bigpo.ru
добавить свой файл
1




Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3


Городской физико-математический турнир

Педагогический проект


Авторы проекта:

Аверьянова Наталья Борисовна, учитель математики МОУ ООШ № 3;


Ростовцева Юлия Викторовна, учитель информатики МОУ ООШ № 3;


Солопова Антонина Михайловна, учитель математики МОУ ООШ № 3;


Шабалова Ольга Юрьевна, учитель математики МОУ ООШ № 3

Срок реализации проекта 1 год


Мыски 2010

Авторы-составители: Аверьянова Наталья Борисовна, учитель математики МОУ ООШ № 3, Солопова Антонина Михайловна, учитель математики МОУ ООШ № 3, Ростовцева Юлия Викторовна, учитель информатики МОУ ООШ № 3, Шабалова Ольга Юрьевна, учитель математики МОУ ООШ № 3


Городской физико-математический турнир: педагогический проект. – 16 с.


Наш проект направлен на внедрение в работу учителя продуктивной творческой деятельности школьников не как альтернативу школьной программе, а как раз «витамин» интереса к науке, которого часто не хватает школе.

В основе проекта лежит идея обращения к жизненному опыту детей, что всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). Кроме того, обращение к опыту — это не только прием для создания мотивации. Важно и то, что обучающиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.


Содержание

Паспорт проекта 4

Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы 7

SWOT - анализ 10

Новизна материала 11

Цели и задачи проекта 13

Краткое описание проекта по этапам 14

Промежуточные результаты 14

Формы представления результатов 14

Целевые группы проекта (или аудитория проекта) 15

Литература 16



«Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно».

П.Г. Щедровицкий

Паспорт проекта





Наименование проекта

Городской физико-математический турнир

Основные разработчики проекта

Аверьянова Наталья Борисовна, учитель математики МОУ ООШ № 3

Жгут Наталья Ивановна, учитель физики МОУ ООШ № 3

Солопова Антонина Михайловна, учитель математики МОУ ООШ № 3

Ростовцева Юлия Викторовна, учитель информатики МОУ ООШ № 3

Шабалова Ольга Юрьевна, учитель математики МОУ ООШ № 3

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

создание условий для творческой самореализации детей, создание условий для развития познавательной компетентности школьников

Задачи:

  • Популяризовать интеллектуально-творческую деятельность школьников, привлечь общественное внимание к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, к проблеме творческого образования и развития одаренных детей.

  • Способствовать психологической адаптации обучающихся к турнирному способу работы;

  • Способствовать общению обучающихся разных школ;

  • Способствовать обмену педагогическим опытом преподавателей;

  • Создавать учебно-методическую печатную продукцию;

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап – организационный (сентябрь-ноябрь) выбор темы турнира, определение зон ответственности.

2 этап – подготовительный (ноябрь-январь) сбор и обработка задач для практической части турнира;

определение затрат на проведение турнира;

подготовка команды для турнира.

3 этап – практический (февраль-март) —

изготовление брошюры с задачами;

работа с ОУ (приглашение команд);

подготовка презентационных пакетов для команд-участниц;

организация работы жюри;

проведение турнира.

4 этап – аналитический (апрель-май) — анализ проведенных мероприятий, корректировка планов

Перечень основных мероприятий

  1. Создание организационной группы;

  2. Определение темы турнира;

  3. Подбор задач для турнира, их дифференциация;

  4. Создание сборника задач для участников турнира и задачника с решениями для преподавателей для дальнейшего использования в работе;

  5. Организация и проведение турнира;

  6. Отчет

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги МОУ ООШ № 3

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Мотивировать обучающихся на изучение физики и математики, сделать его увлекательным, показать какие поразительные явления исследуют математики и физики, насколько захватывающе постижение тайн природы, как заманчиво и полезно стремление использовать открытые эффекты и закономерности на практике.

Пробудить интерес к предметам, который поможет им успешно преодолеть все трудности изучения и осознанно выбрать свой жизненный путь.

Целевые группы проекта

Педагоги школ города

Обучающиеся 10-11 классов



Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы


Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, открывателем новых знаний. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к «игре во взрослых» еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Педагоги редко отдают себе отчет в том, что продуктивная творческая деятельность школьников — не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот «витамин» интереса к науке, которого часто не хватает школе.

