bigpo.ru
добавить свой файл
1
Ю.В. Хвастунова

(Горно-Алтайск)


Об изменениях в религиозной политике Российской Федерации

(состояние на 2009 год)


В оценке религиозной политики в РФ на сегодняшний день эксперты разделились на два лагеря. Одни однозначно критикуют действия властей, причем этот лагерь достаточно разношерстный: от атеистов до неопротестантов и либералов. Вторая группа видит положительные сдвиги в государственной политике в сторону увеличения заботы о гражданах, налаживания скоординированной работы служб отвечающих за национальную безопасность.

Для характеристики критиков курса государственной религиозной политики показательным может являться анализ недавно проведенного форума, организованного Институтом религии и права в рамках общероссийской бессрочной акции «Инквизиторам-нет!» против присутствия радикальных борцов с сектами, в Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. Эта акция началась 22 апреля 2009 г. по инициативе Института религии и права, которым было объявлено о создании Общественного движения, и был принят за основу Манифест против произвола чиновников и в защиту светского государства. Особенно активистов движения беспокоит то, что «Приказом Минюста России от 3 марта 2009 г. № 61 образован Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ. В его состав, помимо ряда нейтральных ученых и экспертов, в частности, вошли: Александр Дворкин, Александр Кузьмин, Евгений Мухтаров, Лев Семенов, а также Андрей Васильченко. Вышеперечисленные фигуры ненавистны особенно новоявленным неопротестанстским движениям. Объективность и претензия на охват всей России, организаторами данного форума весьма условна, поскольку Институт религии и права, а также большинство организаторов форума являются либо неопятидесятниками, либо сторонниками протестантских течений, как правило, входящие в РОСХВЕ. Для полноты картины необходимо сказать несколько слов о самом институте. Институт религии и права основан Славянским правовым центром (СПЦ) в апреле 1994 г. как негосударственная научно-исследовательская организация. Главной своей задачей он видит осуществление мониторинга ситуации (в основном не для РФ) и проведение исследований в области государственно-церковных отношений. Его новым директором стал Роман Лункин, возглавивший эту организацию с 1 октября 2008 г. Институт постоянно проводит конференции и семинары по вопросам реализации права на свободу совести, проблемам государственно-конфессиональных отношений в России и за рубежом, религиоведению и социологии религии. Также в качестве задачи, видится выпуск книг, брошюр и справочной литературы. Институт издает информационно-аналитический журнал «Религия и право», главным редактором которого является адвокат Анатолий Пчелинцев. Господин Р. Лункин, специализируется на пятидесятнических движениях и активно сотрудничает с западными фондами, исследующими ситуацию в РФ. Р. Лункин постоянно выступает за интересы РОСХВЕ и связан с Владимиром Ряховским - адвокатом и его братом Сергеем Ряховским - главой ХВЕ пятидесятников. СПЦ - это бывший ХЮЦ, который известен своими связями с англичанами и американцами, ведущими информационную войну против РФ на религиозном фронте. К данной команде также следует отнести господина А. Пчелинцева, который сам входит в московскую общину евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), преподает в столичной баптистской семинарии, а также в созданном при активном участии зарубежных баптистов «Российско-Американском христианском институте» (РАХИ), часто выступает против православной культуры, введения в школе курса по православной культуре. Выступая всегда с позиций защиты светскости, в действительности защищает кровные протестантские интересы. Теперь вернемся к анализу высказываний на Интернет-форуме. Интересно, что там, конечно же, собрались в основном представители недовольных кругов. Кстати на форуме оставили свои критические заметки в подавляющем большинстве неопротестанты, и небольшой процент атеистов. Основной аргумент посетителей сайта - это то, что новая религиозная политика являет собой пример возврата в Средневековье, феодальное время, или такая политика сродни периоду репрессий, еще вариант, современная российская политика в области религиозных движений - это стремление ряда чиновников помочь РПЦ утвердить свою полную монополию (правда здесь участники форума забывают, что в России четыре традиционных религии и сама РПЦ часто является инициатором проведения разного рода конференций, круглых столов с целью нахождения диалога между религиозными организациями). Еще одна группа недовольных, это те, кто критически отзывается о конкретной личности председателя совета – Дворкине А. Необходимо заметить что ситуация с новыми религиозными движениями, нарушающими закон, совершенно реальная, а не надуманная как это часто пытаются представить в госдепе США, или некоторые неправительственные организации и представители самих этих движений. Более того, в самой Америке, в каждом штате чаще всего с данной проблемой борются в одиночку. Откровенно удивляет ситуация постоянной агрессивной защиты и опеки со стороны американских чиновников такой организации как сайентология. В самих США то и дело возникают скандалы, связанные с обвинениями в мошенничестве, шантаже и шпионаже со стороны сайентологов. Прослеживается интересная вещь, как только какая-либо страна начинает активно сопротивляться антинациональной мошеннической деятельности сайентологов на своей территории, то она сразу же встречает открытое противодействие со стороны «светской» американской администрации. Такая ситуация повторяется из года в год. Так оказалась в черном списке Германия, затем Франция. Аналогичное положение и у борцов со Свидетелями Иеговы. В США данная организация не раз была замешена в скандалах связанных с педофилией, насилием в семье, нарушением прав и свобод личности. В настоящий момент Россия испытывает жесткий прессинг со стороны чиновников из USCIRF из-за серии дел по обществу Сторожевой башни.

