bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3
. Знаменитую пушку отлил в 1586 году Андрей Чохов. Впервые о нем упоминается в источниках 1568 года, в последний раз - в 1632 году. Он начал работать еще при царе Иване IV Грозном и отлил за свою жизнь много огромных орудий, украшенных искусной отделкой. Андрей Чохов, придворный литейщик, собрал вокруг себя таких преданных своему делу людей как Дружина Богданов, Тарас Григорьев и другие. Он оставил после себя не только шедевры литейного искусства, но и прекрасных учеников.
Царь-пушка, которую создал мастер, в XVI века была одной из самых больших пушек на Земном шаре. Ее калибр - 890 мм, вес - около 400 тонн. Ее называли «Дробовиком российским», потому что стрелять она должна была «дробом», то есть крупной картечью. Должна была - но не выстрелила ни разу, хотя в Смутное время защитники Москвы готовили ее к боевым действиям.
В 1835 году уже другие мастера исполнили лафет и пустотелые ядра.
Огромная пушка внешне не выглядит этаким монстром, всегда готовым бабахнуть по врагу. Линии ее, весь



Данилов монастырь

ще стены городка на Боровицком холме были сосновыми, еще град Москва невелик был и играл в жизни Восточной Европы едва заметную роль, но князь Даниил Александрович решил основать в южной части современного города, на правом берегу реки Москвы, монастырь. В 1282 году это случилось, а по некоторым данным - в 1298-1300 годах. Данилов монастырь, Московский первенец, связал Боровицкий холм с важной в оборонительном отношении местностью, через которую обязательно проходили не только мирный торговцы с юга, но и воинственные степняки.
С той поры пошла славная традиция - окружать Москву со всех сторон по лучам-дорогам монастырями. Нельзя однозначно утверждать, что они играли большую роль в обороне города. Факты говорят скорее об обратном - не так часто в истории города бывали случаи, когда эти небольшие крепости сдерживали врага, хотя, например, в 1591 году Данилов монастырь сказал свое веское слово в отражении набега крымского хана Казы-Гирея.
Само «присутствие» этих младших братьев Московского Кремля, во-первых, вселяло уверенность в жителей города, во-вторых, настораживало врагов.
И все же главная задача близлежащих к Боровицкому холму монастырей была не военная, а духовная, эстетическая, организующая дух, волю и силу московского народа и саму территорию Москвы.
Основанный Даниилом Александровичем монастырь уже при его сыне Иване Даниловиче был перемещен в Кремль, а в 1490 году великий князь Иван III Васильевич, с которого началась новая история Московского Кремля, вывел его с Боровицкого холма монастырь «на гору Крутицу», и стал он называться Новоспасским. А в 1560 году Иван IV Васильевич (Грозный) приказал восстановить Данилов монастырь, что и сделали строители чуть севернее места, где основал монастырь Даниил Александрович.
В 1652 году здесь были открыты мощи святого Даниила и помещены в арке между Даниловским и главным приделами соборного храма.
В конце XVII столетия вокруг монастыря соорудили кирпичную стену, скрепленную семью башнями и украшенную над северными воротами надвратной башней. Архитектурный ансамбль монастыря украшают собор Семи Вселенских соборов с церковью Даниила Столпника, сооруженной в XVI-XVIII веках, братский корпус XVII века и церковь Троицы, возведенную в 1838 году архитектором Е. Д. Тюриным.



Симонов монастырь

1370 год на земле Симона, в миру боярина С. В. Ховрина, пожертвовавшего Церкви свой участок, учеником преподобного Сергия Феодором был основан Симонов монастырь. В 1379 году он был перенесен в то место, где и стоит по сей день, в юго-восточной части Москвы, на левом берегу реки Москвы.
Здесь жили во время постов первые цари династии Романовых, в стенах монастыря воспитывались будущие знаменитые деятели Русской Церкви Кирилл Белозерский, Варлаам и другие. Здесь похоронены деятели русской истории, полководцы, поэты, писатели.
В XVI веке в Симоновом монастыре работали Вассиан Патрикеев и Максим Грек.
В сороковые годы XVII века монастырь был окружен каменной стеной, здесь сохранились после бурь ХХ века угловая башня «Дул», «Старая» конца XV века и «Новая», сооруженная в 1677-1680 годах зодчими И. Потаповым и О. Д. Старцевым, трапезные, а также братский корпус XVII века.
В 1771 году монастырь упразднили из-за чумы и сделали здесь чумной карантин. Но уже в 1795 году его вновь восстановили.
В начале ХХ века здесь чудно звучали колокола, притягивающие неравнодушных к прекрасному людей. После революции 1917 года монастырь вновь упразднили, здесь были размещены разные предприятия, в том числе производившие, например, рыболовные крючки.
В 1989 году был вновь открыт в Старом Симонове храм Рождества Богородицы, и у москвичей появилась надежда, что и Симонов монастырь когда-нибудь обретет своих прихожан.
В Государственной Третьяковской галерее находятся четыре иконы, в разные времена находившиеся в храмах монастыря.

