bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Библиотека психолога. Психодиагностика

Диагностика познавательных психических процессов

Диагностика интеллекта и креативности

Типологические особенности личности

Мотивация, потребности, ценности

Личностные опросники

Диагностика межличностных отношений. Групповые процессы

Коммуникативная компетентность. Психология общения

Педагогическая и возрастная психология

Профориентация

Медицинская психология

Проективные методики 


Книги по психодиагностике

 

Компьютерные программы

 

 

 Диагностика познавательных психических  процессов (восприятие, внимание, память, мышление) 

Активность вербального и наглядно-образного мышления
Методика предназначена для экспресс оценки отдельных компонентов мышления. Структурно представлена 4 мини-заданиями, выполняемыми на время.              

Ассоциативный направленный эксперимент
Методика является одним из многочисленных вариантов теста словесной ассоциации (см. «Ассоциации словесной тест») и предназначена для изучения особенностей ассоциативного мышления, лингвистического запаса испытуемых.

Ассоциативный свободный тест
Методика является одним из многочисленных вариантов теста словесной ассоциации (см. «Ассоциации словесной тест») и предназначена для изучения особенностей ассоциативного мышления испытуемых.

Ассоциативный цепной тест
Методика является одним из многочисленных вариантов теста словесной ассоциации (см. «Ассоциации словесной тест») и предназначена для изучения специфики ассоциативного мышления, личностных особенностей, зон индивидуальной психической напряженности испытуемых.

Ассоциации словесной тест
Предтеча проективных методик исследования личности. Изучение ассоциаций началось задолго до возникновения научной психологии и восходит к Аристотелю и Т. Гоббсу. Тест впервые описан и систематизирован Ф. Гальтоном (1879) в связи с задачей изучения «ассоциации идей». В дальнейшем он получил развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910), В. Вундта (1911), А.Р. Лурии (1932), Д. Рапапорта с сотр. (1946).

Внимание.Тесты      

Интеллектуальная лабильность
Интеллектуальный тест, предназначенный для экспресс-диагностики лабильности мыслительных процессов.  В данном случае под лабильностью понимается способность к переключению внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности освоения индивидом нового вида деятельности.                      

Корректурные пробы
Предлагаемый вариант «корректуры» является модификацией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом в ней сокращен «алфавит» символов (цифр): всего 800 цифр – по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен). 

Методы диагностики памяти
Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух – основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.         

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников
Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Методы диагностики речи

Мышление. Бланки для диагностики

Наглядно-действенного, образно-логического мышления и речи оценка
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Включает методики "Времена года", "Что здесь лишнее?», «Кому чего недостает?», «Раздели на группы», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунки», «Вырежь фигуры», «Назови слова», «Расскажи по картинке»   

Память. Бланки для диагностики

Пиктограмма
Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.          

Рея тест
Тест состоит в копировании сложной геометрической фигуры. Для запоминания даются три минуты. На четвертой минуте рисунок закрывают, и исследуемому предлагается воспроизвести его. Автор теста описывает семь вариантов копирования, начиная от обыкновенных «каракуль» до тщательной, аналитической копии.        

Сложные аналогии (абстрактное мышление)

 

Диагностика интеллекта и креативности  Î

Амтхауэра интеллекта структуры тест
Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).

Беннета механической понятливости тест
Данная методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых.

Вербальной креативности (RAT) С. Медника тест (адаптация л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, подростковый вариант)        
Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника (тест отдаленных ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории психологии способностей института психологии российской академии наук на выборке школьников старших классов л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет - А. Н. Ворониным. Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад.

Вербальной креативности (RAT) С. Медника тест (адаптация Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, взрослый вариант)

Креативности тесты П. Торенса
Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях: исследование развития одаренности учащихся; индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях; разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением; оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения; поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Культурно-свободный интеллекта тест (CFIT)
Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, независимого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. Д.), Т. Н. «чистого» интеллекта. Опубликован р. Кэттеллом в 1958 г.

Нарисуй человека (DAT) тест интеллекта.
Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен ф. Гудинаф в 1926 г.

Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование»
Тест «необычное использование» предназначен для исследования творческой одаренности детей, начиная с 10-11 лет и до выпускных экзаменов в школе (17-18 лет).

Торренса «Завершения картинок» тест (Тorrance Тest of Сreative Тhinking) (адаптация А.Н. Воронина)       
Тест креативности. Полный вариант методики Э. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая - невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья - для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников. А.Н. Ворониным была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса - субтеста «Завершение картинок» (complete figures) - на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК института психологии российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами - вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

 

Типологические особенности личности Î

Темперамента опросник В.М. Русалова
Опросник личностный. Служит для диагностики темпераментных особенностей человека. Разработан В.М. Русаловым, на основе собственной концепции темперамента.

Темперамента тест-опросник Я. Стреляу
Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности, определяющих темпераментные особенности личности: 1. уровня процессов возбуждения, 2. уровня процессов торможения, 3. уровня подвижности нервных процессов.

Тип личности и «вероятностные расстройства» данного типа
Опросник личностный. Разработан для определения различных типов личности, степени «представленности» у испытуемых признаков того или иного типа. Разработан Дж. Олдхэмом и Л. Моррисом. Основные теоретические положения предлагаемой типологии основаны на опубликованной в США классификации расстройств личности «Американской психиатрической ассоциации» (1994).

Тип поведенческой активности (Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка)
Типологический личностный опросник, предназначенный для диагностики типов поведения человека, уровня его общей активности, и, вытекающих из этого, особенностей личности.

 

потребности,_ценности"> Мотивация, потребности, ценности Î

Базовые  стремления
Методика ориентирована на изучение состояния коренных особенностей личности человека. Она разрабатывалась в русле авторской концепции природной личности. С точки зрения этого подхода каркасом личности является генетически заданный набор стремлений и тенденций, «базовая личность». Личность имеет биосоциальную сущность. Она является важнейшим управляющим  блоком психики. Познавательные и психомоторные  процессы, речь и сознание по отношению к ней являются исполнительными, обслуживающими характеристиками психики.

Жизненное предназначение
Методика разработана с целью изучения жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности.

Культурологические  тенденции
Предлагаемые в методике “Культурологические тенденции” примерные уровни оптимальной, гармоничной выраженности культурных и акультурных тенденций определены на основе анализа усредненных данных  студентов и старшеклассников, а также  предложенного теоретического подхода.

Морфологический тест жизненных ценностей
Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина

Мотивация к избеганию неудач (Т. Элерс)
Опросник личностный. Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха.

Направленность личности (ориентационная анкета)
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Образ жизни
С помощью данной методики изучается  степень гармоничности образа жизни респондента. Все 12 представленных в методике адаптивно необходимых линий жизни, видов деятельности (занятий) равноценны по значимости. Они разбиты на полярные пары. Каждый член такой пары (например, преимущественно умственные и преимущественно физические занятия) является позитивной характеристикой, объективно необходимой для поддержания оптимального функционирования человека.

Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре
Методика «РОП» позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)
Опросник личностный. Предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека.

Потребность в достижении 
Мотивация достижения (успеха, удачи) – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.  Измерить уровень мотивации достижения, мотивированности на успех можно с помощью разработанной шкалы – небольшого теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – "да" или "нет". Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).



следующая страница >>