России необходимо более активно использовать международный опыт в вопросах противодействия незаконным проявлениям со стороны ряда религиозных организаций. Американцы и англичане постоянно указывают России на ее недемократичность, но при этом, например, закрываются глаза на абсолютно недемократические вещи со стороны Израиля. Так всюду госдеп США следит за религиозными свободами, а как быть с Израилем, где например, «еврей, перешедший из иудаизма в христианство…за смену религии был лишен родительских прав и разлучен с детьми!».1 В связи с такой ситуацией России лучше налаживать диалог с такими странами как Германия, Бельгия, Франция. РФ необходимо усилить контакты с французскими аналогичными службами и специалистами.

Во Франции также очень сложная ситуация с различными религиозными организациями. Так, когда советница президента Николя Саркози Э. Миньон заявила: «Во Франции секты проблемой не являются!», в стране поднялась буря возмущений. Традиционная проблема для французов - это недопущение сближения светского государства и религии, что стало бы противоречить закону 1905 г. Чиновники разделились на правых и левых. Критика левых сводится к осуждению слишком мягкой и либеральной политики Н. Саркози (его обвиняли за связи с сайентологией) по отношению к опасным религиозным культам, правые же наоборот обвиняют в жесткости и отходе от светских норм и симпатии к традиционным религиям. Сами представители «Межминистерской комиссии по бдительности и борьбе с сектантскими отклонениями» (MIVILUDES) отмечают, что руководствуются в своей деятельности, прежде всего принципами защиты жертв, пострадавших от того или иного религиозного движения, хотя бы и от традиционного католицизма. Также не следует забывать, что даже органы с самыми высокими полномочиями никогда не действуют исключительно самостоятельно, они подотчетны различным специальным советам, координирующим их работу.

Во Франции также как и в других странах существует методологическая проблема, связанная с использованием «некорректной» терминологии. Сложным остается вопрос об уместном использовании слова «секта», правда, во французском языке данный термин используется с несколькими другими оттенками. Так известный французский религиовед Одон Вале ответил следующее: «Точного юридического определения секты не существует. Но парламентские и другие комиссии по правам человека дают такую трактовку - религиозная община считается сектой, если в ней попирается свобода человека, ущемляется его достоинство. То есть когда гуру, так или иначе, использует своих учеников, домогаясь их сексуально, или вымогая их средства. То есть само слово «секта» имеет негативную коннотацию. Во Франции, как и почти во всем мире, сект очень много. На ее территории действуют около 172 сект, в которых состоит около четверти миллиона французов».2

Существуют ли методы эффективной борьбы с сектами во Франции? И да, и нет. Дело в том, что закон 1901 г. о свободе ассоциаций дает людям почти полную свободу создавать любые организации на территории Франции, будь то организации гуманитарные или религиозные, но французское общество создало эффективный механизм противодействия культам посредством ряда учреждений на всех административных уровнях.