Но часто получается так, что научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от школы, «на стороне». Они не вписаны не только в учебные планы и программы, но и в общую концепцию среднего образования, которое, как и в старину, делает любую науку непереносимо скучной, лишая учеников всякой инициативы и самостоятельного поиска. Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления?

Отметим критическое отношение С.Т.Шацкого к традиционным методам обучения на примере отношения к педагогическим вопросам: «...Педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на СВОЙ вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него уже в голове имеется... В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель знает ответ и все-таки спрашивает, то его педагогический вопрос есть своего рода педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а старается угадать тот ответ, который имеется в голове учителя». Принципиально отличным от этого является деятельность обучающихся, действующих в ситуациях поиска нестандартных решений. В этом случае и педагог, и ученик находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезы, проверяют их, находят нетривиальные решения и делают выводы. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и обучающегося.

Для определения эффективности творческой познавательной деятельности определим ее параметры при подготовке к решению олимпиадных задач. Выявление этих параметров выявило необходимость перестройки учебного процесса в школе и привлечение различных внеурочных мероприятий (в частности турниров и интеллектуальных игр, проводящихся в городе). Отметим основные факторы, ведущие к таким выводам.

Одним из параметров нами был выбран образовательный результат («итоговые» качества личности школьника). Для олимпиад, турниров, интеллектуальных игр — это развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубленное знание по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи и задачи повышенной сложности за пределами школьной программы и другое.

Для олимпиад и турниров характерен эвристический уровень: учащийся может применить ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи, при этом он получает субъективно новую информацию.

Для того чтобы успешно выступить на олимпиаде, турнире, принять участие в интеллектуальной игре, необходимо глубоко изучить предмет, решить большое число повышенной сложности задач и т.п. Конечный результат, продукт деятельности обучающегося на олимпиаде, турнире — выполненное задание (решенная задача и т.п.) с заранее известным результатом (ответом) для жюри. Уровень развития интереса познавательный (потребность в увеличении знаний и т.п.), уровень коммуникаций педагога и обучающегося в образовательном процессе — продуктивный (делай сам).

Роль обучающегося в образовательном процессе до и во время олимпиады, турнира, интеллектуальных игр — обучаемый, «решатель задач».

Роль педагога в образовательном процессе при подготовке к олимпиаде, турниру — «тренер» в решении задач.

Но где и как проверить уровень своей подготовки? Попасть на городскую олимпиаду по математике и физике могут единицы, а для участия в турнире, интеллектуальных играх приглашаются все обучающиеся 10-11 классов, желающие применить свои математические и физические знания на практике.

SWOT - анализ


проекта «Городской физико-математический турнир»


Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовая база:

Имеется Положение о турнире;

Разработаны Правила;

Результаты турнира не проходят по официальным каналам

Кадры:

В составе разработчиков турнира:

3 педагога высшей квалификационной категории;

2 педагога первой квалификационной категории;

Имеется опыт подготовки победителей и призеров городских олимпиад по математике

Дефицит времени для подготовки одаренных детей;

Интуитивное предубеждение учителя, что талантливым детям нужно не так много времени как остальным;


Материально-техническая база:

Все ресурсы МОУ ООШ № 3

Нет средств для проведения турнира

Возможности

Риски

Обучающиеся школ города получают возможность участия в городском математическом турнире и проверить свои способности

Отказ команд от участия



Новизна материала


Данная идея не нова.

В городе проводится подобное мероприятие на базе МОУ СОШ № 1. Это городские интеллектуальные игры «Эрудит».

Но наш турнир практико-ориентированный. Темы предыдущих турниров:

«Мыски — цифры и факты», посвященный 50-летию города;

«Экологические задачи»;

«Экономика и жизнь».

Разработчики подбирают и придумывают для турнира задачи из повседневной жизни, тем самым предлагая обратиться к жизненному опыту детей, что всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). Кроме того, обращение к опыту — это не только прием для создания мотивации. Важно и то, что обучающиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.

Веселые вопросы и задания позволяют ребятам увидеть математику и физику с неожиданной стороны, повышают интерес и познавательную активность, а также могут оказать и некоторое воспитательное воздействие на них, ибо, по словам Л.Н.Толстого, «ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех». К тому же смех, как говорят врачи, полезен для здоровья.

