bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
НОВОГОДНЯЯ ВИКТОРИНА

1С какого года на Руси отмечали Новый год?

(С 1700 специальным указом Петра 1 ввели празднование Нового года)

2.Кто из землян первыми встречает Новый год?

(жители архипелага Фиджи)

3.Когда на ёлке появилась Снегурочка?

(после того как о ней рассказал в своей пьесе Островский)

4.Что такое конфетти?

(от итальянского «конфетто» обычная конфета. В 19 веке на карнавалах римляне бросали друг в друга конфеты. Затем их заменили гипсовыми шариками. А в 1884г. настоящие конфетти изобрел владелец казино «де Пари».

5.Что вы знаете о коньках? Когда они появились, их первоначальное название?

(первые коньки найдены при раскопках бронзового века. В России Петр 1 в 1697г. выточил первые коньки, их называли скороходами. Их назвали коньками, т.к. украшали фигурками коней.)

6.-Стукач Деда Мороза (посох)

-Объект художественного творчества (окно)

- Гражданство? (космополит)

-Прозвище? (красный нос)

- историческое имя (Николай)

-Возраст (1000 лет)

-Как он cоздает геометрические узоры? (превращает воду в лед)

7.Вспоминая о том, чем придется руководствоваться в новом году, предложим гостям произнести привычный, знакомый текст пословицы взамен тому, который прозвучит так

- подарок не обсуждают, принимают то, что дарят……..(Дареному коню в зубы не смотрят)

-Учить нужно в течении всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно.((Век живи – век учись)

-Если взялся за какое-то дело ,доводи до конца (Взялся за гуж, не говори, что дюж.)

-Неприятность, беда случаются обычно там, где что-нибудь ненадежно…(Где тонко, там и рвется)

-Как сам относишься к другому, так и к тебе будут относиться..(Как аукнется ,так и откликнется)

-Не берись за незнакомые дела(Не суйся в воду, не зная броду)

8.Каждое насекомое имеет свой девиз. Угадай, умение кого какой.

Повторенье - мать ученья.(попугай)

Держи карман шире (кенгуру)

Слезами горю не поможешь (крокодил)

Один в поле не воин (саранча)

Идти нога в ногу (гусеница)


Пришел к нам новый год,

И дни чудесные настали!

А тридцать первое уйдет

И на прощанье унесет

Все наши двойки и печали.

А пожелания ясны,

И всякий год одни и те же;

Мир и покой для всей страны,

А детям разной вышины

Ботинки, шапки и штаны

Менять раз в год – но уж не реже;

Есть сладкое, беречь живот;

Проказить, но, не хулиганя;

Рубать котлеты, есть компот;

Ходить в кино, в театр и в баню;

с тем – драться, ну а с тем – дружить,

А, в общем – поступать как надо

И в школу каждый день ходить,

За то, не требуя награду!


Новогодние конкурсы

1.«Театральный»

-женщина с тяжелыми сумками

-горилла по клетке

-воробей на крыше

-аист по болоту

-курица по двору

-девушка в узкой юбке на высоких каблуках

-часовой на продоовощном складе

-младенец, который только научился ходить

-парень перед незнакомой девушкой

-Алла Пугачева во время исполнения песни

2.Угадай слово

Опле – поле

Рванья – январь

Лауци – улица

Бадусь – судьба

Кенжос – снежок

Ачекол – елочка

Брогус – сугроб

3.«Веселые картинки»

На доске одновременно нарисовать одной рукой – треугольник, другой – квадрат

4. «Мозаика»

Собрать разрезную открытку

5. «Раз открытка, два открытка»

КОЛЬЦА ДИАМЕТРОМ 10-15 СМ НА расстоянии 2-3 м попасть в кольцо предметом, завернутым в бумагу

6. «Прыг-скок»

При слове суша – прыжок вперед, вода – назад

7. «Снежные комья»

В подвешенную корзину попасть теннисными мячиками(6штук)

8. «Снежинки-пушинки»

Подбрасывают ватные комки и удержать в воздухе, как можно дольше

9. «Игрушка по кругу»

Игрушка передаётся по кругу из рук в руки. Музыка прекращается, игра останавливается. Продолжать до тех пор пока не останется один человек.