В целом процесс формирования новых религиозных движений развивается сейчас в нескольких направлениях, во-первых, это прозелитизм на новых территориях ранее освоенных совершенно иной религией; во-вторых, рост модернизированных коммерческих культов, религиозная сущность которых не всегда видна не специалисту; в-третьих, эволюция в протестантских группах, особенно в неопятидесятническом движении. Ряд исследователей указывают на потерю традиционной европейской эксклюзивности неопротестантизма. Так его последователей к середине века будет больше всего в США, Китае и странах Африки. Религиовед В.Е. Еленский считает, что неохристианство однозначно смещается на Юг. «Ежедневно христиан, по подсчетам авторов «Христианской энциклопедии», становится больше примерно на 56 тысяч, но если в Африке это увеличение составляет 23 тысячи, то в Европе количество христиан уменьшается. Киншаса, Буэнос-Айрес, Аддис-Абеба и Манила - столицы, сегодня в большей степени дающие представление о христианстве, чем Париж, Лондон или Берлин. Что это означает для будущего христианства? Церкви Юга гораздо более консервативны, апокалипсичны и ревностны, чем Церкви Севера. Они отбрасывают либеральное христианство, они более мистичны, в них исцеляют и пророчествуют. Такое христианство, которому «всего мира мало», сталкивается на колоссальных пространствах глобального Юга с не менее, если не более воинствующим исламом.…в 2000 г. в мире было уже 52,4 миллиона пятидесятников. Удельный вес пятидесятнических, харизматических и неохаризматических церквей будет и далее расти самыми быстрыми темпами в христианском мире и к 2025 г. вырастет еще на 4% по сравнению с началом века. Христианство станет еще более разнообразным».3

Теперь вернемся к ситуации в России. Третьего апреля 2009 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации состоялось первое заседание нового органа - Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» Минюсту России переданы полномочия по определению порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы. Приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 утвержден Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы и Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. С 31 марта 2009 г. названный приказ вступил в законную силу.

Задачами государственной религиоведческой экспертизы являются: 1) определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики; 2) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся представленных религиозной организацией документах, относительно основ ее вероучения; 3) проверка соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности. В состав Совета вошли - В.В. Алифанов, В.Н. Белов, Е.А. Беренсон, В.О. Бобровников, В.А. Бурковская, А.В. Васильченко, Н.В. Володина, А.Л. Дворкин, М.И. Коваленко, А.В. Кузьмин, С.А. Попов, Е.О. Мухтаров, А.Д. Редкозубов, Е.Д. Руткевич, А.В. Саввин, А.Г. Сарычев, Л.Е. Семенов, Р.А. Силантьев, Б.У. Китинов, И.А. Шершнева-Цитульская, А.В. Щипков, В.В. Энгель, В.М. Якупов, И.Н. Яблоков. По предложению членов Экспертного совета единогласным решением председателем Экспертного совета избран А.Л. Дворкин, заместителями председателя - Р.А. Силантьев и В.М. Якупов, ответственным секретарем - А.Г. Сарычев.4

