bigpo.ru
добавить свой файл
1





«Сказание о святом иконописце»

650 лет со дня рождения Андрея Рублёва

  "Искусство Рублёва - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания"

Искусствовед М.В. Алпатов


«Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублёва и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте … эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов»

Академик Д.С.Лихачев



Благовещение

Андрей Рублев

1405 г.

81 x 61 см

икона. Праздничный чин

Благовещенский собор Московского Кремля


Биография и творчество Андрея Рублева

 

Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.

 

Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.

В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.

 

Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.

 

Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января 1430.

 

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

 

Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX в., привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.

 

Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 июля (17 июля н.ст.).


Творчество Андрея Рублева

 

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

 

В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

 

“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами — Успенский собор во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

 

Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

 

В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.

 

С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

 Искусствовед М.В. Алпатов писал: "Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию".

АНДРЕЙ РУБЛЕВ. Иконы и биография Андрея Рублёва- русская иконопись. Иконописцы Древней Руси

http://bibliotekar.ru/rusRublev/index.htm

Андрей Рублев – биография, картины, иконы, Святая Троица, творчество Рублева http://andrey-rublev.ru/andrey-rublev-biography.php



1.

63.3(2)

Р93


Рыжов, Константин Владиславович.

Андрей Рублёв / К. В. Рыжов // Сто великих россиян : сб. биографической информации/ К. В. Рыжов. - М.: Вече, 2008. - С. 51-53. - (100 великих)

Экземпляры: всего:1 - сбо(1)

2.

85.14

Р 82


А. Рублев : из собрания Государственной Третьяковской галереи/ сост. Э. К. Гусева. - М.: Изобраз. искусство, 1990. - 48 с

Экземпляры: всего:2 - ч.з.(2)

3.

85.14

М64


Рублев, Андрей (1360/70-1430) // Мировое искусство. Русская живопись: от иконописи до авангарда : ил. энцикл. [139 биографий, более 600 картин]/ сост. И. Г. Мосин. - СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2007. – С. 136-137

Экземпляры: всего:1 - ч.з.(1)

4.

85.14

А 52


Алпатов М.В.

Краски древнерусской иконописи : альбом / М. В. Алпатов. - М.: Изобраз. искусство, 1974

Экземпляры: всего:1 - ч.з.(1)

5.

85.14

Б 89


Брюсова В.Г.

Андрей Рублев / В. Г. Брюсова. - М.: Изобраз. искусство, 1995. - 304 с.: ил.

Экземпляры: всего:1 - ч.з.(1)

6.

85.14

Б90


Будур, Наталия Валентиновна.

Библия в русской живописи : [альбом] / Н.В. Будур, И. Лыткина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 256 с.: цв.ил

Экземпляры: всего:1 - ч.з.(1)

7.

85

С17


Самин Д.К.

Андрей Рублев / Д. К. Самин // Сто великих художников / Д. К. Самин. - М.: Вече, 2006. – С 14-18. - (100 великих).

Экземпляры: всего:1 - сбо(1)

8.

85.143(2)1

Б89


Брюсова В.Г.

Андрей Рублев и московская школа живописи / Брюсова В.Г.. - М.: Московские учебники, Русский мир, Вече, 1998. - 192с.

Экземпляры: всего:1 - ч.з.(1)

9.

83.3(2)

М98


Мюллер Л.

К вопросу о догматическом содержании «Троицы» святого Андрея Рублева // Понять Россию : историко-культурные исследования: пер. с нем. / Л. Мюллер. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 231-258.

Экземпляры: всего:1 - аб.(1)

10.



85.14

М91



Муратов, Павел Павлович.

Эпоха Рублева // Древнерусская живопись : История открытия и исследования / П. П. Муратов. - М.: Айрис-пресс: Лагуна - Арт, 2005. – С. 182-199

Экземпляры: всего:1 - ч.з.(1)

11.


85.14

П68

Православная икона [Электронный ресурс] : [сб]. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, б. г.. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.. - (Электронная б-ка DirectMEDIA; Т. 4)

Экземпляры: всего:1 - эл.з.(1)Аннотация: "Православная икона" Иконописная традиция православной церкви V- XX в., книжная миниатюра, лицевое шитье, эмаль- более 2 000 цветных иллюстраций. В собрание включены предметы церковного искусства Византии, Руси/ России, Балканских стран и восточных христианских церквей.


12


85.3

А65


Андрей Рублев : 2 серии /Мосфильм, 1966 г.; сцен. А. Михалков-Кончаловский, реж. А. Тарковский. - М.: Крупный план, 1999. - 1 вк.. - (Фильмы Андрея Тарковского). - (Мосфильм. Антология. Золотой фонд отечественного кино)

Экземпляры: всего:1 - эл.з.(1)

13.




Айвазян М.

Как заново открывали "Троицу" Рублева / М. Айвазян, В. Плугин // Наука и религия. - 2004. - N 10. - C. 38-39

Экземпляры: всего:1 - з.п.(1)

14.




Щенникова Л.

Святая троица / Л. Щенникова // Юный художник. - 2002. - N 7. – С. 20-24

Экземпляры: всего:1 - з.п.(1)

15.




Крупин, Владимир.

Преподобный Андрей Рублев / В. Крупин // Роман-газета. - 2008. - N 1. - С. 111-112. - (Русские святые)Экземпляры: всего:1 - аб.(1)