bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ


ГОУ ДПО САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР





Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа


Южно-Сахалинск

2009


САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ


ГОУ ДПО САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР


Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»


Информационно-методическое издание


Выпуск 1


Южно-Сахалинск

2009

ББК 74 я1

Н 35


Составители: А.Ю. Меримская, Е.А.Чен, Э.Е. Грибкова

Ответственный редактор: канд. пед. наук М.Г. Булавинцева

Компьютерная верстка


Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: информационно-методическое издание / ГОУ ДПО СОИПиПКК; сост. А. Ю. Меримская, Э. Е. Грибкова, Е. А. Чен; отв. ред. М.Г. Булавинцева. – Вып. 1. - Южно-Сахалинск: Изд-во СОИПиПКК, 2009. – 32 с.


Информационно-методическое издание задумано как продолжающееся. Выпуск 1-й содержит аннотированный список книг, статей из периодических изданий, обзор электронных полнотекстовых ресурсов, баз данных (БД) собственной генерации и удалённых электронных ресурсов открытой образовательной сети Интернет, перечень полезных ссылок и глоссарий информационных понятий и определений, используемых составителями.

Издание предназначено всем, кто участвует в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: руководителям образовательных учреждений и муниципальных методических служб, педагогам – новаторам, практикам, психологам; руководителям и специалистам системы профессионального образования; представителям общественных и молодежных организаций; студентам вузов.


© Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Сахалинский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров, 2009


693000 г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина 111, тел.723317, 723192

СОДЕРЖАНИЕ


От составителей…………………………………………………………………………….5


Раздел 1.Информационные ресурсы ИМЦ ………………………………………………..7

Книги…………………………………………………………………………………………..7

Статьи из периодических изданий………………………………………………………….9

Раздел 2. Полнотекстовые электронные ресурсы и БД……………………………..........12

Официальные документы, материалы…………………………………………………….12

Опыт регионов Российской Федерации……………………………………………............16

Ресурсы и БД собственной генерации, размещённые на портале СОИПиПКК ………..19

Раздел 3. Полезные ссылки…………………………………………………………………22

Глоссарий информационных терминов и определений, используемых составителями. 31

От составителей


Уважаемые коллеги!

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» была впервые озвучена Президентом России Дмитрием Медведевым 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию1.

Школа, по мнению Президента, «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны», поэтому все усилия педагогического сообщества должны быть направлены на модернизацию и развитие системы общего образования.

По словам Дмитрия Медведева, программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений:

- Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновленное содержание образования - новое поколение образовательных стандартов.

- Во-вторых, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

- Третья важная задача - сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. «Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей». Президент поддерживает предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя.

- В-четвертых - должен измениться облик школ – «российская школа не может, не имеет права быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только передовые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащение медпунктов, столовых и спортивных залов».

- Пятое направление - решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

На сегодняшний день, спустя год, педагогическим сообществом страны уже немало сделано для претворения инициатив в реальное обновление школы, но главная работа ещё впереди.

Надеемся, что издание будет полезно всем участникам процесса реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Сахалинской области: руководителям и специалистам органов управления образованием, руководителям и педагогам образовательных учреждений, научным работникам, психологам, руководителям и специалистам системы профессионального образования, студентам вузов.

Издание содержит библиографический обзор документов и электронных ресурсов по проблемам модернизации школьного образования. В дальнейшем планируется подготовить серию подобных обзоров.

Первый выпуск состоит из трёх разделов:

Раздел 1. «Информационные ресурсы ИМЦ» - аннотированный перечень документных ресурсов Информационно-методического центра. Библиографические записи раздела представлены в алфавите авторов и заглавий.

Раздел 2. «Полнотекстовые электронные ресурсы и БД» - обзор электронных ресурсов удалённого доступа образовательной сети Интернет, а также ресурсов и баз данных (БД) собственной генерации СОИПиПКК по теме конференции. В разделе тематическая систематизация библиографических записей в трёх рубриках: «Официальные документы, материалы», «Опыт регионов Российской Федерации» и «Ресурсы и БД собственной генерации, размещённые на портале СОИПиПКК».

Раздел 3. «Полезные ссылки» - содержит адреса государственных и ведомственных образовательных Интернет-ресурсов.

Завершается издание «Глоссарием информационных терминов и определений, используемых составителями».

Составители не претендуют на полноту охвата источников информации по проблематике «Наша новая школа», но, представленная в издании библиографическая информация и ссылки на ресурсы сети Интернет, помогут пользователю вести дальнейший поиск самостоятельно.

Желаем плодотворной работы!


Раздел 1. Информационные ресурсы ИМЦ


Книги


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019148-7.