10. «Веселая чепуха»

Вы сочиняете стихи? Кричите ли вы громко на улице? Любите ли хулиганить? Помогаете ли родителям? Вы любите рисовать на стенах? Вы читаете чужие письма? Вы спите спокойно? Хорошо ли вы учитесь? Можете ли вы подложить «свинью» приятелю? Вы слушаете чужие разговоры? Бьёте ли вы посуду со злости? Вы распространяете сплетни? Болтаете ли вы на уроках?

Ответы. Нет, мне это не нравиться. Только без свидетелей. Да, с удовольствием. Это моя давняя мечта. Да, если умение меня хорошее настроение. Только в летние ночи. Особенно в чужом доме. Нет, я очень стеснительный человек. Изредка, ради шутки. Это любимое занятие. Нет, я культурный человек. Только с друзьями. Я никогда не отказываюсь от такой возможности.






Боровицкий холм

оровицкий холм и его ближайшие окрестности в древности был довольно глухим местом. Заокская земля в самом центре Восточной Европы, хоть и богата, но сложна для обживания. Во времена Великого переселения народов здесь поселились племена кривичей да вятичей. Они поладили с финно-угорскими племенами и зажили мирно, работая изо дня в день.
Второй крупный приток населения в ближние и дальние окрестности Боровицкого холма начался во второй половине XI века, когда в Древнерусском государстве вспыхнула распря князей. Воевать хотелось далеко не всем. Самые мирные люди покидали обжитые земли Киевской Руси, разбросанные в основном в Поднепровье, и устремлялись в поисках спокойной, невоенной жизни.
Здесь, в Окской заводи, жизнь протекала спокойно у спокойной реки, некруто петляющей меж покатых холмов, густо поросших, как и вся местность кругом, сосновыми борами вперемежку с широколиственными лесами, с березовыми рощами, прозрачными, как апрельская вода.
Всходили люди на Боровицкий холм, осматривали местность и радовались. Леса добротные, богатые, рек и



осква - город-солнце с ярко выраженной атомарной (планетарной) планировкой. Образующим ядром этого «атома» является Кремль на Боровицком холме. Отсюда лучами расходятся в разные стороны главные улицы Москвы, стянутые орбитальными линиями, кольцами. Кольцо вокруг Кремля, Бульварное кольцо, Садовое, МКАД, а под Москвой - кольцевая линия метро. А в пятидесяти-шестидесяти километрах от российской столицы протянулась так называемая «бетонка».
По мере приближения к центру российской столицы резко увеличивается не только количество машин на дорогах и пешеходов на перекрестках, но и само напряжение жизни, скорость «городской броунады», скорость мышления. Неоднократно правители Москвы пытались изменить это положение, уменьшить напряжение жизненных потоков в центре города. Но все их попытки закончились неудачно, что лучше всего демонстрируют карты Москвы разных времен: в них всегда был главным мотив города-солнца. Поэтому наше путешествие по российской столице тоже будет подчинено атомарному принципу. От центра Москвы, от Боровицкого холма, мы отправимся по лучам-улицам города, посетим главные его достопримечательности, покатаемся на Кольцах, полетаем на орбитах времен.


Основатель

стория московского храмостроительства берет свое начало, по всей вероятности, с Юрия Владимировича Долгорукого, признанного основателем будущей столицы России.
Согласно летописным сведениям, 28 марта 1147 года на Боровицком холме состоялась встреча Юрия Владимировича с его союзниками в междоусобной борьбе. Эта дата считается днем основания Москвы, в те времена представлявшей собой колонию Красных (Красивых) сел, разбросанных вдоль Москвы-реки с притоками.
Князь Юрий Долгорукий знаменит в русской истории еще и тем, что, активно участвуя в распре, он в последние годы жизни много сил и энергии уделял хозяйственному обустройству, архитектурному убранству, а также основанию новых городов на территории, которую гораздо позже ученые назовут Московским пространством. Именно эта земля станет в XIII-XIV веках организующим ядром, вокруг которого московские князья, а затем цари будут создавать могучее государство.Юрий Долгорукий основал в 1152 году в сорока шести километрах к западу от Боровицкого холма Звенигород, на Нерли и в других местах он поставил чудесные храмы, основал в ста шестидесяти километрах к северо-востоку от Красных сел Переяславль-Залесский, построил и другие города.
В 1156 году Юрий Долгорукий приказал соорудить вокруг Боровицкого холма крепостную стену. Некоторые специалисты считают, что крепость здесь стояла еще во второй половине XI века. Основным строительным материалом в этих краях долгие века была сосна. Дерево прочное, но не долговечное. Крепостные сосновые стены нужно было периодически менять, приблизительно раза два в столетие, либо чуть реже.
Юрий Владимирович Долгорукий умер в 1157 году.