Придел - небольшая пристройка в православном храме со стороны южного или северного фасада с дополнительным алтарем для богослужения.

* * *

Иконостас - перегородка с иконами и резными дверями в православном храме. Он отделяет алтарную часть (где совершаются таинства) от остальной церкви. В XV веке в Русской Православной Церкви сложился свой тип иконостаса: высокий, со многими рядами икон.




Андронников монастырь

ндроников монастырь (Спасо-Андроников, Андроников Спаса Нерукотворного) расположился к востоку от современного Садового кольца, на левом берегу реки Яузы, для защиты юго-восточных подступов к Москве. Он был основан в 1360 году митрополитом всея Руси Алексием по обету.
Во время обратного путешествия из Константинополя, где Алексий был рукоположен в сан митрополита, корабль попал в страшный шторм. Митрополит дал обет в случае удачного возвращения на родину, основать монастырь. Благополучно возвратившись в Москву, он попросил у преподобного Сергия его ученика Андроника, чтобы сделать его игуменом основанного монастыря.
В XIV-XVII веках здесь был один из центров переписки книг. В монастыре жил, творил в последние годы и умер великий живописец Андрей Рублев.
Уже в первые годы существования монастырь неоднократно грабили враги: литовцы в 1368 и 1372, ордынцы в 1382 и 1404 годах. Но полностью разрушить его, истребить в москвичах желание иметь здесь монастырь ни один враг не смог. В 1410-1420 году игумен Александр возвел соборный храм Спаса, расписанный Даниилом Черным и Андреем Рублевым.
В 1451 году, во время нашествия Сеид-Ахмета, Андроников монастырь был разорен и опустошен, но вновь восстановлен заботливой верной рукой.
В 1571 году монастырь разорили воины Девлет-Гирея, крымского хана, а в 1611 году здесь уже грабили поляки и литовцы. И всякий раз монастырь восстанавливался.
В 1989 году в соборе Спасо-Андроникова монастыря прошла литургия в честь первой годовщины причисления Андрея Рублева к лику святых.

* * *

Aндрей Рублев, живописец, иконописец. Родился в 1360/1370 годах. Является общепризнанным основателем московской школы живописи. В 1405 году вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца он расписал Благовещенский собор в Московском Кремле, затем работал в Звенигороде, написал знаменитую «Троицу», исполнил фрески Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным и другими мастерами. Многие работы великого живописца не сохранились. Но, например, «Троица» Рублева волнует и будет волновать всех людей Земного шара, кого душевная красота и сила освободившегося от оков человека не оставляет равнодушным. Умер Андрей Рублев в 1427 или в 1430 году, похоронен в Андрониковом монастыре.



Посад (Великий посад, Большой посад) и Китай-город

же в XII веке на берегу Москвы-реки, под Боровицким холмом, возникли поселения торговцев и ремесленников, часть их селилась в Зарядье. В XII-XIII веках почти весь Посад размещался на территории современного Кремля.
В 1296 году Даниил Александрович основал на Посаде, в Богоявленском проезде, Богоявленский собор, второй по возрасту в Москве.
В XIV веке Посад расширился уже до современного Китайского проезда.
В 1534 году Посад огородили рвом и укреплениями из дерева и земли, а в последующие три года на их месте итальянский зодчий Петрок (Петр) Малый сложил так называемую Китайгородскую стену, и весь район (бывший Большой посад) стал называться с тех пор Китай-городом.
Специалисты считают, что слово Китай этимологически связано со словом «кита» - то есть связка жердей, с помощью которой укреплялся земляной ров и вал.
Длина Китайгородской стены составляла 2,6 км при высоте более 6 метров и толщине около 6 метров. В стену были встроены 14 башен, в том числе 6 - воротных.
В 1834 году Китайгородская стена была разобрана. От нее остались лишь фрагменты - у гостиницы "Метрополь" и гостиницы "Россия".