По данным министерства юстиции состав и количество религиозных организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2008 г. равняется 67. Самая многочисленная - это РПЦ, которая имеет в своем составе 24 монастыря, 192 религиозных учреждений, 18 духовно образовательных учреждений. На настоящий момент Министерством юстиции РФ направлены исковые заявления, в суды о ликвидации следующих религиозных организаций: Суздальское епархиальное управление Российской Православной Свободной Церкви юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей; Религиозная организация - духовное образовательное учреждение Академия иудаики (йешива) «Огалей Яаков»; Мусульманская религиозная организация Московский высший духовный исламский колледж; Религиозная организация - духовное образовательное учреждение Академия иудаики (ешива) «Торат Хаим»; Религиозная организация «Теологическая Академия евангельских христиан»; Религиозная организация Библейский колледж евангельских христиан «Центр обучения библейской истине и церковному служению»; Религиозная организация Духовная семинария «Методистское собрание в России»; Религиозная организация «Институт современного иудаизма»; Религиозная организация - Духовное образовательное учреждение Теологическая семинария Централизованной религиозной организации Ассамблеи Бога христиан веры евангельской пятидесятников; Религиозная организация Библейская Миссионерская Академия Христиан Полного Евангелия «Альфа и Омега»; Религиозная организация евангельских христиан «Московская теологическая семинария»; Религиозная организация Богословская Академия Пресвитерианских Христиан; Религиозная организация Богословская семинария «Сибирского объединения евангелическо-лютеранских миссий»; Религиозная организация - Духовная семинария Союза Церквей Пресвитерианских Христиан; Религиозная организация «Заочный богословский институт христиан веры евангельской»; Центральное объединение (Конференция) христиан адвентистов седьмого дня; Всесоюзный Совет еврейских религиозных объединений (ВСЕРО); Российский Союз Независимых Церквей евангельских христиан баптистов; Христианская Ассоциация Евангельских Церквей Северо-запада России; Союз церквей Евангельских христиан в духе апостолов; Религиозная организация Транссибирская конференция (объединение) церкви Адвентистов седьмого дня; Религиозная организация Волго-Уральская конференция (объединение) церкви Адвентистов седьмого дня - итого 22 организации.5 Такая ситуация в целом заставляет нервничать неопротестантов и американцев. США незамедлительно отреагировали на изменения в религиозной политике России на всех уровнях, в том числе и в годовом докладе USCIRF.

Ежегодный доклад госдепа США был прокомментирован в МИД РФ и назван «как политически ангажированный». Доклад за 2009 год охватывает период с мая 2008 по апрель 2009 года. Согласно классификации американцев: есть контрольный список, туда входят страны вызывающие особую озабоченность (список формирует государственный секретарь по поручению президента) критерий - это такие страны, где правительства совершают или терпят «особо грубые» нарушения свободы вероисповедования: пытки, продолжительное содержание под стражей без предъявления обвинений, исчезновения или «иные случаи возмутительного отказа в праве на жизнь, свободу или безопасность людей».6 В этому году Комиссия внесла в контрольный список и Россию. РФ не вошла в список «страны, вызывающие особую озабоченность», но включена в контрольный список из-за учреждения в начале 2009 года нового органа в составе Министерства юстиции с беспрецедентными полномочиями по контролю религиозных групп. Вердикт Комиссии «Российское руководство хронически оказывается не в состоянии адекватно, последовательно и эффективно решать эти серьезные проблемы…Россия неуклонно отходит от демократических реформ...Москва сплотила другие страны с сомнительным послужным списком в области прав человека для противодействия международным усилиям по привлечению внимания к этим серьезным проблемам…».7 Интересно что из доклада видно что тех кого Россия призывает в союзники - это страны с «подмоченной» репутацией, а те, кто имеют видение аналогичное США - это лагерь правых борцов за свободу, причем свое видение они ставят во главу угла и приравнивают его к нормам международного права. Но почему-то забывают о существенных расхождениях с европейскими странами, которые имеют более долгую историю демократии и либерализма. А ведь именно с такими странами Россия часто сотрудничает в вопросах религиозной политики. Во многом схожими взглядами на религиозную политику отличаются такие страны как Бельгия, Франция, Германия, Австрия и Россия. И по одиночке США постоянно включает ту или иную страну в «контрольный список». Обвинения коренятся также на следующих основаниях «По сведениям Государственного департамента, представители российских властей и правоохранительных органов часто публично выступают с негативными высказываниями о протестантских церквях и других якобы новых религиозных движениях, называя их «тоталитарными сектами», подчеркивая их чуждый характер и иностранное финансирование и намекая на шпионаж». С точки зрения национальной политики Россия вполне имеет право думать и говорить о том, что приведено выше в докладе. Вообще создается впечатление о однобокости получаемой информации, в частности американцы безусловно «доверяют» центру «Сова», называя ее ведущей российской группой по мониторингу НПО. Далее говорится о слабости российской судебной системы, может это и так, но судебная система США еще более «слабая» в том смысле, что практически всегда выигрывают и защищаются лишь корпоративные интересы, а немногие одиночки, кричащие о вопиющих нарушениях прав личности в ряде религиозных объединений не только не признаются жертвами, но и вынуждены выплачивать этим организациям большие суммы и терять по сути все, уезжая из страны. Чего, например, стоит добиться справедливости людям, оказавшимся в руках сайентологов?