Успенский Собор

се беды русские не миновали и будущую столицу. Залетали сюда дружины русских князей, жгли Москву татаро-монголы, не щадили ее пожары и засухи, эпидемии и другие напасти.
Но город и люди московские медленно, не торопясь, копили в труде силу могучую, обретали самих себя.
Первым собирателем земли московской был князь Даниил Александрович, сын знаменитого Александра Невского, живший в 1261-1303 годах. А уже во времена правления его сына, Ивана Даниловича Калиты, началось трудное возвышение Москвы.
Одним из первых политических и религиозных деятелей Русского государства почувствовал громадную мощь еще крохотной Москвы митрополит всея Руси Петр. Неоднократно он приезжал сюда из Владимира, где была митрополичья кафедра, любовался местными далями, подолгу думал о чем-то и вел беседы с Иваном Даниловичем. В августе 1325 года они заложили в Москве первую каменную церковь Успения Богородицы (Успенский собор, одноглавый, белокаменный).
Неподалеку от того места, где должен был стоять жертвенник, митрополит собственными руками построил себе гроб и благословил Ивана Даниловича, сказав: «Бог тебя поставит выше всех других князей, и распространит город этот паче других городов».



Московский Кремль

ервые поселения на территории Кремля, согласно данным археологических находок, датируются вторым тысячелетием до н. э. Во второй половине XI века здесь был славянский городок. Упоминаемый впервые в летописи «град Москва» занимал небольшую территорию приблизительно в 1,5 гектара на юго-западной оконечности Боровицкого холма.
Уже упомянутый нами город, возведенный по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году, был в 5-6 раз больше. Строители окружили его валом и рвом.
После разрушения в 1237 году ордынцами, москвичи быстро восстановили крепость, а в конце столетия на Боровицком холме появились первые каменные церкви.




В 1339 году, во времена правления Ивана Калиты, жители Москвы возвели дубовые стены и башни, окаймлявшие Боровицкий холм мощной короной. В 1359 году, после смерти отца Ивана Ивановича Красного, княжить в Москве стал его девятилетний сын Дмитрий. В 1365 году страшной силы пожар сжег деревянную Москву. Огонь, распря, чума губили людей, великих и невеликих. В этой сложнейшей ситуации пятнадцатилетний великий князь Дмитрий Иванович, его двоюродный младший брат князь Владимир Серпуховской, московские бояре и митрополит Алексий приняли смелое и, по всей видимости, единственно верное решение: «ставить город камень Москву», строить на Боровицком холме каменные стены - Кремль.




В тот же год началась заготовка белого камня. Люди работали упорно и много. Они трудом решили победить напасти и даже чуму, разозлившуюся не в меру. Каждый день болезнь отнимала родных, друзей. В общих могилах хоронили людей, хоронили, и камень готовили, свозили на Боровицкий холм.
Так начиналась Москва белокаменная: была она до этого красна (красива то есть) селами, стала красна белоснежным убранством своим.



Лавра

роице-Сергиева лавра, русский монастырь, расположена в Сергиевом посаде, в 71 километре к северо-востоку от Москвы. Уже в XIV веке он стал выдающимся духовным и культурным центром Московского княжества, а затем Русского государства и Российской империи. Сюда приезжали великий князь Дмитрий Иванович и князь Серпуховской Владимир Андреевич перед походом на Дон - на Куликово поле. Преподобный Сергий благословил их и все русское войско. Троицкие иноки Александр Пересвет и Родион Ослябя участвовали в Куликовской битве.
В XV веке в монастыре процветало собирание книг и рукописей, велась обширная переписка, развивались художественные ремесла, иконописное дело. Величайшие шедевры мирового значения сотворили здесь Андрей Рублев и Даниил Черный, резчик и ювелир Амвросий, другие мастера искусства и литературы.
В 1540-1560 годах вокруг монастыря соорудили мощную крепостную стену, усиленную 11 башнями. В 1608-1610 годах за этими стенами монахи выдержали осаду польско-литовского войска, что самым благотворным образом повлияло на ход боевых действий и на победу русского ополчения над интервентами.
Архитектурный комплекс Лавры занимает невысокий холм Маковец.
В 1559-1585 годах в центре монастыря по приказу Ивана IV Грозного был возведен Успенский собор, ставший образующим центром архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры, судьба которой неразрывно связана с Москвой, с Россией.