Белый город

1585-1593 годах русский зодчий Ф. С. Конь построил третью после Кремлевской и Китайгородской стену в городе, названную стеной Белого Города, окружившую столицу слева от Москвы-реки большим, незаконченным из-за водной преграды кольцом, почти совпадавшим с современным Бульварным кольцом.
Этот район столицы был назван Белым городом по мнению некоторых специалистов от названия стены, а по утверждению других - от «белых земель», обитатели которых не облагались земскими податями.
Стена Белого города имела 27 башен, из которых десять были с воротами. Длина стены составляла 9,5 километров, высота доходила до 10 метров при толщине от 4,5 до 6 метров. Еще в XV веке в черте Белого города находились сады, великокняжеский загородный двор, боярские усадьбы, монастыри Рождественский, Высоко-Петровский, Сретенский и другие.
В конце XV века на левом берегу реки Неглинной поставили Пушечный двор, а в XVI веке, во времена Ивана Грозного, - Опричный двор.
В XVII веке в черте Белого города началось активное строительство светских и храмовых каменных сооружений.



Во второй половине XVIII века стену Белого города, потерявшую оборонительное значение, снесли, а на ее месте чуть позже разбили бульвары: Гоголевский, Суворовский, Тверской, Страстной, Петровский, Рождественский, Сретенский, Чистопрудный, Покровский, Яузский.



Замоскворечье (Заречье в XIV-XVI веках)

Так называется район на правом низком берегу реки Москвы напротив Боровицкого холма и Китай-города. В XIV-XVI веках осваивать эти земли, часто затопляемые во времена наводнений, мешали набеги ордынцев. В XIV-XV веках здесь пасли скот, и местность называлась Великий луг.
Затопляемая во время паводков местность между рекой Москвой и Водоотводным каналом (старицей) получила название Болото, Балчуг. В XIV-XV веках к югу от старицы лежали села Колычево и Хвастовские. В XVI веке здесь раскинулись Садовые слободы, а также другие слободы.
В 1612 году, в августе, казаки и ополченцы К. Минина остановили здесь в жестокой схватке поляков во главе с Ходкевичем, рвавшимся в Кремль на подмогу к осажденным там своим согражданам, мечтавшим воспользоваться в своих целях русской смутой.



Во второй половине XVII века в Замоскворечье ведется широкое строительство каменных церквей и зданий; улицы этого района удачно вписываются в уже сложившийся к этому времени городской (атомарный) пейзаж.
Здесь были возведены великолепные церкви Николы в Пыжах, Григория Неокесарийского, Воскресения в Кадашах и многие другие шедевры храмового искусства.



Занеглименьe

XIII веке в Москве увеличилось число ремесленников, и они стали селиться северо-западнее современного Кремля на правом берегу реки Неглинной. От нее и местность получила название Занеглименье, известное с XV века. Тогда же здесь появились первые дворы богатых бояр. А уже в XVI-XVII веках в Занеглименье возникли дворцовые, казенные и монастырские слободы.
Еще в середине XV века часть этого района Москвы была окружена рвом, который позднее очень удачно вписался в стену Белого города, а еще позднее - в Бульварное кольцо. Через Занеглименье от Боровицкого холма тянулись лучи-дороги Тверская, Смоленская (ныне Арбат), Дмитровская, Волоцкая (ныне Большая Никитская). В конце XVI века возведенный так называемый Земляной город поделил эту часть Москвы на городскую и сельскую, называемую еще достенной. В следующем столетии началась активная застройка Белого и Земляного городов и близлежащих сел и само название Занеглименья исчезает.

* * *

Слобода - поселения ремесленников, торгового и военного люда, известные в Москве с XIV века. В XVII веке в городе было около 150 слобод. До сих пор улицы Кузнецкая, Мясницкая, Поварская, а также местности Кожевники, Сыромятники, Садовники и так далее напоминают о первых своих поселенцах и их занятиях и профессиях.


<< предыдущая страница