных подходов и методов;

Б.3. Получение обратной связи об эффективности воздействия новых подходов и решений в сфере управления образованием на обновление целей и содержания образования, учебно-методического сопровождения.

В.1. Организация многочисленных, в том числе, многоэтапных тематических семинаров и симпозиумов, охватывающих наиболее актуальные стороны модернизации профессионального образования;

В.2. Разработка релевантных систем оценки;

В.3. Развертывание программ развития управленческого и педагогического персонала.

Г.1. Проведение конференций по проблемам совершенствования образовательных стандартов и программ;

Г.2. Обновление действующих государственных образовательных стандартов и образовательных программ по пилотным профессиям и специальностям (специализациям);

Г.3. Апробация их (начиная с 2000/2001 уч. г.);

Д.1. Сравнительный анализ методов финансирования профессионального образования (зарубежный и российский опыт);

Д.2. Разработка бизнес-планов в образовании;

Д.3. Экспериментальная проверка их (в пределах действующего в Российской Федерации законодательства).

Е.1. Организация семинаров по вопросам формирования социального партнерства;

Е.2. Создание системных связей между образовательными учреждениями, органами законодательной и исполнительной власти, предприятиями различных форм собственности, социальными партнерами и отработка моделей сотрудничества;

Е.3. Повышение квалификации персонала учебных заведений и других субъектов социального диалога.

Ж.1. Развитие инновационных потенциалов пилотных образовательных учреждений;

Ж.2. Разработка образовательных программ непрерывного (продолженного) профессионального образования;

Ж.3. Обновление методик технико-экономического обоснования4.

В соответствии с задачами и ожидаемыми результатами, а также видами деятельности по реализации проекта ДЕЛФИ, тематический диапазон пяти докладов охватывает следующие направления:

Доклад 1: А.1.; А.2.; В.1.; Г.1.; Г.2.; Ж.1.; Ж.2.

Доклад 2: Б.1.; Б.2.

Доклад 3: Д.1.; Д.2.; Д.3.

Доклад 4: Е.1.; Е.2.; Е.3.

Доклад 5: Б.3.; Б.2.; Б.3.

В концептуальном, методологическом и организационном обеспечении компонента 3 проекта приняли участие:

  • Министерство образования Российской Федерации и два его структурных подразделения: Управление среднего профессионального образования и Управление начального профессионального образования при активном личном участии П. Анисимова, Е. Бутко, Н. Ярошенко, Н. Овсянникова и др.

  • Региональные органы управления образованием (Е. Коган,
    В. Нестеров, Я. Боргено, В. Рычков и др.);

  • Федеральные и региональные научно-исследовательские и научно-методичес­кие учреждения (А. Лейбович, А. Глазунов,
    В. Ширшова, В. Мазурова, В. Зуев, А. Воронин, Н. Селезнева,
    Н. Борисова, Б. Коломиец, Н. Посталюк, Н. Орлова и др.);

  • Уральский государственный профессионально-педагогический университет (Г. Романцев);

  • Европейские и российские эксперты и рецензенты (Н-Г. Хофманн, Алина Малик, З. Йордан, Ст. Зиверт, О. Густавсон, А.Г.М. Тер-Хаар, Р. Янг, М. Ант, Б. Оскарссон, Дж. Артс, Э. Хенкен, С. Ладаж, В. Енеке, В. Ройтер, А. Новиков, Г. Ломакина, И. Ляпина, Е. Васина, В. Смирнов, А. Красюк, В. Протасов, А. Фельцингер, А. Бобров,
    Г. Романцев, Н. Костина, Н. Безбородова, И. Кадкина, И. Кухтина,
    Г. Башкина, В. Михеев, В. Квасницкий, О. Вишневский и др.);

  • Региональные менеджеры (В. Залевский, А. Богуш, А. Маляров, Е. Музыченко, С. Соколова);

  • Педагогические коллективы 22 пилотных образовательных учреждений (см. Приложение);

  • Социальные партнеры и работодатели (ООО ЛК «Коми Лес экспорт» ООО «Хоббит-Тимбер», АОЗТ «Маслянинское молоко», Маслянинский отдел занятости, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области, МЕГАП-3, ООО «Инженерный экологический центр «Диагностика», ОАО Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК», ОАО «Северянка», Еврсиб «Сервис», ООО «Лада-Сервис», Сыктывкарский лесной институт, НИИ Химических технологий, Государственный комитет по охране окружающей среды по Новосибирской области, ОАО Бердский электромеханический завод, Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской акаде­мии наук, Средне-волжская торгово-промышленная палата и др.).

Компонент 3 проекта ДЕЛФИ осуществлялся с установкой на достижение высокого уровня консенсуса между всеми вовлеченными в его реализацию сторонами, принятие его участниками основной цели и методологии проекта.

Компонент 3 проекта получил в соответствующей среде педагогической общественности России репутацию одного из наиболее актуальных проектов Tacis в сфере профессионального образования, развернутого на этапе разработки его конструктивной и системной модернизации.

В ходе реализации проекта его участники, менеджеры, эксперты стремились использовать опыт других проектов Tacis, в том числе проектов «Реформа профессионального образования и обучения в Северо-западном регионе России» и «Управление образованием».

1. МОДЕЛИ ДЕЙСТВУЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Модель государственного образовательного стандарта
начального профессионального образования



Настоящая модель рассматривается на примере государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО) (Initial Vocational education) профессии «Наладчик технологического оборудования» (электронная техника) ОСТ 09 ПО 02.032-98. Profession: Adjuster of engineering electron equipment.

На схеме 1 представлена укрупненная модель действующих ГОС НПО. Примерное распределение времени обучения в часах и неделях показано на схеме 2.



следующая страница >>