В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов. Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий. Пособие адресовано учителям начальных классов и родителям.


  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.

Книга освещает такие вопросы как: государственный образовательный стандарт второго поколения, деятельностный подход, нормативное обеспечение, образование общее, содержание образования, стандарт общего образования.


  1. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева. - М.: Просвещение, 2009. - 98 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019848-6.

В комплект входит четыре варианта итоговой комплексной работы для первоклассников и методические рекомендации для учителя. Итоговая комплексная программа-это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. В работах содержатся задания различного уровня сложности.


  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 215 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-021464-3.

Книга содержит разделы: итоговая комплексная программа, предмет-русский язык, универсальные учебные действия, предметные знания и умения, образование начальное, образовательный стандарт второго поколения.


  1. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-021058-4.

Книга включает такие разделы как: итоговая оценка достижений, планируемые результаты образования, образование начальное, образовательный стандарт второго поколения, предмет-литературное чтение, предмет-математика, предмет-окружающий мир, предмет-русский язык, предмет-технология, программа примерная.


  1. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Д. Никандров, М. В. Рыжик, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019056-5.

В сборнике опубликовано измененное содержание образования по предметам, впервые даются формы учебной деятельности по каждому разделу курсов, приводятся примеры планируемых результатов освоения программ по предметам; впервые в программах предлагаются формы внеучебной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность и т.д.


  1. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 / Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2008. - 232 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-0204462-0.

В сборнике публикуется измененное содержание образования по предметам; впервые даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курсов; предлагаются требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов.


  1. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2010. - 79 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020553-5.

Примерная программа по биологии является базовой, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе. Примерная программа по естествознанию является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.


  1. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020476-7.

В примерной программе по иностранному языку учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.


  1. Примерные программы основного общего образования. Математика / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020469-9.

Программа предлагает измененное содержание образования по предмету, впервые дает формы учебной деятельности школьников по курсу математики, а также содержит рекомендации по оснащению учебного процесса.


  1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2009. - 112 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-02467-5.

В примерной программе по русскому языку учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.


  1. Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020553-5.

Примерная программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.


  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019139-5.

Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.


Статьи из периодических изданий


  1. Вербицкий, А. А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании / А. А. Вербицкий, О. Б. Ермакова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. - №4. – С. 18-22.

Авторы раскрывают особенности реализации модели контекстного обучения в школе, обеспечивающие интеллектуальное здоровье учащихся; предлагают реализацию обучающих моделей: семиотическую, имитационную, социальную; выделяют принципы и технологический инструментарий контекстного обучения, служащие основой для разработки программы развития образовательного учреждения.


  1. Ветров, М. Проекты школьных зданий: от типовых – к индивидуальным? / М. Ветров // Первое сентября. – 2009. - № 12. – С. 3.

В статье обсуждается тема актуальная в условиях реализации президентской инициативы – стратегии «Наша новая школа», одним из направлений которой является созданий безопасной, комфортной и современной школьной среды. В ходе дискуссии принято решение о создании рабочей группы при РОСРО по архитектурным проектам и обустройству школ.


  1. Водянский, А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А. Водянский // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 30 - 33.

Одна из основных задач модернизации российской школы - обновление целей и содержания общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Постсоветовская школа отказалась от единых типовых программ и стабильных учебников, обеспечила вариативность общего образования, но проблема создания инвариантного содержания образования остается нерешённой с 1992 года.


  1. Габдулхакова, В. Ф.   Стратегии реализации стандартов второго поколения в Республике Татарстан / В. Ф. Габдулхакова   // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 1. - С. 38 - 44.

В статье рассказывается о проблемах внедрения стандартов второго поколения с учётом региональных особенностей Республики Татарстан.


  1. Загвоздкин, В. О. стандартах второго поколения / В. Загвоздкин  // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 9 - 20.

Вопрос о стандарте активно обсуждается педагогами и общественностью в разных странах мира. О том, как он решается в отечественном образовании, предлагаемая статья.


  1. Законодательное обеспечение Национальной образовательной стратегии - инициативы "Наша новая школа" // Вестник образования России. - 2009. - № 14. - С. 60 - 64.

Статья содержит рекомендации Парламентских слушаний Комитета по образованию Государственной Думы по разработке и реализации национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа».


  1. Игошев, Б.   Стандарты нового поколения и качество социально-педагогического образования / Б. Игошев   // Социальная педагогика в России. - 2009. - № 4. - С. 75 - 79.

Ключевое содержание статьи: образовательный стандарт второго поколения, качество социально-педагогического образования в России.


  1. Кондаков, А. М.   Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / А. М. Кондаков   // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 20.

