bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Младший (дошкольный) возраст.

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в дет­ском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде попу­лярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое жела­ние быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возни­кает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родите­лями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности распо­лагают и некоторые родительские приемы воспитания, напри­мер когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважа­ли и боялись, - бей всех подряд».

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще стано­вятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

Как замечает А. Гуггенбюль, младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повто­ряют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что «кри­чать и драться нехорошо», но при случае не задумываясь делают и то, и другое. Маленькие дети вообще переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем подростки и тем более взрослые люди. Но отличается агрессия младших детей от под­ростковой агрессии не только этим.

В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда на­стойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на при­ятелей. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступни­чеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробо­вать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справ­ляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой други­ми в его адрес.

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

А. Социализированная.

Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низ­кий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравст­венная нестабильность, игнорирование социальных норм, сла­бый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для при­влечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаива­ются и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены об­стоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждеб­ные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады про­тив сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвен­ную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угаса­ют. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в груп­пе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: «Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают». Поведение похоже на проявления гиперкинети­ческого синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

Б. Не социализированная.

Дети обычно страдают какими-либо психическими рас­стройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга), сопровождающимися негативными эмоцио­нальными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицатель­ные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возни­кать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравм ирующую или стрессовую ситуацию.

Личностными чертами таких детей являются высокая тре­вожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбужде­нию и импульсивному поведению. Внешне это проявляется ча­ще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребя­та не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удо­вольствие от причинения неприятностей другим.

К основным причинам детской агрессивности в дошкольном возрасте следует отнести следующие:

  • недостаток двигательной активности, недостаток физиче­ской нагрузки;

  • дефицит родительского внимания, неудовлетворенная по­требность в родительской любви и принятии;

  • повышенная тревожность (комплекс несоответствия);

  • усвоение эталонов агрессивного поведения в семье;

• косвенно стимулируемая агрессивность (навязываемая СМИ, определенными игрушками);

  • низкий уровень развития игровых и коммуникативных на­выков.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессив­ные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем ма­леньких) имеют недеструктивный инструментальный или реак­тивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще на­блюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворе­ние дети получают при получении желаемого результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются.

Младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между ин­струментальной и враждебной агрессиями в пользу послед­ней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достиже­ния цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной.

Кроме того, в этом возрасте дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничест­ву взрослых. Формирование группировок вообще заметно меня­ет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенно­сти, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обост­ренное желание утвердиться в роли полноправного участника со­бытий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктив­ное резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

Особо следует отметить, что для целого ряда детей с комму­никативными нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревож­ных и пр.) группа может быть фантазийной. Не имея возможно­стей и навыков общения для того чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых филь­мов и пр. Ребята с помощью идентификации стараются подра­жать поведению любимых героев. Это нередко диктует их аг­рессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и свои­ми фантазиями ни с кем не делятся.

Подростковый возраст.

Особое место занимает подростковая агрессивность. Как из­вестно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперни­чающих друг с другом влечения: потребность в близости и при­надлежности другому и стремление сохранить и утвердить соб­ственную идентичность. У подростка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторв*нности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие сво­его реального «Я» идеалам (часто ложным). Кроме того, (аступа-ет время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступи-

Это очень сложный момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что как бы им ни хотелось чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нуж]0 поти­хоньку отдаляться от ребенка, - конечно, не сразу и н> резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обу­читься науке коммуникативности, должен большую чатъ вре­мени проводить среди сверстников. Среди реальных лкдей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодоле­вать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отнешения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежном ты­лом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам.

Современный подросток может реализовать свою афессию двумя способами:

- проявлять открыто, получая отпор со стороны окружаю­щих и полезный жизненный опыт; следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либэ лома­ется - спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;

- прятать и подавлять, становиться послушный пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу либо в виде невроза, ли­бо как психосоматическое заболевание.

Интересно, что если в семье двое детей, особенно подрост­ков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по перво­му пути, другой - по второму.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков

  • Эндокринный взрыв, резкое нарастание количества поло­вых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, спо­собствующего росту агрессивности.

  • Органические поражения головного мозга - травмы, арах­ноидиты, менингиты и т. п.

  • Неправильное отношение взрослых - школы и, главное, родителей.

Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами. А. Эмоциональное отвержение.

Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенно­стью в себе и большими переживаниями по поводу своей мас­кулинности и сексуальных возможностей. Матери провоци­руют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда переживают «вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.

Б. Ужесточение контроля.

Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особен­но достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девуш­ки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конст­руктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказыва­ют агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствую­щих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родите­ли приводят своих детей, не умея с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мне­нию, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до ребят, которые младше их по возрасту (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).

Какие же дети вырастают агрессивными чаще всего?

Мальчики:

А. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном жен­ском окружении (мама, бабушки, тетушки, кузины и пр.).

Б. Дети, выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противосто­ять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.

Девочки:

А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, ус­тупчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с мате­рью.Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробиваю­щиеся в жизни; в этих случаях агрессивность служит механиз­мом выживания и обычно носит инструментальный характер.

Различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям аг­рессии, однако это не совсем так. Просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

Мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начи­нают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше на­чинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят: «Пойди и дай сдачи». Девочке же такой совет дается гораздо реже; обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки более сензитивны и впечатли­тельны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые «искусницы» с раннего детства приучаются камуф­лировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрес­сивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологиче­ски уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалиро­вана и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчи­ки же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех ок­ружающих без разбора.

Особенно заметна разница между агрессивностью полов ме­жду десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим самоконтролем, девочки довольно часто «под­ставляют» ребят.

Эти же отличия характерны для проявления девочками аг­рессии в группе. В случаях групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнитель­ницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и под­трунивать.


КАК РАБОТАТЬ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Коррекционная работа с ребенком должна вестись парал­лельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

  • изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

  • изменение стиля взаимодействия с детьми;

  • расширение поведенческого репертуара родителей и педа­гогов через развитие их коммуникативных умений.

( Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отноше­ния между людьми, отсутствовали бы негативные примеры аг­рессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничест­ва (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.




ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице 3, представленной ниже, даны общие «рецепты» из­бавления от гнева, которые будут полезны всем родителям.

Далее приведены конкретные практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стра­тегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);

  • переключение внимания, предложение какого-либо зада­ния («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).


Содержание

Пути выполнения

1

2

1. Наладьте взаимоотноше­ния со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

- Слушайте своего ребенка;

- проводите вместе с ним как можно больше времени;

- делитесь с ним своим опытом;

- рассказывайте ему о своем детстве, по­бедах и неудачах;

- если в семье несколько детей, постарай­тесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» вни­мание каждому из них в отдельности

2. Следите за собой, осо­бенно в те минуты, когда вы находитесь под дейст­вием стресса и вас легко вывести из равновесия

- Отложите совместные дела с ребенком;

- старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень рас­строена, хочу побыть одна. Поиграй, по­жалуйста, в соседней комнате»

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

- Примите теплую ванну, душ;

- выпейте чаю;

- послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные

- Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите;


следующая страница >>