Москва-народ и Иван III

ятнадцатый век для Москвы, как столицы великого княжества, вокруг которого наращивалось, увеличиваясь с каждым десятилетием Русское национальное государство, был веком побед, военных и мирных. Первую крупную победу русский народ одержал еще в 1380 году на поле Куликовом, разгромив ордынское войско темника Мамая. Великий князь московский Дмитрий Донской, а вместе с ним и город, и народ Москвы получили у сограждан огромный кредит доверия. Да, именно на рубеже XIV-XV веков на территории Московского пространства образовалось то единение людей-соотечественников, которое русский историк И. Е. Забелин вполне обоснованно назвал термином «Москва-народ». Оно стал ядром великорусского народа. Претендентов на главный город цементирующегося Русского государства было немало! Это и Господин Великий Новгород, и Псков, и Тверь, и Владимир, и другие города.
Медленно, не спеша набирал Москва-народ силы, действуя по принципам Ивана Даниловича Калиты: много работал Москва-народ, воевал в исключительных случаях, стоически переносил налеты кочевников и других врагов, копил в себе мощь могучую. В 1462 году великому князю Василию II Васильевичу удалось решить важнейшую для государства задачу - покончить с распрей русских князей, полыхавшей в Восточной Европе пять веков кряду.
Его сын Иван III Васильевич решает следующую глобальную задачу: Русь в 1480 году освобождается от унизительной продолжавшейся более 240 лет необходимости выплачивать орде дань.
Еще до знаменитого «стояния на Угре», после которого Русь официально освободилась от данной зависимости от Орды, великий князь повелел построить в Москве величественный Успенский собор. Никаких денег он не пожалел на это. Из Италии пригласил знаменитого зодчего Аристотеля Фьораванти. Силы народа, силы Москвы высвобождались для творчества и красоты!
Иван III Васильевич, а вместе с ним и Москва-народ, заметно укрепили свое положение в сложном, меняющемся восточно-европейском мире сильных, окружавших Русское государство стран: Литвы, Польши, Крымского ханства, Османской империи, осколков Орды. Человек воинственного склада мог бы использовать заметное улучшение материальной базы на создание крупного войска, как то, например, было сделано в IV веке до н. э. Филиппом Македонским, захватившим Фракийские рудники. Но великий князь всея Руси отказался от идеи создания военизированной державы и символом его государственной стратегии стал новый Московский кремль.


Церковь Ризоположения

1484 году Иван III приглашает в Москву псковских мастеров Кривцова и Мышкина, и они возводят в Кремле церковь в честь положения ризы Божией матери во Влахерне (церковь Ризоположения). Как домовой храм московских митрополитов она появилась еще в 1450 году. По другим сведениям это случилось сразу после нашествия на Москву 2 июля 1451 года ордынского царевича Мазовши. В тот день отмечался праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Войско степняков могло принести много вреда жителям города, но вдруг отступило, ушло в Орду. Этот набег москвичи назвали «скорой татарщиной», а псковские мастера возвели в память об этом событии церковь Ризоположения.
Одноглавая она стоит на высоком подклете, фрески в 1644 году были исполнены русскими мастерами С. Ивановым и И. Борисовым. Иконы на иконостасе выполнены группой мастеров во главе с Н. Истоминым.
В XVII веке церковь Ризоположения была домовой церковью Патриарха. Через ее сени после своего поставления выходили к народу митрополиты и патриархи.
В 1626 году Патриархию перенесли в новый дом, а церковь Ризоположения была «причислена к царскому двору» и названа «верховой» или «на сенях».
Достопримечательностями этого храма являются паникадило работы Сверчкова (1624 год) и четыре вощаницы (деревянные, покрытые воском и расписанные подсвечники), устроенные в 1643-1645 годах усердием патриарха Иова.
В ХХ веке церковь долгое время использовалась как музей. Здесь выставлялись изделия русских мастеров резьбы по дереву XVI-XVIII веков.