Кстати при Б. Абаме в USCIRF произошла рокировка, председателем стал Л.А. Лео, примечательно, что он заменил на этом посту Ф. Гир. Председатель Л. Лео активный защитник католической церкви и в этом ракурсе он естественно будет вести более жесткую политику в отношении РФ. Он работал в выборочной кампании Д. Буша как агитатор католиков. Он является членом Верховного суда США, округа Колумбия. С мая 2002 года, г-н Лео является членом Верховного Военного Мальтийского ордена (the Sovereign Military Order of Malta.), последний имеет формальные дипломатические отношения с 103 государствами.8

Продолжает свою работу также совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, который является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. В соответствии с возложенными на него функциями Совет решает следующие задачи: 1) представляет Президенту Российской Федерации аналитические материалы и доклады, рекомендации по вопросам политики Президента Российской Федерации в области взаимоотношений государства и религиозных объединений; 2) обсуждает проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающие взаимоотношения государства и религиозных объединений, и готовит соответствующие предложения Президенту Российской Федерации; 3) изучает проблемы, связанные с поддержанием межконфессионального диалога, достижением взаимной терпимости и уважения в отношениях между представителями различных вероисповеданий; 4) анализирует зарубежное законодательство и практику взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, поддерживает контакты с соответствующими структурами иностранных государств; 5) публикует справочные и информационно-аналитические материалы по вопросам, входящим в компетенцию Совета. Обеспечение деятельности Совета осуществляет Управление Президента Российской Федерации по внутренней политике. На сегодняшний день Совет состоит из 22-х человек. Это: Нарышкин Сергей Евгеньевич - Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, председатель Совета; Аюшеев Дамба Бадмаевич - пандито хамбо лама, председатель Буддийской традиционной сангхи России; Бердиев Исмаил Алиевич - муфтий, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края; Гайнутдин Равиль (Гайнутдинов Равиль Исмагилович) - муфтий, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России, председатель Совета муфтиев России; Лазар Берл (Лазар Пинхос Берел) - главный раввин России; Евгений (Решетников Валерий Германович) - архиепископ Верейский, председатель Учебного комитета Московского патриархата; Егоров Владимир Константинович - Ректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации; Езрас (Нерсисян Мкртич Григорьевич) - епископ, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви; Игнатенко Александр Александрович - главный эксперт Научно-исследовательского института социальных систем Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Ковалевский Игорь - священник, генеральный секретарь Конференции католических епископов России; Корнилий (Титов Константин Иванович) - митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви; Кудрявцев Александр Ильич - референт Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ответственный секретарь Совета; Демидов И.И.- начальник департамента гуманитарной политики и общественных связей Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике (заместитель председателя Совета); Илларион (Алфеев Г.В.) - архиепископ Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата; Чаплин В.А. - протоиерей, председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества; Ряховский Сергей Васильевич - епископ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников); Семченко Александр Трофимович - начальствующий епископ Союза церквей евангельских христиан; Столяр Василий Дмитриевич - старший пастор, президент Западно-российского союза Церкви христиан – адвентистов седьмого дня (АСД); Таджуддин Талгат (Таджуддинов Талгат Сафич) - председатель (Верховный муфтий, Шейх-уль-Ислам) Центрального духовного управления мусульман России; Шахнович Марианна Михайловна - заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета; Ювеналий (Поярков Владимир Кириллович) - митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший наместник Московской епархии, постоянный член Священного синода Русской православной церкви; Яблоков Игорь Николаевич - заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.9