Ведущая роль образования в процессах социокультурной модернизации нашего общества, выраженная инструментальность образовательных стандартов обусловлены сложной организацией и чрезвычайно высокой исторической динамикой современного социума. Образование в целом, и духовно- нравственное воспитание в особенности, не только испытывает большое влияние со стороны науки, политики, экономики, культуры, международной сферы, но и само через человека, его сознание, ценности, личностные и социальные смыслы оказывает воздействие на их развитие.


  1. Кондаков, А. М. Стандарт: инновационность и преемственность / А. М. Кондаков  // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 14 - 18.

В статье рассматривается новая модель российской школы, которая строится с учётом современных целей и ценностей образования. Это в свою очередь потребовало создания нового поколения государственных образовательных стандартов. Ключевое содержание статьи: социальный заказ, цели и ценности образования, новая модель российской школы, формирование государственного образовательного стандарта (ФГОС), фундаментальное ядро содержания образования.


  1. Кузнецов, А. А.  О стандарте второго поколения / А. А. Кузнецов  // Математика в школе. - 2009. - № 2. - С. 3 - 7.

Автор статьи предлагает различия между федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и проектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго поколения).


  1. Кузнецов, А. А.   О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов   // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3 - 6.

Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования-повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.


  1. Кузнецов, А. А.   О школьных стандартах второго поколения: В чем особенности и развивающий потенциал стандартов второго поколения? / А. А. Кузнецов   // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 1. - С. 27 - 30.

Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российсского образования-повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.


  1. Кузнецов, А. А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования / А. А. Кузнецов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 3 - 10. Анализируется деятельность Российской академии образования по разработке стандартов общего образования второго поколения. Определены принципиальные отличия стандартов первого и второго поколения. Раскрыты концептуальные основы новых стандартов общего образования.




  1. Мисаренко, Г.   На пути к образовательным стандартам нового поколения / Г. Мисаренко  // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 62 - 68.

Стандарты второго поколения , сохраняя, развивая и конкретизируя многие идеи предшествующих проектов, делают существенный шаг вперёд в модернизации системы российского образования, так как учитывают изменившиеся сегодня запросы личности и семьи, ожидания общества, требования государства.


  1. Мисаренко, Г. На пути к стандартам нового поколения / Г. Мисаренко // Сельская школа. - 2008. - № 6. - С. 3 - 16.

В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений между личностью и семьей, с одной стороны, и обществом и государством-с другой. Обе стороны вступают друг с другом в определенные договорные взаимоотношения: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе требовать от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг.


  1. "Наша новая школа" в системе образования Северного округа г. Москвы // Вестник образования России. - 2009. - № 8. - С. 5 - 64.

Представленный материал анализирует деятельность образовательных учреждений Северного административного округа г. Москвы по их инновационному развитию и обобщает опыт работы как результат Приоритетного национального проекта «Образование», других федеральных и региональных программ модернизации российского образования. Выпуск содержит авторские разработки руководителей региональных органов управления образованием, педагогов-практиков, представителей педагогической науки.


  1. "Наша новая школа" – национальная образовательная стратегия (проекты документов, мнения специалистов) // Вестник образования России: специальное приложение. - 2009. - С. 4 - 62.

Обсуждение проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Приложение содержит: ключевые направления развития общего образования; план мероприятий по реализации проекта.


  1. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования
       // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 9 - 28.

Президиум Российской академии образования рассмотрел вопрос: «О разработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». К заседанию Президиума РАО был подготовлен «Доклад Российской академии образования «О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования». Текст этого доклада с сокращениями предложен в статье.


  1. Стандарт общего образования: Концепция государственного стандарта общего образования  // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 3. - С. 3 - 13.

Настоящий проект концепции государственных стандартов общего образования сохраняет многие идеи, реализованные в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. В нем нашли свое отражение и провозглашенные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для разработки стандартов нового поколения.


  1. Стандарт общего образования: Концепция государственного стандарта общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 4. - С. 3 - 15.

В статье рассматривается модель построения государственных стандартов общего образования, его основные компоненты и структура компонентов стандарта.


  1. Тоболкина, И. Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации / И. Н. Тоболкина [и др.] // Одарённый ребенок. – 2009. - №3. – С. 48-59.

Описан региональный опыт МОУ «Академический лицей» г. Томска. Статья освещает поиск форм, методов, способов деятельности учителя и учеников в организации обучения по планируемым стандартам второго поколения.


  1. Чечель, И. Д.   Стандарт второго поколения в начальной школе / И. Д. Чечель  // Управление начальной школой . - 2009. - № 9. - С. 4 - 7.

Автор статьи знакомит с концепцией нового федерального государственного стандарта, дает рекомендации по изучению материалов и документов, обеспечивающих его реализацию.




следующая страница >>