Святой Георгий страстотерпец и Москва

то общего у этого святого, высокочтимого среди разных народов, с Москвой, на гербе которой он запечатлен и жители которой избрали его своим покровителем?
Еще 15 июля 1464 года на Фроловской (Спасской) башне Московского Кремля появилась сработанная из белого камня скульптура святого Георгия. До этого, как известно, в Москве не поощрялось, согласно православным христианским канонам, искусство скульптуры.
Святого Георгия знали и почитали в Восточной Европе еще до принятия Русью христианства. Проник он сюда вместе с преданиями христианских миссионеров и полюбился здешним обитателям за свою заботу о земледельцах. Ключом он отворял родники, охранял поля, берег колодцы, пас стада и охранял скотину, а случись беда - землю защищал от недругов.
Русские князья издревле относились к нему с благоговением. Ярослав Мудрый при крещении принял имя Георгий, в 1030 году возвел в честь святого город Юрьев, а еще через семь лет основал в Киеве Георгиевский монастырь.
Дмитрий Иванович Донской уже имел печать с изображением всадника, поражающего змея.
На рубеже XIV-XV веков столицу быстро развивавшегося княжества Московского и образ святого Георгия связала нервущаяся прочная нить, которую можно назвать логикой их судеб.
Юноша Георгиос, согласно легендам, был родом из знатной семьи. Москву основал знатный князь из рода Рюриковичей. Георгиос совершил много воинских подвигов, и Москва, совсем еще юная, одержала много побед. За главный свой подвиг Георгиос принял мученическую смерть, и Москва претерпела в 1382 году беды и несчастья от Тохтамыша. Георгиос, проповедуя христианство, примирил разные народы и крестил языческого царя, и Москва, куда перемещался в XIV-XV веках центр православия, несла словом и примером свет христианской надежды и терпимости племенам и народам. Георгиос лишь напугал копьем дракона, но не убил его, и Москва во время «cтояния на Угре» довольствовалась мирным исходом дела. Георгий охранял тружеников, их поля, дома, скот, и Москва со времен Ивана Калиты (да и раньше, со времен бродников VI-XI веков!) принимала, поощряла людей мирного труда, охраняя и их труд… Действительно много общего в образе cвятого, великомученика, страстотерпца и города, связывающего воедино людей разных верований и разных судеб.


Благовещенский собор

1484 году псковские мастера начали возведение Собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле на месте храма, возведенного еще в конце XIV века и перестроенного в 1416 году. Строительство было закончено через пять лет. Благовещенский собор «был первым и первенствующим из церквей Московского государя и просвитер ее бывал до ХХ века духовником царской семьи».
Первоначально мастера возвели трехглавый собор. В XVI веке были пристроены две западных главы, а в 1562-1564 годах над перекрытыми сводами папертями были встроены четыре одноглавых придела. Церковь эта красива по-царски. В XVI веке северные и западные входы ее украсили белокаменные резные позолоченные порталы, а медные двери в них были сработаны еще в начале XIII века неизвестными мастерами.
Церковь украшали фрески Феодосия, сына Дионисия. Ему же приписываются изображение Георгия великомученика и Дмитрия Солунского, известного святого, который тоже полюбился москвичам.
Иконы для иконостаса (некоторые ученые считают, что они были сработаны для Архангельского собора), написанные в 1405 году (либо в 1399) Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца, перенесли в новый храм. Это был один из первых высоких иконостасов на Руси. Он стал для мастеров иконостасов и иконописцев своего рода образцом, который будущие мастера развивали и улучшали.
На стенах собора между ликами святых изображены мудрецы Древней Греции, такие как Аристотель, Анахарсис, Менандр, Фукидид и другие, помещены их изречения, что свидетельствует о высокой культуре мастеров и архитекторов. Между Благовещенским собором и Грановитой палатой находилось знаменитое Красное крыльцо для царских выходов. Это был один из самых богатых храмов Кремля.



Грановитая палата

рановитая палата была построена в Кремле в 1487-1491 годах итальянскими архитекторами Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Восточный фасад ее отделан граненым каменным рустом, отсюда и название палаты. Сама Грановитая палата находится на втором этаже здания и представляет собой роскошную в своем убранстве большую комнату площадью 500 квадратных метров, крестовые своды которой опираются на центральный стержень. Здесь располагался главный парадный приемный зал великих князей, заседала Боярская дума, а также Земский собор, например, по случаю взятия Казани в 1552 году. Пир посвященный покорению Казани продолжался в палате три дня, и на одни подарки гостям ушла гора серебра - четыреста пудов.








следующая страница >>