В марте 2009 года президент России Медведев Д.А. возглавил Президентский совет по сотрудничеству с религиозными объединениями - официальный консультативный орган, которым ранее руководил представитель администрации президента. Медведев Д.А. собирается проводить заседания этой группы более регулярно и предоставляет ей право принятия решений. Американцев также очень беспокоит повышение статуса и влияния Демидова И.И., которого они обвиняют в симпатиях к РПЦ и партии Единая Россия.

И напоследок немного об изменениях в новой американской администрации. В настоящий момент в «США уровень религиозности и влияния различных религиозных организаций и течений на политический курс, проводимый президентской администрацией, достаточно высок. Религиозный фактор оказывает очень сильное влияние и на ход избирательных кампаний. По данным социологических исследований, 47% американцев, избиравших президента страны в 2004 г., соизмеряли свой выбор с религиозностью кандидатов. Так и на президентских выборах в ноябре 2008 г. этот процент был достаточно высоким. Все три кандидата в президенты - Маккейн, Клинтон и Обама - люди с разными «религиозными биографиями». Дж. Маккейн - крайне религиозный человек, американский протестант, сменивший деноминацию, т.е. с подмоченной религиозной репутацией (перешел из Епископальной Церкви США в церковь южных баптистов). Интересно, что американцы пытаются всем демонстрировать, что они максимально лояльны и все религии у них равны, между тем в самих США отношение американских граждан и политические религиозные амбиции лидеров играют совсем на других началах. Так в последней избирательной кампании выигрывали именно те кандидаты, которые представляли более консервативную религию и как негативный фактор, высвечивался факт перемены религии. «Х. Клинтон - прихожанка Объединенной методистской Церкви,…Однако протестанты-консерваторы не слишком симпатизировали Клинтон, обвиняя ее в том, что она говорила о вере «…как политик, а не как человек, для которого важны основы христианства». По данным социологического опроса, проведенного «Пью Ресерч Центр» (Pew Research Center) в августе 2007 г., у 2/3 протестантов-консерваторов она вызывала неприязнь.…По мнению многих экспертов, в борьбе Клинтон и Обамы имела значение их личная религиозность - из-за схожести политических программ».…Демократов поддержали темнокожие протестанты, причем, что интересно, вне зависимости от их деноминации.10 Нынешний 44-й президент США Бара́к Хусе́йн Оба́ма II завоевал большинство голосов религиозных избирателей»….Многие исследователи считают, что Барак Обама - не самостоятельная фигура, это один из третьестепенных выдвиженцев мировой закулисы. По многим важнейшим внутри - и внешнеполитическим вопросам новоизбранный президент - представитель идеологии т.н. «вашингтонского консенсуса».

Вообще о полноценном диалоге между российскими и американскими чиновниками не приходится говорить, поскольку даже умнейшие и ведущие политики США в своей оценке международной политики, несмотря на прекращение Холодной войны все так же остаются в отношении России во власти жестких мифов и предрассудков.

