bigpo.ru
добавить свой файл
1
Диагностика уровня
творческой активности учащихся


(методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова,
Б. С. Алишева, Л. А. Воловича)


Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.

Ход опроса

Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.

Предусмотрен также контрольный опрос, который предполагает сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41–44; по критерию «критичность» – на вопросы 45–48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» – на вопросы 49–52; по критерию «направленность на творчество» – на вопросы 53–56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности подростка и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны».

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту (0); 40%

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино (1); 36%

в) построил бы такой, которого нет ни у кого (2). 24%

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми (0); 30%

б) сочиняю сам сюрприз для гостей (2); 60%

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино (1). 10%

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную (2); 18%

б) трудную (1); 50%

в) простую (0). 32%

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое (1); 73%

б) точное (0); 17%

в) необычное (2). 10%

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще (0); 14%

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли (1); 50%

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2). 36%

6. Мне хочется, чтобы на уроках:

а) все работали (1); 58%

б) было весело (0); 17%

в) было много нового (2). 25%

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей (0); 69%

б) возможность узнать новое («родство душ») (2); 3%

в) взаимопомощь (1). 28%

8. Если бы я был поваром, то:

а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0); 57%

б) создавал бы новые блюда (2); 7%

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1). 36%

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство» (0); 13%

б) «Поле чудес» (1); 7%

в) «Очевидное–невероятное» (2). 80%

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут (0); 18%

б) неизведанный маршрут (2); 36%

в) маршрут, который хвалили мои друзья (1). 46%

2. Опросник «Критичность».

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен – 0;

б) не согласен – 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.

11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д. И. Писарев). 100% - ДА

12. Лицо – зеркало души (М. Горький). 86% - Да, 14% - не готовы ответить

13. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс). 93% - да, 7% - не готовы ответить

14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле). 80% - да, 20% - не готовы

15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл). 76% - да, 10% - не согласны, 14% - не готовы ответить

16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир). 83% - да, 7% - не согласны, 10% - не готовы ответить

17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко). 91% - да, 2% - не согласны, 7% - не готовы ответить

18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль). 40% - да, 10% - не согласны, 50% - не готовы ответить.

19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. Д. Тимирязев). 56% - да, 13% - нет, 31% - не готовы ответить

20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл). 77% - да, 13% - нет, 10% - не готовы ответить

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта».

Задание к № 21–23.

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

Арест б) обвиняемый

в) судья

г) адвокат

100% ответили - арест - судья

22. ОЗЕРО – ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

100% - водопад - лужа

23. ВУЛКАН – ЛАВА

1) источник – родник

2) глаз – слеза

3) огонь – костер

4) шторм – наводнение

70% - глаз – слеза

13% - источник родник

17% - огонь – костер


Задание к № 24–27.

Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

96% - это сон

3% - закричать

1% - заснуть обратно

25. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия?

99% - остановить другую машину

1% - не знаю

26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

86% - идти в милицию

7% - спросить помощи у людей

7% - не знаю

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом Вам языке. Как Вы будете изъясняться?

93% - купили бы словарь

3% - объяснялись бы жестами

4% - не знаю

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

отсутствие ответа 0;

тривиальный ответ 1;

оригинальный ответ 2.

Задание к № 28–30.

На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

28. Консервная банка.

Мяч на улице; хранить деньги, чтобы никто не нашел; металлическая линейка для измерения; посуда для кошки; посуда для хранения червей; как нож, для перерезки веревок;

29. Металлическая линейка.

Для измерения; для подставки чего-либо; на стройке;

30. Велосипедное колесо.

Продать; игрушка для ребенка; как запасное; обруч для фигуры; как спасательный круг;

4. «Направленность на творчество».

Задание к № 31–40.

Если бы у Вас был выбор, то что Вы предпочли бы?

31. а) читать книгу – 0; 78%

б) сочинять книгу – 2; 2%

в) пересказывать содержание книги друзьям – 1. 20%

32. а) выступать в роли актера – 2; 56%

б) выступать в роли зрителя – 0; 32%

в) выступать в роли критика – 1. 12%

33. а) рассказывать всем местные новости – 0; 12%

б) не пересказывать услышанное – 1; 76%

в) прокомментировать то, что услышали – 2. 12;

34. а) придумывать новые способы выполнения работ – 2; 46%

б) работать, используя испытанные приемы – 0; 38%

в) искать в опыте других лучший способ работы – 1. 16%

35. а) исполнять указания – 0; 35%

б) организовывать людей – 2; 47%

в) быть помощником руководителя – 1. 18%

36. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2; 19%

б) играть в игры, где можно проявить себя – 1; 17%

в) играть в команде – 0. 64%

37. а) смотреть интересный фильм дома – 1; 78%

б) читать книгу – 2; 8%

в) проводить время в компании друзей – 0. 14%

38. а) размышлять, как улучшить мир – 2; 39%

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир – 1; 18%

в) смотреть спектакль о красивой жизни – 0. 43%

39. а) петь в хоре – 0; 6%

б) петь песню соло или дуэтом – 1; 87%

в) петь свою песню – 2. 7%

40. а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0; 88%

б) отправиться в путешествие на корабле – 1; 8%

в) отправиться в экспедицию с учеными – 2. 4%

5. Самооценка (контрольный опрос).

Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0.

41. Мне нравится создавать фантастические проекты.

23% - да

69% - трудно сказать

8% - нет

42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

11% - да

73% - трудно сказать

16% - нет

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

67% - да

17% - трудно сказать

16% - нет

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

87% - да

9% - трудно сказать

4% - нет

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

91% - да

8% - трудно сказать

1% - нет

46. Мне удается находить причины своих неудач.

89% - да

8% - трудно сказать

3% - нет

47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

57% - да

29% - трудно сказать

14% - нет

48. Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.

93% - да

5% - трудно сказать

2% - нет

49. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

49% - да

37% - трудно сказать

14% - нет

50. Убедительно могу доказать свою правоту.

39% - да

57% - трудно сказать

4% - нет

51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

26% - да

73% - трудно сказать

1% - нет

52. У меня часто рождаются интересные идеи.

87% - да

6% трудно сказать

7% - нет

53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

85% - да

12% - трудно сказать

3% - нет

54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

37% - да

56% - трудно сказать

7% - нет

55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

89% - да

7% - трудно сказать

4% - нет

56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

97% - да

3% - нет


После анализа ответов можно выделить 3 уровня творческой активности подростка: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

Низкий уровень творческой активности: Иванов Александр и Емельянов Юрий;

Средний уровень творческой активности: Александрова Арина, Гаврилова Алена, Емельянова Кристина, Иванова Оксана, Капитонов Семен, Илларионова Настя, Васильев Костя.

Высокий уровень творческой активности: Александров Сергей, Андреев Евгений, Архипов Аркадий, Васильев Петр, Григорьев Николай, Демидова Ольга, Петрова Неонила, Романов Николай.