Например:

Длина пути от Сашкиного дома до школы 1500 м. Время, оставшееся до начала занятий, 30 мин. С какой скоростью должен равномерно двигаться в школу Саша, чтобы наверняка не попасть на первый урок – контрольную по алгебре.

К тому же, при проведении турниров, интеллектуальных игр всегда наблюдается активность обучающихся. Эмоциональные всплески и интеллектуальные переживания стимулируют и поддерживают интерес, способствуют мотивации к обучению.

За 5 лет работы в данном направлении заметно повысился рост заинтересованности обучающихся предметами (значительно сократилось число «равнодушных»), прослеживаются межпредметные связи, появилась «привязка» к реальной жизни. Изготовлено 3 сборника задач.

Цели и задачи проекта


Цель проекта:

создание условий для творческой самореализации детей, создание условий для развития познавательной компетентности школьников

Задачи:

  • Популяризировать интеллектуально-творческую деятельность школьников, привлечь общественное внимание к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, к проблеме творческого образования и развития одаренных детей

  • Способствовать психологической адаптации обучающихся к турнирному способу работы;

  • Способствовать общению обучающихся разных школ;

  • Способствовать обмену педагогическим опытом преподавателей;

  • Создавать учебно-методическую печатную продукцию.

Краткое описание проекта по этапам


Сроки выполнения проекта: один учебный год

Этапы выполнения проекта:

1 этап – организационный (сентябрь-ноябрь)

выбор темы турнира, определение зон ответственности.

2 этап – подготовительный (ноябрь-январь)

сбор и обработка задач для практической части турнира;

определение затрат на проведение турнира;

подготовка команды для турнира.

3 этап – практический (февраль-март)

изготовление брошюры с задачами;

работа с ОУ (приглашение команд);

подготовка презентационных пакетов для команд-участниц;

организация работы жюри;

проведение турнира.

4 этап – аналитический (апрель-май)

Ожидаемые результаты

    1. Повышение качества знаний;

    2. Развитие личностной рефлексии каждого ребенка;

    3. Становление активной субъективной позиции в учебной деятельности;

    4. Развитие навыков общения;

    5. Формирование навыков самоуправления процессом обучения.



Промежуточные результаты


  1. Создание сборников задач для турнира;

Формы представления результатов


Представление проекта на конференции ММО учителей математики

Целевые группы проекта (или аудитория проекта)


Обучающиеся школ города, желающие успешно преодолеть все трудности изучения физики и математики, сделать изучение их увлекательным, использовать открытые эффекты и закономерности на практике и осознанно выбрать свой жизненный путь.

Педагоги, работающие в старшем звене, готовые повысить интерес к своему предмету и найти наиболее эффективные способы и приемы повышения мотивации обучающихся в процессе обучения физике и математике.

Литература


  1. Вейль, Герман Математическое мышление [Текст]: перевод с англ. и нем. / под ред. Б.В. Бирюкова и А.Н. Паршина.— Москва: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. лит., 1989. — 400 с.

  2. Колмогоров, А.В. Математика — наука и профессия [Текст] /сост Г.А. Гальперин.—М.: Наука, 1988.—288 с. (Библиотечка «Квант». Вып. 64)

  3. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В.А. Крутецкий под редакцией Н.И. Чуприковой. — Москва- Воронеж: Институт практической психологии, 1998.— 416 с. (Серия «Психологи отечества»);

  4. Мелхорн, Герлинда. Гениями не рождаются (общество и способности человека) [Текст]: книга для учителя / Герлинда Мелхорн, Ханс-Георг Мелхорн. Перевод с немецкого Г. В. Яцковской.— Москва: Просвещение, 1989.— 287 с.

  5. Мордухай-Болтовский, Д.Д. Философия. Психология. Математика. [Текст] / Д.Д. Мордухай-Болтовский.— Москва: Серебряные нити, 1998. — с.74-125. (Серия «Философы России ХХ века»);

  6. Эрдниев, П.М. Обучение математики в школе. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения [Текст]: книга для учителя / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев.—часть 1.— Москва: Просвещение, 1996.—320 с.