В недавно вышедшей книге «Религия и международная политика» М. Олбрайт точно указала ряд принципов, главная цель которых, стимул к единению американцев и спасению их авторитета и целостности: Первый принцип - отстаивание религиозных свобод. М. Олбрайт выводит религию на первые позиции в геополитической игре США: «…активисты христианского и еврейского движения в Америке начали кампанию против преследования в ряде стран верующих за их убеждения. В 1998 г. конгресс США принял Акт о международной религиозной свободе…, который после подписания его президентом Клинтоном стал законом Соединенных Штатов. На основании этого закона была создана Комиссия по вопросам свободы религии за рубежом (USCIRF). Кроме того, американский конгресс потребовал от госдепартамента ежегодно представлять доклад о положении со свободой религии в зарубежных странах. В соответствии с этим законом одной из задач внешней политики США стало выявление и осуждение любых форм преследований по религиозным мотивам. В то же время закон предоставил американским дипломатам дополнительные возможности для того, чтобы обращать внимание руководства иностранных государств на необходимость соблюдения прав человека в сфере религии….состояние религии в различных странах служит той лакмусовой бумажкой, которая позволяет судить о характере их правительств».11

М. Олдбрайт приветствует все религии, особенно возникшие в самих США, т.к. они родные и несут американскую идеологию и культуру в другие страны, но для других стран и РФ в частности это как раз не аргумент. Итак, США используют в качестве панацеи «права человека», прикрываясь последним как высшей безусловной ценностью и своим же «безусловным» правом оценивать как эти права соблюдаются в других странах. Получается, что, найдя безусловный аргумент (кто же станет с этим спорить) США теперь могут указывать всем и во всем. Найден хороший предлог вмешиваться в дела иностранных государств и людей и тем самым отрицать важнейший демократический принцип и принцип суверенитета. Закон же о свободе религий нужен, прежде всего, самим американцам для самоутверждения своих мессианских имперских амбиций.

«Второй задачей, способной объединить различных представителей спектра Америки…борьба с глобальной бедностью».12 США практически на последнем месте по помощи бедным. М. Олбрайт подчеркивает, что «Мы, американцы, считаем себя щедрыми людьми, и это правда….(Ю.Х.: но доля валового национального продукта на благотворительные взносы) на предпоследнем месте…частные фонды и неправительственные организации выделяют ежегодно на оказание международной помощи около 6 млрд. долл., или 0,05% ВНП США. Таким образом, общий вклад США в дело оказания экономической помощи равен приблизительно 0,21% ВНП. Это самый низкий показатель среди стран-доноров».13

«Третья задача,…главной в программе сотрудничества двух основных политических партий США, это предотвращение массовых убийств граждан».14 Но спрашивается, кто именно часто развязывает кровавые войны, например в Ираке? Кто во многом инициировал рождение международного терроризма? М. Олбрайт очень восторженно отзывается о своем учителе, научном руководителе З. Бжезинском: «…мы…оба непоколебимо верили в правильность установки на продолжение холодной войны…Бжезинский выступал за проведение в отношении Москвы самой твердой политики».15 «Вашингтон начал направлять через Пакистан сражавшимся с Советами моджахедам помощь, причем в огромных размерах…Бжезинский…считал, что Москва должна заплатить максимально высокую цену…Бжезинский заявил приветствовавшим его моджахедам: «Бог на вашей стороне!»».16

Доцент МГИМО Пономарева Е.Г. подчеркивает, что З. Бжезинский сыграл роковую роль в разрушении СССР. Он «ветеран «холодной войны» Збигнев Бжезинский (в 2009 г. ему исполнилось 80 лет). В 1977-1981 гг., когда на Западе антисоветская деятельность достигла своего пика, когда в Польше активизировалась «Солидарность» и было введено «военное положение», когда произошли первые кровопролитные столкновения между сербами и албанцами в Косове, когда была создана «Аль-Каида» (список можно продолжить), именно Бжезинский занимал пост советника по национальной безопасности президентов США. Он одновременно является членом Совета по международным отношениям, Трехсторонней комиссии и Бильдербергского клуба».17

И именно З. Бжезинский утверждал, что терроризм - это только метод, средство достижения определенной цели. Итак, сам террорист №1 Усама Бен Ладан был взращен ЦРУ в их интересах во время войны в Афганистане с СССР.

Для мусульман же «Политический терроризм под религиозными лозунгами становится средством борьбы против вестернизации и социальной несправедливости. По мнению А.К. Пушкова, «терроризм для исламского мира - всего лишь попытка восстановления справедливости»».18

В рамках формирования правильной толерантной политики в РФ и в ее международной деятельности важно не уходить в крайности, не идти на поводу американских пиар-технологий, а помнить свою историю, критически воспринимать информацию и уметь налаживать диалог с союзниками. Так в рамках борьбы с исламским радикальным экстремизмом необходимо недопустить исламофобию. Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин в своей статье «Ислам против терроризма» сказал замечательные мудрые слова: «…экстремизм и терроризм имеют вполне земные причины своего существования и не санкционируются религией ислама, более того - запрещаются».19 Как обратная сторона жесткому недружественному политическому жесту «дядюшки Сэма» и возможный выход нашей политики в новое русло - это выверенный и критический диалог с мусульманским миром.

В качестве завершения процитируем фрагмент из послания президента Медведева Д.А. Федеральному собранию «Согласно Конституции, единственным источником власти в нашей стране является народ. На практике экономическая, социальная, внешняя политика разрабатывается в результате сложного взаимодействия самых разных общественных групп. Следование законным интересам и учёт мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений, - это обязанность государства, это обязанность демократического государства. Способность эту обязанность выполнять является главным критерием эффективности такого государства…В заключение хотел бы обратить внимание на необходимость усиления координации в деятельности отстаивания интересов России во внешнеполитической, экономической и гуманитарной сферах».20

_______________________________

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием - 2/ Сергей Кара-Мурза, Сергей Смирнов. М., Эксмо: Алгоритм, 2009. 528 с. - (Политический бестселлер)). С. 311.

Радио Свобода http://www.svobodanews.ru/content/Transcript/436830.html.

Христианство теряет европейскую эксклюзивность. Церковь Святой Троицы г.Владивосток. ProChurch.info http://www.vcst.ru/content/view/61/2/

4 Сайт Министерства юстиции http://www.minjust.ru/ru/

Там же. http://www.minjust.ru/ru/

Сайт USCIRF//www.uscirf.gov

Там же.

http://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://www.un.org/ga/aids/statements/docs/

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями//http://www.kremlin.ru/articles/211816.shtml; http://www.dazzle.ru/antifascism/pospvcro.shtml

10 Общественные организации США в избирательной кампании 2008г.: объективная реальность и субъективные предпочтения Лютов А.А., к.и.н., с.н.с. Центра Внутриполитических Исследований Института США и Канады РАН//№3,2008. // http://www.rusus.ru/print.php?id=93

11 Олбрайт М. Религия и мировая политика/ Мадлен Олбрайт; Пер.с анг. - М.:Альпина Бизнес Букс.2007. С. 122-123

12 Там же. С. 125.

13 Там же. С. 117-118.

14 Там же. С. 127.

15 Там же. С. 56-57.

16 Там же. С. 62.

17 Пономарева Е.Г. Что ждать от команды нового президента США//http://www.mgimo.ru/users/document2105.phtml

18 Терроризм и религия/ науч. ред. В.Н. Кудрявцев; сост.Л.В. Брятова; Обществ.- консультативный совет по проблемам борьбы с международным терроризмом РАН. М.: Наука, 2005. 199с. С. 38.

19 Там же. С. 96.

20 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года, 13:45// http://news.kremlin.ru/transcripts/5979